Просмотр содержимого документа
«Доклад Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста»
Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста
Кранцевич Е.Ф.
Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи достигается различными дидактическими приемами, среди которых одно из важных мест занимает проведение конкурсов , профессиональных , тематических и предметных олимпиад.
Предметные олимпиады – важная составляющая образовательного процесса и одна из форм внеаудиторной работы. Они помогают выявить наиболее способных студентов, а также стимулируют углубленное изучение дисциплины или профессионального модуля, служат развитию интереса к изучаемым дисциплинам и модулям, формируют активную жизненную позицию. Подготовка к таким олимпиадам выполняет важнейшую функцию профессионального развития и социализации обучающихся..
Предметная олимпиада является средством, фактором и образовательной средой личностного развития не только обучающихся. Она создает условия для личностного и профессионального роста преподавателей, которые участвуют в ее подготовке и проведении.
Тут хотела бы остановиться на таком моменте, что совместная деятельность в ходе подготовки олимпиады обеспечивает содержательное взаимодействие между преподавателями и студентами, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта .
Профессиональный конкурс или олимпиада способствуют формированию творческой заинтересованности к труду, применению полученных знаний в практической деятельности, а так же повышают общий эмоциональный статус, то есть оказывает положительное влияние сразу на все компоненты профессиональной и мотивационной готовности: когнитивной, деятельностной и эмоциональной.
Выявление наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных обучающихся осуществляется путем:
-наблюдения в ходе уроков;
-организации кружковой работы и проведением других внеклассных мероприятий по предметам и МДК;
-выявлением способностей обучающихся и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Для того чтобы обучающиеся смогли достойно представлять свое образовательное учреждение необходимо создать определенные условия .
Это комфортное эмоциональное состояние студента, он должен чувствовать, что его участие очень важное не только для него , но и для образовательного учреждения.
Это постоянные систематические занятия с преподавателем. Например подготовка к территориальной очной олимпиаде по химии занимает где то пол года. Это постоянная совместная деятельность занимает очень много времени. И нужно найти слова, промотивировать студента, чтобы он выдержал этот темп.
За время работы в Гуковском строительном техникуме я с обучающимися постоянно участвовала в территориальной олимпиаде по химии среди обучающихся образовательных учреждений профессионального образования. Эта олимпиада проводится очно. Такие вот результаты.
2017 год -Мукучян Алексей 1 место специальность Информационные системы( по отраслям)
2018 год- Хромушина Александра 2 место Информационные системы( по отраслям)
2019 Догода Алена 3 место специальность Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2022 год - Зейнулабидова Диана 2 место специальность Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2023 Матвеева Полина - 2 место специальность поварское и кондитерское дело
и 2024 год Чернобрывцев Дмитрий 1 место Информационные системы и программирование
В 2020 и 2021 году олимпиады не проводились.
Начинаю я с мониторинга знаний с которыми они пришли со школы не только по химии, но и по математике. Это не только оценки в атестате , но и их реальные знания.Второй момент, я уже говорила об этом выявить среди таких обучающихся желающих и умеющих воспринимать новые знания на углубленном уровне. Промотивировать, убедить заниматься. Были такие обучающиеся , которые отказывавались заниматься и мне приходилось готовить менее знающих по химии, но имеющих желание.
Все ребята, которых я перечислила приобрели опыт , гордятся своими результатами и принимают активное участие в жизни группы и техникума. Это повысило их самооценку, это повысило их оцеку в глазах одногруппников.
Кроме территориальной олимпиады участвуют студенты и в дистанционных областных олимпиадах. Приведу только несколько примеров.
Заочная областная олимпиада по биологии , которая проводится в данное время , уже проучаствовало 9 человек. Итоги будут 7 июня, но ребята получили дипломы сразу.
25 апреля участвовали в Областной дистанционной олимпиадае по общеобразовательным естественнонаучным дисциплинам для обучающихся профессиональных образовательных учреждений Ростовской области «Калейдоскоп знаний» Филлипенко Анна 1 место Чернобрывцев 2 место
Областная заочная олимпиада с международным участием "Растениеводство и животноводство основные отрасли сельского хозяйства" Матвеева Полина и Склярова Мария - 3 место. Итд
Таким образом, олимпиады являются действенным средством для выявления и создания организационно-педагогических условий подготовки учащихся по специальности, для обмена опытом, формирования мотивационной готовности студентов к работе по профессии. Опыт успеха обладает огромной жизненной значимостью, он убеждается в собственной компетентности, способности решать сложные профессиональные задачи в условиях соревнования, что укрепляет его чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива. Чувство профессионального успеха выступает в данном возрасте ведущим эмоциональным компонентом мотивационной готовности к труду.