Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Критерии и нормы оценочной деятельности по химии"»
Доклад по теме: « Критерии и нормы оценочной деятельности по химии».
Подготовила: учитель биологии, химии
МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского
Трехсвоякова Наталья Викторовна
Ст. Егорлыкская,
2019 г.
Одна из главных характеристик качества образования- его полноценность. Это относится и к образованию в целом и к образованию в рамках каждой образовательной области, химии и биологии в том числе. Полноценность образования предполагает, прежде всего, его соответствие целям образования, содержанию базовой науки, времени, отводимому на изучение данной образовательной области Базисным учебным планом. Очевидно, что это соответствие должен обеспечить «Обязательный минимум содержания» образования.
Однако содержание без требований к его усвоению школьниками не может с достаточной четкостью ориентировать учителя, как следует вести образовательный процесс или, иначе говоря, как управлять качеством образования.
Именно требования к обязательным, минимально необходимым результатам обучения, задающие уровень владения содержанием, являются для учителя источником информации о четких детализированных нормативах, относительно которых только и можно измерять качество подготовки учащихся. В этом смысле «Требования» выступают не в значении «лучшие», «совершенные», а в значении «эталон», с которым сравниваются учебные достижения школьников. При этом меняется сама идеология и технология оценивания результатов обучения. В ней уже нет привычной для учителя ориентации на «среднего» ученика. Главным становится оценка достижений учащихся в сравнении с уровнем планируемых обязательных требований к их подготовке.
Действительно, обязательные требования должны быть выполнимы для всех. В качестве оценки этих достижений можно использовать систему «зачет-незачет». Все, что учащийся показал сверх планируемых результатов,- его достижения, и они должны фиксироваться посредством рейтинговых оценок. Система оценивания- это особая тема, являющаяся предметом широкого обсуждения, однако хотелось бы обратить внимание на следующий момент.
Ученики, достижения которых превышают уровень обязательных требований, уже не «средние» ученики. Учитель может работать с ними на более высоком уровне, более дифференцированно. Значит, оценивание результатов учебных достижений с ориентацией на требования к уровню обязательной подготовки учащихся делает реализацию в обучении принципа дифференциации более объективной. Основное назначение системы оценки выполнения обязательных требований состоит в том, чтобы выявить, насколько учащиеся овладели знаниями и умениями, зафиксированными в «Обязательном минимуме содержания». Осуществляют это посредством системы заданий и проверочных работ. Задания формулируются на основе требований. Новым в системе итогового контроля стало использование при конструировании проверочных работ заданий с выбором ответа и заданий с кратким свободным ответом, которые легче других поддаются однозначной оценке. Такие задания наиболее уместны в итоговой проверке знаний, когда необходимо охватить проверкой большой учебный материал. Их преимущество еще и в том, что для оценки их выполнения необходимо применить наиболее ясную для истолкования шкалу типа «выполнил-не выполнил», «зачет-незачет». Тем самым открывается возможность отметки пятибалльной школьной шкалы- «удовлетворительно» (3), «хорошо» (4), «отлично» (5)- наполнить конкретным, точно интерпретируемым содержанием.
Следует отметить, что наличие требований к обязательной подготовке учащихся не предполагает изменения форм и способов контроля, традиционно используемых в процессе обучения химии и биологии, но вместе с тем выдвигает определенный принцип конструирования и отбора заданий, предлагаемым учащимся. Он состоит в следующем: содержание задания и характер учебной деятельности, которую осуществляет обучающийся при его выполнении, должны находиться в строгом соответствии с требованиями. В этом случае задания, различные по своей форме и степени сложности, становятся своего рода измерителями достижения выпускниками требований к обязательной подготовке по предметам.
Практическими заданиями проверяется выполнение требований прикладного характера: составлять план проведения химического опыта, выбирать необходимые вещества и оборудование, соблюдать правила техники безопасности при обращении с химической посудой и оборудованием, нагревании веществ, объяснять его результаты и т.д.
При проведении итогового контроля, призванного выявить результаты обязательной подготовки как по химии, так и по биологии, обычно использую задания двух типов- с выбором ответа и свободным ответом.
Например, под номерами 1,2 указаны задания со свободно конструируемым ответом, а под номерами 1а,1б; 2а- задания с выбором ответа.
Требование: Характеризовать общие химические свойства металлов и их важнейших соединений на основе представлений об окислительно- восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена.
Задания:
С какими из перечисленных веществ взаимодействует кальций: раствор карбоната натрия, раствор хлороводорода, сера, кислород, вода, гидроксид железа (II)? Напишите уравнения возможных реакций.