Просмотр содержимого документа
«Доклад:"Организация внеклассной работы по химии".»
Организация внеклассной работы по химии
Внеклассная работа по химии углубляет знания учащихся, помогает установить связь химии с жизнью, выявить склонности и дарования учащихся, развивает их творческую самостоятельность, умение работать с книгой, способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать полученные результаты исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями.
Изучать химию в школе трудно, поэтому особое внимание в данной работе уделяется деловым играм, позволяющим создавать типичные жизненные ситуации, в ходе которых ученику нужно найти правильную линию ведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, соответствующее реальным обстоятельствам, что приводит к «взрыву эмоций» и резкому повышению у учащихся интереса к предмету. Также деловые игры знакомят учащихся с профессиями, связанными с химией. Цель внеклассной работы, как и всей учебно-воспитательной работы школы, заключается в комплексной реализации трудового, нравственного, экономического, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний .. Во внеклассной работе следует выделить общеобразовательные и воспитательные задачи.
Образовательные задачи внеклассной работы:
расширение и углубление химических политехнических знаний;
формирование экспериментальных навыков и политехнических умений;
развитие технического творчества, способностей и дарований школьников в области науки и техники;
профориентация учащихся ,занимающихся в классах с углубленным изучением химии.
Воспитательные задачи внеклассной работы:
формирование у учащихся интереса к химии;
развитие познавательной активности школьников, воспитание инициативы и самостоятельности;
воспитание любви и уважения к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально использовать время.
Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.
Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:
осуществление тесной связи с содержанием курса химии ( именно на уроках учитель ставит вопросы, которые должны стимулировать любознательность учащихся, даёт первые импульсы к чтению дополнительной литературы, вызывает стремление собственными руками осуществить то, о чём говориться в учебнике и книге);
соответствие возвратным (физическим и психическим) возможностям учащихся и уровню их подготовленности (образованности, воспитанности и развития);
добровольность выбора внеклассных занятий с учётом различных интересов и запросов школьников, их общей подготовки, индивидуальных наклонностей;
сочетание разных форм и видов работы;
включение элементов занимательности;
соблюдение принципа научности и доступности.
Содержание, формы и виды внеклассной работы
Содержание внеклассной работы по химии учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как основной работы, поэтому разнообразнее тематика.
Основные формы внеклассной работы по химии; массовая, групповая и индивидуальная. Они различаются не только числом учащихся, но и содержанием и методикой проведения. Эти формы внеклассной работы реализуются в различных видах.
Индивидуальная работа:
работа с дополнительной литературой, написание рефератов, подготовка сообщений, докладов;
творческое сочинение, рассказ – задача, кроссворд и т.п.
работа по оборудованию кабинета, изготовление наглядных пособий;
экспериментальные исследования учащихся.
Групповая работа:
выпуск стенгазеты;
работа по оформлению кабинета;
химический кружок;
секции общества любителей химии;
работа лекторских групп;
групповые исследовательские работы.
Массовая работа:
Химический классный час;
Химический вечер;
Химические викторины, турниры, конкурсы;
Устный журнал;
Конференция;
Экскурсии по химии;
Радиопередачи;
Химическая олимпиада;
Неделя (декада, месячник) химии;
Школьное общество «Юный химик».
Все формы внеклассной работы взаимосвязаны. Так массовые мероприятия обычно проводятся на основе работы школьного кружка любителей химии, а индивидуальная внеклассная работа является частью массовой: учащиеся готовят доклады и выступают с ними на вечерах, устных журналах, классных часах и т.д.
Пути и средства повышения эффективности внеклассной работы
Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету и можно повлиять на их профессиональный выбор. Здесь имеются в виду в первую очередь такие виды внеклассной работы, как химические вечера, устные журналы, работа по оборудованию химического кабинета, выпуск стенгазет и др. Отдельные же виды внеклассной работы не могут по своей сути проводиться не систематически (химический кружок, работа школьного химического общества). Чтобы внеклассная работа по химии действительно носила систематический характер, а школьники оказывали учителю действенную помощь в пропаганде химических знаний, необходимо организовать в школе общества любителей химии, началом которого может быть химический кружок.
Поскольку вести систематическую массовую работу по химии одному учителю практически не под силу, следует привлечь к ней бывших выпускников – членов общества любителей химии, родителей учащихся, чьи профессии связаны с химией.
Так как одной из задач преподавания химии является усиление практической направленности, эта тенденция должна превалировать и во внеклассной работе. Учителю следует особое внимание уделять химическому эксперименту и не столько занимательного характера, сколько доступным экспериментальным исследованиям учащихся в пределах возможностей школы. В этом учителю могут помочь химические лаборатории предприятий и т.д.
Учителю необходимо заботиться о расширении массовости внеклассной работы, привлечение как можно большего числа учащихся, в том числе младшего возраста, ещё не изучающих химию.
Во внеклассной работе по предмету, необходимо шире использовать красочные объявления и афиши, радиопередачи, приглашающие всех желающих принять участие в мероприятии, подготовленном и проводимом в одном из классов.
Наряду с совершенствованием методов важным является, на уроке, для учителя совершенствование и развитие методических приёмов во внеклассной работе по предмету. Это - сценарное воплощение химических вечеров вместо распространённой формы отдельных докладов учащихся, и расширенные научно- исследовательские работы учащихся, и руководство старших школьников младшими и т.д.
Следует учитывать возрастные особенности учащихся. Из распространённых видов массовых внеклассных мероприятий учащиеся 8 - классов предпочитают конкурсы и турниры, классные часы и сказочные сценарии, тематические вечера. Учащихся же старших классов интересуют более «серьёзные» мероприятия: конференции, декады, деловые игры, КВН.
В настоящее время одной из важнейших проблем школы стала дифференциация обучения, особенно в старших классах. Появились классы с углубленным изучением отдельных предметов, в том числе химии, профильные (химика – биологические) классы. Формирование таких «химических « классов часто происходит в начале 8 класса, когда ученики имеют смутное представление о химии как учебном предмете. Включение же учащихся 6-7 классов во внеклассную работу по химии может помочь, на мой взгляд, развитию у них интереса к этому предмету и формированию профильных классов.
В классах с углубленным изучением химии внеклассная работа, естественно, должна носить более самостоятельный характер. Следует научить учащихся работать с научно- популярной и справочной литературой, помочь овладеть техникой химического эк4сперимента исследовательского (наряду с занимательным ) характера. Учащиеся таких классов должны помогать учителю, готовить массовые внеклассные мероприятия для остальных школьников, в том числе младших классов.
Именно в школах с углубленным изучением химии, можно организовать школьное химическое общество.