Просмотр содержимого документа
«Доклад «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование методов интерактивных и информационных технологий»»
Школа – лицей №5
Доклад
«Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование методов интерактивных и информационных технологий»
Подготовила: Шеховцова Н.С
Учитель химии и биологии
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Исследования показывают, что именно на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – учащиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя.
Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.
Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм обучения — воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков. В настоящее время, когда система образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация, не на простое усвоение предлагаемых программой знаний, а на выработку у учащихся умений применять свои знания на практике, стремлений самостоятельно познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Если так подходить к обучению, то изменится его содержание и на первый план выходят методы и приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются такие умения как синтез, сравнение, обобщение, умение видеть проблему и формировать гипотезу, а так же поиск путей, решение тех или иных проблем. При всем разнообразии методов, приемов и средств обучения, проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствование науки и техники, социальными изменениями, происходящими в обществе и потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях нетрадиционного, поискового, проблемного обучения. Сам процесс учения – это не просто запоминание научных положений « из головы в голову», это процесс, результат активной познавательной мыслительной деятельности по самостоятельному поиску, добыванию и переработке научной информации. С точки зрения психологии систему методов активного обучения и воспитания можно разделить на « три группы методов, наиболее интересных для использования управления формированием мышления»
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование определенных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.
Большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время урока); совершенствование уже полученных умений; активизация обмена знаниями и опыта.
Активные и интерактивные методы являются более эффективными согласно пирамиде Глассера, так например: 1. «лекция» - усвоение 5%; является быстрым способом изложения информации. Наряду с большой пользой она обладает так же своими недостатками; т.к. может быть скучной, ставит обучающихся в положение пассивных слушателей / «потребителей». 2. «чтение» - усвоение 10 %; индивидуальное или групповое является необходимым методом обучения, но и как лекция – чтение само по себе не позволяет достичь глубокого усвоения информации. 3. «аудио - визуальные средства»- материалы, применяемые для дополнения учебной деятельности. Включают слайды, видеокассеты и др., которые позволяют подчеркнуть ключевые этапы информации и улучшают учебный процесс; усвоение 20 %. 4. «наглядные пособия»- усвоение 30%; в процессе познания учащиеся полагаются на свои органы чувств. 5. «обсуждение в группах» - ( например, решение учебных проблемных задач при помощи УМШ), усвоение 50%; устный обмен мнений обучаемыми – участниками – ведущими обсуждения, которые позволяют учащимися думать, подробно рассказать о своих собственных выводах/ суждениях и выслушать разнообразные мнения. 6. «игры или обучение практикой»- усвоение 70%; проигрывание ситуаций. Учащимся предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Например, каждая ролевая игра длится 10 минут, учащиеся выступают в самых различных качествах. Ролевые игры рассчитаны на то, чтобы помочь учащимся проанализировать свои чувства, мысли и действия в определенной обстановке. Учащимися нужно предоставить возможность добровольно вызваться для участия в ролевой игре, а затем проинструктировать их, чтобы помочь им справиться с тем, что они должны делать. Ролевые игры могут давать обильный материал для обсуждения. 7. «выступление в роли обучающего» - ( например, проект – игра « Я- учитель) – учащийся, который преподает материал другим, сам усваивает его на 90%. Обучение или консультирование своих сверстников – один из самых эффективных способов привлечь внимание обучаемых и заставить их изменить свое поведение. В подростковом возрасте влияние сверстников является более действенным, чем в любой другой период жизни. В рамках программы обучения сверстниками можно опираться на наиболее подготовленных учащихся, которые помогут в качестве ассистентов, в работе с другими учащимися. Лидеры подросткового возраста должны быть хорошо подготовлены сами и должны иметь необходимые сведения и навыки. Обязанность преподавателя – создать на уроке благоприятную атмосферу, которая способствовала бы усвоению материала. Перед работой в учебных (малых) группах полезно выработать определенные правила- соглашения: 1. Правило правой руки. 2. Умение слушать друг друга – это означает не перебивать говорящего. 3. Говорить должен кто-то один. 4. Говорить по теме. 5. Говорить по существу. 6. Необходимо делиться мыслями. 7. Необходимо щадить чувства других. 8. Недопустимо умаление достоинства. 9. Уважительное отношение ко всем учащимся без исключения. 10. Глупых ответов и вопросов не бывает.
Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей.
Мы часто используем викторины.
Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подводится итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.
Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы.
Ещё одной, часто применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока.
Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.
Для проверки объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса очень эффективным используется метод карусели. Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопросов. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Ученики заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.
Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, можно применить работу в малых группах. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх- пяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах. «Дерево решений» - класс делится на группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяется время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.
Отдельно следует остановиться на использовании ИКТ на уроках биологии и химии. Использование новых информационных технологий в курсе биологии и химии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более наглядными и интересными. Использование ИКТ на уроках биологии и химии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Проблемные ситуации Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы: - при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу; - при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу; - при контроле знаний (творческое применение знаний). Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы. Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов. На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся используются биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. При проведении уроков биологии и химии для активизации мыслительной деятельности используются и ситуационные задачи. Представьте ситуацию, проанализируйте, составьте диалоги, возможно инсценирование. 3) Биология и литература. Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации. На уроках биологии и химии часто можно использовать стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на любых этапах урока. 4) Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме) Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту. 5) Разминки Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяют заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока. А) «Ключевые слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка. Б) «Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат). В) «Да-нетка» - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов. Г) «Кроссвординки» - предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой.) Кроссворды могут быть приготовлены детьми как домашнее задание. 6) Применение творческих заданий на уроках биологии и химии Важнейшую роль в активизации учащихся играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности. Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания. Способы и виды заданий достаточно разнообразны: 1) составление кроссвордов; 2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте; 3) выполнение рисунков; 4) изготовление аппликаций (из отдельных картинок вырежи и смонтируй изображение «идеального» животного); 5) составление рассказа с биологическими или химическими ошибками; 6) составление тестов, опорных схем и конспектов; 7) сбор и оформление гербариев, коллекций. 8) выполнение практических заданий, минипроектов;
Д) Игры - упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
Е) Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
Ж) Игры - соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
З) Сюжетно - ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенны задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол». Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позиции исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся
И) Познавательные игры - путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
Только стимулируя познавательную деятельность, самих ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии и химии;
В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология и химия;
Практика показывает, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Подводя итог сказанному хочу сказать, что уровень познавательной активности учащихся в большей степени зависят от использования на уроках активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения. Поэтому их выбор следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии и химии. Следует помнить, что при выборе методов и средств обучения следует учитывать такие важные факторы как: содержание учебного материала; возрастные особенности учащихся; задачи урока; оснащенность кабинета биологии и химии учебным материалом; наличие раздаточного материала; наличие компьютерной техники. Разумное следование вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность учащимся по мере овладения биологическими и химическими понятиями, создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружить школьников учебными умениями, а также включить их в познавательную деятельность.