Анализ проведения ВПР по химии в 2017-2018 учебном году
Август 2018 года
Подготовила: учитель химии и биологии
МБОУ Брасовского района Погребской СОШ Цыганкова М.В.
Цель Всероссийских проверочных работ (далее ВПР) – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
ВПР не является государственной итоговой аттестацией. ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предметам.
ВПР по химии в 11 классе предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс химии на базовом уровне.
Документ, определяющий ВПР: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по предмету, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089) или ФГОС общего образования.
Таким образом, ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД), ЗУН и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.
В 2018 году всероссийскую проверочную работу по химии выполняли 223249 учащихся 11-х классов по России, 2233 ученика по региону 28 школьников нашего района из 5 школ (МБОУ ЛСОШ №1 имени П.А. Маркова (8 уч-ся), МБОУ ЛСОШ №2 имени Н.Ф. Струченкова (8 уч-ся), МБОУ ЛСОШ №3 (6 уч-ся), МБОУ БСОШ имени В.А. Алексютина (5 уч-ся), МБОУ ПСОШ (1 уч-к).
Всероссийская проверочная работа содержала 15 заданий, которые условно можно распределить по четырѐм содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь».
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Количество заданий | Максимальный балл | Процент от максимального первичного балла |
базовый | 11 | 21 | 64 |
повышенный | 4 | 12 | 36 |
итого | 15 | 33 | 100 |
Верное выполнение заданий 1, 2, 4–8, 11, 12, 15 базового оценивалось максимально 2 баллами, в случае наличия одной ошибки или неполного ответа выставлялся 1 балл. Верное выполнение задания 3 оценивалось 1 баллом. Оценивание заданий 9, 10, 13, 14 повышенного уровня сложности осуществлялось на основе поэлементного анализа ответов выпускников. Максимальная оценка за их верное выполнение составляла 3 балла.
Максимальный балл за работу –33, минимальный порог – 11баллов.
Задания также имели различия по требуемой форме записи ответа, который мог быть представлен в виде последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.
Статистика по отметкам следующая:
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % |
2 | 3 | 4 | 5 |
Россия | 223249 | 3,1 | 32,5 | 45,4 | 19 |
Брянская обл. | 2233 | 0,18 | 18,4 | 52,3 | 29,2 |
Брасовский муниципальный район | 28 | 0 | 10,7 | 46,4 | 42,9 |
МБОУ ЛСОШ №1 имени П.А. Маркова | 8 | 0 | 25 | 37,5 | 37,5 |
МБОУ ЛСОШ №2 имени Н.Ф. Струченкова | 8 | 0 | 0 | 12,5 | 87,5 |
МБОУ ЛСОШ №3 | 6 | 0 | 16,7 | 66,7 | 16,7 |
МБОУ БСОШ №1 имени В.А. Алексютина | 5 | 0 | 0 | 80 | 20 |
МБОУ ПСОШ | 1 | 0 | 0 | 100 | 0 |
Как следует из таблицы, обучающиеся 11-х классов Брасовского муниципального района отметку «2» не получили ни в одной из школ, по Брянской области количество двоек составило 0,18%, по России – 3,1%. Отметку «3» в районе получили 10,7% учеников (25% учеников ЛСОШ №1 имени П.А. Маркова и 16,7 % учеников ЛСОШ №3). По Брянской области этот показатель составил 18,4%, а по России – 32,5%. Отметку «4» в Брасовском районе получили 46,4% школьников (37,5% учеников ЛСОШ №1 имени П.А. Маркова, 12,5% учеников ЛСОШ №2 имени Н.Ф. Струченкова, 66,7 % учеников ЛСОШ №3, 80% учеников БСОШ имени В.А. Алексютина, 100% учеников МБОУ ПСОШ). По области этот показатель составил – 52,3%, по России – 45,4%. Отметку «5» в Брасовском районе получили 42,9% школьников (37,5% учеников ЛСОШ №1 имени П.А. Маркова, 87,5% учеников ЛСОШ №2 имени Н.Ф. Струченкова, 16,7 % учеников ЛСОШ №3, 20% учеников БСОШ имени В.А. Алексютина). По области этот показатель составил – 29,2%, по России – 19%. По количеству отличных отметок наш район превосходит и региональные и федеральные показатели.
Распределение качества знаний учащихся по результатам ВПР в районе следующее: 100% качество в МБОУ ЛСОШ №2 имени Н.Ф. Струченкова, в МБОУ БСОШ имени В.А. Алексютина и МБОУ ПСОШ. В МБОУ ЛСОШ №1 имени П.А. Маркова качество знаний составило – 75%, в МБОУ ЛСОШ №3 качество знаний составило – 83,4%. По району качество знаний 89,3%, по области – 81,5%, по России – 64,4%. Если анализировать соответствие отметок за выполненную работу и отметок по журналу, то 67,86% школьников (19 учеников) подтвердили свои отметки, 21,43% учеников (6 чел.) понизили результат и 10,71% обучающихся (3 чел.) повысили свой результат.
Следует отметить, что одиннадцатиклассники района показали по химии хорошие результаты, превосходящие показатели по Брянской области и по России.
При проведении работы использовались средние показатели ожидаемой решаемости. Для заданий базового уровня был определен диапазон от 60 до 90% выполненных верно заданий, а для заданий повышенного уровня – от 40 до 60%.
В школах нашего района в пределы «коридора» ожидаемой решаемости вошли все задания базового уровня, за исключением задания 12 (45% выполнения задания по району, по области 54%, по России – 47%) и все задания повышенного уровня. Также низкий процент выполнения в задании 13 (54% по району, по области 41%, а по России – 32%). Итак, наиболее сложными для всех участников мониторингового исследования стали задания 12 и 13 по органической химии. В задании 12 необходимо было в предложенные схемы химических реакций вписать структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведённого выше перечня и расставить коэффициенты. В задании 13 необходимо было выбрать из предложенного перечня вещество X и записать уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. С этими заданиями одиннадцатиклассники справились хуже всего. Также невысокий результат показали школьники при выполнении заданий 6 и 15, процент выполнения 64 и 68 соответственно. В 6 задании проверялось умение объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, знание типов химических реакций. В задании 15 необходимо было использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Наиболее успешно школьники района справились с заданиями 1,2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11,14. Это говорит о том, что выпускники продемонстрировали хорошие знания базовых химических понятий, умение использовать Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева и давать характеристику химическому элементу, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. Учащиеся понимают природу химической связи, применяют положения ТЭД, записывают ОВР и выполняют решение стандартных задач.
Наиболее высокий процент выполнения у одиннадцатиклассников школ района в заданиях, в которых проверялись следующие элементы содержания:
- умение характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений (процент выполнения от 93%);
- умение определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений (процент выполнения от 73%);
- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде (это задания 1 и 14, процент выполнения которых составил 91% и 90% соответственно);