kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная программа элективного курса "Свойства и строение органических соединений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная программа элективного курса "Свойства и строение органических соединений предназначена для учащихся 10 классов. Рассчитана на 35 часову чебного времени. Направлена на достижение задач успешной социализации старшеклассников; подготовки к продолжению образования, развития интеллектуальных, коммуникативных и личностных качеств, обеспечивающих состоятельность выпускников в решении вопросов профессионального и социального самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа элективного курса "Свойства и строение органических соединений"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковская средняя общеобразовательная школа»







Свойства и строение органических веществ

Адаптированная программа

Элективного курса для учащихся 10 классов.













Составитель: Федосеева О.Н., учитель химии-биологии









Урик , 2014



Паспорт

на адаптированную образовательную программу

I.Раздел(заполняется составителем программы)

1) Федосеева Ольга Николаевна; МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа», улица , Братьев-Ченских-1, тел. 495-448.

2) адаптированная программа «Свойства и строение органических веществ», естествознание, химия.35 часов.

3) для 10 классов, элективный курс.

4) адаптированная программа разработана к методическому пособию Е. М. Потопня «Свойства и строение органических соединений» - М.: «Бином. Лаборатория знаний». 2010г.-47с.

II.Раздел (заполняется администрацией школы)





































Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов в объеме 1 час в неделю (всего 35 ч).

Предлагаемый элективный курс направлен на профильное обучение через достижение задач успешной социализации в обществе, развитию надпредметных интеллектуальных умений ,коммуникативных и личностных качеств, обеспечивающих самостоятельность выпускника в решении вопросов профессионального и социального самоопределения. Содержание элективного курса позволяет подробно разобрать все ключевые вопросы, на которых базируется система химического знания.

Профильный уровень изучения химии предполагает не только расширение предметных знаний, способствует их осмыслению Приобретая знания набора фактов освоения предметных умений ,учащиеся учатся применять понятия, законы, способы решения задач в нестандартных ситуациях, учатся работать в команде.

Предлагаемый элективный курс предоставляет возможность в ходе осмысления предметного материала создавать электронные продукты различного уровня сложности

Цель курса: развитие предметной и информационно-коммуникационной компетентностей учащихся.

Задачи предметной подготовки:

  1. Осмысление важных понятий органической химии.

  2. Структурирование понятия «строение», различение уровней и параметров строения.

  3. Обоснование зависимости определенных свойств органических соединений от различных факторов строения.

  4. Выделение универсальных и специфичных для органической химии понятий и подходов.

  5. Формирование системных представлений о теории строения вещества как базе для обоснования физических и химических свойств органических соединений.

Задачи развития информационно - коммуникационной компетентности:

  1. Освоение различных способов компьютерного изображения химических формул, уравнений, схем на плоскости.

  2. Овладение различными способами компьютерного изображения электронного строения атомов и молекул в трехмерном пространстве.

  3. Опыт пользования сетью Интернет

Срок реализации программы элективного курса один год.

Основные принципы отбора и структурирования материала:

Содержание курса, определённым образом отобранное и структурированное. Специально разработанные задания способствуют, с одной стороны, формированию понимания предметного материала, с другой стороны ,повышению информационно-коммуникационной компетентности до уровня профессионального пользователя. Структура курса существенно отличается от общепринятого изложения содержания в органической химии. Решаются задачи осмысления, обобщения, и систематизации изученных факторов, на основе детального рассмотрения вопроса, зависимости свойств органических соединений от различных факторов строения.

Формы и методы организации учебного процесса.

1.Методы и формы организации учебного процесса определяются требованиями обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, задачами развития и социализации личности.

2. Ведущее место в обучении принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность обучающихся.

междисциплинарная интеграция; (работа с информацией)

обучение на основе опыта и сотрудничества;

учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

интерактивность (работа в малых группах ,работа в творческой группе метод проектов);

личностно-деятельностный и субъективный подход

Формы – групповая ,дифференцированная, индивидуальная,

Итоговые знания и умения:

В области ИКТ

Базовые навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word.

Базовые навыки работы в Microsoft Power Point.

Навыки работы с глобальной компьютерной сетью Интернет.

Навыки работы с графическим редактором.

В предметной подготовке

Учащиеся должны знать/ понимать:

- теорию строения органических соединений (химическое, электронное, пространственное строение); особенности электронного строения линейных и циклических структур, содержащих атомы углерода в различных валентных состояниях, особенности электронного строения кислородсодержащих функциональных групп;

- особенности органических соединений и причины их многообразия, в том числе явление изомерии; условия существования цис- транс- изомеров; представление о конформерах.

- электронные эффекты;

- условия возникновения водородной связи и ее влияние на физические свойства соединений;

- типы химических реакций в органической химии; типы разрыва связей; основные химические свойства классов соединений, условия протекания важнейших реакций.

Учащиеся должны уметь:

- различать способы отражения состава и строения химических соединений ( формула состава, простейшие , молекулярные, структурные), составлять структурные формулы всех возможных изомеров по формуле состава;

- объяснять химические и физические свойства органических соединений исходя из их строения, прежде всего распределения электронной плотности;

- объяснять взаимное влияние групп атомов в молекулах;

- прогнозировать и обосновывать возможность или невозможность тех или иных химических свойств; сравнивать степень проявления тех или иных свойств соединений; писать уравнения реакций изученных типов с неизвестными реагентами;

- грамотно записывать схемы и уравнения химических реакций; составлять цепочки химических превращений; находить и объяснять ошибки в уравнениях.

Ожидаемый результат.

По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по его окончанию:

  • работа в творческой группе;

  • работа с информацией;

решение поставленной проблемы

Поскольку курс практико-ориентированный , помимо результатов будут получены продукты- дидактические разработки, презентации, наглядные пособия учащихся .

Оценка результатов изучения элективных курсов.

текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме ИКТ-заданий , защиты проектов и презентации работы.





Содержание учебного курса

Введение (1час)

Конкретизация понятия «свойства»: физические, химические, реакционная способность. Конкретизация понятия «строение»: объекты и их параметры. Способы изображения состава и строения органических соединений.

Раздел I. Строение органических соединений

Тема 1. Химическое строение (2часа)

  1. Теория химического строения А.М. Бутлерова

Краткая история создания. Основные положения теории. Химическое строение и способы его изображения.

2. Изомерия

Краткая история открытия явления. Классификация видов изомерии. Структурная изомерия. Межклассовая изомерия углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.


Тема 2. Электронное строение (5 часов)

  1. Атом углерода

Электронное строение невозбужденного и возбужденного состояния атома углерода. Гибридизация электронных орбиталей и ее типы. Валентные состояния атома углерода.

  1. Sp3гибридизация

Принцип расположения электронных орбиталей в пространстве. Тетраэдрическая форма расположения гибридных орбиталей. Различение понятий «атомная орбиталь» и «электронное облако»

  1. Sp2 - гибридизация

π- связь. Основные характеристики валентного состояния – форма положения гибридных орбиталей, валентный угол, расстояние между атомами углерода. Двойная связь.

  1. Sp – гибридизация

Основные характеристики валентного состояния - форма расположения гибридных орбиталей, валентный угол, расстояние между атомами углерода. Тройная связь. Кратные связи.

  1. Ароматическая структура

Образование единой π – электронной системы, ее характеристики. «Полуторные» связи. Правило Хюккеля.

  1. Особенности электронного строения циклических соединений.

Напряжение в малых циклах. «Банановые» связи.

  1. Распределение электронной плотности

Электроотрицательность. Смещение электронной плотности. Частичные заряды. Электронные эффекты: индуктивный , мезомерный.

  1. Эффект сопряжения

Условия возникновения эффекта сопряжения. Сопряжение кратных связей, его влияние на количественные характеристики связей и химическое поведение соединений. Сопряжение с участием неподеленных электронных пар гетероэлементов.


Тема 3. Пространственное строение (2часа)

Пространственная изомерия, ее виды. Геометрическая цис – транс изомерия, условия ее существования. Понятие о конформациях, конформации циклических соединений.

Практикум по разработке электронных продуктов (2 часа)


Раздел II. Свойства органических соединений

Тема 4. Физические свойства (2часа)

  1. Агрегатное состояние

Температура кипения. Разветвленность цепи. Полярность связи. Водородные связи. Зависимость температуры кипения от различных особенностей строения.

  1. Растворимость

Полярные и неполярные растворители. Принцип растворения. Зависимость растворимости в воде от различных факторов строения.

Тема 5. Химические свойства (10часов)

  1. Особенности химических реакций между органическими соединениями

Медленное протекание, возможность образования нескольких продуктов в одних и тех же условиях, многостадийность. Формы записи химических уравнений, схем, описание механизма.

  1. Систематизация химических реакций в органической химии

Классификация и выделение как способы систематизации. Универсальные и специфические типы реакций. Названия реакций как способ указания сути происходящего процесса; обобщающие и конкретные названия.

  1. Типы разрыва ковалентной связи

Гомолитический и гетеролитический разрывы связей. Свободные радикалы. Катион (карбкатион), анион. Электрофилы, нкулеофилы.

  1. Замещение

Написание уравнений замещения с любыми реагентами через определение гомолитически рвущихся связей.

  1. Присоединение

Электрофильное присоединение к непредельным углеводородам. Правило Марковникова и случам формального исключения из него, обосноание через рассмотрение наиболее устойчивой промежуточной структуры. Написание уравнения реакций присоединения к алкенам и оксосоединениям различных реагентов.

  1. Кислотные свойства

Кислоты с точки зрения ТЭД, кислотные свойства с точки зрения Бренстеда – Лоури.

Тема 6. Взаимное влияние атомов (групп атомов) в молекулах (4 часа)

  1. Общий подход

Выделение атомов и групп атомов, взаимное влияние которых надо оценить.

  1. Молекула хлорметана

Ослабление связей С-Н из-за наличия атомов с отрицательным индуктивным эффектом. Потеря способности хлора к диссоциации.

  1. Молекула толуола

Нарушение симметрии ароматической системы в результате подачи электронной плотности со стороны заместителя, усиление способности к реакциям электрофильного замещения. Ослабление связей С-Н из-за наличия группы с отрицательным мезомерным эффектом.

  1. Молекулы карбоновых кислот

Усиление кислотных свойств гидроксила из-за наличия группы с положительным мезомерным эффектом. Ослабление связи С-Н в а-положение.


Тема 7. Химические свойства органических соединений (4часа)

Определение типа разрыва связи, легкости разрыва связи, условий разрыва связи на основании анализа электронного строения и оценки взаимного влияния групп атомов в молекуле. Электронное представление обоснования химического поведения альдегидов и карбоновых кислот.

Раздел 3. Практические работы (5 часов)

Контрольные вопросы. Задания на сравнение. Исследовательские задания. Презентация электронных продуктов, защита исследовательских работ.

Учебно-тематический план.


Название разделов, темы занятий.

Количество часов

Теория

практика

Раздел: Строение органических соединений .

Введение

1


Глава 1. Химическое строение.(2ч)

1.Теория химического строения

1


2.Изомерия


1

Глава 2 . Электронное строение(4ч)

1. Структуры, содержащие атомы углерода в различных валентных состояниях

1

1

2. Циклические структуры.

1


4.Эффект сопряжения

1


Глава 3.Пространственное строение.(2ч)

Практикум

2


Раздел 2.Свойства органических соединений.

Глава 4.Физические свойства.(2ч)

1.Агрегатное состояние


1

2.Растворимость

1





Глава5.Химические свойства.(8 ч)

1. Особенности химических реакций между органическими соединениями

1


2.Систематизация химических реакций в органической химии, типы разрыва ковалентной связи.

1

1

3. Замещение

1

1

4.Присоединение

1

1

5.Кислотные свойства

1


Глава 6.Взаимное влияние атомов (групп атомов) в молекулах(4 ч)

1.Общий подход ,конкретизация на примерах хлорметана толуола.

1

1

2.Молекулы карбоновых кислот.

1

1

Глава 7.Химические свойства органических соединений.(4ч)

1.Углеводороды

1

1

2.Кислородосодержащие соединения.

1

1

Раздел 3. Практикум(5ч)

1.Теоритическое обсуждение и доработка проектов.


1

2.Подготовка презентаций.



3. Представление и защита работ



Итого 35 часов.



Методические рекомендации.

Учебный процесс предполагает самостоятельное рассмотрение теоретического материала. Новизна выражается в ракурсе рассмотрения глубины и проработки понятий . На занятиях обсуждаются изученные темы ,разбираются вопросы, поясняются сложные моменты, в группах решаются задания.

Контроль предметных знаний проверяется через выполнение ИКТ- предметных заданий, выполнение которых требует хорошего понимания пройденного материала. Задания для учащихся дифференцированные.

Важной особенностью организации занятий является возможность обеспечения индивидуального темпа изучения.

Основная функция учителя на уроке –организация процесса и консультирование. При использовании групповых форм работы учитель организует коммуникации как внутри группы, так и с целым классом для обсуждения возникающих вопросов общего характера

Информационное обеспечение программы:

В качестве учебных пособий в преподавании используются пособия, рекомендованные МО РФ. В качестве учебной литературы могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Основная литература:

  1. Ахметов М.А. ЕГЭ по химии: результаты и методика подготовки выпускников. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004.- 150с.

  2. ЕГЭ – 2012. Химия. Тематические тренировочные задания/ И.А. Соколова – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 286с.

  3. Ковальчукова О.В. Учись решать задачи по химии. – М.: Поматур, 1999. – 175с.

  4. Репетитор по химии/ Н.А. Белов – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 294с.

  5. Химия: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ Р.А. Лидин – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 286, (2)с.

  6. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы.- М.: Новая волна, 1996.-462с.

  7. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. –М.: Владос, 2000.- 335с.

Дополнительная литература:

  1. Лидин, Р. А., Молочко, В. А., Андреева, Л. Л. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учеб. пособие. – М.: Дрофа,,2001. – 576 с.: ил.

  2. Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 10 – 11 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с. (Дидактич. материалы.)

  3. Лидин, Р. А., Андреева, Л. Л., Молочко, В. А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ. – М.: Химия, 1987. – 320 с.: ил.

  4. Лидин, Р. А. Аликберова, Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.



Мультимедийное обеспечение:

  1. Единые образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru

(единой коллекции образовательных ресурсов)

  1. CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

  2. CD «Органическая химия», издательство «Учитель»

  3. CD «Общая химия», издательство «Учитель»













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Федосеева Ольга Николаевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153716

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства