Просмотр содержимого документа
«"Вклад М.В.Ломоносова в дидактику химии"»
ВкладЛомоносова М.В.в дидактику химии
Выполнила:
учитель химии и биологии
МКОУ Большетарельская ООШ
Нечаева В.В.
2017г.
Дидактика-
(от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению) –область педагогики, разрабатывающая методологию и теорию образования (воспитания и развития в процессе обучения).
В России возникла в середине 18 века. Ее основоположником был великий русский ученый М.В.Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов(1711–1765)создатель научной химии и первый ее преподаватель, один из величайших новаторов в истории химии всех времен.
Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии.
Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия»
В 1748 году М. В. Ломоносов создал первую в мире научную и учебную химическую лабораторию.
В лаборатории в 1752 году М. В. Ломоносов читал лекции для студентов по физической химии и написал для них "Введение в истинную физическую химию". В этой и других работах М. В. Ломоносова изложены его идеи и взгляды по вопросам дидактики химии.
В научной лаборатории М.В. Ломоносов провел более четырех тысяч опытов.
Он изучал:
влияние на вещество высоких и низких температур и давления;
явления вязкости, капиллярности, кристаллизации;
образование растворов и растворимость в разных условиях;
явление преломления света;
действие электричества в растворах;
разработал технологию производства цветного стекла, которую применил в промышленной варке цветного стекла и изделий из него.
Работы М.В.Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране.
Основные труды М.В. Ломоносова в области химии
1741г.- «Элементы математической химии».
1743г.- «О действии химических растворителей вообще».
1749г.- «О рождении и природе селитры».
1751г.- «О пользе химии».
1752г.- «Введение в истинную физическую химию».
Вклад М. Ломоносова в организацию химии как науки
В 1740-е годы М.В. Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества. Атомы он называл элементами, а молекулы – корпускулами.
1748 год – открыл закон сохранения массы вещества.
1758 – 1760 годы – Ломоносов дал четкую формулировку закона сохранения материи, точнее веса и движения.
Задачу химии Ломоносов видел в исследовании как состава доступных чувствам тел, так и того, из чего впервые образуются составные тела, начала.
В 1752 году М. В. Ломоносов для своих студентов написал "Введение в истинную физическую химию". В этой и других работах М. В. Ломоносова изложены его идеи и взгляды по вопросам дидактики химии.
Дидактические идеи М.В. Ломоносова:
Если до Ломоносова ученые рассматривали химию как искусство получать вещества путем анализа и синтеза, то великий ученый определил химию как науку о составе, свойствах и превращениях веществ.
Большое значение в преподавании химии М. В. Ломоносов придавал химическому эксперименту . По его суждению, словесное изложение научных положений необходимо сопровождать химическими опытами, так как исходным моментом познания является чувственное восприятие.
Ломоносов утверждал, что в познании химических явлений нельзя ограничиваться только чувственным восприятием. Следует обобщать опытные данные, "проникать" во внутреннее строение корпускул, в их движение. Чтобы теоретические знания стали истинными, необходимо проверять их методами наблюдения и опыта.
Ученый указывал на необходимость связи химии с практикой, с производством. Этой важной идеей проникнуто его "Слово о пользе химии". Он считает, что познания, приобретенные учением, разделяются на науки и художества (ремесло, промышленность), имеющие разные, но важные задачи.
М. В. Ломоносов утверждал, что успех преподавания во многом завис от правильного применения слова. В "Риторике" он рекомендует изложение вести чистым и ровным голосом, не сильным и не слабым, не монотонно, а повышая или понижая его, сопровождая речь адекватными ее содержанию движениями тела и головы. Он считал, что главные научные положения следует формулировать кратко и ясно, а затем диктовать их для записи учащимся.
Литература:
М.С. Пак. Дидактика химии: становление и развитие: Книга для учителя.- СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена. 2015