kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль предметов естественноноаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Россия, следуя курсу интеграции в европейское образовательное прост-
ранство, развивает систему общего образования на основе системно-деятель-
ностного подхода. Так Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) установил требования к организации образовательного процесса в
общеобразовательной школе (Федеральный, 2012), среди которых:
? учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся;
? активная учебно-познавательная деятельность;
? формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному
образованию.
Смещение образовательных акцентов усиливает значимость познавательной
активности школьников, которая является ведущим фактором успешного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль предметов естественноноаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся"»

Роль взаимосвязи дисциплин естественнонаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся

Роль взаимосвязи дисциплин естественнонаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся

Россия, следуя курсу интеграции в европейское образовательное прост-  ранство, развивает систему общего образования на основе системно-деятель-  ностного подхода. Так Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС) установил требования к организации образовательного процесса в  общеобразовательной школе (Федеральный, 2012), среди которых:   учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся;   активная учебно-познавательная деятельность;   формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному  образованию.  Смещение образовательных акцентов усиливает значимость познавательной  активности школьников, которая является ведущим фактором успешного обучения.  При всей многоплановости подходов к понятию «познавательная активность»  можно выделить две наиболее типичных точки зрения:  1) познавательная активность как деятельность;  2) познавательная активность как черта личности.

Россия, следуя курсу интеграции в европейское образовательное прост- ранство, развивает систему общего образования на основе системно-деятель- ностного подхода. Так Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) установил требования к организации образовательного процесса в общеобразовательной школе (Федеральный, 2012), среди которых:  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;  активная учебно-познавательная деятельность;  формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Смещение образовательных акцентов усиливает значимость познавательной активности школьников, которая является ведущим фактором успешного обучения. При всей многоплановости подходов к понятию «познавательная активность» можно выделить две наиболее типичных точки зрения: 1) познавательная активность как деятельность; 2) познавательная активность как черта личности.

Семь правил развития познавательной активности в обучении естественных наук  Правило 1. СНАЧАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, А ЗАТЕМ УЧЕНИЕ.  Правило 2. ПРЕЖДЕ ВЕЩЕСТВО, А ЗАТЕМ ЕГО СТРОЕНИЕ.  Правило 3. СНАЧАЛА ПРАКТИКА, А ЗАТЕМ ТЕОРИЯ.  Правило 4. ИЗУЧАЕМ ХИМИЮ и БИОЛОГИЮ В КОНТЕКСТЕ.  Правило 5 . НУЖНЫ ТВЕРДЫЕ ЗНАНИЯ.  Правило 6. ФОРМУЛЫ И УРАВНЕНИЯ ПОЗНАЕМ ЧЕРЕЗ  РАСЧЁТЫ.  Правило 7 . СОЗДАЁМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Семь правил развития познавательной активности в обучении естественных наук Правило 1. СНАЧАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, А ЗАТЕМ УЧЕНИЕ. Правило 2. ПРЕЖДЕ ВЕЩЕСТВО, А ЗАТЕМ ЕГО СТРОЕНИЕ. Правило 3. СНАЧАЛА ПРАКТИКА, А ЗАТЕМ ТЕОРИЯ. Правило 4. ИЗУЧАЕМ ХИМИЮ и БИОЛОГИЮ В КОНТЕКСТЕ. Правило 5 . НУЖНЫ ТВЕРДЫЕ ЗНАНИЯ. Правило 6. ФОРМУЛЫ И УРАВНЕНИЯ ПОЗНАЕМ ЧЕРЕЗ РАСЧЁТЫ. Правило 7 . СОЗДАЁМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Межпредметные связи усложняют содержание и процесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенное введение как элементов проблемности, так и объема и сложности межпредметных связей. Важно обеспечить рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих самостоятельность и интерес учащихся к познанию связей между знаниями из разных предметов . 

Межпредметные связи усложняют содержание и процесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенное введение как элементов проблемности, так и объема и сложности межпредметных связей. Важно обеспечить рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих самостоятельность и интерес учащихся к познанию связей между знаниями из разных предметов . 

Методика организации процесса обучения осуществляется следующими этапами : односторонние МПС на уроках по смежным предметам на основе репродуктивного обучения и элементов проблемности;  усложнение межпредметных познавательных задач и усиление самостоятельности учащихся в поиске их решения;  включение двусторонних, а затем и многосторонних связей между предметами путем координации деятельности учителей (выдвижение общих учебных проблем, их поэтапное решение в системе уроков);  разработка широкой системы в работе учителей, осуществляющих МПС как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (комплексные домашние задания, уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая внеклассную работу и расширяя рамки учебной программы.

Методика организации процесса обучения осуществляется следующими этапами :

  • односторонние МПС на уроках по смежным предметам на основе репродуктивного обучения и элементов проблемности;
  • усложнение межпредметных познавательных задач и усиление самостоятельности учащихся в поиске их решения;
  • включение двусторонних, а затем и многосторонних связей между предметами путем координации деятельности учителей (выдвижение общих учебных проблем, их поэтапное решение в системе уроков);
  • разработка широкой системы в работе учителей, осуществляющих МПС как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (комплексные домашние задания, уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая внеклассную работу и расширяя рамки учебной программы.

Необходимы последовательные стадии в формировании умений осуществлять межпредметные связи:

Необходимы последовательные стадии в формировании умений осуществлять межпредметные связи:

  • пробуждение познавательного интереса учащихся к решению межпредметных задач, их распознавание и осознание ими необходимости использовать знания из разных дисциплин;
  • отработка отдельных способов творческой деятельности на основе межпредметных связей;
  • синтез частных умений в целостное умение комплексного применения знаний при решении межпредметных задач. Основным условием успешного переноса предметных знаний выступают сходство, аналогичность структуры содержательных и процессуальных элементов в серии межпредметных познавательных задач определенного типа. На уроках необходимо побуждать учащихся к самостоятельному решению таких задач с выполнением ими действий по образцу и усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний.
Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников.

Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников.

Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников.

Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников.

Процесс формирования мировоззренческой направленности познавательных интересов включает этапы:

Процесс формирования мировоззренческой направленности познавательных интересов включает этапы:

  • пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные связи при усвоении общепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов проблемности;
  • развитие и расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей, формирование познавательной самостоятельности при решении межпредметных задач;
  • укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся (система творческих работ и внеклассной работы межпредметного содержания).
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:

  • вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.
  • межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материла, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явлениями.
  • домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера.
  • межпредметные наглядные пособия – обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания.
  • химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, когда выпускник общеобразовательного учреждения

должен иметь не только определённый багаж знаний, но и готовность к

самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни, возрастает

значимость познавательной активности школьников. Среди ведущих идей,

составивших основу разработанной модели изучения естественных наук, следует выделить: приоритет

познавательного интереса перед обучением; приведение методов обучения в

соответствии с уровнем познавательной активности учащихся их индивидуальными

особенностями, учебной ситуацией в классе; направленность методов обучения на

стимулирование познавательных мотивов; создание ситуации успеха; развитие

познавательных стратегий учащихся; спиралевидный характер развития

познавательной активности, предполагающий прохождение всех уровней

познавательной активности в ходе изучения одной темы, и осуществление нового

витка спирали, при изучении последующей темы, но уже на более высоком уровне,

что соответствует постепенному развитию от познавательной активности как

деятельности к познавательной активности как к свойству личности .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Истомина Елена Анатольевна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 284830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства