Роль предметов естественноноаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся"
Роль предметов естественноноаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся"
Россия, следуя курсу интеграции в европейское образовательное прост-
ранство, развивает систему общего образования на основе системно-деятель-
ностного подхода. Так Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) установил требования к организации образовательного процесса в
общеобразовательной школе (Федеральный, 2012), среди которых:
? учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся;
? активная учебно-познавательная деятельность;
? формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному
образованию.
Смещение образовательных акцентов усиливает значимость познавательной
активности школьников, которая является ведущим фактором успешного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль предметов естественноноаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся"»
Роль взаимосвязи дисциплин естественнонаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся
Россия, следуя курсу интеграции в европейское образовательное прост- ранство, развивает систему общего образования на основе системно-деятель- ностного подхода. Так Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) установил требования к организации образовательного процесса в общеобразовательной школе (Федеральный, 2012), среди которых: учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; активная учебно-познавательная деятельность; формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Смещение образовательных акцентов усиливает значимость познавательной активности школьников, которая является ведущим фактором успешного обучения. При всей многоплановости подходов к понятию «познавательная активность» можно выделить две наиболее типичных точки зрения: 1) познавательная активность как деятельность; 2) познавательная активность как черта личности.
Семь правил развития познавательной активности в обучении естественных наукПравило 1. СНАЧАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, А ЗАТЕМ УЧЕНИЕ. Правило 2. ПРЕЖДЕ ВЕЩЕСТВО, А ЗАТЕМ ЕГО СТРОЕНИЕ. Правило 3. СНАЧАЛА ПРАКТИКА, А ЗАТЕМ ТЕОРИЯ. Правило 4. ИЗУЧАЕМ ХИМИЮ и БИОЛОГИЮ В КОНТЕКСТЕ. Правило 5 . НУЖНЫ ТВЕРДЫЕ ЗНАНИЯ. Правило 6. ФОРМУЛЫ И УРАВНЕНИЯ ПОЗНАЕМ ЧЕРЕЗ РАСЧЁТЫ. Правило 7 . СОЗДАЁМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Межпредметные связи усложняют содержание и процесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенное введение как элементов проблемности, так и объема и сложности межпредметных связей. Важно обеспечить рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих самостоятельность и интерес учащихся к познанию связей между знаниями из разных предметов .
Методика организации процесса обучения осуществляется следующими этапами :
односторонние МПС на уроках по смежным предметам на основе репродуктивного обучения и элементов проблемности;
усложнение межпредметных познавательных задач и усиление самостоятельности учащихся в поиске их решения;
включение двусторонних, а затем и многосторонних связей между предметами путем координации деятельности учителей (выдвижение общих учебных проблем, их поэтапное решение в системе уроков);
разработка широкой системы в работе учителей, осуществляющих МПС как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (комплексные домашние задания, уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая внеклассную работу и расширяя рамки учебной программы.
Необходимы последовательные стадии в формировании умений осуществлять межпредметные связи:
пробуждение познавательного интереса учащихся к решению межпредметных задач, их распознавание и осознание ими необходимости использовать знания из разных дисциплин;
отработка отдельных способов творческой деятельности на основе межпредметных связей;
синтез частных умений в целостное умение комплексного применения знаний при решении межпредметных задач. Основным условием успешного переноса предметных знаний выступают сходство, аналогичность структуры содержательных и процессуальных элементов в серии межпредметных познавательных задач определенного типа. На уроках необходимо побуждать учащихся к самостоятельному решению таких задач с выполнением ими действий по образцу и усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний.
Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников.
Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников.
Процесс формирования мировоззренческой направленности познавательных интересов включает этапы:
пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные связи при усвоении общепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов проблемности;
развитие и расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей, формирование познавательной самостоятельности при решении межпредметных задач;
укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся (система творческих работ и внеклассной работы межпредметного содержания).
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:
вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.
межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материла, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явлениями.
межпредметные наглядные пособия – обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания.
химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, когда выпускник общеобразовательного учреждения
должен иметь не только определённый багаж знаний, но и готовность к
самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни, возрастает
значимость познавательной активности школьников. Среди ведущих идей,
составивших основу разработанной модели изучения естественных наук, следует выделить: приоритет
познавательного интереса перед обучением; приведение методов обучения в
соответствии с уровнем познавательной активности учащихся их индивидуальными
особенностями, учебной ситуацией в классе; направленность методов обучения на
стимулирование познавательных мотивов; создание ситуации успеха; развитие
познавательных стратегий учащихся; спиралевидный характер развития
познавательной активности, предполагающий прохождение всех уровней
познавательной активности в ходе изучения одной темы, и осуществление нового
витка спирали, при изучении последующей темы, но уже на более высоком уровне,
что соответствует постепенному развитию от познавательной активности как
деятельности к познавательной активности как к свойству личности .