kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемно-экспериментальный урок с элементами игры "Все о кислороде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                Тема: Все о кислороде.

•Цель: Дать общую характеристику халькогенов. Повторить и обобщить знания по кислороду. Реакции горения и медленного окисления в природе. Получение и применение кислорода, роль кислорода в жизни живых организмов.

•Оборудование и реактивы: Компьютер, проектор, экран диск с нужными материалами, колбы с кислородом, фосфор, сера, уголь, магний, цинк, раствор соляной кислоты, прибор для электролиза воды, пробки, ложечки металлические, озонатор, лучинка, кристаллизатор с водой, сосуд из - под  шампуня наполненный кислородно – водородной смесью, черный ящик, маски, портреты ученых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемно-экспериментальный урок с элементами игры "Все о кислороде" »

МБОУ « Лицей №2 г. Мамадыш РТ» Проблемно-экспериментальный урок с элементами игры. Тема:  Все о кислороде.  Учитель высшей  квалификационной категории  Валеева Альфия.Мингараевна.

МБОУ « Лицей №2 г. Мамадыш РТ»

Проблемно-экспериментальный урок с элементами игры.

Тема:

Все о кислороде.

Учитель высшей

квалификационной категории

Валеева Альфия.Мингараевна.

Проблемно-экспериментальный урок с элементами игры.  Тема: Все о кислороде. Цель: Дать общую характеристику халькогенов. Повторить и обобщить знания по кислороду. Реакции горения и медленного окисления в природе. Получение и применение кислорода, роль кислорода в жизни живых организмов. Оборудование и реактивы: Компьютер, проектор, экран диск с нужными материалами, колбы с кислородом, фосфор, сера, уголь, магний, цинк, раствор соляной кислоты, прибор для электролиза воды, пробки, ложечки металлические, озонатор, лучинка, кристаллизатор с водой, сосуд из - под шампуня наполненный кислородно – водородной смесью, черный ящик, маски, портреты ученых.  Ход урока. Организационный момент. Проверка домашнего задания о галогенах в виде игры. Турнир знатоков «Что? Где? Когда? Почему?»  А) название команд знатоков  В) капитаны команд.  Вопросы командам  Команда №1 1.Что означает слово галогены?  Ответ: Солероды. 2.В чем заключается сходство галогенов? Какие у них степени окисления? Какой галоген сильнее всех?

Проблемно-экспериментальный урок с элементами игры.

Тема: Все о кислороде.

  • Цель: Дать общую характеристику халькогенов. Повторить и обобщить знания по кислороду. Реакции горения и медленного окисления в природе. Получение и применение кислорода, роль кислорода в жизни живых организмов.
  • Оборудование и реактивы: Компьютер, проектор, экран диск с нужными материалами, колбы с кислородом, фосфор, сера, уголь, магний, цинк, раствор соляной кислоты, прибор для электролиза воды, пробки, ложечки металлические, озонатор, лучинка, кристаллизатор с водой, сосуд из - под шампуня наполненный кислородно – водородной смесью, черный ящик, маски, портреты ученых.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания о галогенах в виде игры.

Турнир знатоков «Что? Где? Когда? Почему?»

А) название команд знатоков

В) капитаны команд.

Вопросы командам

Команда №1

1.Что означает слово галогены?

Ответ: Солероды.

2.В чем заключается сходство галогенов? Какие у них степени окисления? Какой галоген сильнее всех?

Ответ: 7 электронов в наружном энергетическом уровне (-1,+1,+3,+5,+7) у F только -1

Самый сильный галоген фтор.

3. Где применяются соединения фтора?

Ответ: - зубные пасты, лекарства, обезболивающие средства(безвредное – фторотан используется даже в детской хирургии, 5 – фторурацил и его производные – в онкологии, подавляет рост злокачественных опухолей.

4. Какой галоген имеет жидкое состояние, его физические свойства, кем и когда был открыт?

Ответ: - Бром, красно бурое ядовитое вещество был открыт 1825 году французским химиком А.Баларом.

5. Что вы можете сказать об йоде?

Ответ: Твердые, темные кристаллы, металлический блеск, пары фиолетового цвета.

Греческое слово йодес - фиолетовый , 1811 год французский ученый Б. Куртуа.

6. Какие ионы являются реактивом для определения ионов хлора, брома, йода?

Ответ: Ионы серебра и свинца

Команда №2

1) Где в ПСХЭ Д.И. Менделеева расположены галогены? Назовите их!

- 7 группа главной подгруппы - фтор, хлор, бром, йод, астат

2) Что означает слово фтор? Кем и когда он был открыт? ( портреты ученых на экране), его физические свойства?

- От греческого слова «фторос» разрушитель, гибель

-французский ученый А.Муассан в 1886 году

- газ, светло зеленый ядовитый.

3) Кем и когда был открыт хлор, почему назвали хлором, каковы физические свойства?

- 1774 год шведский химик К. Шееле

- Греческое слово «хлорос» - желто – зеленый

- газ желто – зеленый, ядовитый.

4) Области применения хлора?  - сильный окислитель   - отбеливание тканей, бумаги   - обеззараживающее действие   - в органическом синтезе 5) Какие соединения галогенов встречаются в природе?   - флюорит – CaF2  - поваренная соль – NaCl  - сильвинит – KCl. NaCl и другие  -бром в морской воде ( бром из морских водорослей)  - йод в буровых водах и зоне из морских водорослей 6) галоген, которого практически нет в природе  - астат  Вопросы капитанам команд: 1. Какой объем хлора можно получить из расплава хлорида натрия массой 117 граммов при элэктролизе? 2. Вычислите массу соли, которая образуется при взаимодействии калия массой 3,9 грамма с бромом массой 8 грамм. Пока капитаны решают задачи, вопросы для болельщиков (зрителей):  Игра «Кто я».  Маска №1: «В газообразном состоянии я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции в плавательных бассейнах. Кто я?» ( Хлор).

4) Области применения хлора?

- сильный окислитель

- отбеливание тканей, бумаги

- обеззараживающее действие

- в органическом синтезе

5) Какие соединения галогенов встречаются в природе?

- флюорит – CaF2

- поваренная соль – NaCl

- сильвинит – KCl. NaCl и другие

-бром в морской воде ( бром из морских водорослей)

- йод в буровых водах и зоне из морских водорослей

6) галоген, которого практически нет в природе

- астат

Вопросы капитанам команд:

1. Какой объем хлора можно получить из расплава хлорида натрия массой 117 граммов при элэктролизе?

2. Вычислите массу соли, которая образуется при взаимодействии калия массой 3,9 грамма с бромом массой 8 грамм.

Пока капитаны решают задачи, вопросы для болельщиков (зрителей):

Игра «Кто я».

Маска №1:

«В газообразном состоянии я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции в плавательных бассейнах. Кто я?»

( Хлор).

Маска №2. «Я бываю злой и доброй. Если из меня идут клубы белого дыма, то я очень злая, сильная, концентрированная, могу растворить многие металлы, а с ионами серебра даю белый творожистый осадок, который не растворяется даже в азотной кислоте. Я всегда нахожусь в желудке здорового человека, а при недостатке, меня употребляют как лекарство. Кто я?» (НС l – соляная кислота). Проверяю задачи у капитанов. Слово жюри. Оценки. Изучение нового материала. Ребята, в этом черном ящике вещество, которое мы будем сегодня изучать. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, что это за вещество. 1. Этот химический элемент занимает первое место по распространенности (каждый второй атом приходится на этот элемент, его много и как простое вещество, и как химический элемент). 2. В виде простого вещества: газ, б/ц, б/з, б/в. 3. Степень окисления: -2 (за небольшим исключением). 4. Газ, поддерживающий горение. 5. образуется при фотосинтезе. (Что такое фотосинтез?). Ответ: кислород.

Маска №2.

«Я бываю злой и доброй. Если из меня идут клубы белого дыма, то я очень злая, сильная, концентрированная, могу растворить многие металлы, а с ионами серебра даю белый творожистый осадок, который не растворяется даже в азотной кислоте. Я всегда нахожусь в желудке здорового человека, а при недостатке, меня употребляют как лекарство. Кто я?»

(НС l – соляная кислота).

Проверяю задачи у капитанов.

Слово жюри. Оценки.

  • Изучение нового материала.

Ребята, в этом черном ящике вещество, которое мы будем сегодня изучать.

Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, что это за вещество.

1. Этот химический элемент занимает первое место по распространенности (каждый второй атом приходится на этот элемент, его много и как простое вещество, и как химический элемент).

2. В виде простого вещества: газ, б/ц, б/з, б/в.

3. Степень окисления: -2 (за небольшим исключением).

4. Газ, поддерживающий горение.

5. образуется при фотосинтезе. (Что такое фотосинтез?).

Ответ: кислород.

Опыт 1. Показываю колбу с кислородом. (Как доказать что это кислород?) проверяем лучинкой, что это действительно О 2 , тлеющая лучинка загорается.

Итак, тема сегодняшнего урока «Все о кислороде».

1. а) расположение кислорода в таблице ПСХЭ Д. И. Менделеева (внимание на экран).

б) строение атома кислорода:

1 S 2 2 S 2 2 P 4 .

в) степени окисления

О 0 + 2е- → О 2- .

Ок-ль→ восст-ся.

Какие исключения знаете? (O +2 F 2 -1 Na 2 O 2 -1 H 2 O 2 -1 H-O-O-H.).

2. Нахождение.

В природе ( на экране, отвечают учащиеся, затем данные на экране)

Кислорода в воздухе – 21% по объему и 23% по массе. Как химический элемент кислород в составе Н 2 О и горных пород.

В воде - 88,9%, в горных породах – 19%.

3. Аллотропные (видоизменения) модификации.

Кроме молекулярного О 2 , который состоит из 2-х атомов, нет ли другого вещества, которое состоит только из атомов кислорода? (Ответы учащихся).

Еще есть простое вещество, которое состоит из3-х атомов кислорода: озон- О 3 . Слышали, да? Что вы о нем знаете? (Ответы).

Даем определение аллотропии:

О 2 – ковалентно-неполярный. О=О г, б/ц, б/з, б/в (при н. у.)

(274к, 760 мм ртутного столба, жидким становится при t = -183° C , сжиж-ся, голубого цвета, тв. t =-219°, цвет синий.)

Аллотропия – это когда один и тот же элемент образует несколько простых веществ.

Озон: г, синий, образуется запах свежести после грозового дождя, в сосновых и еловых лесах. 3О 2 → 2О 3 . Сжижается при t = -112°, тв. при t = -193°. Тв. О 3 от темно-фиолетового до черного цвета. D ( О 3 ) = M ( О 3 ) / M ( О 2 ) = 48/32 = 1, 5.  О 2 О 3 в 1,5 раз тяжелее О 2 . Ребята! Кислород окислитель или восстановитель? (Окислитель). А озон? (Тоже окислитель). Окислительная активность какого вещества выше: О 2 или О 3 ? (Ответы учащихся: наверное, озона). А почему? О 3 = О 2 + О. (атомарный кислород более сильный окислитель) О+О= О 2 . 2О 3 →3О 2 При комнатной температуре: 2 Ag + О 3 = Ag 2 О + О 2 . 3 H 2 S +4 О 3 = 3 H 2 SO 4 . Озоновый слой Земли в 20-30 км от поверхности Земли ( предохраняет всё живое от солнечной радиации) - Озоновые дыры: Реакция Разрушения О 3  NO + O 3  = NO 2 + O 2 4. Химические свойства О 2 (экран) Расскажут учащиеся Активное вещество, реагирует со многими веществами – металлами и неметаллами ( одни при обычных условиях, другие при нагревании), со сложными веществами

Озон: г, синий, образуется запах свежести после грозового дождя, в сосновых и еловых лесах.

3О 2 → 2О 3 . Сжижается при t = -112°, тв. при t = -193°.

Тв. О 3 от темно-фиолетового до черного цвета.

D ( О 3 ) = M ( О 3 ) / M ( О 2 ) = 48/32 = 1, 5.

О 2

О 3 в 1,5 раз тяжелее О 2 .

Ребята! Кислород окислитель или восстановитель? (Окислитель).

А озон? (Тоже окислитель).

Окислительная активность какого вещества выше: О 2 или О 3 ?

(Ответы учащихся: наверное, озона).

А почему?

О 3 = О 2 + О. (атомарный кислород более сильный окислитель)

О+О= О 2 .

2О 3 →3О 2

При комнатной температуре:

2 Ag + О 3 = Ag 2 О + О 2 .

3 H 2 S +4 О 3 = 3 H 2 SO 4 .

Озоновый слой Земли в 20-30 км от поверхности Земли ( предохраняет всё живое от солнечной радиации)

- Озоновые дыры:

Реакция Разрушения О 3

NO + O 3 = NO 2 + O 2

4. Химические свойства О 2 (экран)

Расскажут учащиеся

Активное вещество, реагирует со многими веществами – металлами и неметаллами ( одни при обычных условиях, другие при нагревании), со сложными веществами

Демонстрация 2 Na + O 2 = Na 2 O 2 ( несолеобр. оксид, пероксидный слой) Опыт 1. 2 Mg + O 2 = 2 MgO (основной солеобразующий) Опыт 2. S + O 2 = SO 2 ( кисл. оксид, солеобразующий) Опыт 3. 4Р + 5О 2 = 2Р 2 О 5 ( кисл. солеобр.) В/ Р 0 -5е = Р +5 /2/ о-ся О/О 2 0 +4е = 2О -2 /5/ в-ся С некоторыми газами образует взрывоопасные смеси Например: Опыт 4. Взрыв кислородо-водородной смеси (1:2) 2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О Со сложными веществами, например с метаном – СН 4 в шахтах случаются взрывы. СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О Дать определение горения и медленного окисления Горение нефти, газа, дров … при участии О 2 , нет О 2 нет и горения. О 2 не горит, но поддерживает горение 5. Получение кислорода (на экране) Впервые О 2 открыл и получил английский ученый Джозев Пристли в 1774 году при разложении красного оксида ртути (2) ( портрет на экране) 2 HgO = 2 Hg + O 2  Лабораторный способ:  ( на экране) из кислородосодержащих вещест  t 0 , MnO 2  2 H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2    t 0 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2  t 0 2KClO 3 = 2KCl + 3O 2 Как можно собирать 1) вытеснением Н 2 О; 2) вытеснением воздуха Почему? Как держать колбу при собирании О 2

Демонстрация

2 Na + O 2 = Na 2 O 2 ( несолеобр. оксид, пероксидный слой)

Опыт 1. 2 Mg + O 2 = 2 MgO (основной солеобразующий)

Опыт 2. S + O 2 = SO 2 ( кисл. оксид, солеобразующий)

Опыт 3. 4Р + 5О 2 = 2Р 2 О 5 ( кисл. солеобр.)

В/ Р 0 -5е = Р +5 /2/ о-ся

О/О 2 0 +4е = 2О -2 /5/ в-ся

С некоторыми газами образует взрывоопасные смеси

Например: Опыт 4. Взрыв кислородо-водородной смеси (1:2)

2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О

Со сложными веществами, например с метаном – СН 4 в шахтах случаются взрывы.

СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О

Дать определение горения и медленного окисления

Горение нефти, газа, дров … при участии О 2 , нет О 2 нет и горения. О 2 не горит, но поддерживает горение

5. Получение кислорода (на экране)

Впервые О 2 открыл и получил английский ученый Джозев Пристли в 1774 году при разложении красного оксида ртути (2)

( портрет на экране)

2 HgO = 2 Hg + O 2

Лабораторный способ: ( на экране) из кислородосодержащих вещест

t 0 , MnO 2

2 H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2

t 0

2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

t 0

2KClO 3 = 2KCl + 3O 2

Как можно собирать 1) вытеснением Н 2 О; 2) вытеснением воздуха Почему?

Как держать колбу при собирании О 2

Промышленный способ ( на экране)

1) Перегонка сжиженного воздуха ( азот уходит в виде газа, О 2 останется жидким)

2) Электролизом Н 2 О (на экране и учитель проводит опыт по электролизу Н 2 О) э.т

2Н 2 О = 2Н 2 + О 2

6. Круговорот О 2 ( фотосинтез на экране)

6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6

7. Применение ( на экране)

Дыхание, горение, медленное окисление

Сообщение ученика о О 2 ( как кислород влияет на здоровье)

Содержание кислорода в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 43 кг. Кислород входит в состав жизненно важных веществ белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, ферментов и др. Без кислорода невозможны процессы – дыхание, окисление аминокислот, жиров, углеводов. При недостатке кислорода в окружающем воздухе, его содержание в организме уменьшается, в результате чего сопротивляемость организма инфекции падает. При снижении в воздухе содержания кислорода до 14% появляются признаки кислородной недостаточности, снижение до 9% опасно для жизни. Токсичное действие кислорода в высоких конц-ях при нормальном давлении вызывает поражение органов дыхания, легких вплоть до развития отека. При вдыхании кислорода при повышенном давлении наступает поражение ЦНС (особенно коры больших полушарий)

Применение:

Входит в состав лечебных ингаляционных смесей. В медицинской практике используется оксигинация в барокамере, где создается повышенное давление кислорода этот метод лечения улучшает насыщение тканей кислородом с его помощью лечат ожоги и диабетические язвы. В последние годы широко применяется озонотерапия. Применение О 2 показано при интенсивной работе, утомлении, расстройстве сна, ухудшении общего состояния, перенапряжении, сердечной мышцы.

Заключение.

Все живые организмы, в том числе человек не могут жить без кислорода. Все живое дышит кислородом воздуха. Поэтому, все мы должны думать о чистоте воздуха.

Ребята! Что вы можете сказать об экологии воздуха нашего городка?

Ученик. Мы живем в провинциальном городе, воздух должен быть сравнительно чистым, но недалеко от нашего города расположены большие города – Нижнекамск, Менделеевск, Елабуга, Набережные Челны, - проходит федеральная трасса, над нашим городом трасса для реактивных самолетов – все это влияет на экологию нашего города. Но самая большая беда - это дрожжевой цех, построенный в центре города Мамадыш. Этот дрожжевой цех очень сильно влияет на экологию. Из – за запаха выделяемого дрожжевым цехом болит голова, першит в горле, многие дети и взрослые болеют.

Учитель: Да, ребята такие цеха нужно было строить вдали от населенных пунктов. Ребята как же сделать воздух более чистым?

Ученики: Сажать деревья (у нас очень зеленый город), содержать дома и улицы в чистоте, строить очистные сооружения.

Учитель: Спасибо ребята! Вам будущему поколению придется думать и решать экологические вопросы, как сберечь природу, в том числе и как улучшить экологию нашего родного города. Спасибо вам за урок.

Д/з: Записи в тетрадях, § 20, упражнения 3-6.

А. Балар

А. Балар

Б. Куртуа

Б. Куртуа

А. Муассан

А. Муассан

К. Шееле

К. Шееле

Положение кислорода  в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Положение кислорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Строение атома кислорода

Строение атома кислорода

  • О)) 1 S 2 2S 2 2P 4
  • Степень окисления :
  • - 2 (Н 2 О)
  • -1 (Н 2 О 2 )
  • O 0 – 2e ---O -2 восстановление окислитель
Нахождение в природе   21% ПО ОБЪЕМУ 23% ПО МАССЕ 19% 88,9%

Нахождение в природе

21% ПО ОБЪЕМУ

23% ПО МАССЕ

19%

88,9%

Аллотропные модификации   О 2 О 3 ОЗОН КИСЛОРОД ОТЛИЧИЯ:  По составу По строению молекулы  По свойствам

Аллотропные модификации

О 2

О 3

ОЗОН

КИСЛОРОД

ОТЛИЧИЯ:

По составу

По строению молекулы

По свойствам

Физические свойства Кислород –это газ без цвета, запаха и вкуса. Сжижается при t= -183 0 C Затвердевает при t = -219 0 С Жидкий и твердый кислород – голубого цвета. В воде растворим лучше,чем азот и водород.

Физические свойства

Кислород –это газ без цвета,

запаха и вкуса.

Сжижается при t= -183 0 C

Затвердевает при t = -219 0 С

Жидкий и твердый кислород –

голубого цвета.

В воде растворим лучше,чем

азот и водород.

Химические свойства Кислород- типичный окислитель   Реакции горения  Оксиды

Химические свойства

Кислород- типичный окислитель

Реакции горения Оксиды

Как добыть кислород ?     Электролиз воды 2H 2 O = O 2 + 2 H 2 Перегонка сжиженного воздуха  Разложение перманганата калия 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 +O 2

Как добыть кислород ?

Электролиз воды

2H 2 O = O 2 + 2 H 2

Перегонка сжиженного воздуха

Разложение перманганата калия

2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 +O 2

Круговорот в природе     Фотосинтез O 2 CO 2 CO 2 Горение CO 2  Дыхание CO 2

Круговорот в природе

Фотосинтез O 2

CO 2

CO 2

Горение CO 2

Дыхание CO 2

Применение кислорода

Применение кислорода


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Проблемно-экспериментальный урок с элементами игры "Все о кислороде"

Автор: Валеева Альфия Мингараевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства