ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 «СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ »
Учитель химии МАОУ « СОШ №12»
Г.Кунгура Фотеева В.А.
Давайте вспомним: Ч И С Т Ы Е В Е Щ Е С Т В А –это…
Сахар, соль. Металлы Неметаллы СОСТОЯТ ИЗ МОЛЕКУЛ ДАННОГО ВЕЩЕСТВА Например: дистиллированная вода
Чистые вещества имеют постоянные физические свойства; t пл. t кип.
Смеси
Однородные Неоднородные
Однородные смеси
Смеси,образованные хорошо растворимыми веществами друг в друге. 1.Вода + Сахар 2.Вода + Соль 3.Вода + Спирт 4.Воздух
Неоднородные смеси
Такие смеси образуются при смешивании веществ не растворимых между собой –ВЗВЕСИ:
1.Вода+масло;
2. Железо + Сера;
3.Вода + мел;
В смесях свойства веществ сохраняются.
С М Е С И М О Ж Н О Р А З Д Е Л И Т Ь:
А)Выпаривание (стр.91) Б)Кристаллизация В)Хроматография
НЕОДНОРОДНЫЕ СМЕСИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ:
А) Намагничиванием Б)Отстаиванием В)Фильтрованием (стр.91) Г) Выпариванием (стр.91) Д) Дистилляцией (стр.80) и т.д.( стр.90,92,93) Часто разделение смеси происходит комплексно: Например: вода,песок,соль. 1.Отстаивание или фильтрование. 2.Выпаривание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ.
Цель работы:
1. ознакомиться со способами разделения смесей; 2.освоить простейшие способы очистки веществ; 3. отработать навыки работы с химическим оборудованием.
Оборудование: ________________________________________________________________
Реактивы: _________________________________________________________________________
Ход работы
Задание 1. Рассмотрите выданную смесь поваренной соли и песка. Какие физические свойства характерны для поваренной соли и песка? Заполните таблицу.
СВОЙСТВА
Поваренная соль
1. Агрегатное состояние
2. Цвет
Речной песок
3. Запах
4. Растворимость в воде
Задание 2 . Растворение загрязненной поваренной соли в воде В химический стакан налейте 7 – 8 мл воды.
Добавьте при помешивании загрязненную поваренную соль. Раствор помешивайте осторожно с помощью стеклянной палочки.
Рассмотрите полученный раствор. Опишите, что вы наблюдаете (цвет, частицы в стакане и т. д.)
Задание 2 . Растворение загрязненной поваренной соли в воде
В химический стакан налейте 7 – 8 мл воды.
Добавьте при помешивании загрязненную поваренную соль. Раствор помешивайте осторожно с помощью стеклянной палочки.
Рассмотрите полученный раствор. Опишите, что вы наблюдаете (цвет, частицы в стакане и т. д.)
Задание 3. Очистка неоднородного раствора соли фильтрованием .
1.Пользуясь указаниями учителя, приготовьте фильтр.
2.Фильтр поместите в воронку.
3.Налейте на фильтровальную бумагу, вставленную в воронку, немного воды , смочите весь фильтр.
4.Воронку с фильтром вставьте в отверстие колбы.
5.По стеклянной палочке наливайте загрязненный раствор поваренной соли.
ФИЛЬТРАТ
ФИЛЬТРОВАНИЕ
Ответьте на вопросы:
1) Что осталось на фильтре?
2)Каков внешний вид фильтрата?
3) В состав фильтрата входят: ….?
4)Какие свойства поваренной соли и песка лежат в основе проведенного способа разделения смеси?
Задание 4. Сделайте рисунок прибора для фильтрования, обозначьте его основные детали:
воронка; фильтр; стеклянная палочка; колба; раствор загрязненной поваренной соли; фильтрат;
Задание 5. Выпаривание очищенного раствора соли.
1)В фарфоровую чашку налить 1 мл фильтрата.
2)Установите фарфоровую чашку с фильтратом на кольцо штатива.
3)Зажгите спиртовку и проведите выпаривание фильтрата.
4)Опишите внешний вид полученной чистой соли.
5)Ответьте на вопрос: какие свойства соли и воды лежат в основе проведенного способа разделения смеси?
Приведите рабочее место в порядок. Оформите отчет о проделанной работе. При оформлении отчета используйте материал учебника: §25, рис. 82, 83.
Отчет:
Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надписями)
Растворение загрязненной поваренной соли в воде (рисунок)
Наблюдения
Опишите, что вы наблюдаете: цвет раствора, частицы в стакане .
Выводы
Очистка неоднородного раствора соли фильт-рованием .
В воде находятся….
(рисунок,обозначьте его основные
Опишите, что осталось на фильтре.
Выпаривание очищенного раствора соли.
(рисунок)
Каков внешний вид фильтрата?
В состав фильтрата входят: ….
детали: воронка;
Опишите внешний вид полученной чистой соли.
фильтр;
Ответьте на вопрос:
Ответьте на вопрос:
Какие свойства поваренной соли и песка лежат в основе проведенного способа разделения смеси?
стеклянная палочка;
какие свойства соли и воды лежат в основе проведенного способа разделения смеси?
колба;
раствор загрязненной поваренной соли;
фильтрат.
Выводы по работе :
1.Какая смесь однородная или неоднородная вам была выдана? 2.Какие способы разделения смесей вы использовали на практической работе? 3.Закончите предложение: в результате ... и ... мы ... загрязненную соль от примесей речного песка и получили ... ... соль. 4.Запишите химическую формулу и название полученного вами чистого вещества.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§23,стр.83-85.
Упр.4 стр.85.