Дидактическая цель: Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися знаний о функциях, строении и свойствах белков.
Задачи:
Общеобразовательные: развитие интереса к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с дополнительной литературой.
Воспитательные: развитие познавательного интереса, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний, умение делать выводы.
Формы организации работы детей: дискуссия, проектная работа.
Формы организации работы учителя: учебная дискуссия, проблемный урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме"Белки" »
БЕЛКИ
Учитель химии
МКОУ АШИ Постнова С.В.
900igr.net
Содержание
Определение
Функции белков
Строение полипептидной цепи
Структура белка
Химические свойства
Превращения белков в организме
Источники информации
Чем являются белки в любом живом организме?
Определение
Пептиды и белкипредставляют собой высокомолекулярные органические соединения, построенные из остатковα- аминокислот, соединенных между собой пептидными связями.
Энергетическая
(при окислении 1 г
выделяется 17,6 кДж )
Структурная
( покровные ткани растен.,
клеточные мембраны)
Метаболическая
(участие
в синтезе
орг. вещ-в)
Биологические
функции углеводов
Запасающая
(крахмал – растения,
гликоген - животные)
Функции белков
1)Структурная (пластическая)– белками образованы многие клеточные компоненты, а в комплексе с липидами они входят в состав клеточных мембран.
2) Каталитическая– все биологические катализаторы – ферменты по своей химической природе являются белками.
3)Транспортная–белок гемоглобин транспортирует кислород, ряд других белков образуя комплекс с липидами транспортируют их по крови и лимфе (пример: миоглобин, сывороточный альбумин).
4)Механохимическая–мышечная работа и иные формы движения в организме осуществляются при непосредственном участии сократительных белков с использованием энергиимакроэргических связей (пример:
актин, миозин).
5) Регуляторная– ряд гормонов и других биологически активных веществ имеют белковую природу (пр.: инсулин, АКТГ).
6) Защитная– антитела (иммуноглобулины) являются белками, кроме того основу кожи составляет белок коллаген, а волос – креатин. Кожа и волосы защищают внутреннюю среду организма от внешних воздействий. В состав слизи и синовиальной жидкости входят
мукопротеиды.
7)Опорная– сухожилия, поверхности суставов соединения костей
образованы в значительной степени белковыми веществами (пр.: коллаген, эластин).
8)Энергетическая– аминокислоты белков могут поступать на путь гликолиза, который обеспечивает клетку энергией.
9)Рецепторная– многие белки
участвуютв процессаизбирательного
узнавания(рецепторы).
Источники аминокислот
Основным источникомα- аминокислотдля живого организма служат пищевыебелки, которые в результате ферментативного гидролиза в желудочно-кишечном тракте даютα- аминокислоты. Многиеα- аминокислоты синтезируются в организме, а некоторые необходимые для синтеза белковα- аминокислоты не синтезируются в организме и должны поступать извне. Такие аминокислоты называются незаменимыми.
К ним относятся:
валин, лейцин, треонин, метионин, триптофани т.д.
Строение полипептидной цепи
Полипептидная цепь имеет неразветвленное строение и состоит из чередующихся метиновых (CH) и пептидных (CONH) групп. Различия такой цепи заключаются в боковых радикалах, связанных с метиновой группой, и характеризующих ту или иную аминокислоту.
Структура белка
Первичная структура белка- специфическая аминокислотная последовательность, т.е. порядок чередования α - аминокислотных остатков в полипептидной цепи.
Вторичная структура белка - конформация полипептидной цепи, т.е. способ скручивания цепи в пространстве за счет водородных связей между группами NH и CO . Одна из моделей вторичной структуры – α - спираль.
Третичная структура белка - форма закрученной спирали в пространстве, образованная главным образом за счет дисульфидных мостиков -S-S-, водородных связей, гидрофобных и ионных взаимодействий.
Четвертичная структура белка– агрегаты нескольких белковых макромолекул (белковые комплексы), образованные за счет взаимодействия разных
полипептидных цепей
Химические свойства
1) Амфотерностьсвязана с наличием в молекуле белка катионообразующих групп – аминогрупп и анионообразующих – карбоксильных группу. Знак заряда молекулы зависит от количества свободных групп. Если преобладают карбоксильные группы то заряд молекулы отрицательный (проявляются свойства слабой кислоты), если аминогруппы – то положительный (основные свойства).
2) Денатурация.Утрата белком природной (нативной) конформации, сопровождающаяся обычно потерей его биологической функции, называетсяденатурацией. С точки зрения структуры белка – это разрушение вторичной и третичной структур белка, обусловленное воздействием кислот, щелочей, нагревания, радиации и т.д.
Денатурация может быть обратимой (так называемая, ренатурация) и необратимой. Пример необратимой денатурации при тепловом воздействии – свертывание яичного альбумина при варке яиц.
3) Гидролиз белков– разрушение первичной структуры белка под действием кислот, щелочей или ферментов, приводящее к образованиюa- аминокислот, из которых он был составлен.
4) Качественные реакции на белки:
a)Биуретовая реакция– фиолетовое окрашивание при действии солей меди (II) в щелочном растворе. Такую реакцию дают все соединения, содержащие пептидную связь.
б)Ксантопротеиновая реакция –появление желтого окрашивания при действии концентрированной азотной кислоты на белки, содержащие остатки ароматических аминокислот (фенилаланина, тирозина).
Превращения белков в организме
Белки в живом организме постоянно расщепляются на исходные аминокислоты (с непременным участием ферментов), одни аминокислоты переходят в другие, затем белки вновь синтезируются (также с участием ферментов), т.е. организм постоянно обновляется. Некоторые белки (коллаген кожи, волос) не обновляются, организм непрерывно их теряет и взамен синтезирует новые. Белки как источники питания выполняют две основные функции: они поставляют в организм строительный материал для синтеза новых белковых молекул и, кроме того, снабжают организм энергией (источники калорий).