kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку - защите проекта учащимися 9-го класса по теме "Металлы в организме человека и их биологическая роль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок-защита проекта

 "Металлы в организме человека и их биологическая роль"

Образовательные задачи:

  • Выяснить значение металлов в организме человека (биологическую роль и токсическое действие);
  • что происходит в организме при недостатке или избытке металлов;
  •  в чём проявляется токсическое действие металлов;
  •  каким путём можно восполнить в организме дефицит макро и микроэлементов. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку - защите проекта учащимися 9-го класса по теме "Металлы в организме человека и их биологическая роль" »

Металлы в организме человека  и их биологическая роль Авторы проекта: учащиеся 9А класса 1

Металлы в организме человека и их биологическая роль

Авторы проекта: учащиеся 9А класса

1

Цель проекта:  выяснить роль элементов металлов в организме человека. Задачи проекта:  выяснить роль элементов металлов в организме человека;  рассмотреть биологическую роль элементов металлов;  изучить токсическое действие элементов металлов. 2

Цель проекта:

выяснить роль элементов металлов в организме человека.

Задачи проекта:

  • выяснить роль элементов металлов в организме человека;
  • рассмотреть биологическую роль элементов металлов;
  • изучить токсическое действие элементов металлов.

2

Природа не признает шуток, Она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, Ошибки же и заблуждения исходят от людей. И.-В. Гете 3

Природа не признает шуток,

Она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права,

Ошибки же и заблуждения исходят от людей.

И.-В. Гете

3

Химические элементы Макроэлементы 99 % Микроэлементы 1% Неметаллы:  В, Si , Se , F,I М еталлы:  Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo, V, Cr Неметаллы: С, Н, О, N , Р, S , CI Металлы: К, Na , Ca , Mg 4

Химические элементы

Макроэлементы

99 %

Микроэлементы

1%

Неметаллы: В, Si , Se , F,I

М еталлы: Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo, V, Cr

Неметаллы: С, Н, О, N , Р, S , CI

Металлы: К, Na , Ca , Mg

4

Предполагается, что: недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности; микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям; есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно; восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.  5

Предполагается, что:

  • недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности;
  • микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;
  • есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно;
  • восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.

5

Радостно Спокойно Волнение Страшно

Радостно

Спокойно

Волнение

Страшно

Недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности.   6

Недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности.

6

Биологическая роль: Токсическое действие:  регулирует белковый и углеводный обмен;  необходим для передачи нервных импульсов;  способствует выделению избыточного натрия;  активизирует работу ферментов.  при избытке  происходит усиление двигательной активности;  учащение сердечного ритма;   при недостатке  наблюдается мышечная слабость;  плохая передача нервных импульсов и отеки. 7

Биологическая роль:

Токсическое действие:

  • регулирует белковый и углеводный обмен;
  • необходим для передачи нервных импульсов;
  • способствует выделению избыточного натрия;
  • активизирует работу ферментов.
  • при избытке происходит усиление двигательной активности;
  • учащение сердечного ритма;
  • при недостатке наблюдается мышечная слабость;
  • плохая передача нервных импульсов и отеки.

7

Токсическое действие:  избыток  ионов натрия приводит к нарушению водного баланса;  происходит сгущение крови;  наблюдается дисфункция почек;  недостаток  приводит к общему нарушению обмена веществ. Биологическая роль:  поддерживает нормальную возбудимость мышечных клеток;  участвует в сохранении кислотно-основного баланса в организме;  удерживает воду в организме. 8

Токсическое действие:

  • избыток ионов натрия приводит к нарушению водного баланса;
  • происходит сгущение крови;
  • наблюдается дисфункция почек;
  • недостаток приводит к общему нарушению обмена веществ.

Биологическая роль:

  • поддерживает нормальную возбудимость мышечных клеток;
  • участвует в сохранении кислотно-основного баланса в организме;
  • удерживает воду в организме.

8

Токсическое действие:  при избытке  возникает цистит;  страдают органы дыхания;  снижается возбудимость ЦНС и обонятельного анализатора;  при недостатке  развивается у детей рахит, происходит нарушение роста костей скелета;  возникают различные заболевания зубов . Биологическая роль:  необходим для процессов кроветворения, обмена веществ;  способствует уменьшению проницаемости сосудов;  участвует в формировании костей скелета;  оказывает противовоспалительное действие. 9

Токсическое действие:

  • при избытке возникает цистит;
  • страдают органы дыхания;
  • снижается возбудимость ЦНС и обонятельного анализатора;
  • при недостатке развивается у детей рахит, происходит нарушение роста костей скелета;
  • возникают различные заболевания зубов .

Биологическая роль:

  • необходим для процессов кроветворения, обмена веществ;
  • способствует уменьшению проницаемости сосудов;
  • участвует в формировании костей скелета;
  • оказывает противовоспалительное действие.

9

Токсическое действие:  при избытке  нарушается минеральный обмен;  повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней ЖКТ;  при недостатке  происходит отложение извести на стенках сосудов (склероз сосудов);  появляются трофические язвы. Биологическая роль:  понижает артериальное давление и уровень холестерина в крови;  оказывает сосудорасширяющее и антисептическое действие;  благотворно влияет на ЦНС и органы пищеварения;  играет большую роль в активации защитных сил организма на борьбу против рака. 10

Токсическое действие:

  • при избытке нарушается минеральный обмен;
  • повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней ЖКТ;
  • при недостатке происходит отложение извести на стенках сосудов (склероз сосудов);
  • появляются трофические язвы.

Биологическая роль:

  • понижает артериальное давление и уровень холестерина в крови;
  • оказывает сосудорасширяющее и антисептическое действие;
  • благотворно влияет на ЦНС и органы пищеварения;
  • играет большую роль в активации защитных сил организма на борьбу против рака.

10

Проект№1 «Изучение качественного состава вод минерального источника «Халютинский». Цель проекта: Определить химический состав вод Халютинского источника. Задачи проекта:  Провести качественные реакции на содержание ионов Ca 2+  и Mg 2+ . Методы исследования: Определение катионов Са 2+ . Катион кальция определяется реакцией с гексациано( II )ферратом калия K 4 [Fe(CN) 6 ] при нагревании в слабощелочной среде:  CaCI 2 + K 4 [Fe(CN) 6 ] + 2NH 4 OH = Ca(NH 4 ) 2 [Fe(CN) 6 ]  + 2KCI + 2KOH Образуется белый кристаллический осадок, не растворимый в уксусной кислоте. 11

Проект№1 «Изучение качественного состава вод минерального источника «Халютинский».

Цель проекта: Определить химический состав вод Халютинского источника.

Задачи проекта: Провести качественные реакции на содержание ионов Ca 2+ и Mg 2+ .

Методы исследования:

  • Определение катионов Са 2+ .

Катион кальция определяется реакцией с гексациано( II )ферратом калия K 4 [Fe(CN) 6 ] при нагревании в слабощелочной среде:

CaCI 2 + K 4 [Fe(CN) 6 ] + 2NH 4 OH = Ca(NH 4 ) 2 [Fe(CN) 6 ] + 2KCI + 2KOH

Образуется белый кристаллический осадок, не растворимый в уксусной кислоте.

11

Определение катионов Mg 2+ .
  • Определение катионов Mg 2+ .

OH

N

t °C

Mg 2+ + 2

O

O

Mg

N

N

+ 2H +

В реакции с 8 – оксихинолином в присутствии аммиака образуется зеленовато-желтый кристаллический осадок оксихинолята магния.

12

Д ефицит макро- и микроэлементов можно восполнить с помощью минеральных вод, в которых содержатся эти элементы. В водах Халютинских источников сконцентрированы лучшие свойства минеральных вод. Их основными лечебными факторами являются ионы Mg 2+ , Ca 2+ , HCO 3 - . Са 2+ необходим для укрепления костей, зубов, мышц и суставов. К тому же он играет роль освободителя организма от радионуклидов и токсичных веществ. Mg 2 +  предотвращает перебои в работе нервной системы. Воды Халютинского источника рекомендуются для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы, органов дыхания, кожи и зрения.
  • Д ефицит макро- и микроэлементов можно восполнить с помощью минеральных вод, в которых содержатся эти элементы.
  • В водах Халютинских источников сконцентрированы лучшие свойства минеральных вод. Их основными лечебными факторами являются ионы Mg 2+ , Ca 2+ , HCO 3 - .
  • Са 2+ необходим для укрепления костей, зубов, мышц и суставов. К тому же он играет роль освободителя организма от радионуклидов и токсичных веществ.
  • Mg 2 + предотвращает перебои в работе нервной системы.
  • Воды Халютинского источника рекомендуются для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы, органов дыхания, кожи и зрения.

13

Микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям Fe Cr Co Mo Zn Cu V Ag Mn 14

Микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям

Fe

Cr

Co

Mo

Zn

Cu

V

Ag

Mn

14

Токсическое действие:  при недостатке  развивается железодефицитная анемия (малокровие);  при избытке  развивается заболевание гемосидероз (накопление железа в тканях и органах – печени, селезенки, костного мозга. Биологическая роль:  входит в состав гемоглобина, обеспечивает транспорт кислорода;  входит в состав миоглобина, облегчает поступление кислорода к другим тканям;  входит в состав ферментов дыхательной цепи митохондрий . 15

Токсическое действие:

  • при недостатке развивается железодефицитная анемия (малокровие);
  • при избытке развивается заболевание гемосидероз (накопление железа в тканях и органах – печени, селезенки, костного мозга.

Биологическая роль:

  • входит в состав гемоглобина, обеспечивает транспорт кислорода;
  • входит в состав миоглобина, облегчает поступление кислорода к другим тканям;
  • входит в состав ферментов дыхательной цепи митохондрий .

15

Биологическая роль:  является составной частью ферментов;  стимулирует кроветворные функции костного мозга;  необходима для правильного обмена витаминов групп А, В, С, Е, Р;  необходима для процессов развития и роста, пигментации и кератизации кожи и волос. Токсическое действие:  при недостатке  развивается деструкция кровеносных сосудов;  приводит к заболеваниям костной системы и эндемического зоба;  при избытке  происходит накопление меди в печени и мозге (болезнь Вильсона). 16

Биологическая роль:

  • является составной частью ферментов;
  • стимулирует кроветворные функции костного мозга;
  • необходима для правильного обмена витаминов групп А, В, С, Е, Р;
  • необходима для процессов развития и роста, пигментации и кератизации кожи и волос.

Токсическое действие:

  • при недостатке развивается деструкция кровеносных сосудов;
  • приводит к заболеваниям костной системы и эндемического зоба;
  • при избытке происходит накопление меди в печени и мозге (болезнь Вильсона).

16

Биологическая роль: Токсическое действие:  улучшает процессы пищеварения;  избыток  ионов серебра оказывает канцерогенное действие;  успокаивает нервную систему;  блокирует ферментные системы микробов (ионы обладают бактерицидными свойствами).  приводит к нарушениям психики и ухудшению зрения;  кожа приобретает голубой оттенок. 17

Биологическая роль:

Токсическое действие:

  • улучшает процессы пищеварения;
  • избыток ионов серебра оказывает канцерогенное действие;
  • успокаивает нервную систему;
  • блокирует ферментные системы микробов (ионы обладают бактерицидными свойствами).
  • приводит к нарушениям психики и ухудшению зрения;
  • кожа приобретает голубой оттенок.

17

Проект №2 «Обнаружение и свойства некоторых микроэлементов». Цель проекта: Исследовать наличие ионов Fe 3+  и изучить свойства ионов Ag + . Задачи проекта: 1) определить содержание ионов железа в яблоках; 2) изучить свойства ионов серебра. Методы исследования:  Определение катионов Fe 3+  . Качественной реакцией на ионы Fe 3+  является реакция с роданидом калия или аммония: Fe 3+  + 3KSCN = Fe(SCN) 3 + 3K + В результате реакции образуется роданид железа( III ), имеющий кроваво-красную окраску. Изучение свойств иона Ag + . В серебряную посуду помещаем продукты питания, содержащие в своем составе соединения серы (горчица, гороховый суп). 2 Ag + + S 2 – = Ag 2 S – образуется вещество черного цвета. 18

Проект №2 «Обнаружение и свойства некоторых микроэлементов».

Цель проекта: Исследовать наличие ионов Fe 3+ и изучить свойства ионов Ag + .

Задачи проекта: 1) определить содержание ионов железа в яблоках; 2) изучить свойства ионов серебра.

Методы исследования:

  • Определение катионов Fe 3+ .

Качественной реакцией на ионы Fe 3+ является реакция с роданидом калия или аммония: Fe 3+ + 3KSCN = Fe(SCN) 3 + 3K +

В результате реакции образуется роданид железа( III ), имеющий кроваво-красную окраску.

  • Изучение свойств иона Ag + .

В серебряную посуду помещаем продукты питания, содержащие в своем составе соединения серы (горчица, гороховый суп).

2 Ag + + S 2 = Ag 2 S – образуется вещество черного цвета.

18

микроэлементы содержатся в организме в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям; недостаток микроэлементов пополняется за счет продуктов питания; ионы серебра обладают антисептическими свойствами, но серебряная посуда чернеет, если в нее помещать пищу, содержащую соединения серы, в следствии образования сульфида серебра черного цвета. 19

микроэлементы содержатся в организме в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;

недостаток микроэлементов пополняется за счет продуктов питания;

ионы серебра обладают антисептическими свойствами, но серебряная посуда чернеет, если в нее помещать пищу, содержащую соединения серы, в следствии образования сульфида серебра черного цвета.

19

Есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно. Hg Pb  Cd Ba Be Tl 20

Есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно.

Hg

Pb

Cd

Ba

Be

Tl

20

нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы;  соединения свинца сильнейшие канцерогены и мутагены ; Pb 2+  вызывает неврологические расстройства – свинцовая энцефалопатия (заторможенность, беспокойство, разрушение памяти, галлюцинации);  вызывает паралич нервной системы.
  • нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы;
  • соединения свинца сильнейшие канцерогены и мутагены ;

Pb 2+

  • вызывает неврологические расстройства – свинцовая энцефалопатия (заторможенность, беспокойство, разрушение памяти, галлюцинации);
  • вызывает паралич нервной системы.

21

поражает ЦНС;  сосредоточивается в почках, нарушая их деятельность; Hg 2+  накапливается в клетках мозга и оболочке рта.
  • поражает ЦНС;
  • сосредоточивается в почках, нарушая их деятельность;

Hg 2+

  • накапливается в клетках мозга и оболочке рта.

22

снижает активность пищеварительных ферментов;  нарушает функцию поджелудочной железы; Cd 2+  стимулирует развитие многих форм рака;  повышает кровяное давление, вызывает кровоизлияния в мозг.
  • снижает активность пищеварительных ферментов;
  • нарушает функцию поджелудочной железы;

Cd 2+

  • стимулирует развитие многих форм рака;
  • повышает кровяное давление, вызывает кровоизлияния в мозг.

23

поражает периферическую нервную систему;  поражает ЖКТ и почки; Tl 3+  накапливается в волосах, костях, почках и мышцах;  характерный признак отравления таллием – выпадение волос.
  • поражает периферическую нервную систему;
  • поражает ЖКТ и почки;

Tl 3+

  • накапливается в волосах, костях, почках и мышцах;
  • характерный признак отравления таллием – выпадение волос.

24

Проект №3 «Действие солей различных металлов на раствор белка». Цель проекта:  Рассмотреть действие ионов тяжелых металлов на раствор белка. Задачи проекта:  изучить токсическое влияние солей тяжелых металлов на раствор белка куриного яйца. Методы исследования: Для исследования берутся соли тяжелых металлов - Pb(NO 3 ) 2  , Hg(NO 3 ) 2  и белок куриного яйца. Под действием солей, содержащих ионы Pb 2+  и Hg 2+ белок в растворе свертывается. 25

Проект №3 «Действие солей различных металлов на раствор белка».

Цель проекта: Рассмотреть действие ионов тяжелых металлов на раствор белка.

Задачи проекта: изучить токсическое влияние солей тяжелых металлов на раствор белка куриного яйца.

Методы исследования:

Для исследования берутся соли тяжелых металлов - Pb(NO 3 ) 2 , Hg(NO 3 ) 2 и белок куриного яйца.

Под действием солей, содержащих ионы Pb 2+ и Hg 2+ белок в растворе свертывается.

25

по данным Всемирной организации здравоохранения тяжелые металлы занимают II место по степени опасности, уступая пестицидам.  в атмосферном воздухе тяжелые металлы присутствуют в форме органических и неорганических соединений, входящих в состав пыли и аэрозолей.  соли тяжелых металлов оказывают на организм токсическое действие, вызывая свертывание белковых молекул.
  • по данным Всемирной организации здравоохранения тяжелые металлы занимают II место по степени опасности, уступая пестицидам.
  • в атмосферном воздухе тяжелые металлы присутствуют в форме органических и неорганических соединений, входящих в состав пыли и аэрозолей.
  • соли тяжелых металлов оказывают на организм токсическое действие, вызывая свертывание белковых молекул.

26

Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.  27

Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.

27

Проект №4 «Определение содержания макро- и микроэлементов в различных продуктах питания». Цель проекта:  провести анализ и определить перечень продуктов, в которых содержатся те или иные макро- и микроэлементы. Задачи проекта :  выяснить содержание металлов в продуктах питания. Методы исследования:  аналитический 28

Проект №4 «Определение содержания макро- и микроэлементов в различных продуктах питания».

Цель проекта: провести анализ и определить перечень продуктов, в которых содержатся те или иные макро- и микроэлементы.

Задачи проекта : выяснить содержание металлов в продуктах питания.

Методы исследования: аналитический

28

шпинат  огурцы  картофель  морковь  петрушка  чеснок  смородина  чечевица  капуста
  • шпинат
  • огурцы
  • картофель
  • морковь
  • петрушка
  • чеснок
  • смородина
  • чечевица
  • капуста

К +

29

молоко  сметана  яйца  сыр  бобовые  яблоки  вишня  абрикосы  апельсины  хлеб ржаной
  • молоко
  • сметана
  • яйца
  • сыр
  • бобовые
  • яблоки
  • вишня
  • абрикосы
  • апельсины
  • хлеб ржаной

Са 2+

30

яичный желток  печень  оливки  арахис  злаковые  помидоры  бобовые  грецкий орех  тыква  слива
  • яичный желток
  • печень
  • оливки
  • арахис
  • злаковые
  • помидоры
  • бобовые
  • грецкий орех
  • тыква
  • слива

Mg 2 +

31

лук  редис  горчица  морковь  печень  почки  яблоки  груши  капуста
  • лук
  • редис
  • горчица
  • морковь
  • печень
  • почки
  • яблоки
  • груши
  • капуста

Fe 3 +

32

печень  почки  чай  кофе  сливы  ананас  злаковые  бобовые Mn 2 + 33

  • печень
  • почки
  • чай
  • кофе
  • сливы
  • ананас
  • злаковые
  • бобовые

Mn 2 +

33

молоко  кефир  йогурт  печень  орехи  яичный желток  шампиньоны  устрицы
  • молоко
  • кефир
  • йогурт
  • печень
  • орехи
  • яичный желток
  • шампиньоны
  • устрицы

Cu 2 +

34

Продукты питания Содержание минеральных веществ, (мг / 100 г продукта) Na Молоко Сметана 20% K 50 Ca 35 140 Творог 120 109 Mg 41 Крупа гречневая 14 Fe 86 3 112 Хлопья овсяные 0,06 8 20 150 380 0,2 23 20 390 52 0,5 200 6,7 129 3,6 35

Продукты питания

Содержание минеральных веществ,

(мг / 100 г продукта)

Na

Молоко

Сметана 20%

K

50

Ca

35

140

Творог

120

109

Mg

41

Крупа гречневая

14

Fe

86

3

112

Хлопья овсяные

0,06

8

20

150

380

0,2

23

20

390

52

0,5

200

6,7

129

3,6

35

Максимальное содержание ионов : Na + - молоко К + - овсяные хлопья, гречневая крупа  Са 2+ - творог, молоко Mg 2+ - гречневая крупа Fe 3+ - гречневая крупа, халва, курага 36

Максимальное содержание ионов :

Na + - молоко

К + - овсяные хлопья, гречневая крупа

Са 2+ - творог, молоко

Mg 2+ - гречневая крупа

Fe 3+ - гречневая крупа, халва, курага

36

Макро- и микроэлементы необходимы организму человека для нормального функционирования; Они должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям; 37

Макро- и микроэлементы необходимы организму человека для нормального функционирования;

Они должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;

37

Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания; Есть металлы, которые оказывают токсическое действие и их присутствие в организме нежелательно. 38

Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания;

Есть металлы, которые оказывают токсическое действие и их присутствие в организме нежелательно.

38

Критерии Слабая работа Актуальность (0 – 4б ) Работа нуждается в доработке Доступная форма изложения  (5 – 7б) Хорошая работа  Достижение целей (8 –9б) Отличная работа Подтверждение гипотезы Достоверность информации (10б) Анимационный эффект  «5» - 51 – 60 баллов  «4» - 39 – 50 баллов  «3» - 33 – 38 баллов  39

Критерии

Слабая работа

Актуальность

(0 – 4б )

Работа нуждается в доработке

Доступная форма изложения

(5 – 7б)

Хорошая работа

Достижение целей

(8 –9б)

Отличная работа

Подтверждение гипотезы

Достоверность информации

(10б)

Анимационный эффект

«5» - 51 – 60 баллов

«4» - 39 – 50 баллов

«3» - 33 – 38 баллов

39

Радостно  Спокойно Волнение Страшно

Радостно

Спокойно

Волнение

Страшно

Спасибо за внимание ! 41

Спасибо за внимание !

41

Ивченко Л.А., Макареня А.А. «Валеология на уроках химии». Пономарев В.Д. Аналитическая химия. М., «Медицина», 1997. Сгибнева Е. П. «Современные уроки химии» - Ростов-на- Дону, «Феникс», 2002. Образовательные ресурсы Internet :
  • Ивченко Л.А., Макареня А.А. «Валеология на уроках химии».
  • Пономарев В.Д. Аналитическая химия. М., «Медицина», 1997.
  • Сгибнева Е. П. «Современные уроки химии» - Ростов-на- Дону, «Феникс», 2002.
  • Образовательные ресурсы Internet :

www. Intel/ education ; center.fio.ru/som

40


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Назмиева Елена Васильевна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 227986


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства