Презентация к уроку химии в 11 классе по теме "Металлы II-А подгруппы"
Презентация к уроку химии в 11 классе по теме "Металлы II-А подгруппы"
Презентация по химии в 11 классе по теме "Металлы II-А подгруппы". Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Тип урока - урок обобщения, систематизации и углубления знаний. На уроке рассматривается биологическая роль металлов II-А подгруппы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку химии в 11 классе по теме "Металлы II-А подгруппы" »
Общая характеристика металловIIА группы
1
Цель урока:
Познакомиться с общими свойствами элементов главной подгруппыIIгруппы периодической системы Д.И.Менделеева;
2
Задачи урока:
Отрабатывать умения характеризовать щелочноземельные металлы на основе их положения в периодической системе и строения атома;
Используя дидактический материал по теме познакомиться с физическими свойствами щелочноземельных металлов и их биологической ролью;
Понять закономерности изменения свойств по подгруппе.
3
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать важнейшие свойства металловIIА группы ПС и их соединений;
понимать закономерности изменения свойств по подгруппе .
4
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уметь: характеризовать щелочноземельные металлы на основе их положения в ПС и строения атома;
составлять уравнения реакций с участием щелочноземельных металлов.
5
План урока.
1 . Обобщение сведений о металлах II А группы и заполнение таблицы №1.
2 . Сообщения учащихся (некоторые сведения о металлах).
3 . Физические свойства.
4 . Нахождение в природе и использование природных соединений (заполнение таблицы №2).
5 . Биологическая роль элементов-биогенов Са, М g .
6 . Выводы по теме урока.
6
Общая характеристика:
Таблица №1:
Символы
элементов
Общее
Be
1.На внешнем уровне 2е;
Различия
Mg
2. Мах. ст/ок +2;
Закономерности изменения свойств↓
1. Заряд ядра;
Ca
3. Мах. валентностьII;
1. РастётRатома;
Sr
2. Атомная масса;
2. Растёт способность отдавать электроны (восстановительная способность)-металличность.
Ba
3.Rатома;
4. Положение в таблице-IIА группа;
5. Химические реакции сH2;O2;N2; Г2;HCl;
3. Растёт химическая активность простых веществ
4. Химическая активность;
7
твердый светло-серого цвета металл (tпл = +12870С) ;
устойчив на воздухе, не корродирует в воде;
Ве
оксид и гидроксид являются амфотерными;
с водой не реагирует; соединения бериллия ядовиты.
8
серебристо-белый металл
с холодной водой не реагирует, из горячей вытесняет водород
Мg
ковкий и пластичный
9
легкий, но довольно твердый серебристо-белый металл
на воздухе мгновенно тускнеет и превращается в белый порошок
Cа
хранят либо в масле или керосине
сильный восстановитель
10
мягкий серебристо-белый металл (tпл = 768 °С)
ковкий и пластичный, режется
Sr
на воздухе быстро окисляется, покрываясь желтоватой плёнкой
хранят под слоем керосина
11
серебристо-белый ковкий и мягкий металл (tпл = +710 °С).
приtили резком ударе воспламеняется и сгорает
Ва
на воздухе окисляется, покрываяськоркой
хранят под слоем керосина
12
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ МЕТАЛЛОВIIА ГРУППЫ»ЦЕЛЬ:ОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕКОТОРЫМИ ПРИРОДНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ
13
СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:
Название
соединения/
минерала
Формула соединения, содержащегося в минерале
Карбонат кальция:
мел,
мрамор,
известняк.
Применение
СаСО3
Школьные мелки, зубной порошок, производство бумаги и резины, для побелки;
Минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков;
Строительство.
14
СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:
Название
соединения/
минерала
Формула соединения, содержащегося в минерале
Карбонат магния
Применение
МgСО3
Сульфат кальция:
гипс
алебастр
СаSО4
СаSО4●2Н2О
2СаSО4●Н2О
Производство стекла, цемента, кирпича, в металлургии
Строительство, медицина.
Строительство, медицина.
15
СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:
Название
соединения/
минерала
Формула соединения, содержащегося в минерале
Сульфат магния (горькая соль)
Применение
МgSО4
Сульфат бария (баритовая каша)
ВаSО4
Медицина
Фосфат кальция (фосфориты, апатиты)
В рентгенодиагностике
Са3(РО4)2
Как минеральное удобрение
16
Химические свойства
Взаимодействие с простыми веществами
Взаимодействие со сложными веществами
С неметаллами:
С, Н2, О2,N2, Р,S,CI2,Br2;
С водой Н2О,
с соляной кислотой НСl.
17
Взаимодействие с простыми веществами
2Ме + О2= 2МеО оксид
Ме + Вr2= МеВr2бромид
Ме +S= МеSсульфид
Ме + Н2= МеН2гидрид
3Ме +N2=M3N 2 нитрид
18
Взаимодействие со сложными веществами
Ве + Н2О ≠
t
Мg+ 2Н2O= Мg(ОН)2+ Н2↑
Са + 2Н2О = Са(ОН)2+ Н2↑
Ва + 2Н2О = Ва(ОН)2+ Н2↑
19
Задание:составьте уравнения с простыми веществами
…Ве + О2= … оксид …
Са +Вr2= … бромид …
Мg+S= …сульфид …
Sr+ Н2= … гидрид …
…Са +N2= …нитрид …
20
Химические элементы
Макроэлементы
99 %
Микроэлементы
1%
Неметаллы: В, Si , Se , F,I
М еталлы:Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo, V, Cr
Неметаллы: С, Н, О, N , Р, S , CI
Металлы:К,Na,Ca,Mg
21
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ:
Элемент
Суточная потребность
Са
1,5 грамма
Содержание в организме
Мg
Биологическая роль
1,5% массы тела;
98% в костях.
Материал для постройки скелета.
Ионы кальция необходимы для работы сердца.
Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови.
40 граммов:
в печени, костях, крови, нервной ткани, мозге.
Стимулятор обмена веществ.
В растениях в составе хлорофилла участвует в фотосинтезе.
22
Недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности.
23
Микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям
Fe
Cr
Co
Mo
Zn
Cu
V
Ag
Mn
24
Есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно.
Hg
Pb
Cd
Ba
Be
Tl
25
Токсическое действие:
приизбыткевозникает цистит;
страдают органы дыхания;
снижается возбудимость ЦНС и обонятельного анализатора;
принедостаткеразвивается у детей рахит, происходит нарушение роста костей скелета;
возникают различные заболевания зубов .
Биологическая роль:
необходим для процессов кроветворения, обмена веществ;
способствует уменьшению проницаемости сосудов;
участвует в формировании костей скелета;
оказывает противовоспалительное действие.
26
Токсическое действие:
приизбыткенарушается минеральный обмен;
повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней ЖКТ;
принедостаткепроисходит отложение извести на стенках сосудов (склероз сосудов);
появляются трофические язвы.
Биологическая роль:
понижает артериальное давление и уровень холестерина в крови;
оказывает сосудорасширяющее и антисептическое действие;
благотворно влияет на ЦНС и органы пищеварения;
играет большую роль в активации защитных сил организма на борьбу против рака.
27
Дефицит макро- и микроэлементов можно восполнить с помощью продуктов питания и минеральных вод, в которых содержатся эти элементы.
В водах многих источников Бурятии сконцентрированы лучшие свойства минеральных вод. Их основными лечебными факторами являются ионыMg2+, Ca2+, HCO3-.
28
Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.
29
молоко
сметана
яйца
сыр
бобовые
яблоки
вишня
абрикосы
апельсины
хлеб ржаной
Са2+
30
яичный желток
печень
оливки
арахис
злаковые
помидоры
бобовые
грецкий орех
тыква
слива
Mg2+
31
Продукты питания
Содержание минеральных веществ,
(мг/ 100г продукта)
Na
Молоко
Сметана 20%
K
50
Ca
35
140
Творог
120
109
Mg
41
Крупа гречневая
14
Fe
86
3
112
Хлопья овсяные
0,06
8
20
150
380
0,2
23
20
390
52
0,5
200
6,7
129
3,6
32
В главную подгруппуIIгруппы входят 6 элементов – бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий. Все они двухвалентны. В соединениях проявляют степень окисления +2.
Металлические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ослабевают, в группах же металлические свойства, наоборот, усиливаются. В природе встречаются в виде соединений, преимущественно солей. Причина этого в их высокой химической активности.
Соединения кальция и магния в большом количестве содержатся в живых организмах и природных водах, как в морских, так и в пресных. Соединения бериллия и бария ядовиты для человека. Радий и его соединения радиоактивны.
33
35
34
Проверочная карта
Вариант-1
Вариант-2
1-3
Нормы оценок
1-2
2-4
2-1
«5»-4 ответа
3-1
«4»-3 ответа
3-2
4-2
4-3
«3»-2 ответа
«2»-1 ответ
Домашнее задание
П.51, стр. 235-240, презентации на темы «Аллюминий», «Железо и его применение», «Радиоактивные металлы», «Драгоценные металлы».
Вспомнить из курса химии за 8 класс:
окислительно-восстановительные реакции,
расстановка коэффициентов методом электронного баланса