kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку химии в 11 классе по теме "Металлы II-А подгруппы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по химии  в 11 классе по теме "Металлы II-А подгруппы". Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Тип урока - урок обобщения, систематизации и углубления знаний.  На уроке рассматривается биологическая роль металлов II-А подгруппы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку химии в 11 классе по теме "Металлы II-А подгруппы" »

Общая характеристика металлов II А группы  1

Общая характеристика металлов II А группы

1

Цель урока:   Познакомиться с общими свойствами элементов главной подгруппы II группы периодической системы Д.И.Менделеева; 2

Цель урока:

  • Познакомиться с общими свойствами элементов главной подгруппы II группы периодической системы Д.И.Менделеева;

2

Задачи урока:   Отрабатывать умения характеризовать щелочноземельные металлы на основе их положения в периодической системе и строения атома; Используя дидактический материал по теме познакомиться с физическими свойствами щелочноземельных металлов и их биологической ролью; Понять закономерности изменения свойств по подгруппе.  3

Задачи урока:

  • Отрабатывать умения характеризовать щелочноземельные металлы на основе их положения в периодической системе и строения атома;
  • Используя дидактический материал по теме познакомиться с физическими свойствами щелочноземельных металлов и их биологической ролью;
  • Понять закономерности изменения свойств по подгруппе.

3

Требования к уровню подготовки учащихся:   Знать важнейшие свойства металлов II А группы ПС и их соединений; понимать закономерности изменения свойств по подгруппе . 4

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • Знать важнейшие свойства металлов II А группы ПС и их соединений;
  • понимать закономерности изменения свойств по подгруппе .

4

Требования к уровню подготовки учащихся:    Уметь: характеризовать щелочноземельные металлы на основе их положения в ПС и строения атома; составлять уравнения реакций с участием щелочноземельных металлов.  5

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • Уметь: характеризовать щелочноземельные металлы на основе их положения в ПС и строения атома;
  • составлять уравнения реакций с участием щелочноземельных металлов.

5

План урока.  1 . Обобщение сведений о металлах II А группы и заполнение таблицы №1. 2 . Сообщения учащихся (некоторые сведения о металлах). 3 . Физические свойства. 4 . Нахождение в природе и использование природных соединений (заполнение таблицы №2). 5 . Биологическая роль элементов-биогенов Са, М g . 6 . Выводы по теме урока.  6

План урока.

  • 1 . Обобщение сведений о металлах II А группы и заполнение таблицы №1.
  • 2 . Сообщения учащихся (некоторые сведения о металлах).
  • 3 . Физические свойства.
  • 4 . Нахождение в природе и использование природных соединений (заполнение таблицы №2).
  • 5 . Биологическая роль элементов-биогенов Са, М g .
  • 6 . Выводы по теме урока.

6

Общая характеристика:  Таблица №1:  Символы элементов Общее Be 1.На внешнем уровне 2е; Различия Mg 2. Мах. ст/ок +2; Закономерности изменения свойств ↓ 1. Заряд ядра; Ca 3. Мах. валентность II ; 1. Растёт R атома; Sr 2. Атомная масса; 2. Растёт способность отдавать электроны (восстановительная способность)-металличность. Ba 3. R атома; 4. Положение в таблице- II А группа; 5. Химические реакции с H 2 ; O 2 ; N 2 ; Г 2 ; HCl ; 3. Растёт химическая активность простых веществ 4. Химическая активность;  7

Общая характеристика:

Таблица №1:

Символы

элементов

Общее

Be

1.На внешнем уровне 2е;

Различия

Mg

2. Мах. ст/ок +2;

Закономерности изменения свойств

1. Заряд ядра;

Ca

3. Мах. валентность II ;

1. Растёт R атома;

Sr

2. Атомная масса;

2. Растёт способность отдавать электроны (восстановительная способность)-металличность.

Ba

3. R атома;

4. Положение в таблице- II А группа;

5. Химические реакции с H 2 ; O 2 ; N 2 ; Г 2 ; HCl ;

3. Растёт химическая активность простых веществ

4. Химическая активность;

7

твердый светло-серого цвета металл ( t пл = +1287 0 С) ; устойчив на воздухе, не корродирует в воде; Ве оксид и гидроксид являются амфотерными; с водой не реагирует; соединения бериллия ядовиты.
  • твердый светло-серого цвета металл ( t пл = +1287 0 С) ;
  • устойчив на воздухе, не корродирует в воде;

Ве

  • оксид и гидроксид являются амфотерными;
  • с водой не реагирует; соединения бериллия ядовиты.

8

серебристо-белый металл с холодной водой не реагирует, из горячей вытесняет водород  М g ковкий и пластичный
  • серебристо-белый металл
  • с холодной водой не реагирует, из горячей вытесняет водород

М g

  • ковкий и пластичный

9

легкий, но довольно твердый серебристо-белый металл на воздухе мгновенно тускнеет и превращается в белый порошок C а хранят либо в масле или керосине сильный восстановитель
  • легкий, но довольно твердый серебристо-белый металл
  • на воздухе мгновенно тускнеет и превращается в белый порошок

C а

  • хранят либо в масле или керосине
  • сильный восстановитель

10

мягкий серебристо-белый металл ( t пл = 768 °С) ковкий и пластичный, режется Sr на воздухе быстро окисляется, покрываясь желтоватой плёнкой хранят под слоем керосина
  • мягкий серебристо-белый металл ( t пл = 768 °С)
  • ковкий и пластичный, режется

Sr

  • на воздухе быстро окисляется, покрываясь желтоватой плёнкой
  • хранят под слоем керосина

11

серебристо-белый ковкий и мягкий металл ( t пл = +710 °С). при t или резком ударе воспламеняется и сгорает Ва на воздухе окисляется, покрываясь  коркой хранят под слоем керосина
  • серебристо-белый ковкий и мягкий металл ( t пл = +710 °С).
  • при t или резком ударе воспламеняется и сгорает

Ва

  • на воздухе окисляется, покрываясь коркой
  • хранят под слоем керосина

1 2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ МЕТАЛЛОВ II А ГРУППЫ»  ЦЕЛЬ:  ОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕКОТОРЫМИ ПРИРОДНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ    1 3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ МЕТАЛЛОВ II А ГРУППЫ» ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕКОТОРЫМИ ПРИРОДНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ

1 3

СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:  Название соединения/ минерала Формула соединения, содержащегося в минерале Карбонат кальция: мел,   мрамор,   известняк. Применение СаСО 3  Школьные мелки, зубной порошок, производство бумаги и резины, для побелки; Минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков; Строительство. 1 4

СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:

Название

соединения/

минерала

Формула соединения, содержащегося в минерале

Карбонат кальция:

мел,

мрамор,

известняк.

Применение

СаСО 3

Школьные мелки, зубной порошок, производство бумаги и резины, для побелки;

Минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков;

Строительство.

1 4

СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:     Название соединения/ минерала Формула соединения, содержащегося в минерале Карбонат магния Применение М g СО 3  Сульфат кальция: гипс алебастр Са S О 4  Са S О 4 ●2Н 2 О 2Са S О 4 ●Н 2 О Производство стекла, цемента, кирпича, в металлургии  Строительство, медицина. Строительство, медицина. 15

СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:

Название

соединения/

минерала

Формула соединения, содержащегося в минерале

Карбонат магния

Применение

М g СО 3

Сульфат кальция:

гипс

алебастр

Са S О 4

Са S О 4 ●2Н 2 О

2Са S О 4 ●Н 2 О

Производство стекла, цемента, кирпича, в металлургии

Строительство, медицина.

Строительство, медицина.

15

СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:     Название соединения/ минерала Формула соединения, содержащегося в минерале Сульфат магния (горькая соль) Применение М gS О 4  Сульфат бария (баритовая каша) Ва S О 4  Медицина Фосфат кальция (фосфориты, апатиты) В рентгенодиагностике Са 3 (РО 4 ) 2  Как минеральное удобрение 16

СОЕДИНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ:

Название

соединения/

минерала

Формула соединения, содержащегося в минерале

Сульфат магния (горькая соль)

Применение

М gS О 4

Сульфат бария (баритовая каша)

Ва S О 4

Медицина

Фосфат кальция (фосфориты, апатиты)

В рентгенодиагностике

Са 3 (РО 4 ) 2

Как минеральное удобрение

16

Химические свойства Взаимодействие с простыми веществами Взаимодействие со сложными веществами С неметаллами:  С, Н2, О2, N 2, Р, S , CI 2, Br2; С водой Н2О, с соляной кислотой НС l . 17

Химические свойства

Взаимодействие с простыми веществами

Взаимодействие со сложными веществами

С неметаллами:

С, Н2, О2, N 2, Р, S , CI 2, Br2;

С водой Н2О,

с соляной кислотой НС l .

17

Взаимодействие с простыми веществами 2Ме + О 2 = 2МеО оксид Ме + В r 2 = МеВ r 2 бромид Ме + S = Ме S сульфид Ме + Н 2 = МеН 2 гидрид 3Ме + N 2 = M 3 N 2  нитрид 18

Взаимодействие с простыми веществами

2Ме + О 2 = 2МеО оксид

Ме + В r 2 = МеВ r 2 бромид

Ме + S = Ме S сульфид

Ме + Н 2 = МеН 2 гидрид

3Ме + N 2 = M 3 N 2 нитрид

18

Взаимодействие со сложными веществами Ве + Н 2 О ≠  t М g + 2Н 2 O = М g (ОН) 2 + Н 2 ↑  Са + 2Н 2 О = Са(ОН) 2 + Н 2 ↑ Ва + 2Н 2 О = Ва(ОН) 2 + Н 2 ↑  19

Взаимодействие со сложными веществами

Ве + Н 2 О ≠

t

М g + 2Н 2 O = М g (ОН) 2 + Н 2

Са + 2Н 2 О = Са(ОН) 2 + Н 2

Ва + 2Н 2 О = Ва(ОН) 2 + Н 2

19

Задание: составьте уравнения с простыми веществами … Ве + О 2 = … оксид …  Са +В r 2 = … бромид …  М g + S = …  сульфид …  Sr + Н 2 = … гидрид … … Са + N 2 = …  нитрид … 20

Задание: составьте уравнения с простыми веществами

Ве + О 2 = … оксид …

Са +В r 2 = … бромид …

М g + S = … сульфид …

Sr + Н 2 = … гидрид …

Са + N 2 = … нитрид …

20

Химические элементы Макроэлементы 99 % Микроэлементы 1% Неметаллы:  В, Si , Se , F,I М еталлы:  Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo, V, Cr Неметаллы: С, Н, О, N , Р, S , CI Металлы: К, Na , Ca , Mg 2 1

Химические элементы

Макроэлементы

99 %

Микроэлементы

1%

Неметаллы: В, Si , Se , F,I

М еталлы: Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo, V, Cr

Неметаллы: С, Н, О, N , Р, S , CI

Металлы: К, Na , Ca , Mg

2 1

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ:     Элемент Суточная потребность Са 1,5 грамма Содержание в организме М g Биологическая роль 1,5% массы тела; 98% в костях. Материал для постройки скелета. Ионы кальция необходимы для работы сердца. Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови. 40 граммов: в печени, костях, крови, нервной ткани, мозге. Стимулятор обмена веществ. В растениях в составе хлорофилла участвует в фотосинтезе. 2 2

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ:

Элемент

Суточная потребность

Са

1,5 грамма

Содержание в организме

М g

Биологическая роль

1,5% массы тела;

98% в костях.

Материал для постройки скелета.

Ионы кальция необходимы для работы сердца.

Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови.

40 граммов:

в печени, костях, крови, нервной ткани, мозге.

Стимулятор обмена веществ.

В растениях в составе хлорофилла участвует в фотосинтезе.

2 2

Недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности.   2 3

Недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности.

2 3

Микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям Fe Cr Co Mo Zn Cu V Ag Mn 24

Микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям

Fe

Cr

Co

Mo

Zn

Cu

V

Ag

Mn

24

Есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно. Hg Pb  Cd Ba Be Tl 25

Есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно.

Hg

Pb

Cd

Ba

Be

Tl

25

Токсическое действие:  при избытке  возникает цистит;  страдают органы дыхания;  снижается возбудимость ЦНС и обонятельного анализатора;  при недостатке  развивается у детей рахит, происходит нарушение роста костей скелета;  возникают различные заболевания зубов . Биологическая роль:  необходим для процессов кроветворения, обмена веществ;  способствует уменьшению проницаемости сосудов;  участвует в формировании костей скелета;  оказывает противовоспалительное действие. 2 6

Токсическое действие:

  • при избытке возникает цистит;
  • страдают органы дыхания;
  • снижается возбудимость ЦНС и обонятельного анализатора;
  • при недостатке развивается у детей рахит, происходит нарушение роста костей скелета;
  • возникают различные заболевания зубов .

Биологическая роль:

  • необходим для процессов кроветворения, обмена веществ;
  • способствует уменьшению проницаемости сосудов;
  • участвует в формировании костей скелета;
  • оказывает противовоспалительное действие.

2 6

Токсическое действие:  при избытке  нарушается минеральный обмен;  повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней ЖКТ;  при недостатке  происходит отложение извести на стенках сосудов (склероз сосудов);  появляются трофические язвы. Биологическая роль:  понижает артериальное давление и уровень холестерина в крови;  оказывает сосудорасширяющее и антисептическое действие;  благотворно влияет на ЦНС и органы пищеварения;  играет большую роль в активации защитных сил организма на борьбу против рака. 27

Токсическое действие:

  • при избытке нарушается минеральный обмен;
  • повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней ЖКТ;
  • при недостатке происходит отложение извести на стенках сосудов (склероз сосудов);
  • появляются трофические язвы.

Биологическая роль:

  • понижает артериальное давление и уровень холестерина в крови;
  • оказывает сосудорасширяющее и антисептическое действие;
  • благотворно влияет на ЦНС и органы пищеварения;
  • играет большую роль в активации защитных сил организма на борьбу против рака.

27

Д ефицит макро- и микроэлементов можно восполнить с помощью продуктов питания и минеральных вод, в которых содержатся эти элементы. В водах многих источников Бурятии сконцентрированы лучшие свойства минеральных вод. Их основными лечебными факторами являются ионы Mg 2+ , Ca 2+ , HCO 3 - .
  • Д ефицит макро- и микроэлементов можно восполнить с помощью продуктов питания и минеральных вод, в которых содержатся эти элементы.
  • В водах многих источников Бурятии сконцентрированы лучшие свойства минеральных вод. Их основными лечебными факторами являются ионы Mg 2+ , Ca 2+ , HCO 3 - .

28

Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.  29

Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.

29

молоко  сметана  яйца  сыр  бобовые  яблоки  вишня  абрикосы  апельсины  хлеб ржаной
  • молоко
  • сметана
  • яйца
  • сыр
  • бобовые
  • яблоки
  • вишня
  • абрикосы
  • апельсины
  • хлеб ржаной

Са 2+

30

яичный желток  печень  оливки  арахис  злаковые  помидоры  бобовые  грецкий орех  тыква  слива
  • яичный желток
  • печень
  • оливки
  • арахис
  • злаковые
  • помидоры
  • бобовые
  • грецкий орех
  • тыква
  • слива

Mg 2 +

31

Продукты питания Содержание минеральных веществ, (мг / 100 г продукта) Na Молоко Сметана 20% K 50 Ca 35 140 Творог 120 109 Mg 41 Крупа гречневая 14 Fe 86 3 112 Хлопья овсяные 0,06 8 20 150 380 0,2 23 20 390 52 0,5 200 6,7 129 3,6 32

Продукты питания

Содержание минеральных веществ,

(мг / 100 г продукта)

Na

Молоко

Сметана 20%

K

50

Ca

35

140

Творог

120

109

Mg

41

Крупа гречневая

14

Fe

86

3

112

Хлопья овсяные

0,06

8

20

150

380

0,2

23

20

390

52

0,5

200

6,7

129

3,6

32

В главную подгруппу II группы входят 6 элементов – бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий. Все они двухвалентны. В соединениях проявляют степень окисления +2. Металлические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ослабевают, в группах же металлические свойства, наоборот, усиливаются. В природе встречаются в виде соединений, преимущественно солей. Причина этого в их высокой химической активности. Соединения кальция и магния в большом количестве содержатся в живых организмах и природных водах, как в морских, так и в пресных. Соединения бериллия и бария ядовиты для человека. Радий и его соединения радиоактивны.
  • В главную подгруппу II группы входят 6 элементов – бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий. Все они двухвалентны. В соединениях проявляют степень окисления +2.
  • Металлические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ослабевают, в группах же металлические свойства, наоборот, усиливаются. В природе встречаются в виде соединений, преимущественно солей. Причина этого в их высокой химической активности.
  • Соединения кальция и магния в большом количестве содержатся в живых организмах и природных водах, как в морских, так и в пресных. Соединения бериллия и бария ядовиты для человека. Радий и его соединения радиоактивны.

33

35 34

35

34

Проверочная карта  Вариант-1 Вариант-2 1-3 Нормы оценок 1-2 2-4 2-1 «5»-4 ответа 3-1 «4»-3 ответа 3-2 4-2 4-3 «3»-2 ответа «2»-1 ответ

Проверочная карта

Вариант-1

Вариант-2

1-3

Нормы оценок

1-2

2-4

2-1

«5»-4 ответа

3-1

«4»-3 ответа

3-2

4-2

4-3

«3»-2 ответа

«2»-1 ответ

Домашнее задание

Домашнее задание

  • П.51, стр. 235-240, презентации на темы «Аллюминий», «Железо и его применение», «Радиоактивные металлы», «Драгоценные металлы».
  • Вспомнить из курса химии за 8 класс:
  • окислительно-восстановительные реакции,
  • расстановка коэффициентов методом электронного баланса


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация к уроку химии в 11 классе по теме "Металлы II-А подгруппы"

Автор: Прижимова Людмила Павловна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства