Отработка функциональной грамотности через игру на уроках химии в 8 классе
Отработка функциональной грамотности через игру на уроках химии в 8 классе
Презентацию можно использовать для отработки функциональной грамотности на уроках химии и на предметной неделе. Игровая форма подачи материала способствует повышению интереса к предмету химия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отработка функциональной грамотности через игру на уроках химии в 8 классе»
ИГРА ПО ХИМИИ "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ" ДЛЯ 8 КЛАССА
Игра включает в себя задания двух типов: тестовые и с развернутым ответом
За правильный ответ на тестовое задание вы получите 1 балл
За правильный ответ на задание с развернутым ответом вы можете получить от 2 до 3 баллов в зависимости от сложности задания
Правила
Внимательно читайте тексты с условием для правильного выполнения заданий!
Игроки, набравшие наибольшее количество баллов, побеждают
РАУНД 1
В центре столицы Австрии, города Вены, расположен мусоросжигающий завод (см. рисунок). На нём внедрены высокоэффективные технологии улавливания и очистки продуктов горения, поэтому не происходит загрязнения окружающей среды. В то же время, во многих других местах во время сжигания мусора выделяются газы, загрязняющие атмосферный воздух и вызывающие образование кислотных осадков и разрушение многих материалов.
Задание 1
Какие неорганические вещества (классы веществ) можно использовать для улавливания (нейтрализации) таких продуктов сжигания мусора, как СО2, SО2, NО2? Укажите классы веществ и подтвердите свой ответ уравнениями соответствующих реакций. Запишите свой ответ.
Количество баллов: 3 балла
Какие неорганические вещества (классы веществ) можно использовать для улавливания (нейтрализации) таких продуктов сжигания мусора, как СО2, SО2, NО2? Укажите классы веществ и подтвердите свой ответ уравнениями соответствующих реакций. Запишите свой ответ.
СО2, SО2, NО2 – кислотные оксиды. Для их нейтрализации нужно использовать щелочи или основные оксиды
Сейчас открыты многие витамины, изучена их химическая природа, роль в организме, они выделены в чистом виде, налажен их синтез, их можно купить и как отдельные витамины, и в виде поливитаминов. Витамины подразделяются на две группы: водорастворимые (С, В) и жирорастворимые (А, D, К). Некоторые витамины разрушаются при нагревании, а некоторые – нет. Многие витамины разрушаются при взаимодействии с кислородом. При приготовлении еды надо знать способы их сохранения в пище.
Школьники после экскурсии зашли в кафе, чтобы пообедать. В качестве салата многие взяли тёртую морковь с кусочками ананаса и изюма. Повар напомнил, что к моркови полагается сметана, и её надо самостоятельно положить в салат. Некоторые учащиеся не поняли, почему так надо сделать.
Задание 1
Почему использовать морковь в пищу лучше вместе со сметаной или маслом? Отметьте один верный вариант ответа.
Б.Жиры сметаны способствуют выделению из моркови сока.
В.Витамин А всасывается в кишечнике только растворённый в жирах.
Г.Жир из сметаны разбивает волокна моркови на более мелкие частицы.
Количество баллов: 1 балл
Почему использовать морковь в пищу лучше вместе со сметаной или маслом? Отметьте один верный вариант ответа.
В.Витамин А всасывается в кишечнике только растворённый в жирах.
РАУНД 3
Все, кто видел изделия из малахита, согласятся, что это один из красивейших поделочных камней. Малахит известен с античных времен, а своё название он ведёт от греческого malache – мальва, так как ярко-зелёные листья этого растения напоминают по цвету малахит. Состав малахита следующий: (CuOH)2CO3. Как и для всех карбонатов, для малахита характерна реакция с кислотами. Так, при действии соляной кислоты (HCl) малахит легко вступает в реакцию, при этом на поверхности происходит шипение и вспенивание. Аналогично могут протекать реакции и с другими, менее сильными кислотами (лимонной и уксусной).
Если же нагреть малахит выше 200 ºС, то он почернеет из-за образования на его поверхности оксида меди(III). Воздействие паров воды и углекислого газа внешней среды приводит к образованию патины – зеленоватого налёта. Состав патины такой же, как у малахита, но отличается кристаллической структурой. Налёт можно увидеть на поверхности медных и бронзовых изделий, которые, например, находят при археологических раскопках.
Задание 1
К какому классу неорганических соединений относится вещество, составляющее основу малахита?
1) основание
2) кислота
3) соль
4) оксид
Кол-во баллов: 1 балл
К какому классу неорганических соединений относится вещество, составляющее основу малахита?
1) основание
2) кислота
3) соль
4) оксид
3)соль
Задание 2
Приведите пример изделий, на которых можно увидеть патину. Учитывая свойства малахита, предложите химический способ удаления патины с поверхности изделий.
Количество баллов: 2 балла
Приведите пример изделий, на которых можно увидеть патину. Учитывая свойства малахита, предложите химический способ удаления патины с поверхности изделий.
Бронзовые памятники, медные монеты. Для удаления патины поверхность изделий можно обработать раствором кислоты, т.к. малахит (основной компонент патины) растворяется в кислоте.
РАУНД 4
Зубная паста – это многокомпонентная система (смесь), предназначенная для очищения, дезодорирования и оказания благоприятного профилактического и терапевтического воздействия на ткани зуба. Потребительские опросы показывают, что большинство покупателей при выборе зубной пасты ориентируется на цену, оформление упаковки и известность бренда. Между тем стоматологи рекомендуют уделять внимание составу продукта, а не его внешним данным. Ведь от того, что внутри тюбика, зависят здоровье и красота зубов. Специалисты советуют отдавать предпочтение лечебным и восстанавливающим составам, но при этом пользоваться различными зубными пастами.
В любой зубной пасте можно выделить пять основных составляющих. Абразивные вещества – благодаря им происходит очищение ротовой полости: карбонат кальция, диоксид кремния и соединения алюминия. Ароматизаторы делают зубные пасты ароматными и придают им вкус. Увлажнители служат для поддержания текстуры и сохранения влаги. Сорбит и глицерин являются примерами увлажнителей. Пенообразующие вещества способствуют вспениванию и действуют как поверхностноактивные вещества, помогая очищать зубы. Самым распространённым из них в составе зубной пасты является лаурилсульфат натрия. Фтор содержится в большинстве «популярных» зубных паст. Он играет очень важную роль в укреплении эмали и уменьшении вероятности развития кариеса. Но одновременное содержание фтора и кальция в составе зубной пасты уменьшает вдвое действие каждого из этих веществ на зубную эмаль.
Задание 1
На тюбике с зубной пастой написано, что она содержит кальций и фтор. О химических элементах или о простых веществах идёт речь? Ответ обоснуйте.
Количество баллов: 2 балла
На тюбике с зубной пастой написано, что она содержит кальций и фтор. О химических элементах или о простых веществах идёт речь? Ответ обоснуйте.
Речь идёт о химических элементах. В обосновании указано на различия в свойствах элементов и простых веществ: например, простое вещество кальций является металлом и обладает высокой химической активностью, поэтому не может входить в состав пасты; вещество фтор является сильно ядовитым газом.
Задание 2
Продукты жизнедеятельности бактерий являются причиной неприятного запаха изо рта. Именно поэтому многие зубные пасты обладают антибактериальным эффектом. В качестве основного антибактериального компонента часто используется триклозан. Он активно убивает патогенную флору, а вместе с ней убивает и полезных микробов. Многие производители добавляют в зубную пасту и антибиотики, такие как хлоргексин и метронидазол. Антибактериальные зубные пасты относятся к разряду лечебных средств. В каких случаях рекомендуется применять зубные пасты, в состав которых входят указанные в тексте вещества?
Количество баллов: 3 балла
В каких случаях рекомендуется применять зубные пасты, в состав которых входят указанные в тексте вещества?
Применение паст с антибактериальными компонентами рекомендуется только при серьёзных заболеваниях полости рта; в лечебных целях, а не постоянно; по рекомендации врача. Эти средства убивают и полезную микрофлору полости рта
РАУНД 5
Ещё в глубокой древности люди заметили, что для горения необходим воздух, однако многие века процесс горения оставался непонятным. На рубеже XVII – XVIII вв. возникла теория флогистона, созданная Бехером и Шталем. Теория флогистона базировалась на следующих принципах.
1. Есть некая субстанция, которая содержится во всех горючих телах, – флогистон.
2. Горение – это разложение тела с выделением флогистона, который необратимо рассеивается в воздухе.
3. Флогистон всегда входит в состав других веществ и не бывает в чистом виде.
4. Флогистон имеет отрицательную массу.
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась открытием различных газов и установлением их важной роли в химических процессах. Это явилось одним из главных стимулов для систематических исследований процессов горения веществ, предпринятых А. Лавуазье. Считается, что кислород был получен английским химиком Джозефом Пристли в 1774 г. в результате разложения оксида ртути в герметично закрытом сосуде. Про полученный им газ Пристли сказал А. Лавуазье, что получил новое простое вещество – одну из составных частей воздуха – и поэтому назвал его «дефлогистированным воздухом». А. Лавуазье в 1775 г. окончательно разобрался в природе полученного газа и установил, что кислород является составной частью воздуха, кислот и содержится ещё во многих веществах. Эта работа произвела революцию в химии, так как была разбита популярная в то время флогистонная теория, являвшаяся тормозом в развитии науки.
Задание 1
В 1774 г. французский учёный А. Лавуазье провёл опыт, схема которого показана на рисунке: он сжигал фосфор под колоколом без дна, который был частично погружён в воду.
Выберите суждение, которое объясняет результат опыта А. Лавуазье. 1) Лавуазье доказал, что фосфор может гореть без доступа воздуха. 2) Наибольшую часть воздуха составляет кислород. 3) Вода поднялась в колокол, так как продукт горения фосфора растворился. 4) Кислород составляет примерно 1/5 воздуха под колоколом.
Количество баллов: 1балл
1) Лавуазье доказал, что фосфор может гореть без доступа воздуха.
2) Наибольшую часть воздуха составляет кислород. 3) Вода поднялась в колокол, так как продукт горения фосфора растворился.
4) Кислород составляет примерно 1/5 воздуха под колоколом.
4) Кислород составляет примерно 1/5 воздуха под колоколом.
Задание 2
Известно, что для того, чтобы вещество загорелось, нужно наличие двух условий: доступ воздуха к веществу и достижение температуры возгорания вещества. Логично, что для прекращения горения нужно убрать одно либо сразу два этих условия. Ученики провели эксперимент: налили воду в бумажный стаканчик и поставили на огонь. В результате вода закипела, а стаканчик не загорелся. Выберите суждение, которое объясняет результат эксперимента.
1) Из-за паров не был обеспечен достаточный доступ воздуха к бумажному стаканчику.
2) Температура пламени горелки была недостаточной для возгорания бумаги.
3) Температура возгорания бумаги не была достигнута из-за высокой теплоёмкости воды, но вода достигла температуры кипения.
4) Температура кипения воды выше, чем температура горения бумаги.
1) Из-за паров не был обеспечен достаточный доступ воздуха к бумажному стаканчику.
2) Температура пламени горелки была недостаточной для возгорания бумаги.
3) Температура возгорания бумаги не была достигнута из-за высокой теплоёмкости воды, но вода достигла температуры кипения.
4) Температура кипения воды выше, чем температура горения бумаги.
3) Температура возгорания бумаги не была достигнута из-за высокой теплоёмкости воды, но вода достигла температуры кипения.
Задание 3
Проанализируйте второе положение теории флогистона о процессе горения с позиции современных знаний: является ли горение реакцией разложения. Дайте современное определение процессу горения.
Количество баллов: 2 балла
Проанализируйте второе положение теории флогистона о процессе горения с позиции современных знаний: является ли горение реакцией разложения. Дайте современное определение процессу горения.
Горение не является реакцией разложения; горение – это взаимодействие веществ с кислородом (окисление), при котором происходит выделение тепла и света.
Задание 4
Исходя из предположения, что открытый Д. Пристли кислород является «флогистоном», объясните, почему третье и четвертое положения теории флогистона не соответствуют свойствам кислорода.
3. Флогистон всегда входит в состав других веществ и не бывает в чистом виде.
4. Флогистон имеет отрицательную массу.
Количество баллов: 2 балла
3. Флогистон всегда входит в состав других веществ и не бывает в чистом виде.
4. Флогистон имеет отрицательную массу.
1) кислород может как входить в состав сложных веществ, так и существовать в виде простого вещества;
2) вещество не может иметь отрицательную массу
РАУНД 6
Электрическую энергию можно получать различными способами, один из них осуществляется за счёт преобразования энергии химических реакций. Впервые химический ток из химических растворов получил Алессандро Вольта. Он использовал солёную воду и металлы – цинк и медь. Таким образом была собрана первая соляная батарейка, которую назвали «Вольтовым столбом». Потом её всячески совершенствовали, но изначально всё было предельно просто. Электрический химический ток вырабатывается в результате высвобождения электронов в процессе окислительно-восстановительных реакций. При этом участвуют непосредственно окислитель, восстановитель (в виде электродов), которые помещены в раствор электролита. Получить ток возможно только при замыкании цепи. Движение электронов осуществляется от отрицательно заряженного электрода к положительному.
Задание 1
Выберите верное утверждение о принципе работы «Вольтова столба». 1) Между частицами цинка и меди происходит окислительно-восстановительная реакция.
2) Цинк вступает с медью в реакцию соединения.
3) Медь является более активным металлом, чем цинк.
4) Цинк вытесняет электроны из раствора соли.
Количество баллов: 1 балл
Выберите верное утверждение о принципе работы «Вольтова столба». 1) Между частицами цинка и меди происходит окислительно-восстановительная реакция.
2) Цинк вступает с медью в реакцию соединения.
3) Медь является более активным металлом, чем цинк.
4) Цинк вытесняет электроны из раствора соли.
1) Между частицами цинка и меди происходит окислительно-восстановительная реакция.
РАУНД 7
Гальванический элемент. Самые обычные батарейки, которые используются в различных электрических приборах: от фонарика до заводных игрушек. После того как в батарейке расходуется запас химических веществ, реакция проходить больше не может, и ток не вырабатывается. Существует два вида гальванических элементов, вырабатывающих первичный ток: соляные и щелочные. В первом случае в реакции участвуют электроды из марганца и цинка, а в качестве электролита выступает раствор хлорида аммония с различными загустителями. Во втором случае, электроды погружены в гидроксид калия. Щелочные элементы обладают большей ёмкостью и способны работать в более экстремальных условиях.
Задание 1
Выберите верное утверждение об отличии щелочного гальванического элемента от соляного. 1) в качестве электродов используют щёлочь
2) обладает меньшей ёмкостью
3) используется только для детских игрушек
4) может прослужить дольше
Выберите верное утверждение об отличии щелочного гальванического элемента от соляного. 1) в качестве электродов используют щёлочь
2) обладает меньшей ёмкостью
3) используется только для детских игрушек
4) может прослужить дольше
4) может прослужить дольше
Задание 2
Какой знак из приведённых ниже указан на батарейке как напоминание о необходимости утилизировать её после срока службы?
Какой знак из приведённых ниже указан на батарейке как напоминание о необходимости утилизировать её после срока службы?
РАУНД 8
В химии индикатором (лат. Indicator – указатель) называют вещество, дающее характерные (обычно цветные) химические реакции и использующееся при анализе веществ. Пигменты многих растений способны менять цвет в зависимости от кислотности клеточного сока. Следовательно, пигменты являются индикаторами, которые можно применить для исследования кислотности других растворов. Общее название таких растительных пигментов – флавоноиды. В эту группу входят так называемые антоцианы, которые обладают хорошими индикаторными свойствами. Антоцианы можно извлечь из любых синих или красных частей растения.
Задание 1
В процессе приготовления борща, в который обязательно кладут свёклу, вместо соли хозяйка положила столовую ложку пищевой соды. Какой цвет приобрёл борщ в результате такой ошибки? Укажите причину изменения цвета борща.
2 балла
В процессе приготовления борща, в который обязательно кладут свёклу, вместо соли хозяйка положила столовую ложку пищевой соды. Какой цвет приобрёл борщ в результате такой ошибки? Укажите причину изменения цвета борща.
Борщ приобрёл жёлтый цвет, так как пищевая сода образует щелочную среду в водной среде
Задание 2
Выберите все правильные утверждения. 1) Чтобы отличить раствор уксуса от раствора поваренной соли, можно использовать экстракт хризантемы белой.
2) В растворе лимонного сока экстракт черники приобретает тёмно-красный цвет.
3) В растворе пищевой соды экстракт краснокочанной капусты не изменяет цвет.
4) Чтобы отличить раствор лимонной кислоты от раствора пищевой соды, можно использовать экстракт астры фиолетовой.
5) Экстракт мышиного горошка изменит цвет в растворе уксуса.
3 балла
2) В растворе лимонного сока экстракт черники приобретает тёмно-красный цвет.
4) Чтобы отличить раствор лимонной кислоты от раствора пищевой соды, можно использовать экстракт астры фиолетовой.
5) Экстракт мышиного горошка изменит цвет в растворе уксуса.
Задание 3
Использование пигментов для определения среды раствора впервые научно применено Робертом Бойлем в 1663 г. после случайного наблюдения. Бойль зашёл в лабораторию с букетом фиолетовых фиалок и положил их на стол, за которым в то время как лаборант наливал раствор какого-то вещества в сосуд для реакции. Капли этого вещества попали на цветы, и Бойль поместил их в стакан с водой, чтобы промыть. Цветы изменили свой цвет с фиолетового на розовый. Какое вещество попало на цветы?
2 балла
На цветы попала кислота (раствор кислоты)
Максимальное количество набранных баллов: 28
Оценка 5: 27-28 баллов
Итог:
Оценка 4: 20-26 баллов
Оценка 3: 14-19 баллов
Спасибо за игру! Надеюсь, вы узнали что-то новое или подтвердили свои знания.