kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение содержания ионов свинца в почве и растительных пробах села Слободчики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - практикум предусматривает проектную деятельность учащихся 9 класса на обобщающем уроке химии при изучении элементов - металлов. Ребята исследуют растительные пробы на содержание ионов свинца и его воздействие на организм человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение содержания ионов свинца в почве и растительных пробах села Слободчики.»

Урок – практикум (проектная деятельность учащихся 9 класса на обобщающем уроке химии при изучении элементов - металлов) «Изучение содержания ионов свинца в почве и растительных пробах села Слободчики и его воздействие на организм человека». Подготовила и провела учитель биологии, химии Сивоха Наталья Геннадьевна

Урок – практикум

(проектная деятельность учащихся 9 класса на обобщающем уроке химии при изучении элементов - металлов)

«Изучение содержания ионов свинца в почве и растительных пробах села Слободчики и его воздействие на организм человека».

Подготовила и провела

учитель биологии, химии

Сивоха Наталья Геннадьевна

Цель урока:  Показать влияние тяжёлых металлов на здоровье человека на примере свинца и изучить экологическую обстановку села Слободчики путём определения ионов свинца в почве и растительных пробах.  Задачи урока: - Обобщить полученные знания о тяжёлых металлах. Более подробно  познакомить учащихся со свинцом, его биологической ролью и токсическим воздействием на организм человека; - расширить знания учащихся о взаимосвязи применения металла свинца и путей поступления его в организм человека; - показать тесную взаимосвязь биологии, химии и экологии, как предметов дополняющих друг друга; - воспитание бережного отношения к своему здоровью; - привитие интереса к изучаемому предмету.

Цель урока:

Показать влияние тяжёлых металлов на здоровье человека на примере свинца и изучить экологическую обстановку села Слободчики путём определения ионов свинца в почве и растительных пробах.

Задачи урока:

- Обобщить полученные знания о тяжёлых металлах. Более подробно познакомить учащихся со свинцом, его биологической ролью и токсическим воздействием на организм человека;

- расширить знания учащихся о взаимосвязи применения металла свинца и путей поступления его в организм человека;

- показать тесную взаимосвязь биологии, химии и экологии, как предметов дополняющих друг друга;

- воспитание бережного отношения к своему здоровью;

- привитие интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации мини-проектов выполненных обучающимися, штатив с пробирками, стеклянная палочка, воронка с фильтром, химические стаканы на 50 мл, фильтровальная бумага, измерительный цилиндр, весы с гирями, фильтровальная бумага, ножницы, спиртовка или лабораторная плитка.  Реактивы:  этиловый спирт, вода, 5% раствор сульфида натрия, иодид калия, пробы почвы, пробы растительности приготовленные учителем.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации мини-проектов выполненных обучающимися, штатив с пробирками, стеклянная палочка, воронка с фильтром, химические стаканы на 50 мл, фильтровальная бумага, измерительный цилиндр, весы с гирями, фильтровальная бумага, ножницы, спиртовка или лабораторная плитка.

Реактивы: этиловый спирт, вода, 5% раствор сульфида натрия, иодид калия, пробы почвы, пробы растительности приготовленные учителем.

Почему группу элементов называют «тяжёлые металлы»? (все эти металлы имеют большую массу) Какие элементы относятся к тяжёлым металлам? (железо, свинец, кобальт, марганец, никель, ртуть, цинк, кадмий, олово, медь, марганец) Какое воздействие на организм человека оказывают тяжёлые металлы?
  • Почему группу элементов называют «тяжёлые металлы»? (все эти металлы имеют большую массу)
  • Какие элементы относятся к тяжёлым металлам? (железо, свинец, кобальт, марганец, никель, ртуть, цинк, кадмий, олово, медь, марганец)
  • Какое воздействие на организм человека оказывают тяжёлые металлы?

В Древнем Риме, знатные люди пользовались водопроводом, изготовленным из свинцовых труб. Расплавленным свинцом заливали места стыков каменных блоков и труб водопровода (недаром в английском языке слово plumber означает «водопроводчик»). Кроме этого, рабы пользовались дешевой деревянной посудой и пили воду прямо из колодцев, а рабовладельцы – из дорогих свинцовых сосудов. Продолжительность жизни богатых римлян была намного меньше, чем рабов. Учёные высказали предположение, что причиной ранней смерти было свинцовое отравление от воды, используемой для приготовления пищи. Однако эта история имеет продолжение. В штате Виргиния (США) исследовали захоронения тех лет. Оказалось, что на самом деле скелеты рабовладельцев содержат значительно больше свинца, чем кости рабов. Свинец был известен за 6—7 тыс. лет до н. э. народам Месопотамии, Египта и других стран древнего мира. Он служил для изготовления статуй, предметов домашнего обихода, табличек для письма. Алхимики называли свинец сатурном и обозначали его знаком этой планеты. Соединения свинца — "свинцовая зола" PbO, свинцовые белила 2PbCO3•Pb (OH)2 применялись в Древней Греции и Риме как составные части лекарств и красок. Когда было изобретено огнестрельное оружие, свинец начали применять как материал для пуль. Ядовитость свинца отметили ещё в 1 в. н. э. греческий врач Диоскорид и Плиний Старший.

Свинец обычно имеет грязно-серый цвет, хотя свежий его разрез имеет синеватый отлив и блестит. Однако блестящий металл быстро покрывается тускло-серой защитной пленкой оксида. Плотность свинца (11,34 г/см3) в полтора раза больше, чем у железа, вчетверо больше, чем у алюминия; даже серебро легче свинца. Свинец очень легко плавится – при 327,5°, кипит при 1751° и заметно летуч уже при 700° С. Этот факт очень важен для работающих на комбинатах по добыче и переработке свинца. Свинец – один из самых мягких металлов. Он легко царапается ногтем и прокатывается в очень тонкие листы. Свинец сплавляется со многими металлами. С ртутью он дает амальгаму, которая при небольшом содержании свинца жидкая.)

Свинец обычно имеет грязно-серый цвет, хотя свежий его разрез имеет синеватый отлив и блестит. Однако блестящий металл быстро покрывается тускло-серой защитной пленкой оксида. Плотность свинца (11,34 г/см3) в полтора раза больше, чем у железа, вчетверо больше, чем у алюминия; даже серебро легче свинца. Свинец очень легко плавится – при 327,5°, кипит при 1751° и заметно летуч уже при 700° С. Этот факт очень важен для работающих на комбинатах по добыче и переработке свинца. Свинец – один из самых мягких металлов. Он легко царапается ногтем и прокатывается в очень тонкие листы. Свинец сплавляется со многими металлами. С ртутью он дает амальгаму, которая при небольшом содержании свинца жидкая.)

Объём современного производства свинца составляет более 2,5 млн. тонн в год. В результате производственной деятельности в природные воды ежегодно попадает более 500-600 тыс. тонн свинца, а через атмосферу на поверхность Земли оседает около 400 тыс. тонн. До 90% от общего количества выброса свинца принадлежит к продуктам сгорания бензина с примесью свинцовых соединений. Основная его часть попадает в воздух с выхлопными газами автотранспорта, меньшая – при сжигании каменного угля. Из около почвенного слоя воздуха происходит оседание свинца в почву и поступление его в воду. Содержание свинца в дождевой и снеговой воде колеблется от 1,6 мкг/л в районах удалённых от промышленных центров, до 250-350 мкг/л в крупных городах. Через корневую систему он транспортируется в наземную часть растений. В 23 м от дороги с напряжённостью движения до 69 тыс. автомобилей в день растения фасоли накапливали до 93 мг свинца на 1 кг сухого веса, а в 53 м – 83 мг. Кукуруза, растущая в 23 м от дороги, накапливала в 2 раза больше свинца, чем 53 м. Где сеть дорог очень густая, в ботве кормовой свеклы обнаружено 70 мг свинца на 1 кг сухого вещества, а в собранном сене – 90 мг. С растительной пищей свинец попадает в организм животных. Содержание свинца в различных продуктах (в мкг); свиное мясо – 15, хлеб и овощи – 20, фрукты – 15. С растительной и животной пищей свинец попадает в организм человека, оседая до 80% в скелете, а также во внутренних органах. Человек, представляющий одно из последних звеньев пищевой цепи, испытывает на себе наибольшую опасность нейротоксического воздействия тяжёлых металлов.

Определение ионов свинца в растительных пробах. Цель работы: определить наличие ионов в растительных пробах. Приборы: два химических стакана по 50 мл, измерительный цилиндр, весы с гирями, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага, ножницы, спиртовка или лабораторная плитка. Реактивы: этиловый спирт, вода, 5% раствор сульфида натрия  Методика исследования. 1. Взвесить по 100 гр. растений, желательно одного вида, для более точногорезультата (подорожник), на разной удалённости друг от друга. 2. Тщательно измельчить, к каждой пробе добавить по 50 мл. смеси этилового спирта и воды, перемешать, чтобы соединения свинца перешли в раствор. 3. Отфильтровать и упарить до 10 мл. Полученный раствор добавлять по каплям в свежеприготовленный 5%-ный раствор сульфида натрия. 4. При наличии в экстракте ионов свинца, появится чёрный осадок.

Определение ионов свинца в растительных пробах.

Цель работы: определить наличие ионов в растительных пробах.

Приборы: два химических стакана по 50 мл, измерительный цилиндр, весы с гирями, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага, ножницы, спиртовка или лабораторная плитка.

Реактивы: этиловый спирт, вода, 5% раствор сульфида натрия

Методика исследования.

1. Взвесить по 100 гр. растений, желательно одного вида, для более точногорезультата (подорожник), на разной удалённости друг от друга.

2. Тщательно измельчить, к каждой пробе добавить по 50 мл. смеси этилового спирта и воды, перемешать, чтобы соединения свинца перешли в раствор.

3. Отфильтровать и упарить до 10 мл. Полученный раствор добавлять по каплям в свежеприготовленный 5%-ный раствор сульфида натрия.

4. При наличии в экстракте ионов свинца, появится чёрный осадок.

Определение ионов свинца в почве. Цель работы: определить наличие ионов свинца в почве. Приборы: два химических стакана по 50 мл, измерительный цилиндр, весы с ги­рями, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага. Реактивы: иодид калия, вода. Методика исследования: 1.Взвесить 2 г почвы, высыпать ее в химический стакан. Затем, залив 4 мл воды, хорошо размешать стеклянной палочкой. 2.Полученную смесь профильтровать. 3. К фильтрату добавить 1 мл 5% иодида калия. При взаимодействии иона свинца с иодидом калия образуется желтый осадок. РЬ +2 + 2 I - = Р bI 2 (желтый осадок) 4.Опустить край полоски фильтровальной бумаги размером 1 см в полученный раствор. Когда вещество поднимется до середины бумаги, её вынуть и положить сушить. На высохшей фильтровальной бумаге ясно обозначится след осадка. Со временем (через 3-5 дней) жёлтая окраска иодида свинца проявится ярче.

Определение ионов свинца в почве.

Цель работы: определить наличие ионов свинца в почве.

Приборы: два химических стакана по 50 мл, измерительный цилиндр, весы с ги­рями, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага.

Реактивы: иодид калия, вода.

Методика исследования:

1.Взвесить 2 г почвы, высыпать ее в химический стакан. Затем, залив 4 мл воды, хорошо размешать стеклянной палочкой.

2.Полученную смесь профильтровать.

3. К фильтрату добавить 1 мл 5% иодида калия. При взаимодействии иона свинца с иодидом калия образуется желтый осадок.

РЬ +2 + 2 I - = Р bI 2 (желтый осадок)

4.Опустить край полоски фильтровальной бумаги размером 1 см в полученный раствор. Когда вещество поднимется до середины бумаги, её вынуть и положить сушить. На высохшей фильтровальной бумаге ясно обозначится след осадка. Со временем (через 3-5 дней) жёлтая окраска иодида свинца проявится ярче.

Подготовить с помощью литературных источников, периодической печати, Интернета сообщение по теме: «Пути решения проблемы – снижение влияния ионов свинца на здоровье человека».  Рекомендуемая литература: 1. Величковский Б.Т., Крипчев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М.: «Новая школа» 1999. 2. Тарабаева Г. И., Действие свинца на организм и лечебно-профилактические мероприятия, А.-А., 1961; 3. Лазарева Н.В., Вредные вещества в промышленности, 6 изд., ч. 2, Л., 1971.  

Подготовить с помощью литературных источников, периодической печати, Интернета сообщение по теме:

«Пути решения проблемы – снижение влияния ионов свинца на здоровье человека».

Рекомендуемая литература:

1. Величковский Б.Т., Крипчев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М.: «Новая школа» 1999.

2. Тарабаева Г. И., Действие свинца на организм и лечебно-профилактические мероприятия, А.-А., 1961;

3. Лазарева Н.В., Вредные вещества в промышленности, 6 изд., ч. 2, Л., 1971.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение содержания ионов свинца в почве и растительных пробах села Слободчики.

Автор: Сивоха Наталья Геннадьевна

Дата: 11.04.2017

Номер свидетельства: 408381


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства