«Формы и методы, используемые для повышения успеваемости учащихсяна уроках химии и биологии»
«Формы и методы, используемые для повышения успеваемости учащихсяна уроках химии и биологии»
•Причины неуспеваемости
•1. категория:
•низкий уровень предшествующей подготовки ученика, неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, отсутствие заботы родителей), недостатки воспитанности, слабое умственное развитие.
•2. категория:
•недоработка в предыдущих классах, недостаточный интерес к предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
• 3. категория:
• недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, пропуски уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашнего задания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формы и методы, используемые для повышения успеваемости учащихсяна уроках химии и биологии»»
Колледж сервиса и новых технологий
«Формы и методы, используемыедля повышения успеваемости учащихсяна уроках химии и биологии»
Преподаватель:
химии и биологии
Манохина Е.А.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К. Д. Ушинский
Мониторинг качества знаний учащихся заI семестр 2015-2016 уч. годпо предмету «Химия»I курс
низкий уровень предшествующей подготовки ученика, неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, отсутствие заботы родителей), недостатки воспитанности, слабое умственное развитие.
2. категория:
недоработка в предыдущих классах, недостаточный интерес к предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
3. категория:
недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, пропуски уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашнего задания
Причины низкого качества знаний по химии.
ХИМИЯ – наука которая опирается на знания и
умения других наук:
Математика,
Физика,
Информатика
Учащийся должен обладать целым набором физиологических качеств ( предрасположенность к точным наукам имеют 30% населения планеты)
У 80% способность действовать в уме не сформирована.
Причем у 20 % учащихся нет даже необходимых исходных предпосылок для ее формирования.
Ее сформированность имеет огромное значение в обучении химии, поскольку содержание предмета требует постоянного оперирования условными заместителями чувственно не воспринимаемых объектов (химическими знаками и их «производными»: формулами, уравнениями реакций и т.п.)
Цели работы по повышению качества знаний.
Предупреждение неуспеваемости за год
Повышение качества обученности
Создание собственных продуктов, готовых к практическому применению для формирования мотивации учения
переводные экзамены по химии в первый год изучения предмета
Развитие у учащихся внутренней мотивации
Осознание значимости приобретаемых знаний по химии
Формы организации деятельности
Для слабоуспевающих учеников:
- Обучение в сотрудничестве.
- Командная и групповая работа
- Текущий контроль в форме взаимо- и самоконтроля
- Взаимопомощь учащихся в восполнении пробелов
- Создание ситуации «успеха»
- Разноуровневые контрольные работы
- Дифференцированный подход.
- Индивидуализация домашних заданий.
- Консультации во внеурочное время.
Применяю текущий контроль : различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, текущие тесты и др.
Тематический контроль : тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.
Периодический контроль : итоговая контрольная работа, зачеты по темам и разделам и др.
В процессе закрепления изученного материала я использую следующие виды деятельности:
– электронные презентации по темам курсов химии и биологии;
- показ видеоопытов, что позволяет видеть учащимся теоретический материал на практике;
– тестирование ;
– опережающие задания по темам курсов химии и биологии.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Урочные – традиционные:
Проверочные работы
Химические и биологические диктанты
Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые); Практические работы и лабораторные работы; Тесты; Самостоятельные задания (опережающие задания); Зачеты; Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);
Работа с учебником
МЕТОДЫ РАБОТЫ
1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.). 2. Письменные (химический и биологические диктанты , контрольная работы, тематический реферат и др.). 3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.). 4. Зачеты. 5. Экзамены.
2.Внеурочные:
Интегрированные уроки с химии и физики «Химия и физика за чашкой чая»
Метод- работа с учебником
На каждом уроке после объяснения учащиеся работают самостоятельно с учебником.
Это обусловливается закономерностями познавательной деятельности. Важнейшими приемами при использовании этого метода являются следующие:
а) четкая постановка цели работы с учебником, б) указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися, в) определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля, г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся, д) беседа по закреплению нового материала.
Метод упражнений
Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
Для реабилитации отстающих студентов, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения , направив его на утверждение, что в этой группе собраны учащиеся с нераскрытыми талантами т. д.
Для обоснованности этого утверждения надо провести “тестирование” и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания определений, формул, понятий, теорий и законов.
Немалое значение в достижении цели урока имеет закрепление знаний, которое проводится в форме проведения практических работ, уроков решения различных типов задач, семинаров, обобщающих уроков.
В процессе закрепления изученного материала я использую следующие виды деятельности:
– электронные презентации по темам курсов химии и биологии;
- показ видеоопытов, что позволяет видеть учащимся теоретический материал на практике;
– тестирование ;
– опережающие задания по темам курсов химии и биологии.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес.
Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в группе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности.