kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  Кислоты. Урок-путешествие.

Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.

Оборудование: НСl, Н2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус,

фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная  палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая

кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при

работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в

зависимости от среды».

Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.

Оборудование: НСl, Н2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус,

фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная  палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая

кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при

работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в

зависимости от среды».

Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.

Оборудование: НСl, Н2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус,

фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная  палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая

кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при

работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в

зависимости от среды».

Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.

Оборудование: НСl, Н2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус,

фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная  палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая

кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при

работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в

зависимости от среды».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Кислоты. Урок-путешествие.»


Урок  Кислоты. Урок-путешествие.

Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.

Оборудование: НСl, Н2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус,

фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная  палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая

кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при

работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в

зависимости от среды».

На доске: карта путешествия по «Стране кислот», модель светофора.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

        «Состав, классификация кислот» -

        Так называется этот урок.

        Он будет совсем необычным у нас.

        Представим себе, что это - не класс.

        Отправимся все мы на 40 минут

        В страну, где сегодня кислоты нас ждут.

        И знанья свои мы в дорогу возьмем,

        По станциям этим мы их провезем

        На каждой станции их умножим

        И в память, конечно, свою заложим.

        А чтобы домой нас привез паровоз,

        На каждой станции ждет нас вопрос.

        Итогом урока будет ответ:

        «Не узнавших о свойствах кислот в классе нет».

        - Итак, как вы поняли, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир кислот. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и проверить багаж знаний.

        Фронтальный опрос.

Что называют оксидами?

Какие вещества называют основаниями?

С какими летучими водородными соединениями вы знакомы?

- Итак, все готовы к путешествию, вперед!

III. Изучение нового материала.

        1. Первая остановка - «Историческая».

Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) рассказывает историю открытия важнейших кислот. Учащиеся слушают, обсуждают, записывают общий вывод.

        2. Вторая остановка - «Дегустационная».

Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.

        !  В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус.

Это грубейшее нарушение ПТБ. Но сегодня перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, ее (в виде исключения) можно попробовать. Кроме того, вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса.

                        (Учащиеся записывают вывод).

(Поезд отправляется дальше, но красный цвет светофора предупреждает о том, что следующая остановка будет «Правила техники безопасности».)

        3. Третья остановка - «Правила техники безопасности».

        Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами». Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2SO4, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

      

4. Четвертая станция - «Информационная».

Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) знакомит учащихся с определением кислот, с важнейшими представителями кислот, формулами, названиями.

        5. Пятая станция - «Индикаторная».

Заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об истории открытия индикаторов. Затем класс проводит соответствующие опыты и самостоятельно делает вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот. Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.

        Вывод в тетради учеников: «Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойство, обусловленные общностью их строения».

        

        - Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам нужно возвращаться.

III. Закрепление.

        Учитель снимает карточки с названием станции и читает вопрос, учащиеся отвечают на него.

а) Индикаторная станция.

        - Какие вещества называются индикаторами?

        - Кто открыл индикаторы?

        - Какую кислоту индикаторы помогли открыть Р.Бойлю?

  • Не страшны кислоты мне,

                        Даже очень сильные.

                        Но в растворах щелочей

                        Становлюсь малиновый.

                        Ярче сока всех малин,

                        Кто я? (Фенолфталеин.)

  • В щелочах я очень желтый,

                        А в кислотах очень красный.

                        А в среде нейтральной -

                        Цвет оранжевый, прекрасный.

                        Индикатор очень важный,

                        Как зовусь я? (Метиловый оранжевый.)

  • Эта желтая бумажка

Все покажет без труда:

Посинеет - в колбе щелочь,

Покраснеет - кислота.

Коль нейтральная среда -

Не изменит цвет тогда.

Мы за эти указания

Как зовем ее? (Универсальная.)

б) Информационная.

        - Что называется кислотами?

        - С какими кислотами вы познакомились на этой станции?

        - На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода?

        

в) ПТБ.

        - Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?

г) Дегустационная станция.

        - Что о кислотах вы узнали на этой станции?

        - Правильно ли утверждение: «Вещество можно определить по вкусу: если оно кислое - это кислота?

д) Историческая станция.

        - Как называется первая кислота, с которой познакомился человек?

        - Какую кислоту называют «матерью всех кислот»?

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: §20, стр.74, упр.1, 2, 3.

Приложение к уроку

        Записи в тетрадях учеников

Кислоты

  1. Самая первая кислота, которую научился получать и использовать человек, - уксусная кислота.

  2. Серная кислота называется «матерью всех кислот».

  3. Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая - сладкая, никотиновая - горькая.)

  4. Сначала вода, потом кислота - иначе случится беда.

  5. Кислоты - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

HNO3  - азотная кислота

HNO2 - азотистая кислота

H2SO4 - серная кислота

H2SO3 - сернистая кислота

H2CO3 - угольная кислота

H2SiO3 - кремниевая кислота

H3PO4 - фосфорная кислота


        6. Индикаторы («указатели») - вещества, которые под действием кислот и щелочей изменяют свой цвет. Открыты Р.Бойлем.

Вывод. Неорганические и органические кислоты проявляют общие свойства,

            обусловленные общностью их строения.

Правила техники безопасности

(инструкция)

        При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:

  1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

  2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

  3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

  5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Сообщение дежурного по станции «Индикаторная».

        Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И.Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р.Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.

        Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим.

        После некоторых раздумий такие вещества Р.Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.

        Индикаторы помогли Р.Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил неизвестную химика кислоту. По исходному веществу он назвал ее фосфорной.

Познакомимся с интересными фактами о кислотах.

Самой первой кислотой, которую удалось выделить и использовать человечеству, конечно, была уксусная.
Да и сам термин «кислота» (от латинского «acid») вероятно произошел от латинского «acetum» - уксус. Нарушение технологии, при производстве вина виноделами древности, приводило к его скисанию и образованию уксуса. На первых порах его выливали, но затем нашли применение в качестве приправы, лекарства и растворителя.


Венец первооткрывателя серной кислоты в 10 веке примерил персидский химик Абубекер-Аль- Рези. В России долгое время она называлась «купоросным маслом», поскольку выделяли ее из  «купоросов» (солей).


Азотная и соляная кислоты были получены в чистом виде и классифицированы спустя несколько веков. В больших масштабах эти кислоты стали производить в 17 веке и так как делали это  посредством серной кислоты, то присвоили ей почетный титул « матери всех кислот» и « кровь химии».

Смесь двух кислот азотной и соляной в пропорции 1 к 3, представляет собой жидкость желтого цвета и обладает уникальной способностью растворять многие благородные металлы  (золото, платину), за что получила название «Царской водки».

Это общеизвестные сильные неорганические кислоты, которыми телевидение любит пугать обывателя; «…выжгли лицо серной кислотой, кислотный дождь и т.п.» Но существуют еще кислоты  средней силы и слабые. Не многие знают, что важным ингредиентом популярной Кока-колы является «средняя» ортофосфорная кислота, с показателем кислотности рН=2.8. К слабым кислотам относятся борная (необходима для изготовления керамики, косметики), угольная (фруктовых напитков), мышьяковая (замечательное дезинфицирующее средство).

Органические кислоты еще слабее. Муравьиная кислота названа так потому, что в момент опасности выделяется муравьями для предупреждения других обитателей муравейника, и защиты от хищников. Весьма полезна для больших млекопитающих. После зимнего сна медведи, ложась на муравейник, избавляются от паразитирующих насекомых. Муравьиная кислота содержится в хвое, соке крапивы. У теплокровных животных в процессе обмена веществ вырабатывается небольшое количество молочной кислоты, и ее запах позволяет комарам и другим кровососущим насекомым находить свои жертвы. Некоторые дикорастущие травы выделяют масляную кислоту, которая приводит к подавлению роста или гибели близ растущих растений.

Интересные факты о кислотах

Интересные факты о кислотах

Кислот, как и их всевозможных химических соединений, в природе очень много. Они оказывают активное влияние на весь окружающий мир.

Вот интересные факты о кислотах.

Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа.

 

Еще интересные факты о кислотах. Как ни странно, но кислота может помогать в борьбе с такой вредной привычкой как курение. Сотрудники медицинского центра «Университет Дюка» (США) создали совершенно уникальную методику для избавления от этой привычки. Сейчас для этой цели используются различные методы, в результате которых очищенный никотин (без различных вредных веществ в виде канцерогенов, агрессивных смол и угарного газа) напрямую попадает в кровь. Для этого они используют пропитанные пластыри, жвачки и ингаляторы. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Автор: Тажибаева Асемгуль Исинтаевна

Дата: 26.11.2017

Номер свидетельства: 440804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства