При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» в пределах освоения ОПОП СПО – ППССЗ по специальностям: 35.02.03 Технология деревообработки; 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения; 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 09.02.02 Компьютерные сети на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 117 часов. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия -78 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 39 часов.
№ п/п | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект | Объем, часов | Характеристика основных видов деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины) | Планируемые результаты (предметные знания; предметные умения) | Формы и методы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | | 2 | | | |
| Содержание учебного материала | | | | |
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении специальности СПО технического профиля. | 2 | Сформировать представление о месте химии в современной научной картине мира. | Понимание роли химии в формировании кругозора и грамотности человека. | Опрос по теме |
Практические занятия | - | | | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | | | |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | | 44 | | | |
| Содержание учебного материала | | | | |
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | 2 | Владение химическими понятиями. Пользование химической терминологией символикой. | Уметь различать простые и сложные вещества по составу молекул. Определить атомные и молекулярные массы. | Опрос по теме |
| Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в | 2 | Владение основными законами химии. | Уметь определять основную молекулярную массу, определять массовую долю элемента в | Решение задач |
| сложном веществе. | | | веществе. | |
Практические занятия | - | | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | | | |
Плазма – четвертое состояние вещества. | 1 | Готовность и способность применять методы познания. | Уметь пользоваться литературой. | Доклад |
Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.М. Менделеева | Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). | 2 | Владение основополагающими химическими понятиями: периодический закон Д.М. Менделеев, периодическая система элементов. | Уметь объяснять свойства элементов по положению их в периодической системе. | Опрос по теме |
Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 2 | Владение понятиями: атом, ядро, протоны, нейтроны, строение атома, орбитали, электронные конфигурации атомов. | Уметь объяснять строение атомов элементов малых и больших периодов. | Опрос по теме |
Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 2 | Сформировать умения объяснять строение атома на основе современной формулировки Периодического закона. | Уметь объяснять современную формулировку Периодического закона. | Опрос по теме |
Практические занятия | - | | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | | |
Жизнь и деятельность Д.М. Менделеева. | 1 | Объяснить основные законы ученого | Уметь пользоваться литературой. | Доклад |
Изотопы водорода. | 1 | Объяснить понятие: изотопы. | Уметь пользоваться литературой | Доклад |
Тема 1.3 Строение вещества | Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | 2 | Владение понятиями: ион, катион, анион, ионная связь. | Уметь объяснять свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | Опрос по теме |
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная неполярная | 2 | Объяснить: ковалентная и металлическая химические связи, | Понять причинные многообразия химических | |
| связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | | кристаллические решетки. | Соединений, механизм и образования, их строение и реакционную способность. | Составление формул соединений с ковалентной химической связью |
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 2 | Объяснить: химическую водородную связь и её влияние на свойства вещества, объёмную и массовую доли компонентов смеси. | Умения определять объёмную и массовую доли компонентов смеси. | Решение задач |
Практические занятия | - | | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | | | |
Амфорные вещества в природе, технике, быту. | 2 | Объяснить использование амфорных веществ. | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
Применение суспензий и эмульсий в строительстве. | 3 | Объяснить приготовление и применений суспензий и эмульсий. | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. | 2 | Сформулировать систему знаний о воде, растворах, растворимости. | Уметь определять массовую долю растворимого вещества. | Решение задач |
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | 2 | Сформировать понятия электролитическая диссоциация, кислоты, основания и соли как электролиты. | Уметь записывать уравнения реакции диссоциации кислот, оснований, солей. | Опрос по теме |
Лабораторная работа | 2 | | | |
Приготовление растворов заданной концентрации. | 2 | Сформулировать умение объяснить результаты опытов. | Соблюдать правила безопасности. | Отчет по работе |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | | |
| Современные методы обеззараживания воды. | 2 | Объяснить свойства воды и её обеззараживания. | Уметь пользоваться литературой. www.alhimikov.net | Индивидуальный проект |
Растворы вокруг нас. Типы растворов. | 1 | Объяснить типы растворов. | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
Жизнь и деятельность С. Аррениуса. | 1 | Объяснить работы С. Аррениуса | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. | 2 | Сформировать понятия кислоты, основания и их свойств. | Уметь записывать уравнения реакций, характеризующие свойства кислот, оснований. | Опрос по теме |
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 2 | Сформировать понятия соли, оксиды и их свойства. | Уметь записывать уравнения реакций, характеризующие свойства солей, оксидов. | Опрос по теме |
Лабораторная работа | 4 | | | |
Испытание растворов кислот индикаторами. Свойства кислот и щелочей. | 2 | Сформировать готовность применять методы познания при решении практических задач. | Владение правилами техники безопасности. | Отчет по работе |
Гидролиз солей различного типа. | 2 | Сформировать готовность применять методы познания при решении практических задач. | Владение правилами техники безопасности | Отчет по работе |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | | | |
Оксиды и соли как строительные материалы. | 2 | Объяснить свойства солей и оксидов. | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
История гипса. | 2 | Объяснить свойства гипса. | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
Поваренная соль как химическое сырьё. | 1 | Объяснить свойства | Уметь пользоваться | |
| | | Соли. | литературой. | Доклад |
Тема 1.6 Химические реакции | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. | 2 | Сформировать систему знаний о видах химических реакций. | Уметь составлять уравнения реакций. | Упражнения написания уравнений реакций |
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 | Объяснить закономерность протекания окислительно – восстановительных реакций. | Уметь подбирать коэффициенты в уравнении окислительно – восстановительных реакций. | Опрос по теме |
Лабораторная работа | 2 | | | |
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. | 2 | Сформировать готовность применять методы познания при решении практических задач. | Владение правилами техники безопасности. | Отчет по работе |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | | |
Защита озонового экрана от химического загрязнения. | 2 | Объяснить озоновые загрязнение среды. | Уметь пользоваться литературой. www.alhimikov.net | Индивидуальный проект |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. | 2 | Сформировать систему знаний о свойствах, получении и применении металлов. | Уметь объяснить строение атомов и свойства металлов. | Опрос по теме |
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 2 | Сформировать систему знаний о свойствах, получении и применении неметаллов. | Уметь объяснить строение атомов и свойства неметаллов. | Опрос по теме |
Контрольная работа | | | | |
Лабораторная работа | 4 | . | | |
Получение, собирание и распознавание газов. | 2 | Сформировать знание свойств газов. | Владение правилами техники безопасности | Отчет по работе |
|
Решение экспериментальных задач. | 2 | Объяснить свойства металлов и неметаллов. | Владение правилами техники безопасности | Отчет по работе |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | | |
Аллотропия металлов. | 2 | Объяснить понятия: аллотропия. | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
История получения и производства алюминия. | 2 | Объяснить получение алюминия. | Уметь пользоваться литературой. www.alhimikov.net | Индивидуальный проект |
Раздел 2. Органическая химия | | | | | |
| Содержание учебного материала | 32 | | | |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 2 | Сформировать понятие теории строения органических веществ. | Уметь составлять формулы изомеров. | Опрос по теме |
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 2 | Сформировать систему знаний: гомологии, типы реакций. | Уметь составлять формулы гомологов. | Опрос по теме |
Практические занятия | 4 | | | |
Лабораторная работа: изготовление моделей молекул органических веществ. | 2 | Сформировать понятие: модель молекулы. | Уметь работать с материалом. | Отчет по работе |
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | | |
| Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. | 2 | Объяснить работы А.М. Бутлерова | Уметь пользоваться литературой. www.alhimikov.net | Индивидуальный проект |
| Витализм и его крах. | 2 | Объяснить виталистическую теорию | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | 2 | Сформировать понятие: изомерия, номенклатура алканов. | Уметь составлять формулы изомеров алканов. | Опрос по теме |
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: | 2 | Сформировать понятие: изомерия, номенклатура алканов, диены. | Уметь составлять формулы изомеров алканов, диенов. | Опрос по теме |
| горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | | | | |
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 2 | Сформировать понятие: изомерия, номенклатура алкины, арены. | Уметь составлять формулы изомеров алкинов, аренов. | Опрос по теме |
Практические занятия | 2 | | | |
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. | 2 | Сформировать понятие: нефть и продукты переработки. | Уметь объяснить состав нефти. | Отчет по работе |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | | |
Углеводородное топливо, его виды и назначение. | 2 | Объяснить виды топлива. | Уметь пользоваться литературой. www.alhimikov.net | Индивидуальный проект |
Экологические аспекты использования углеродного сырья. | 2 | Объяснить экологические проблемы. | Уметь пользоваться литературой. | Реферат |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | 2 | Сформировать понятия: спирты, фенолы. | Уметь составлять формулы изомеров спиртов, фенолов. | Опрос по теме |
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих | 2 | Сформировать понятия: альдегиды, кислоты. | Уметь записывать уравнения реакций. | Опрос по теме |
| спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | | | | |
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид | 2 | Сформировать понятия: сложные эфиры, жиры, углеводы. | Уметь записывать уравнения реакций. | Опрос по теме |
Контрольная работа | | | | |
Лабораторная раборта | 4 | | | |
Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. | 2 | Объяснить свойства уксусной кислоты. | Владение правилами техники безопасности | Отчет по работе |
Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди. Качественная реакция на крахмал. | 2 | Объяснить свойства глюкозы, сахарозы, крахмала. | Уметь пользоваться литературой. | Отчет по работе |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | | |
Космические гели. | 2 | Объяснить понятии: гели. | Уметь пользоваться литературой. | Доклад |
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. | 2 | Объяснить понятие: углеводородное сырьё. | Уметь пользоваться литературой. www.alhimikov.net | Индивидуальный проект |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения.. | 1 | Сформировать понятия: амины, аминоктслоты, белки. | Уметь объяснять свойства аминов, аминокислот, белков. | Опрос по теме |
| Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков | | | | |
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 1 | Сформировать понятия: пластмассы и их виды, волокна. | Уметь объяснить структуру пластмас, волокон. | Опрос по теме |
Дифференцированный зачет | 2 | | | |
Лабораторная работа | 4 | | | |
Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне. | 2 | Объяснить свойства белков. | Владение правилами техники безопасности | Отчет по работе |
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений | 2 | Объяснить классификацию органических веществ. | Владение правилами техники безопасности | Отчет по работе |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | | |
Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века. | 2 | Объяснить понятия: биотехника, генная инженерия. | Уметь пользоваться литературой. | Доклад |
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. | 2 | Объяснить роль ученых в развитии химии. | Уметь пользоваться литературой. www.alhimikov.net | Индивидуальный проект |