Рефлексивный отчет об основании и методики внедрения информационно-коммуникационных технологий в серии последовательных уроков
Рефлексивный отчет об основании и методики внедрения информационно-коммуникационных технологий в серии последовательных уроков
“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
Компетентный учитель должен обладать не только предметными знаниями (ПрЗ), представляющими собой актуальные знания преподаваемого предмета, не только глубокими педагогическими знаниями (ПЗ), позволяющими понимать процессы усвоения знаний и формирование навыков обучающихся, развивать их умственные способности, но и обладать технологическими знаниями (ТЗ). Технологические знания- это знание о вспомогательных средствах преподавания (видео, сетевые материалы, цифровые средства массовой информации и пр.). Эти знания подразумевают как достаточную осведомленность в области технологических устройств, так и владение навыками, необходимыми для управления ими.
Технологический аспект знаний- это знание способа взаимодействия технологического и предметных знаний. Хотя ИКТ не предоставляет возможности обеспечения исчерпывающего понимания о предмете, тем не менее, способны облегчить постижение общего представление о нем, обладая гибкостью в получении и использовании знаний.
В центре пересечения всех трех областей знаний находится Технологическое педагогическое и содержательное знание ( ТПСЗ). Данный подход был впервые рассмотрен Мишра и Кёлер (2006), которые утверждали, что, если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфических знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками. Кроме того, Мишра и Кёлер считают, что учитель, который способен к реализации взаимосвязи между всеми тремя областями знаний. Является профессионалом высокого уровня.(Руководство для учителя, стр.168-170).
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
В своей работе я широко использую информационные технологии. Считаю, что информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном его использовании привносит в школьный урок элемент новизны, повышает интерес учащихся к приобретению знаний, облегчает учителю задачу подготовки к уроку. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. В моей работе компьютер сегодня стал такой же неотъемлемой частью учебного кабинета, как доска и мел.
В своей практике я регулярно применяю средства ИКТ, поэтому обучающиеся уже имеют навыки работы на хорошем уровне. Модуль «Обучение с использованием ИКТ в преподавании», я применила во всей серии уроков. На всех уроках я применяла презентации по новой теме, где были указаны темы уроков, задачи урока, а так же формулы, реакции, задания на закрепления, тестовые задания, вопросы, ключевые моменты тем, схемы, таблицы.
На первом уроке «Природные источники углеводородов» этот модуль прослеживался на следующих этапах урока. Использование ИКТ, я начала с организационного момента, где провела флеш- тренинг «Улыбнись» и деление на группы под веселую музыку. На практике все мои уроки начинались и заканчивались показом флеш-тренингов - деление на группы с помощью интерактивной доски и компьютера, которые дают возможность создать благоприятный психологический настрой на уроке и после урока, демонстрируя подготовленные учителем слайды с использованием разных анимационных, мультипликационных моментов, видеороликов. Использование мультимедийных физкультминуток помогает в организации снятия усталости. Учащимся было предложено внимательно следить за действиями появляющихся объектов. Дети с удовольствием повторяли движения и танцевали под веселую музыку, что способствовало разгрузке напряжения. Детям понравился такой вид работы, и после проведеннойфизкультминутки, их познавательная активность возрастала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет об основании и методики внедрения информационно-коммуникационных технологий в серии последовательных уроков»
Аскарова Жанара Данабековна Портфолио учителя А
Группа №2 3-го уровня
Город Актобе ________2013г.
Рефлексивный отчет
об основании и методики внедрения информационно-коммуникационных
технологий в серии последовательных уроков в 9 классе.
Аскарова Ж.Д.
учитель химии СШ №19 г. Актобе
« Компьютер- мощный инструмент в руках грамотного учителя, но никогда не сможет
претендовать на место самого учителя.
Сухомлинский В.
“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
Компетентный учитель должен обладать не только предметными знаниями (ПрЗ), представляющими собой актуальные знания преподаваемого предмета, не только глубокими педагогическими знаниями (ПЗ), позволяющими понимать процессы усвоения знаний и формирование навыков обучающихся, развивать их умственные способности, но и обладать технологическими знаниями (ТЗ). Технологические знания- это знание о вспомогательных средствах преподавания (видео, сетевые материалы, цифровые средства массовой информации и пр.). Эти знания подразумевают как достаточную осведомленность в области технологических устройств, так и владение навыками, необходимыми для управления ими.
Технологический аспект знаний- это знание способа взаимодействия технологического и предметных знаний. Хотя ИКТ не предоставляет возможности обеспечения исчерпывающего понимания о предмете, тем не менее, способны облегчить постижение общего представление о нем, обладая гибкостью в получении и использовании знаний.
В центре пересечения всех трех областей знаний находится Технологическое педагогическое и содержательное знание ( ТПСЗ). Данный подход был впервые рассмотрен Мишра и Кёлер (2006), которые утверждали, что, если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфических знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками. Кроме того , Мишра и Кёлер считают, что учитель, который способен к реализации взаимосвязи между всеми тремя областями знаний. Является профессионалом высокого уровня.(Руководство для учителя, стр.168-170).
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. В своей работе я широко использую информационные технологии. Считаю, что информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном его использовании привносит в школьный урок элемент новизны, повышает интерес учащихся к приобретению знаний, облегчает учителю задачу подготовки к уроку. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. В моей работе компьютер сегодня стал такой же неотъемлемой частью учебного кабинета, как доска и мел.
В своей практике я регулярно применяю средства ИКТ, поэтому обучающиеся уже имеют навыки работы на хорошем уровне. Модуль «Обучение с использованием ИКТ в преподавании», я применила во всей серии уроков. На всех уроках я применяла презентации по новой теме, где были указаны темы уроков, задачи урока, а так же формулы, реакции, задания на закрепления, тестовые задания, вопросы, ключевые моменты тем, схемы, таблицы.
На первом уроке «Природные источники углеводородов» этот модуль прослеживался на следующих этапах урока. Использование ИКТ, я начала с организационного момента, где провела флеш- тренинг «Улыбнись» и деление на группы под веселую музыку. На практике все мои уроки начинались и заканчивались показом флеш-тренингов - деление на группы с помощью интерактивной доски и компьютера, которые дают возможность создать благоприятный психологический настрой на уроке и после урока, демонстрируя подготовленные учителем слайды с использованием разных анимационных, мультипликационных моментов, видеороликов. Использование мультимедийных физкультминуток помогает в организации снятия усталости. Учащимся было предложено внимательно следить за действиями появляющихся объектов. Дети с удовольствием повторяли движения и танцевали под веселую музыку, что способствовало разгрузке напряжения. Детям понравился такой вид работы, и после проведеннойфизкультминутки, их познавательная активность возрастала.
Затем, используя слайдовую презентацию детям ,сообщила тему и цели урока. При проверке домашнего задания, учащимся было дано задание составить презентацию на постерах по классам органических веществ- алканы, алкены, алкины по общему плану, который был отображен на интерактивной доске. В течении выполнения задания, учащиеся постоянно опирались на этот план, который был наглядно доступен каждому ученику. При изучении нового материала «Природные ИУ» кроме моей презентации, с помощью которой я показала детям наглядно состав, строение природных источников углеводородов, были презентации приготовленные детьми по новой теме . Учащимся заранее было дано задание, они самостоятельно на слайдах презентовали новую тему, работая в трех группах. 1 группа презентовала « Нефть», 2 группа « Газ», 3 группа « Уголь» по плану - состав и применение. Дети самостоятельно добывали информацию, составляли слайды, доступно излагали, при этом говорил каждый с группы. Учащимся очень понравилось работать в такой форме обучения, особенно с использованием интерактивной доски, где дети слышали не только новую информацию, но и зрительно видели, что представляют собой природные источники углеводородов. Это позволило детям более глубже и осознано усвоить новый материал. После презентации и обсуждении учащихся по новой теме, я предложила детям потанцевать, чтобы снять напряжение под веселый видеоролик «Ежик», с использованием ИКТ. Этот прием с ИКТ поднял настроение детей, где дети видели веселого, доброжелательного, танцующего «Ежика» , они с удовольствием повторяли его движения. Это помогло детям позитивно настроиться на заключительный этап урока, который мы завершили успешно. При оценивании и взаимооценивании на итеративной доске, детям было предоставлено критерии оценивания. В итоге мне не приходилось это раздавать и повторять не один раз. Все было видно и понятно.
На втором уроке, я также применила презентацию по нефти, где на слайдах показала нефть, свойства нефти, способы переработки, крекинг, схемы, таблицы и т. д. Но основа урока составила слайдовая презентация детей в виде проекта. Учащиеся теоретически провели исследование в 4-х группах по теме: 1 группа и 2 группы эксперты по нефти- презентации о происхождении нефти, свойствах, переработке нефтепродуктов. Показали на слайдах крекинг, перегонку, фракции, нефтепродукты, схемы, ректификационные колоны. Где дети увидели процессы производства, переработку, места происхождения нефти. 3 группа эксперты по обвинению нефти и 4 группа эксперты по защите нефти, показывают на слайдах положительные и отрицательные стороны нефти и нефтепродуктов по своим исследованиям, излагая свои гипотезы «за» и « против».В результате учащиеся не только слышат о проблемах связанные с нефтью и окружающей среды, но и на слайдах наглядно видят- различные фото и видео, как нефть и ее производство, переработка вредит окружающей среде. И в тоже время видят, какую пользу приносит нефть человеку. Обсуждая гипотезы 4-х групп и отвечая на ключевые вопросы, которые также отображены на слайдах, на которые дети отвечая, все приходят к единому результату, предлагая пути решения экологических проблем, связанных с нефтью и нефтепродуктами.
ИКТ в сочетании с методом проект в Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда. Работу над проектом мы организовали в шесть этапов:
1.Подготовка; 2. Планирование; 3. Исследование (в том числе и теоретическое); 4. Результаты и (или) выводы; 5. Представление или отчет; 6. Оценка результатов.
Роль учителя в создании проекта: при работе над проектом учитель помогает учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; минимум -как источник информации , координирует весь процесс, поддерживает и поощряет учеников, обеспечивает непрерывную обратную связь для продвижения школьников в работе над проектом.
Роль ученика в создании проекта:
ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, саморешение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность. Учащиеся анализируют, предполагают, фантазируют, находят пути решения проблем, подводят итоги и делают выводы.
Использование виртуальных экскурсий, на своих уроках, значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Использование готовых электронных продуктов, а именно, образовательных дисков позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения по предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
На уроке «Кислородосодержащие вещества. Спирты- состав, строение, свойства» модуль « Обучение с использованием ИКТ в преподавании» прослеживается на этапе объяснения нового материала. Где учащимся на слайде был предложен пример на составление «Ассоциации» по спиртам, на заключительный этап урока на слайдах были отображены ключевые слова темы, ответы на тесты и разбалловка и вопросы на рефлексию. А самое главное то, что я продемонстрировала с помощью ИКТ практический эксперимент по физическим и химическим свойствам спиртов, показав детям видеофрагменты. Демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних, а также помогает демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещённые для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях. Сложной проблемой в сегодняшнее время стало приобретение некоторыххимических реактивовдля школы. Приобретение реактивов стало дорогим удовольствием.В последние годы появилась ещё одна проблема. В школу приходят ученики с различными аллергическими заболеваниями, очень восприимчивые к различным запахам. Видео опыты с использованием ИКТ помогают решить эту проблему. В тоже время основные обязательные школьные эксперименты обучающиеся выполняют сами, так сказать в "живую, чтобы почувствовать химию своими руками, увидеть своими глазами и почувствовать своим носом". Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяют наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения.
Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Также на своих уроках во время практики я использовала различные мультимедийные игры, кроссворды, алгоритмы, тренажеры, тесты. Компьютеры и электронные учебные средства могут применяться на различных этапах урока: при объяснении материала, закреплении изученного, повторении и обобщении материала, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков.
Однако практика показала, что применение компьютеризации очень эффективно использовать, когда объясняется новый материал и на зачетных уроках, поскольку дает возможность либо наглядно, что хорошо для усвоения материала, увидеть новое, либо повторить, обобщить и систематизировать информацию, полученную в ходе предыдущих уроков, а так же организовать проверку знаний по изученной теме.
По итогам рефлексии многие дети писали, что им очень нравятся уроки с использованием ИКТ, в пожелании писали « побольше уроков с ИКТ». Детям очень понравилась такая форма работы- самостоятельно объяснять тему в виде презентации. При изложении материала, говорил каждый с группы. Меня удивило то, что те дети которые раньше на моих уроках говорили редко, а только отвечали письменно, на момент практики работали с удовольствием. Это Дима, Женя, Катя. Они отнеслись ко всем урокам серьезно, не подводили свои группы, говорили с уверенностью. Я увидела, что на этих уроках они пытаются раскрыться, выполняя каждое задание с ответственностью.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Результаты влияния использования информационно-коммуникационных технологий на ученика. Использование разных форм ИКТ в систему уроков химии и биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. - способствует повышению познавательного интереса к предмету; - содействует росту успеваемости учащихся по предмету; - позволяет учащимся проявить себя в новой роли; - формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; - способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. Результаты влияния использования информационно-коммуникационных технологий на учителя. ИКТ дают: - экономию времени на уроке; - глубину погружения в материал; - повышенную мотивацию обучения; - интегративный подход в обучении; - возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; - возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; - привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках до и на практике, я могу с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения:
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Свой отчет я хочу закончить тем, что вся наша учеба по Программе Кембриджского Университета- это сплошное ИКТ. Это все наши планы, отчеты, слайдовые презентации на занятиях, на практике, наши фото и видео-уроки, онлайн-уроки, интернет, портал.
Компьютерная технология- это мощный инструмент, без которого нет движения, а значит нет учения.
Использованная литература
Руководство для учителя, 2013г
Материалы Интернет сайта « Национальный фонд подготовки кадров, информатизация системы образовании».