№ п.п | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание корректировка даты | Новые химические термины | Опорные знания Внутри – и межпредметные связи Повторение | Демонстрационные пособия, лабораторные опыты. | Домашнее задание по учебнику и учебным пособиям. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Повторение основных тем, изученных в 8-ом классе (4 часа). |
1 | 1 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделева и периодический закон с позиции теории строения атома. Виды химической связи. | 1 | | | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | Знать/понимать: -химические понятия: -химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. -Уметь: называть: химические элементы по их символам; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделева» | Учебник «Химия для 8-го класса» 55, 56, 59, 61,62. |
2 | 2 | Основные классы неорганических соединений. | 1 | | | Оксиды, основания, кислоты. Их состав и химические свойства, ковалентная полярная и неполярная, ионные связи. | Знать/понимать: вещество, классификация веществ. Уметь: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. | Таблица «Классификация основных неорганических соединений» «Виды химической связи». | 47, 48, 49, 50, 51,52. |
3 | 3 | Решение расчетных задач. | | | | | | | |
4 | 4 | Стартовая контрольная работа. | 1 | | | | | | |
Глава I. Электролитическая диссоциация и свойства электролитов (14 часов) |
5 | 1 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации С.Аререниуса. | 1 | | | Электролиты и неэлектролиты. Электрол. диссоциация веществ с ионной и ковалентной связью | Электропроводность. Виды химической связи. Растворы. Растворимость. | Демонстрация электропроводимости веществ с различными видами связи. | Учебник «Химия – 9 класс» 1, упр. 1 -10. |
6 | 2 | Механизм электролитической диссоциации. | 1 | | | Механизм образования ионов при растворении веществ в воде (NaCL, HCL). Гидратация ионов. Ион оксония. | | Таблица «Гидратация ионов» | 2, упр. 1 – 6. |
7 | 3 | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты в природе и быту. | 1 | | | Сильные и слабые электролиты. | Степень диссоциации. | Сравнение электропроводности хлорида натрия и уксусной кислоты. | 4, упр. 1 - 7. «Рабочая тетрадь» |
8 | 4 | Диссоциация кислот, оснований, солей в водных растворах. Диссоциация многоосновных кислот, кислых и основных солей. | 1 | | | Определение кислот, оснований и солей с позиции электролитической диссоциации. | Состав кислот, оснований и солей. | Таблица «Растворимость кислот, солей, щелочей в воде» | 3, упр. 1 -10. Сборник задач и упражнений |
9 | 5 | Реакции ионного обмена и условия их протекания. | 1 | | | Три признака протекания реакций ионного обмена до завершения. Полное и сокращенное ионное ионные уравнения. Качественные реакции на ионы. | Реакция нейтрализации. | Лабораторные опыты | 6, упр. 1 - 9. «Рабочая тетрадь» |
10 | 6 | Качественные реакции на ионы и катионы. Свойства ионов. | 1 | | | Общие свойства растворов электролитов – наличие ионов. | | Набор веществ электролитов (окрашенные ионы) | 5, упр. 1 – 5. Сборник задач и упражнений |
11 | 7 | Свойства кислот с позиции электролитической диссоциации (ТЭД). | 1 | | | Свойства кислот с позиции электролитической диссоциации. | Состав электролитов. Окислительно – восстановительные реакции. | Химические свойства кислот с позиции ТЭД. | 7, упр. 1 -10. Сборник задач и упражнений |
12 | 8 | Химические свойства оснований с позиции ТЭД. | 1 | | | Химические свойства с позиции ТЭД. | Классификация оснований и солей. | | 7, упр. 8,9. «Рабочая тетрадь» |
13 | 9 | Свойства солей с позиции электролитической диссоциации (ТЭД). | 1 | | | Свойства солей с позиции электролитической диссоциации. | Состав электролитов. | Химические свойства солей с позиции ТЭД. | 7, упр. 1 -10. Сборник задач и упражнений |
14 | 10 | Вычисления по химическим уравнениям реакций: решение расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов Подготовка к контрольной работе. | 1 | | | Алгоритм решения расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | | Расчеты по уравнениям химических реакций при условии, что один из реагентов дан в избытке. | «Рабочая тетрадь» |
15 | 11 | Гидролиз солей. Значение гидролиза солей в биосфере. Понятие о рН (водородном показателе), кислотно – щелочном балансе в организме. | 1 | | | Гидролиз солей различных типов. Реакция среды: кислая, нейтральная, основная. | Состав солей. | Таблица «Растворимость кислот, солей, щелочей. Демонстрация №1(1,3) Лабораторный опыт №2 | 8, упр. 4,5 «Рабочая тетрадь» . Сборник задач и упражнений |
16 | 12 | Практическая работа №1. «Электролитическая диссоциация и электролиты» (экспериментальное решение задач). | 1 | | | Приобретение умений и навыков экспериментального решения задач по теме: «Электролитическая диссоциация». | Ионные уравнения реакций. | Соблюдение правил техники безопасности при работе с растворами кислот и щелочей. | Дополнительные задания из части 2.9. «Рабочая тетрадь» |
17 | 13 | Решение расчетных задач. Обобщение материала темы. | | | | | | | |
18 | 14 | Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация». | 1 | | | | | | |
Глава II. Неметаллы (14 часов). |
19 | 1 | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов. Электроотрицательность неметаллов. Окислительно – восстановительные свойства немеаллов. | 1 | | | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Особенности строения атомов неметаллов. | Знать/понимать: -химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. -Уметь: называть: химические элементы-неметаллы по их символам; -объяснять: -закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ; -определять: тип химической связи в соединениях неметаллов. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделева Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. | 9, упр. 3 -9, «Рабочая тетрадь» |
20 | 2 | Общая характеристика элементов VI А группы. Сера и её соединения. Сероводород. Оксиды серы (IV) и (VI). | 1 | | | Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. | Уметь: -объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; -закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы; характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять тип химической связи в соединениях серы; уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;-использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). степень окисления атома серы в соединениях; составлять Электронная и графическая формулы атомов серы. Знать/понимать: -химическую символику: формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). -Уметь: называть: оксиды серы по их химическим формулам; -характеризовать: физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов); -определять: принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; -степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами;-использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделева Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. | 10, упр. 3 - 9, 11, упр. 1 - 6, 12. упр. 1 - 9, 13, упр. 1 – 4, Сборник задач и упражнений |
21 | 3 | Серная кислота. Сульфаты. Применение. | 1 | | | Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. | Знать/понимать: -химическую символику: формулу серной кислоты. Уметь: -называть: -серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей; -определять: принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах; -составлять: химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; -уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью); распознавать опытным путём: серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов;-использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). | Лабораторные опыты: качественная реакция на сульфат анион. Набор «Сульфаты». Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ион. | 13, упр. 5 – 9. «Рабочая тетрадь» Сборник задач и упражнений. |
22 | 4 | Положение азота в периодической системе химических элементов. Свойства азота. Аммиак, соли аммония. | 1 | | | Строение молекулы азота. Применение азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. Получение аммиака в лаборатории. Свойства аммиака. Ион аммония. | Знать/понимать: -химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. -Уметь: объяснять: строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; -характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; -определять: тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях; -составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.Химическая связь. Свойства щелочей с позиции ТЭД. Знать/понимать: - химическую символику: формулу аммиака. Уметь: называть: аммиак по его химической формуле; -характеризовать: физические и химические свойства аммиака; определять тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке; -уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом); распознавать опытным путём: аммиак среди других газов;-использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: -критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). | Лабораторные опыты: качественная реакция на ионы аммония. Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. | 14, упр. 1 – 6. 15, упр. 1 – 6. 16, упр. 1 – 7. Сборник задач и упражнений |
23 | 5 | Оксиды азота. Азотная кислота. Нитраты. Круговорот азота в природе. | 1 | | | Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение. Свойства азотной кислоты. Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Окислительные свойства. Важнейшие селитры. Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. | Знать/понимать: -химическую символику: формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). -Уметь: называть: оксиды азота по их химическим формулам; -характеризовать: физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида); -определять: принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; -степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). Уметь: -называть: -соли азотной кислоты по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании); составлять химические формулы нитратов; -уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции). | Демонстрационные опыты: взаимодействие концентрированной азотной кислоты. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. | 17, упр. 1 -4. 18, упр. 1 -6. 19, упр. 1 -4. «Рабочая тетрадь» Сборник задач и упражнений |
24 | 6 | Фосфор. Кислородные соединения фосфора. | 1 | | | Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. Природные соединения фосфора. Видоизменения фосфора. Применение соединений фосфора. Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. | Уметь: -объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; -характеризовать: -химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях фосфора; -степень окисления атома фосфора в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. Знать/понимать: - химическую символику: формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. -Уметь: называть: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам; -характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов; -определять: принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; -валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах; составлять: химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. Свойства кислотных оксидов. | Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. | 20, упр. 1 -8. 21, упр. 1 -8. «Рабочая тетрадь» и Сборник задач и упражнений |
25 | 7 | Краткие сведения об удобрениях. Азотные и фосфорные, калийные удобрения. | 1 | | | Виды удобрений, их классификация. | Свойства, характерные для удобрений. | Набор «Удобрения» | 22, упр. 1 -7. «Рабочая тетрадь» Сборник задач и упражнений |
26 | 8 | Углерод и его соединения. | 1 | | | Особенности строения атома углерода. Видоизменения углерода, кристаллическая решетка, применение алмаза и графита. Свойства угольной кислоты. Распознавание карбонатов. Гидролиз средних солей. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. | Уметь: -объяснять: -строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять тип химической связи в соединениях углерода; -степень окисления атома углерода в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. Знать/понимать: -химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь: называть: оксиды углерода по их химическим формулам; -характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); определять принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах; -составлять: -уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV); распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов; -использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: -безопасного обращения с оксидом углерода (II). Знать/понимать: -химическую символику: формулу угольной кислоты. Уметь: называть: соли угольной кислоты по их химическим формулам; -характеризовать: химические свойства угольной кислоты; -народнохозяйственное значение карбонатов; определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте; составлять химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот; -распознавать опытным путём: -карбонат-ион среди других ионов. Реакция нейтрализации. | Д. Образцы природных соединений углерода. Кристаллические решетки алмаза и графита. Образцы карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ион. Лабораторные опыты: качественная реакция на карбонат анион. Л. Получение углекислого газа и его распознавание. | 23, упр. 1 – 9. 24, упр. 1 – 6. 25, упр. 5 -10. 26, упр. 4 – 9. «Рабочая тетрадь» |
27 | 9 | Кремний, диоксид кремния. Кремниевая кислота. Силикатная промышленность. Полупроводниковые материалы на основе кремния. | 1 | | | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. Кремний и его природные соединения. Строение кремния. | Знать/понимать: - химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. -Уметь: называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; -характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов; -определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; -валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах; составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислотыСтроение атома. Кристаллическая решетка. | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Лабораторные опыты: получение кремниевой кислоты реакцией обмена. Наборы: «Продукты силикатной промышленности», «Стекло», «Керамика». | 27, упр. 1-9. 28, упр. 1-9. 29, упр. 1-10. «Рабочая тетрадь» Сборник задач и упражнений |
28 | 10 | Неметаллы и их соединения в окружающей среде. Природные ресурсы неметаллов Казахстана. Современные материалы и вещества на основе неметаллов и их соединений. Значение и нахождение соединений неметаллов в живой и неживой природе. Жидкие кристаллы. Понятие о нанохимии. | | | | | | Демонстрации №2 (2.2) Демонстрации №2 (2.6) | |
29 | 11 | Решение расчетных задач на выход продукта от теоретически возможного. | | | | | | | |
30 | 12 | Решение задач с экологическим содержанием. | 1 | | | | | | |
31 | 13 | Практическая работа – 2. Экспериментальное решение задач по теме: «Неметаллы». | 1 | | | | Уметь: -характеризовать: -химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; составлять: -уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; обращаться: -с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | | Повторение темы «Неметаллы, и соединения». |
32 | 14 | Контрольная работа по теме «Неметаллы и их соединения» | 1 | | | | | | «Рабочая тетрадь» |
Глава III. Металлы и их важнейшие соединения. Металлургия. (20 часов). |
33 | 1 | Значение металлов в жизни человека. Положение металлов в Периодической системе химических элементов. Строение атомов металлов. Сравнительная характеристика строения атомов металлов (I-III периодов). Электрохимический ряд напряжений металлов. Активность атомов и ионов. | 1 | | | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Виды кристаллических решеток металлов, зависимость физических свойств металлов от их строения, виды сплавов, их строение и применение. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. | Уметь: - характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями). | Модели кристаллических решеток металлов, схемы. Демонстрации №3 (3.1, 3.3) Модели кристаллических решеток металлов, лабораторные опыты, образцы металлов и сплавов. Д. Взаимодействие металлов с неметаллами. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | 30, упр. 1-5, 31, упр. 1-8 Сборник задач и упражнений |
34 | 2 | Кальций, его положение в Периодической системе химических элементов. Строение атома. Соединение кальция. | 1 | | | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Строение атома кальция, его физические и химические свойства. | | Образцы соединений кальция. Лабораторные опыты: взаимодействие кальция с водой. | 37, упр. 1-7. Сборник задач и упражнений |
35 | 3 | Жесткость воды и способы её устранения. Биологическая роль кальция. Генетическая связь соединений кальция. | 1 | | | Круговорот соединений кальция в природе, жесткость воды, ее виды. Методы устранения жесткости. | | Демонстрация №3 | 38, упр. 1-11. Рабочая тетрадь 39, упр. 1-9. |
36 | 4 | Алюминий. Соединения алюминия. Важнейшие природные соединения алюминия и их месторождения в Казахстане. | 1 | | | Строение атома алюминия, его физические и химические свойства. Применение. Систематизация знаний об амфотерных свойствах, свойства оксидов и гидрооксидов. | Уметь: -называть: -соединения алюминия по их химическим формулам; характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. Амфотерные свойства. | Д.Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.Образцы «Алюминий и его сплавы». Лабораторные опыты: взаимодействие гидрооксида AL с щелочами и кислотами | 40, упр. 1-9. Сборник задач и упражнений. |
37 | 5 | Биологическая и экологическая роль алюминия и его важнейших соединений. Сплавы алюминия и их применение. Производство алюминия и его сплавов в Казахстане. | | | | | | Демонстрации №3 (3.5) | |
38 | 6 | Железо и его соединения (оксиды и гидроксиды железа (II, III)). Генетическая связь соединений железа. | | | | Особенности строения атома железа как d – элемента. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Свойства соединений железа (II) и (III). Качественные реакции на ионы Fe(II), Fe(III). | Уметь: -называть: -соединения железа по их химическим формулам; характеризовать: особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); -области применения железа; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). Биологическое значение железа (биология), железные руды Казахстана (география). | Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа. Лабораторные опыты. Образцы «Железные руды». Демонстрационные опыты: свойства соединений железа (II) и (III). | 42, упр. 1-9. Сборник задач и упражнений. Рабочая тетрадь |
39 | 7 | Решение расчетных задач. Вычисление массы продукта, полученного из реагентов, содержащих примеси. | 1 | | | Развитие и закрепление навыков решения задач. | | Сборник задач и упражнений. Рабочая тетрадь | Учебник, с. 149. |
40 | 8 | Решение задач с экологическим содержанием. | | | | | | | |
41 | 9 | Основные железорудные месторождения в Казахстане. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений. | | | | | | | |
42 | 10 | Коррозия металлов и сплавов как результат и фактор загрязнения окружающей среды, меры по предупреждению коррозии. | | | | Понятие о коррозии металлов, виды коррозии, вред коррозии, пути борьбы с коррозий. | Электрохимический ряд напряжений металлов. | Таблица «Методы борьбы с коррозией металлов» | 34, упр. 1-9 Рабочая тетрадь |
43 | 11 | Сплавы железа и их применение. Производство чугуна и стали. Развитие черной и цветной металлургии в Казахстане. | | | | Состав сплавов железа. Применение чугуна и стали. | Сплавы, их свойства. | Макет установки для получения чугуна или стали. | 44, упр. 1-6. |
44 | 12 | Получение металлов из руд в Казахстане. Важнейшие месторождения металлов и их соединений в Казахстане. | 1 | | | Понятие о рудах металлов, способы получения металлов из руд. Производство металлов и развитие металлургии в Казахстане. | Предприятия металлургии в Казахстане и добыча руд. (География) | Расчет выхода продукта (%) от теоретически возможного. | 35, упр. 1-9. Рабочая тетрадь Подготовка рефератов. |
45 | 13 | Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогены и загрязнители). | | | | Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлы восстановители. Свойства соединений металлов, их зависимость от положения в Периодической системе химических элементов. Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение. | Окислительно – восстановительные реакции. Отношение неметаллов к простым и сложным веществам. Знать/понимать: химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: составлять: уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. | Лабораторные опыты: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Лабораторные опыты: взаимодействие гидрооксидов алюминия и цинка с кислотами и щелочами. Д. Образцы сплавов. | 33, упр. 1-9 36, упр. 1-7. Рабочая тетрадь Сборник задач и упражнений |
46 | 14 | Решение расчетных задач. | 1 | | | | | | Сборник задач и упражнений |
47 | 15 | Решение расчетных задач. | 1 | | | | | | Сборник задач и упражнений |
48 | 16 | Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений. | 1 | | | | | | Сборник задач и упражнений |
49 | 17 | Практическая работа. «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»». | 1 | | | | Качественные реакции на ионы кальция, алюминия, железа(II) и (III). | | Учебник, с. 141. |
50 | 18 | Решение задач (металлы и неметаллы) | | | | | | | |
51 | 19 | Обобщение знаний по теме «Металлы и их соединения». | 1 | | | | | | Рабочая тетрадь |
52 | 20 | Контрольная работа или зачет по теме «Металлы». | 1 | | | | Строение атомов металлов. | | |
Глава IV. Понятие об органических соединениях (14 часов). |
53 | 1 | Органическая химия – химия соединений углерода. Основные понятия теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Особенности и значение органических веществ. | 1 | | | Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. | - химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: характеризовать: строение атома углерода; -связь между составом и строением органических веществ; определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Классификация, особенности, многообразие органических веществ. | Д. Модели молекул органических соединений. Образцы природных и синтетических органических веществ. | 45, упр. 1-9. Рабочая тетрадь. |
54 | 2 | Классификация, номенклатура, изомерия углеводородов. Химическое строение органических веществ. Изомерия. | 1 | | | Химическое строение веществ, теория строения органических веществ. Изомеры. | | Масштабные и шаростержневые молекулы.Модели молекул этанола и диметилового эфира. | 46, упр. 1-7 Сборник задач и упражнений |
55 | 3 | Насыщенные углеводороды. Метан. Понятие об алканах. | 1 | | | Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Реакция замещения. Галогенпроизводные. | Знать/понимать: - химическую символику: формулы метана и этана. -Уметь: называть: метан и этан по их химическим формулам; -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); -определять: принадлежность метана и этана к предельным углеводородам; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование); -использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (природным газом). Разложение, горение, тепловой эффект. | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана.Модели молекул алканов. | 48, упр. 1-9. 49, упр. 1-6. Сборник задач и упражнений |
56 | 4 | Ненасыщенные углеводороды. Этилен. Бутадиен. | 1 | | | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. Реакции присоединения, полиэтилен. | Знать/понимать: формулу этилена. этилен по его химической формуле; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом); определять: принадлежность этилена к непредельным углеводородам; уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Свойства этилена. | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Лабораторные опыты. | 50, упр. 113. Сборник задач и упражнений |
57 | 5 | Понятие об ацетилене и бензоле. | 1 | | | Общая формула для данных гомологических рядов. | | | 51, упр. 1-8. 52, упр. 4,5. |
58 | 6 | Нахождение углеводородов в природе. Нефть, каменный уголь, топливо, эффективное использование топлива. | 1 | | | Природный газ, его состав и практическое использование. Нефть, продукты её переработки и их практическое использование. Способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами её переработки | Природный газ, полезные ископаемые, экология окружающей среды. Тепловой эффект химической реакции. | Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки». Рефераты. | 53, упр. 1-4. 54, 55, 56 упр. 1 – 6. Рабочая тетрадь |
59 | 7 | Экологические проблемы при добыче, переработке и применении углеводородов. Использование углеводородов в различных отраслях экономики и в быту. | | | | | | Демонстрации № 4 (4.3, 4.4) | |
60 | 8 | Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. | 1 | | | Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. Одноатомные, многоатомные спирты, простые эфиры. Дегидратация. Радикалы. | Знать/понимать: - химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина. -Уметь: называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам; -характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение); -определять: принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов; составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение); -использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о метаноле и этаноле. Реакция гидратации. | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. Лабораторные опыты: | 57, упр. 1-10. 58, упр. 1-3. Сборник задач и упражнений. Рабочая тетрадь |
61 | 9 | Карбоновые кислоты и сложные эфиры. | 1 | | | Карбоксильная группа, муравьиная, уксусная кислоты. Сложные эфиры. Состав жиров. Карбоновые кислоты (на примере уксусной кислоты). Физические и химические свойства, применение. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. | Знать/понимать: - химическую символику: формулы уксусной и стеариновой кислот. -Уметь: называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам; -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); -определять: принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений; составлятьуравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); -использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с уксусной кислотой Сравнение свойств неорганических и органических кислот. Реакция этирификации. | Лабораторные опыты: Свойства уксусной кислоты Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | 59, упр. 1-8. 60, упр. 1-10. 61, упр. 1-7. 62, упр. 1-8 |
62 | 10 | Сложные эфиры. Жиры. Мыло. Понятие о синтетических моющих средствах. | | | | Жиры в природе и их применение. | Уметь: -характеризовать: нахождение в природе и применение жиров; состав, физические свойства и применение | Лабораторный опыт №11 | |
63 | 11 | Углеводы, их классификация. | 1 | | | Углеводы . Моносахариды, дисахариды Полисахариды Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (клетчатка)). Нахождение в природе, применение и биологическая роль Процесс брожения, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. | Уметь: -характеризовать: нахождение в природе и применение, состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы .Гидролиз. | Д Образцы углеводов Д. Качественная реакция на крахмал. Л. Взаимодействие крахмала с йодом. | 63, упр. 1-14 Сборник задач и упражнений. |
64 | 12 | Аминокислоты. Белки. | 1 | | | Понятие об аминокислотах. Белки – природные высокомолекулярные соединения (полипептиды), их биологическая роль, применение. Качественные реакции на белки. Денатурация белков. Аминогруппа. | | Л 16 Качественная реакция на белок Горение белков. Цветные реакции белков. | 64, упр. 1-10. |
65 | 13 | Обобщение знаний по химии. | 1 | | | | | | Повторение всех основных тем. Рабочая тетрадь |
66 | 14 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | | | | |
Обобщение знаний по предмету "Химия" (2 часа) (проектная деятельность, презентации) |
67 | 1 | Взаимосвязи органических и неорганических веществ. | 1 | | | | | | |
68 | 2 | Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду: источники и причины химического загрязнения. Роль химии в сохранении окружающей среды от загрязнения. | 1 | | | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. | Уметь: использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияний химического загрязнений окружающей среды на организм человека. | | |