Рабочая программа по химии по професии "Повар, кондитер"
Рабочая программа по химии по професии "Повар, кондитер"
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
основной профессиональнойобразовательной программы
по профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Оханск, 2016
ОДОБРЕНО
Методической комиссией
естественнонаучных и общих
математических дисциплин
Председатель
_________О.В. Зверева
____ ____________20___
СОГЛАСОВАНО
Составитель: Щеглова Татьяна Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Строгановский колледж», филиал г. Оханск
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «27» августа 2009 г. № 000.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии 19.01.17 Повар, кондитер в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 04
2. Структура и содержание учебной дисциплины 08
3. Условия реализации учебной дисциплины 22
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 23
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Областьпримененияпрограммы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Строгановский колледж» по профессии 19.01.17 Повар, кондитер, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке при получении среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
Рабочая программа составляется для изучения учебной дисциплины «Химия» в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Рабочая программа составлена очной формы.
1.2.Местодисциплины в структуре основнойпрофессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
- основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- использовать свои умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; - использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; - генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - использовать различные источники для получения химической информации. В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.
- Строение вещества (Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.)
- Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация (Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды).
- Классификация неорганических соединений и их свойства (Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.
Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.)
- Химические реакции (Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы).
- Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы.
- Металлы и неметаллы (Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.Производство чугуна и стали.Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.)
- Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений(Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии).
- Углеводороды и их природные источники (Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол).
- Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
- Основные направления промышленной переработки природного газа.
- Попутный нефтяной газ, его переработка.
- Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
- Коксохимическое производство и его продукция.
- Кислородсодержащие органические соединения (Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.
Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.
Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.
- Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).
Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем.
- Азотсодержащие органические соединения. Полимеры(Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон).
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение 1):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часовна освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 104 часа, в том числе:
Содержание учебного материала,лабораторныеипрактическиеработы,самостоятельнаяработаобучающихся,курсовая работ(проект)
(если предусмотрены)
Объемчасов
Уровень освоения
Раздел 1. Основные понятия и законы химии
Тема 1.1.
Основные понятия химии
Содержание учебного материала
2
1
1. Простые и сложные вещества.
2.Химический элемент. Химические знаки и формулы.
3.Качественный и количественный состав веществ. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1
1. Атом. Молекула.
2. Учение о строении атома, квантовые числа.
2
1
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1
Тема 1.2.
Законы химии
Содержание учебного материала
1. Стехиометрия.
2. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро.
2
1
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1
Тема 1.3.
Основные классы неорганических соединений (оксиды, основания)
Содержание учебного материала
1.Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды.
2 Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
3. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.
4.Основные способы получения оснований.
2
1
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1
Тема 1.4.
Основные классы неорганических соединений (кислоты, соли)
Содержание учебного материала
1.Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.
2.Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
3.Основные способы получения кислоты.
4.Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
2
2
1
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1
Раздел 2. Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Тема 2.1. История создания Периодической системы.
Содержание учебного материала
1
1.Периодическая система химических элементов - графическое отображение периодического закона.
2.Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 2.2. Строение атома. Развитие Периодического закона Д.И. Менделеева.
Содержание учебного материала
1
1.Атом –сложная частица. Ядро (протоны и нейроны) и электронная оболочка.
2. Строение электронных оболочек атомов электронов малых и больших периодов.
3.Понятие об орбиталях. s-, p- и d- орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
4. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развитии науки и понимания химической картины мира.
2.Ковалетная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Ковалентная полярная и неполярная связи.
3.Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
4. Водородная связь.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Раздел 4.
Окислительно-восстановительные реакции
Тема 4.1.
Изменение свойств элементов в зависимости от строения их атомов
Содержание учебного материала
1
1.Изотопы.
2. Увеличение радиуса химических элементов в периодической системе.
3. Строение электронных оболочек.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 4.2.
Классификация окислительно-восстановительных реакций. Основные окислительные и восстановители.
Содержание учебного материала
1
1.Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление.
2.Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакции.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Раздел 5. Закономерности протекания химических реакций
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Скорость химических реакций
1.Понятие о скорости химических реакций.
2.Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 5.2.
Химическое равновесие
Содержание учебного материала
1
1.Обратитимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Изучение растворимости веществ. Вода как растворитель. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 6.2. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
1
1.Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Раздел 7 Неорганическая химия (неметаллы)
Тема 7.1.
Неметаллы
Содержание учебного материала
1
1Главная подгруппа VII группа. Общая характеристика. Водород.
2. Хлор. Водородные и кислородные соединения хлора.
Главная подгруппа VI группы. Общая характеристика. Кислород. Вода (оксид водорода).
4. Сера. Водородные и кислородные соединения сера
Главная подгруппа V группы. Общая характеристика. Азот. Соединения азота.
6. Фосфор. Соединения фосфора.
Главная подгруппа IVгруппы. Общая характеристика. Углерод. Кислородные соединения углерода.
Главная подгруппа I группы (щелочные металлы). Общая характеристика. натрий, калий и их соединения
Побочная подгруппа I группы. Общая характеристика. Медь и ее соединения.
2.Главная подгруппа II группы (щелочноземельные металлы). Общая характеристика. Кальций и его соединения.
Побочная подгруппа II группы. Общая характеристика. Цинк и его соединения.
3.Главная подгруппа III группы Общая характеристика. Алюминий и его соединения.
Побочная подгруппа III группы. Общая характеристика. Скандий и его соединения.
4..Побочная подгруппа IV группы. Общая характеристика. Титан и его соединения.
Побочная подгруппа V группы. Общая характеристика. Ванадий и его соединения.
5.Побочная подгруппа VI группы. Общая характеристика. Хром и его соединения.
Побочная подгруппа VII группы. Общая характеристика. Марганец и его соединения. Побочная подгруппа VIII группы. Общая характеристика. Железо и его соединения.
Общая характеристика главной подгруппы.
2
2
2
2
2
Лабораторные работы «Растворение железа и цинка в соляной кислоте»
«Знакомство с образцами металлов и их рудами»
2
2
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
Раздел 9
Органическая химия
Тема 9.1
Теория строения органических соединений.
Классификация органических веществ
Содержание учебного материала
1
1. Формирование органической химии.
Изучение основных понятий органической химии. Валентность
Сравнение органических веществ с неорганическими.
2.Основные положения теории строения органических соединений A.M. Бутлерова. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 9.2.
Предельные углеводороды
Содержание учебного материала
1
Гомологический ряд алканов. Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов
2
Практические занятия «Изготовление моделей молекул органических соединений»
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 9.3.
Этиленовые и диеновые углеводороды
Содержание учебного материала
1
1.Гомологический ряд алкенов. Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи, геометрическая. Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Понятие о -электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов, как следствие их электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов. Способы получения диеновых углеводородов: работы С.В. Лебедева, дегидрирование алканов.
2
Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул углеводородов»
2
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 9.4. Ацетиленовые углеводороды
Содержание учебного материала
Гомологический ряд алкинов. Электронное и пространственное строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 9.5.
Ароматические углеводороды
Содержание учебного материала
1
Гомологический ряд аренов. Бензол как представитель аренов. Развитие представлений о строении бензола. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Образование ароматической -системы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Номенклатура для дизамещенных производных бензола: орто-, мета-, пара-расположение заместителей.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 9.6.
Спирты. Фенолы
Содержание учебного материала
1
Строение и классификация спиртов. Классификация спиртов по типу углеводородного радикала, числу гидроксильных групп и типу атома углерода, связанного с гидроксильной группой. Электронное и пространственное строение гидроксильной группы. Влияние строения спиртов на их физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура алканолов, их общая формула.
Химические свойства алканолов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тема 9.7.
Альдегиды и кетоны.
Содержание учебного материала
1
1.Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений.
Химические свойства альдегидов и кетонов.
Применение альдегидов и кетонов в быту и промышленности.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 9.8.
Карбоновые кислоты и их производные.
Содержание учебного материала
1
1.Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Сложные эфиры.