Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная химия"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые находятся у каждого в доме. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины.
Данная образовательная программа занятий внеурочной деятельности «Занимательная химия» предназначена для обучающихся 13-14 лет.
Цели изучения курса «Занимательная химия»:
- формирование у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами;
- формирование естественнонаучного мировоззрения школьников;
- формирование интереса к химии, имеющей огромное прикладное значение;
- расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент;
- развитие инновационного мышления;
- формирование универсальных учебных действий;
- создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».
Задачи курса:
- познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами;
- обучить приемам правильного обращения на практике с химической посудой и оборудованием (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).
- обучить приемам правильного обращения на практике с новым оборудованием центра «Точка роста»
- формировать представления о качественной стороне химической реакции.
- формировать умение описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
- формировать умение выполнять простейшие химические опыты по инструкции.
- дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
- формировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные.
Общая характеристика курса «Занимательная химия»
В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во внеурочной деятельности. Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история). Экология – понимание изменений в окружающей среде и организовать свое отношение к природе. Физика – физические свойства веществ, физические методы анализа вещества. История – исторические сведения из мира химии. Биология - химический состав объектов живой природы. Информатика – поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.
Актуальность
Курс внеурочной деятельности «Занимательная химия» создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся , то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Химическая наука и химическое производство в настоящее время развиваются значительно быстрее любой другой отрасли науки и техники и занимают все более прочные позиции в жизни человеческого общества.
Сроки реализации программы: 1 год.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная химия» предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира и составляет цель образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- использование разнообразных видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении курса
сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);
практические (лабораторные работы, эксперименты);
проблемный (создание на занятиях проблемной ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы:
в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;
- умение ставить химические эксперименты;
- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Занимательная химия»
Личностные результаты
1. в ценностно-ориентационной сфере– ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; чувство гордости за химическую науку, отношение к труду, целеустремленность,
самоконтроль и самооценка; осознанное и ответственное отношение к собственным
поступкам;
2. в трудовой сфере– готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
1. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
3. умение определять последовательность действий, определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов.
4. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Познавательные
1. владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания, анализировать объекты с целью выделения признаков;
2. использование различных источников для получения химической информации.
3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные
1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
2. умение доказать свою точку зрения, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях.
3. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
4. умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
3. В трудовой сфере:
Планировать и проводить химический эксперимент;
Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Срок реализации программы: 1 год
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема, основное содержание темы
Кол-во
часов
Дата проведения
Введение
6
1
Химия – наука о веществах. История развития науки
химии
3
2
Основные направления развития современной химии.
Современные химические открытия
3
Методы познания в химии
9
3
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Датчик температуры платиновый,
термометр, электрическая плитка
3
4
Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приемы обращения с химической посудой и приборами.
3
5
Учебное исследование. Методы исследования. Предмет, объект исследования. Оформление работы.
3
Вещества и их свойства. Физические и химические явления
21
6
Тела и вещества. Физические явления. Распространение
запаха и растворение веществ как процесс диффузии.
ЛО №1. Наблюдение броуновского движения частичек
черной туши под микроскопом
ЛО №2. Диффузия перманганата калия в желатине.
3
7
Химические явления. Признаки химических явлений
3
8
Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж.
Изменение цвета в различных средах. Растительные
индикаторы.
3
9
Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её
обеззараживание.
3
10
Растворы ненасыщенные, насыщенные и
пересыщенные. Приготовление растворов
3
11
Лабораторная работа № 1
«Физические и химические явления». Инструктаж ОТ и
ТБ
3
12
Лабораторная работа № 2
«Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Инструктаж ОТ и ТБ
3
Вещества на кухне
30
13
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида
натрия в хозяйственной деятельности человека. Соль –
польза или вред?
3
14
Практическая работа №1. «Выращивание кристаллов соли» Инструктаж ОТ и ТБ
3
15
Чем полезна и опасна пищевая сода
3
16
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства
уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
3
17
Сахар и его свойства.
3
18
Что полезнее: растительное масло или животные жиры?
3
19
Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож?
Лабораторная работа №3 «Ржавчина и её удаление»
Инструктаж ОТ и ТБ
3
20
Химик на кухне. Исследовательская работа.
3
21
Химик на кухне. Исследовательская работа.
3
22
Защита исследовательских работ
3
Химия и пища
18
23
Продукты питания и приготовление пищи. Пищевые добавки. Ароматизаторы и усилители вкуса.