kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная химия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Точка роста"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная химия"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые находятся у каждого в доме. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины.

Данная образовательная программа занятий внеурочной деятельности «Занимательная химия» предназначена для обучающихся 13-14 лет.

Цели изучения курса «Занимательная химия»:

- формирование у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами;

- формирование естественнонаучного мировоззрения школьников;

- формирование интереса к химии, имеющей огромное прикладное значение;

- расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент;

- развитие инновационного мышления;

- формирование универсальных учебных действий;

- создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».

Задачи курса:

- познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами;

- обучить приемам правильного обращения на практике с химической посудой и оборудованием (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).

- обучить приемам правильного обращения на практике с новым оборудованием центра «Точка роста»

- формировать представления о качественной стороне химической реакции.

- формировать умение описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).

- формировать умение выполнять простейшие химические опыты по инструкции.

- дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.

- развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.

- формировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные.

Общая характеристика курса «Занимательная химия»

В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во внеурочной деятельности. Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история). Экология – понимание изменений в окружающей среде и организовать свое отношение к природе. Физика – физические свойства веществ, физические методы анализа вещества. История – исторические сведения из мира химии. Биология - химический состав объектов живой природы. Информатика – поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.

Актуальность

Курс внеурочной деятельности «Занимательная химия» создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся , то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.

Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Химическая наука и химическое производство в настоящее время развиваются значительно быстрее любой другой отрасли науки и техники и занимают все более прочные позиции в жизни человеческого общества.

Сроки реализации программы: 1 год.

Курс внеурочной деятельности «Занимательная химия» предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира и составляет цель образования;

- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- использование разнообразных видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении курса

 сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);

 практические (лабораторные работы, эксперименты);

 коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

 комбинированные (самостоятельная работа учащихся, проекты , экскурсии, творческие задания );

 проблемный (создание на занятиях проблемной ситуации).


Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы:


в обучении:

- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

- умение ставить химические эксперименты;

- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;

- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.

в воспитании:

- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитание воли, характера;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Занимательная химия»

Личностные результаты

1. в ценностно-ориентационной сфере– ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; чувство гордости за химическую науку, отношение к труду, целеустремленность,

самоконтроль и самооценка; осознанное и ответственное отношение к собственным

поступкам;

2. в трудовой сфере– готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

1. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

3. умение определять последовательность действий, определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов.

4. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Познавательные

1. владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания, анализировать объекты с целью выделения признаков;

2. использование различных источников для получения химической информации.

3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные

1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2. умение доказать свою точку зрения, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях.

3. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

4. умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

1. В познавательной сфере:

 давать определения изученных понятий;

 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;

 классифицировать изученные объекты и явления;

 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;

 структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;

 разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

 строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

3. В трудовой сфере:

 Планировать и проводить химический эксперимент;

 Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

 Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Срок реализации программы: 1 год

Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел, тема, основное содержание темы

Кол-во

часов

Дата проведения


Введение

6


1

Химия – наука о веществах. История развития науки

химии

3


2

Основные направления развития современной химии.

Современные химические открытия

3



Методы познания в химии

9


3

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

Датчик температуры платиновый,

термометр, электрическая плитка

3


4

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приемы обращения с химической посудой и приборами.

3


5

Учебное исследование. Методы исследования. Предмет, объект исследования. Оформление работы.

3



Вещества и их свойства. Физические и химические явления

21


6

Тела и вещества. Физические явления. Распространение

запаха и растворение веществ как процесс диффузии.

ЛО №1. Наблюдение броуновского движения частичек

черной туши под микроскопом

ЛО №2. Диффузия перманганата калия в желатине.


3


7

Химические явления. Признаки химических явлений

3


8

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж.

Изменение цвета в различных средах. Растительные

индикаторы.

3


9

Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её

обеззараживание.


3


10

Растворы ненасыщенные, насыщенные и

пересыщенные. Приготовление растворов

3


11

Лабораторная работа № 1

«Физические и химические явления». Инструктаж ОТ и

ТБ

3


12

Лабораторная работа № 2

«Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Инструктаж ОТ и ТБ

3



Вещества на кухне

30


13

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида

натрия в хозяйственной деятельности человека. Соль –

польза или вред?


3


14

Практическая работа №1. «Выращивание кристаллов соли» Инструктаж ОТ и ТБ

3


15

Чем полезна и опасна пищевая сода

3


16

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства

уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

3


17

Сахар и его свойства.

3


18

Что полезнее: растительное масло или животные жиры?

3


19

Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож?

Лабораторная работа №3 «Ржавчина и её удаление»

Инструктаж ОТ и ТБ

3


20

Химик на кухне. Исследовательская работа.

3


21

Химик на кухне. Исследовательская работа.

3


22

Защита исследовательских работ

3



Химия и пища

18


23

Продукты питания и приготовление пищи. Пищевые добавки. Ароматизаторы и усилители вкуса.

3


24

Практическая работа №2. «Анализ состава продуктов

питания(по этикеткам), расшифровка пищевых добавок,

их значение и действие на организм человека».

Инструктаж ОТ и ТБ

3


25

Нитраты в продуктах растительного происхождения.

Качество и сроки хранения пищевых продуктов.

Практическая работа №3.» Определение нитратов в

плодах и овощах» Инструктаж ОТ и ТБ

3


26

Практикум-исследование «Шоколад».

3


27

Защита проекта

«О пользе и вреде шоколада».


3


28

Практикум-исследование «Жевательная резинка».

Защита проектов «История жевательной резинки»,

«Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».


3



Вещества в аптечке.

12


29

Аптечный иод и его свойства

3


30

Перекись водорода и гидроперит

3


31

Перманганат калия, марганцовокислый калий

3


32

Удивительные превращения обычных лекарств

3



Химия в ванной комнате

12


33

Мыло. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла.

3


34

Стиральные

порошки и другие моющие средства.


3


35

Практикум-исследование «Моющие средства для

посуды», «Мыльные пузыри».


3


36

Итоговое занятие «Посвящение в химики»

3




Оснащение учебного процесса


Оборудование центра «Точка роста»


Информационные средства

Интернет-ресурсы на русском языке

1. http://www.alhimik.ru. Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту, учителю химии,

справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), веселая химия, новости,

олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений)

2. http://www.hij.ru/. Журнал «Химия и жизнь»понятно и занимательно рассказывает обо всем

интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живем.

3. http://chemistry-chemists.com/index.html. Электронный журнал «Химики и химия» представлено

множество опытов по химии, занимательной информации, позволяющей увлечь учеников

экспериментальной частью предмета.

4. http://c-books.narod.ru. Всевозможная литература по химии.

5. http://www.drofa.ru. Известное издательство учебной литературы. Новинки научно-популярных и

занимательных книг по химии.

6. http://1september.ru/. Журнал для учителей и не только. Большое количество работ учеников, в том

числе и исследовательского характера.

7. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya. Всероссийский школьный портал со ссылками на

образовательные сайты по химии.

8. www.periodictable.ru. Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный

экспериментом.

Литература

Для учителя:

1. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас [Текст] :

иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Н. В.

Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. – СПб. : Крисмас+, 2006. – 105 с.

2. Ольгин, О. М. Опыты без взрывов [Текст] / О. М. Ольгин. – 2-е изд. – М. : Химия, 1986. – 147 с.

3. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии [Текст] / О. М. Ольгин. – М. :

Детская литература, 2001. – 175 с.

4. Смирнова, Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии [Текст] / Ю. И. Смирнова. – СПб. :

МиМ-экспресс, 1995. – 201 с.

5.Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение

1995.

6.Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

Для учащихся:

1. Ола, Ф. Занимательные опыты и эксперименты [Текст] / Ф. Ола [и др.]. – М. : Айрис-Пресс,

2007. – 125 с. – (Серия «Внимание: дети!»).

2. Рюмин, В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия [Текст] / В. Рюмин. – 8-е изд.

– М. : Центрполиграф, 2011. – 221 с.__




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная химия"

Автор: Абакумова Татьяна Николаевна

Дата: 25.09.2023

Номер свидетельства: 637211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства