Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный химик"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Великотопальская средняя общеобразовательная школа имени Героя России О.В. Ворожанина Клинцовского района Брянской области
Принята
на заседании педсовета:
№1 от .2019г.
Проверено
Зам. Директора по ВР
.2019 г.О.Е.Перепечко
Утверждено
Директор школы:
_________/Сидоренко О.Р./
Приказ № от .2019г.
Программа кружка
по предмету «химия», 8 класс
«Юный химик»
на 2019– 2020 учебный год
Возраст детей 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик:
Батынкова Галина Александровна,
учитель химии
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Цели и задачи программы:
расширение и углубление знаний учащихся по химии;
развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2.Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3.Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
Практическая работа №1.Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей.
Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
Тема5.Химия и пища (6 ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
Практическая работа№4. Гашение соды.
Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6.Химия в быту(8 ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7.Химия лекарств (5 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
Практическая работа№7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8.Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
Практическая работа№8. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (1ч.)
Учебно-тематический план
№
п/п
наименование темы
количество часов
из них
Форма контроля
теория
практика
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности
1
1
-
Лаб. Раб.
3
Знакомство с лабораторным оборудованием
1
1
-
Лаб. Раб.
4
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту
6
2
4
Практич. Раб.
5
Ядовитые соли и работа с ними
2
1
1
Исслед. Раб.
6
Химия и пища
6
3
3
Исслед. Раб.
7
Химия в быту
8
7
1
ВШК
ОВР
8
Химия лекарств
5
4
1
Практич. Раб.
9
Влияние вредных привычек на организм человека
4
3
1
Практич. Раб.
10
Итоговое занятие
1
-
-
ВШК
ОВР
Итого:
35 ч
23ч
11ч
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
правила безопасной работы в кабинете химии;
правила обращения с веществами;
правила работы с лабораторным оборудованием;
порядок организации рабочего места.
уметь:
выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
оказывать меры первой помощи;
определять цель, выделять объект исследования;
наблюдать и изучать явления и свойства;
описывать результаты наблюдений;
создавать необходимые приборы;
представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
составлять отчет;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
формирования высокой культуры отношения к природе;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Планируемые результаты
При изучении химии обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Личностные:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
2. Метапредметные:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать,структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;
способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми
3. Предметные:
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из др. источников;
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Критерии оценивания результатов
Показатели и критерии оценки результатов соотнесены с основными задачами кружка.
Знание областей применения химии в быту и окружающей жизни
Знает 5 областей применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 4балла;
Знает 3-4 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 3балла;
Знает 1-2 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 2 балла;
Знает 4-5 областей применения химии в быту и окружающей жизни , но не может подтвердить химическими формулами – 1 балла;
Знает 2-3 области применения химии в быту и окружающей жизни без примеров– 1 балла;
Не знает области применения химии – 0 баллов.
Умение анализировать и делать выводы по химическому эксперименту
Умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 5баллов;
Не умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 0 баллов;
Умение работать в команде
Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, умеет слушать других -5 баллов;
Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, но других не слушает -3 баллов;
Ученик удерживает внимание членов команды, но при этом нервничает, может не тактично обратиться к другим , но умеет выслушать другое мнение -1 баллов;
Ученик не удерживает внимание членов команды, может не тактично обратиться к другим , не умеет выслушать другое мнение -0 баллов;
Продуктом работы кружка планируется выступление на школьной научно- практической конференции с научно-исследовательской работой. По окончании работы кружка дети получат сертификаты с занесением дополнительной отличной оценки в журнал
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учащихся:
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней
ОУ
Защита рефератов
21
Февраль
15
15:00
Лекция
1
История стеклоделия.
ОУ
Тест
22
Февраль
22
15:00
Лекция
1
Керамика: от истории изобретения до наших дней
ОУ
Тест
23
Март
1
15:00
Исследовательская работа
1
Химия и косметические средства
ОУ
Защита исслед. раб
24
Март
7
15:00
Практическая работа
1
Практическая работа №6.
Выведение пятен ржавчины, чернил, жира
ОУ
Практич. Раб.
25
Март
15
15:00
Зачет
1
Зачет №2 (по теме 6)
ОУ
Зачет
Тема 7.Химия лекарств (5 ч.)
26
Март
22
15:00
Презентация
1
Лекарства и яды в древности
Аптека
Тест
27
Апрель
5
15:00
Лекция
1
Аспирин: за и против.
Аптека
Тест
28
Апрель
12
15:00
Лекция
1
Понятие о фитотерапии
Аптека
Тест
29
Апрель
19
15:00
Практическая работа
1
Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Аптека
Практич. раб
30
Апрель
26
15:00
Зачет
1
Зачет №3 (по теме 7)
ОУ
Зачет
Тема 8.Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
31
Май
3
15:00
Презентация
1
Курить – здоровью вредить!
ОУ
Тест
32
Май
10
15:00
Презентация
1
Наркомания – опасное пристрастие.
ОУ
Тест
33
Май
17
15:00
Практическая работа
1
Практическая работа №8.
Действие этанола на белок.
ОУ
Практич. раб
34
Май
24
15:00
Зачет
1
Зачет№4 (по теме 8)
ОУ
Зачет
Итоговое занятие (2 час)
35
Май
31
15:00
Исследовательская работа
1
Защита исследовательских работ
ОУ
ВШК
ОВР
Итого: 35 часов
№
п/п
тематика занятий
час
планируемые результаты
Месяц
Число
Вводное занятие (1 ч.)
1
07.09
Химические знания в повседневной жизни человека
1
Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
2
14.09
Изучение правил техники безопасности
1
Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии
Тема 2.Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
3
21.09
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
1
Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии
Тема 3.Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту 6ч.)
4
28.09
Вода в масштабе планеты.
1
Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе
5
05.10
Экологическая проблема чистой воды.
1
Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о свойствах и «аномалиях» воды
6
12.10
Растворение
1
Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя
7
19.10
Роль растворов в природе и жизни человека
1
Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов
8
26.10
Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов.
Составление и использование графиков растворимости.
1
Закреплять практические навыки. Уметь приготавливатьнасыщенные и перенасыщенные растворы,
составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач
9
02.11
Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
1
Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
10
16.11
Ядовитые вещества в жизни человека
1
Знать примеры ядовитых веществ, иметь представлениеоб оказании мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов.
11
23.11
Практическая работа №3.
Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
1
Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению
Тема5.Химия и пища (6 ч.)
12
30.11
Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.
1
Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом
13
07.12
Влияние на организм белков, жиров, углеводов.
1
Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме.
14
14.12
Витамины: как грамотно их принимать
1
Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз»
15
21.12
Практическая работа №4.
Гашение соды.
1
Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды
Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли
17
18.01
Зачет №1 (по темам 1-5)
1
Тема 6.Химия в быту (8 ч.)
18
25.01
Виды бытовых химикатов
1
Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда
19
01.02
Разновидности моющих средств
1
Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду
20
08.02
Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней
1
Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека
21
15.02
История стеклоделия.
1
Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла.
22
22.02
Керамика: от истории изобретения до наших дней
1
Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора.
23
01.03
Химия и косметические средства
1
Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса
24
07.03
Практическая работа №6.
Выведение пятен ржавчины, чернил, жира
1
Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира
25
15.03
Зачет №2 (по теме 6)
1
Тема 7.Химия лекарств (5 ч.)
26
22.03
Лекарства и яды в древности
1
Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения
27
05.04
Аспирин: за и против.
1
Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм.
28
12.04
Понятие о фитотерапии
1
Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов
29
19.04
Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
1
Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость).
30
26.04
Зачет №3 (по теме 7)
1
Тема 8.Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
31
03.05
Курить – здоровью вредить!
1
Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения
32
10.05
Наркомания – опасное пристрастие.
1
Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии
33
17.05
Практическая работа №8.
Действие этанола на белок.
1
Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок.
34
24.05
Зачет№4 (по теме 8)
1
Итоговое занятие (1ч.)
35
31.05
Защита исследовательских работ
1
Подведение итогов курса, защита исследовательских работ