kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по химии к УМК СФЕРА Химия 8 класс(70 ч) ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит следующие пункты.Пояснительная записка.Вклад курса химии вы достижение целей основного общего образования.Общая характеристика курса химии.Место химии в учебном плане.Требования к результатам обучения.Содержание курса химии 8 класса.Календарно - тематическое планирование с УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии к УМК СФЕРА Химия 8 класс(70 ч) ФГОС »


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» (8–9 классы) для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по химии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» для 8–9 классов содержит:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного курса химии;

3) описание места учебного курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса;

5) содержание учебного курса химии;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.



ВКЛАД КУРСА ХИМИИ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Главные цели основного общего образования состоят в:

1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистического отношения и экологически

целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

4) формирование умений безопасного обращения с веществами,

используемыми в повседневной жизни.

Химия как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с

определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания;

3) приобретение обучающимися, опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки

информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ХИМИИ

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе нашли отражение основные содержательные линии:

а) вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

б) химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

в) применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

г) язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в рабочей программе содержание представлено не по линиям, а по темам:

Введение в химию (16 ч);

Важнейшие классы неорганических веществ (21 ч);

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (12 ч);

Количественные отношения в химии (8 ч);

Строение вещества (5 ч);

Многообразие химических реакций (11 ч);

Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения (26 ч);

Многообразие веществ. Металлы и их соединения (15 ч).

При отборе содержания, конкретизирующего примерную программу по химии, учитывалось, что перед общим образованием не стоит задача профессиональной подготовки обучающихся. Это определило построение курса как общекультурного, направленного прежде всего на формирование и развитие интереса к изучению химии. Также учтена основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости, который характеризуется развитием познавательной сферы. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе химии основной школы происходит их развитие и совершенствование.

Содержание обучения химии в основной школе разработано с учётом основополагающих дидактических принципов:

а) доступности обучения в том его аспекте, который регулирует отбор содержания обучения. Учёт запаса знаний и умений (тезауруса), сформированного у школьников на

предыдущих годах обучения, затруднён тем, что тезаурусы разных учащихся одного и того же возраста различны. Поэтому при отборе содержания обучения химии учитывалась усреднённая трудность учебных текстов, определяемая на основе содержания учебников серии «Сферы» для 5–7 классов по другим предметам естественно-математического цикла;

б) научности, т. е. непротиворечивости основным положениям теорий, в рамках которых на том или ином этапе обучения излагается учебная информация;

в) системности как направленности всей совокупности дидактических единиц на формирование начальных представлений о концептуальных системах химической науки. Принцип системности относится к результату образовательного процесса, который

может быть, достигнут в том случае, если этот процесс построен при выполнении других принципов обучения, в том числе принципа систематичности;

г) связи обучения с жизнью, которая проявляется во включении дополнительной учебной информации, актуальной для данного возраста обучающихся.

При отборе учебной информации учитывалась обязательность среднего (полного) общего образования, что позволило разгрузить курс и перенести часть содержания обучения, предусмотренного Фундаментальным ядром, в 10–11 классы. Это также дало возможность выделить дополнительное резервное время, которое учитель может использовать в разных целях в зависимости от педагогической ситуации, складывающейся в процессе обучения,

и избежать необоснованного дублирования учебной информации в основной и средней (полной) школе.

Отобранное содержание обучения химии структурировано на основе следующих дидактических принципов:

а) последовательности, т. е. опоры на ранее полученные знания и умения при введении новых знаний и формировании новых умений. Последовательность введения новых знаний, формирования и развития умений во многом совпадает с логикой изучаемой науки, но на эту логику накладываются определённые ограничения, связанные с познавательными возможностями и запасом предварительных знаний обучающихся;

б) систематичности как регулярного обращения к ранее изученному материалу, обеспечивающего непрерывность процесса обучения;

в) межпредметных связей, т. е. «последовательного отражения в содержании естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе»;

г) историзма, обеспечивающего формирование у школьников представлений об историческом процессе в науке и невозможности достижения «Абсолютной Истины». Реализация дидактического принципа историзма даёт возможность показать школьникам, как изменялись представления человечества о веществах, их строении и свойствах, взаимных превращениях, раскрыть роль единичных фактов в крушении «незыблемых, раз и навсегда установленных» теорий.


МЕСТО ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» для 8–9 классов образовательных учреждений общего образования разработана на основе примерной программы по химии и полностью включает её содержание.

Программа рассчитана на 136 часов, т. е. на два часа в неделю. В каждом классе выделено по одиннадцать часов резервного времени, но в тематическом планировании для 8 класса три часа резервного времени использованы на итоговое обобщение.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения химии:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

5) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.


Основные метапредметные результаты обучения химии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного

обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины

многообразия веществ зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ

8 КЛАСС

Тема 1. Введение в химию

Предмет химии. Химия и другие естественные науки. Научное наблюдение как один из методов химии. Химический эксперимент — основной метод изучения свойств веществ.

Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Правила безопасного поведения в химической лаборатории. Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором.

Чистые вещества. Смеси веществ. Гетерогенные и гомогенные смеси. Приёмы разделения смесей.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций: изменение окраски, образование газа, выделение света и тепла, появление запаха, выпадение осадка, растворение осадка.

Химический элемент. Знаки химических элементов.

Состав веществ. Качественный и количественный состав. Химическая формула. Индекс. Чтение химических формул.

Простые вещества. Сложные вещества. Бинарные соединения.

Номенклатура бинарных соединений. Составление названий бинарных соединений по известной формуле вещества.

Эталон. Относительность изменений. Масса, относительная атомная масса и относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность. Определение валентности по формуле вещества.

Уточнение правил составления названий бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по их названиям.

Закон постоянства состава веществ. Границы применимости закона. Химические уравнения. Коэффициенты.

Атомно-молекулярное учение. Зарождение и возрождение атомистики. Роль М.В. Ломоносова в разработке атомно-молекулярного учения.

Демонстрации

Чистые вещества и смеси.

Сохранение свойств веществ в смесях.

Разделение гетерогенных смесей фильтрованием.

Разделение гомогенных смесей перегонкой.

Физические явления и химические явления.

Признаки химических реакций.

Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях.

Лабораторные опыты

Описание внешнего вида веществ и составление их формул по известному составу.

Описание внешнего вида простых и сложных веществ.

Составление моделей молекул бинарных соединений.

Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.

Практические занятия

Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором.

Разделение гетерогенной смеси.

Признаки химических реакций.

Расчётные задачи.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.


Тема 2. Важнейшие классы неорганических веществ.

Классификация. Основания классификации. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы и неметаллы. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом.

Химический элемент кислород. Кислород в природе. Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода. Взаимодействие кислорода с металлами (на примере кальция, магния, меди), с неметаллами (на примере серы, углерода, фосфора сложными веществами (на примере метана)). Горение. Первоначальное представление о реакциях окисления. Кислород как окислитель.

Оксиды. Оксиды как бинарные соединения. Физические свойства оксидов.

Химический элемент водород. Водород в природе. Простое вещество водород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Получение водорода в лаборатории. Принципы действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воды.

Меры безопасности при работе с водородом. Взаимодействие водорода с кислородом, серой, хлором, азотом, натрием, кальцием, оксидом железа(III), оксидом меди(II). Первоначальные представления о восстановлении. Водород как восстановитель.

Вода. Состав воды. Физические свойства воды. Растворимость веществ. Таблица растворимости. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Получение чистой воды.

Взаимодействие воды с металлами. Первоначальное представление о ряде активности металлов.

Взаимодействие воды с оксидами металлов. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальное представление об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости.

Гидроксиды. Гидроксиды металлов и неметаллов. Взаимодействие воды с оксидами углерода, фосфора(V), серы(VI). Изменение окраски метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина в кислой среде. Номенклатура гидроксидов металлов и неметаллов.

Кислоты. Гидроксиды неметаллов как представители кислородсодержащих кислот. Бескислородные кислоты. Состав кислот. Кислотный остаток. Номенклатура кислотных остатков. Основность кислот и валентность кислотного остатка.

Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов. Особые свойства концентрированной серной кислоты: растворение в воде; взаимодействие с медью, обугливание органических веществ.

Особые свойства концентрированной азотной кислоты и её раствора: взаимодействие с медью.

Классификации оснований: однокислотные и двухкислотные, нерастворимые и растворимые (щёлочи).Общие свойства оснований: взаимодействие с кислотами. Реакция нейтрализации. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Амфотерность. Свойства амфотерных гидроксидов на примерах гидроксида цинка и гидроксида алюминия (без записи уравнений химических реакций).

Соли. Номенклатура солей.

Генетический ряд. Генетический ряд типичного металла на примерах кальция и свинца. Получение соединений типичных металлов.

Генетический ряд типичного неметалла на примерах углерода и кремния. Возможности получения соединений неметаллов из веществ, других классов.

Генетический ряд металла, образующего амфотерный гидроксид.

Демонстрации

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Металлы.

Неметаллы.

Графит как пример простого вещества, имеющего название, которое отличается от названия химического элемента.

Получение кислорода из перманганата калия и собирание методом вытеснения воды.

Горение в кислороде магния, серы, фосфора.

Работа аппарата Киппа.

Наполнение мыльных пузырей смесью водорода с воздухом и их поджигание.

Проверка водорода на чистоту.

Горение водорода на воздухе и в кислороде.

Взаимодействие водорода с серой.

Горение водорода в хлоре.

Восстановление водородом оксида меди(II).

Неустойчивость пересыщенного раствора тиосульфата натрия.

Автоматический дистиллятор.

Отношение воды к натрию, магнию, меди.

Отношение воды к оксидам бария и железа.

Испытание растворов щелочей метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином.

Взаимодействие оксидов углерода(IV) и фосфора(V) с водой и испытание полученных растворов метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином.

Отсутствие химической реакции воды с оксидом кремния.

Серная, азотная, фосфорная кислоты как представители кислородсодержащих кислот.

Соляная кислота как представитель бескислородных кислот.

Образцы солей.

Отношение металлов к раствору соляной кислоты.

Взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты.

Взаимодействие гидроксида меди(II) с раствором соляной кислоты.

Взаимодействие концентрированной серной кислоты с куриным белком (сахаром).

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Ксантопротеиновая реакция.

Взаимодействие твёрдого гидроксида натрия с оксидом углерода(IV).

Лабораторные опыты

Ознакомление с образцами металлов и неметаллов.

Получение кислорода из пероксида водорода.

Описание внешнего вида природных оксидов и составление их формул.

Получение водорода в приборе Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воздуха. Проверка водорода на чистоту.

Изучение растворимости медного купороса при разных температурах.

Взаимодействие оксида кальция с водой.

Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей.

Сравнение окраски индикаторов в соляной и серной кислотах.

Описание внешнего вида и растворимости разных солей.

Реакция нейтрализации.

Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.

Амфотерность.

Получение соединений магния.

Получение соединений углерода.

Практические занятия

Химические свойства кислорода.

Химические свойства водорода.

Химические свойства кислот.


Тема 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

Атом — сложная частица. Опыты А.А. Беккереля. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Основные частицы атомного ядра: протоны и нейтроны. Изотопы и изотопия. Уточнение понятия «химический элемент».

Электронейтральность атома. Первоначальное представление об электронном слое. Ёмкость электронного слоя. Понятие о внешнем электронном слое. Устойчивость внешнего электронного слоя. Изменение числа электронов на внешнем электронном слое с увеличением заряда ядра атомов элементов I–III периодов.

Классификация химических элементов. Основания классификации. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов на основе зарядов их атомных ядер. Периодическая система и периодические таблицы.

Период. Физический смысл номера периода. Большие и малые периоды. Периоды в разных формах периодической таблицы.

Группы в короткой и длинной форме периодической таблицы. Главные и побочные подгруппы. А - и В-группы. Физический смысл номера группы для элементов главных подгрупп (А-групп).

Физический смысл порядкового номера химического элемента. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Периодическое изменение числа электронов на внешнем электронном слое и периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений. Современная формулировка периодического закона.

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе.

Основные вехи в жизни Д. И. Менделеева. Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Научный подвиг Д.И. Менделеева.

Практические занятия

Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов.


Тема 4. Количественные отношения в химии

Единица количества вещества. Число Авогадро. Физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Чтение уравнений химических реакций.

Масса одного моля вещества. Молярная масса.

Молярный объём газов. Закон Авогадро. Объёмные отношения

газов при химических реакциях.

Демонстрации

Образцы твёрдых и жидких веществ количеством 1 моль.

Расчётные задачи

Расчёт количества вещества по известному числу частиц. Расчёт количества вещества по уравнению химической реакции.

Расчёт молярной массы вещества по его формуле. Расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты.

Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника.

Расчёт плотности газа по его молярной массе и молярному объёму.

Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии.

Расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов.



Календарно-тематическое планирование

8 класс (70 часов)

№ урока

№ урока в теме

Тема

Основное содержание темы

Виды деятельности учащихся на уровне УУД

Планируемые результаты

Дата

план

Дата факт

Введение в химию(16 часов)

1.

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Правила безопасного поведения в химической лаборатории.


Знать правила безопасного поведения в химической лаборатории.



2.

2.

Что изучает химия.


Предмет химии. Химия и другие естественные науки. Научное наблюдение как один из методов химии.

Ресурсы урока:

Учебник, c. 10–11;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26

Различать предметы изучения

естественных наук

Знать определение объекта и предмета химии.

Различать: предметы изучения естественных наук; бытовое и научное наблюдение.

Объяснять роль наблюдения в познании окружающего мира.



3.

3.

Химическая лаборатория.

Химический эксперимент – основной метод изучения свойств веществ. Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Правила безопасного поведения в химической лаборатории.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 12–13;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26

Наблюдать манипуляции учителя с лабораторным оборудованием

Знать назначение основных предметов лабораторного оборудования.

Понимать необходимость выполнения правил безопасной работы в химической лаборатории. Объяснять роль эксперимента в познании мира.



4.

4.

Оборудование химической лаборатории.


Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором.

Практическое занятие №1.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 12–15, 126-127;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26;

тетрадь-практикум, с. 6–7

Выполнять простейшие манипуляции с лабораторным оборудованием в ходе практического занятия.

Фиксировать наблюдения в тетради




Уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой.



5.

5.

Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества. Смеси веществ. Гетерогенные и гомогенные смеси. Приёмы

разделения смесей.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 14–15;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26

Наблюдать свойства чистого хлорида натрия и чистого оксида кремния; сохранение свойств компонентов в смеси; манипуляции учителя при разделении смесей.

Описывать на естественном языке наблюдаемые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и

обозначения

Знать отличие чистого вещества от смеси и основные способы

разделения смесей.



6.

6.

Разделение смеси.

Разделение гетерогенной смеси.

Практическое занятие №2.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 14–15;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26;

тетрадь-практикум, с. 8–9

Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ».

Выполнять манипуляции по разделению гетерогенной смеси в ходе практического занятия.

Фиксировать наблюдения в тетради

Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием, способы разделения смесей фильтрованием и выпариванием. Уметь складывать фильтр, фильтровать и выпаривать.



7.

7.

Превращение веществ.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций: изменение окраски, образование газа, выделение света и тепла, появление запаха,

выпадение осадка, растворение осадка.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 16–17;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26

Наблюдать демонстрируемые

учителем физические явления;

химические реакции.

Различать физические явления и химические реакции.

Описывать на естественном языке наблюдаемые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и

обозначения.

Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций

Понимать сущность признаков химических реакций.



8.

8.

Признаки химических реакций.

Практическое занятие №3.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 16–17;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26;

тетрадь-практикум, с. 10–11

Объяснять признаки химических реакций как физические явления, сопровождающие превращения веществ друг в друга.

Осуществлять химические реакции в ходе практического занятия.

Фиксировать ход эксперимента и его результаты в тетради

Знать определение химической реакции, признаки протекания

химических реакций.

Уметь отличать физические процессы от химических реакций.



9.

9.

Химический элемент.

Химический элемент. Знаки химических элементов.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 18–19;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент».

Объяснять необходимость использования знаков химических элементов; происхождение знаков

химических элементов

Знать определение химического элемента как совокупности атомов одного вида.




10.

10.

Химические формулы.


Состав веществ. Качественный и количественный состав. Химическая формула.

Индекс. Чтение химических формул.

Лабораторный опыт № 1.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 20–21;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26;

тетрадь-практикум, c. 20–21

Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабораторного опыта.

Составлять формулы веществ по известному их качественному и

количественному составу

Знать определение понятия «химическая формула» и что обозначает индекс в химической формуле.

Уметь составлять химические формулы по известному качественному и количественному

составу веществ.

Описывать качественный и количественный состав веществ по известной химической формуле.



11.

11.

Простые и сложные вещества.

Простые вещества. Сложные вещества.

Бинарные соединения. Номенклатура

бинарных соединений. Составление названий

бинарных соединений по известной формуле вещества.

Лабораторный опыт № 2.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 22–23;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26;

тетрадь-практикум, с. 22–23

Различать понятия «простое вещество», «сложное вещество».

Обобщать понятия «простое вещество» и «сложное вещество».

Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабораторного опыта.

Составлять названия бинарных соединений по известной формуле вещества

Уметь составлять названия бинарных соединений по известной формуле вещества.

Объяснять различия между простыми и сложными веществами, простыми веществами и химическими элементами.



12.

12.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.


Эталон. Относительность изменений. Масса, относительная атомная масса и относительная молекулярная масса.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 24–25;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26

Различать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса».

Обобщать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса».

Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле; массовую долю химического элемента в сложном веществе

Уметь рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле; массовую долю химического элемента в сложном веществе.




13.

13.

Валентность.

Валентность. Определение валентности по формуле вещества. Уточнение правил составления названий бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по их названиям.

Лабораторный опыт № 3.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 26–27;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26;

тетрадь-практикум, с. 24–25

Моделировать молекулы бинарных соединений в ходе выполнения лабораторного опыта.

Определять валентности атомов в бинарных соединениях.

Описывать простейшие вещества с помощью химических формул.

Описывать качественный и количественный состав

простейших веществ по их химическим формулам

Уметь определять валентность элементов по формулам соединений из двух элементов и составлять формулы веществ из двух

элементов по известной валентности.



14.

14.

Химические уравнения.

Исторические опыты Р. Бойля и М.В. Ломоносова по прокаливанию металлов.

Закон постоянства состава

веществ. Границы применимости закона. Химические уравнения. Коэффициенты.

Лабораторный опыт № 4.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 28–29;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26;

тетрадь-практикум, с. 26

Наблюдать и описывать опыты, демонстрируемые учителем.

Наблюдать и фиксировать в тетради средствами естественного языка

и с помощью химических уравнений изменения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта.

Различать понятия «индекс» и

«коэффициент»; «схема химической реакции» и «уравнение химической реакции»

Уметь расставлять коэффициенты в схемах простейших химических реакций.



15.

15.

Атомно-молекулярное учение

в химии.


Атомно-молекулярное учение. Зарождение и возрождение атомистики. Роль М.В. Ломоносова в разработке атомно-молекулярного учения. Основные положение атомно-молекулярного учения.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 30–31;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26

Обобщать изученные в теме 1 понятия в виде основных положений атомно-молекулярного учения

Знать основные положения атомно-молекулярного учения



16.

16.

Повторение и обобщение по теме

«Введение в химию»

Ресурсы урока:

Учебник, с. 10–32;

тетрадь-тренажёр, с. 6–26

Различать предметы изучения естественных наук; изученные

понятия.

Раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность».

Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов.

Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле вещества; массовую долю химических элементов в сложном веществе.

Участвовать в обсуждении проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения»




17.

17.

Контрольная работа № 1 по теме

«Введение в химию»

Тетрадь-экзаменатор, с. 4–11

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.

Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 4–11




Важнейшие классы неорганических веществ(21 час)

18.

1.

Простые вещества металлы и

неметаллы.


Классификация. Основания классификации. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы и неметаллы. Различение названий простых веществ и химических элементов. Первоначальное

представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и

углеродом.

Лабораторный опыт № 5.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 34–35;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 27

Различать существенные и несущественные основания классификации; названия простых веществ и химических элементов.

Наблюдать физические свойства веществ, демонстрируемых учителем, и в ходе выполнения

лабораторного опыта.

Описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простого вещества — кислорода

Знать деление простых веществ на металлы и неметаллы.

Объяснять различие в свойствах простых веществ, образованных од-

ним и тем химическим элементом, явлением аллотропии.



19.

2.

Кислород.

Химический элемент кислород. Кислород в природе. Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода.

Лабораторный опыт № 6.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 36–37;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 29

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем, и в ходе выполнения лабораторного опыта.

Описывать превращения веществ с помощью уравнений химических реакций; физические свойства веществ по плану, предложенному учителем

Знать физические свойства кислорода; способы получения и собирания кислорода.



20.

3.

Химические свойства кислорода.


Взаимодействие кислорода с металлами (на примерах кальция, магния, меди), неметаллами (на примерах

серы, углерода, фосфора) и сложными веществами (на примере метана).

Горение. Первоначальное представление о реакциях окисления. Кислород как

окислитель.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 38–39;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Сравнивать по составу оксиды

металлов и неметаллов.

Описывать превращения веществ с помощью уравнений химических реакций и общепринятых сокращений и обозначений

Знать химические свойства кислорода.

Уметь различать физические и химические свойства, составлять уравнения реакций кислорода с изученными веществами.



21.

4.

Химические свойства кислорода.

Практическое занятие

Практическое занятие № 4.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 38–39;

тетрадь-практикум, с. 12–13

Осуществлять превращения веществ по инструкции в ходе

практического занятия.

Фиксировать наблюдения в тетради, правильно выбирая средства естественного и искусственного языка

Уметь собирать простейший прибор для получения газа, проверять его на герметичность, укреплять прибор в штативе, обращаться с нагревательными приборами; собирать газ вытеснением воздуха.



22.

5.

Оксиды.

Оксиды. Оксиды как бинарные соединения. Примеры исключений: фторид

кислорода(II) и пероксид водорода. Физические свойства оксидов.

Лабораторный опыт № 7.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 40–41;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 32–34

Описывать внешний вид природных оксидов и составлять их формулы в ходе выполнения лабораторного опыта

Знать определение оксидов и два исключения из него.



23.

6.

Простые вещества. Водород.

Химический элемент водород. Водород в природе. Простое вещество водород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Получение водорода в лаборатории. Принцип действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом

вытеснения воды. Меры безопасности при работе с водородом.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 42–43;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Осуществлять проверку газа (водорода) на чистоту.

Объяснять принцип действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина.

Сравнивать методы собирания кислорода и водорода

Уметь проверять прибор на герметичность, водород на чистоту;

соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами; собирать водород методом вытеснения воздуха, доказывать его наличие.

Знать правила безопасной работы с водородом.

Характеризовать физические свойства водорода.




24.

7.

Химические свойства водорода.

Взаимодействие водорода с кислородом, серой, хлором, азотом, натрием, кальцием, оксидом железа(III), оксидом меди(II). Первоначальные представления о восстановлении. Водород как восстановитель.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 44–45;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54

Описывать свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простого вещества водорода.

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Описывать превращения веществ с помощью естественного языка

и уравнений химических реакций

Уметь составлять уравнения изученных химических реакций

водорода.



25.

8.

Химические свойства водорода.

Практическое занятие

Практическое занятие № 5.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 44–45;

тетрадь-практикум, с. 14–15

Исследовать свойства водорода.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из практического занятия

Уметь работать с водородом.



26.

9.

Оксид водорода — вода.

Состав воды. Физические свойства воды. Растворимость веществ. Массовая доля

растворённого вещества в растворе. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Получение чистой воды.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 46–47;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Объяснять принцип действия

установки для перегонки воды; автоматического дистиллятора

Знать определения понятий «раствор», «растворимость», «насыщенный и ненасыщенный растворы».

Уметь готовить растворы при нагревании; проводить расчёты с использование массовой доли растворённого вещества.



27.

10.

Взаимодействие воды с металлами.


Взаимодействие воды с металлами: натрием, калием, магнием, оловом. Первоначальное представление о ряде активности металлов.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 48–49;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с

участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды с

металлами на основании положения последних в ряду активности



28.

11.

Взаимодействие воды с оксидами металлов.


Взаимодействие воды с оксидами металлов: оксидом натрия, оксидом бария, оксидом кальция. Индикаторы.

Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальное представление об основаниях. Прогнозирование

возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости.

Лабораторный опыт № 10.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 50–51;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 38–39

Выдвигать гипотезы о возможности взаимодействия оксидов металлов с водой на основе данных таблицы растворимости.

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Осуществлять превращения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды

с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости.



29.

12.

Взаимодействие воды с оксидами неметаллов.


Гидроксиды. Гидроксиды металлов и неметаллов. Взаимодействие воды с оксидами неметаллов. Изменение окраски метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина в кислой среде. Номенклатура гидроксидов металлов и неметаллов.

Лабораторный опыт № 11.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 52–53;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 40–41

Различать понятия «гидроксид», «кислота», «основание».

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Сравнивать поведение индикаторов в разных средах в ходе выполнения лабораторного опыта.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды

с оксидами неметаллов с помощью таблицы растворимости; определять реакцию среды с помощью индикаторов.

Различать понятия «гидроксид», «кислота», «основание».




30.

13.

Состав кислот. Соли.

Кислоты. Кислородсодержащие и бескислородные кислоты. Состав кислоты. Кислотный остаток. Номенклатура кислотных остатков. Соли. Номенклатура солей.

Лабораторные опыты № 12, 13.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 54–55;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 42–45

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Сравнивать поведение индикаторов в растворах кислот в ходе выполнения лабораторного опыта.

Исследовать растворимость разных солей в воде в ходе выполнения лабораторного опыта.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Знать состав кислот и солей; номенклатуру солей.

Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы солей.



31.

14.

Свойства кислот.


Общие свойства кислот: изменение

окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов. Развитие представлений о ряде активности металлов: прогнозирование возможности химической реакции между раствором кислоты и металлом. Особые свойства концентрированной серной кислоты: растворение в воде; взаимодействие с медью,

обугливание органических веществ. Особые свойства концентрированной и раствора азотной кислоты: взаимодействие с медью.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 56–57;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54

Выдвигать гипотезы о возможности протекания химической реакции между растворами кислот и

металлами на основе положения металлов в ряду активности.

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.

Представлять информацию о свойствах веществ в табличной форме

Знать химические свойства кислот, правила техники безопасности при работе с кислотами.

Уметь составлять уравнения химических реакций пользоваться рядом активности металлов, рас-

познавать кислоты с помощью индикаторов.



32.

15.

Химические свойства кислот.


Практическое занятие № 6.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 56–57;

Тетрадь-практикум, с. 16

Исследовать химические свойства кислот.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из практического занятия

Уметь проводить химические реакции в растворах при нагревании, выпаривать растворы на открытом пламени.



33.

16.

Свойства оснований.

Общие свойства оснований. Классификации оснований: однокислотные и двухкислотные, нерастворимые и растворимые.

Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Лабораторные опыты № 14, 15.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 58–59;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 46–48

Выдвигать и обосновывать предложения по выбору оснований классификации (по аналогии с классификацией кислот).

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем.

Проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторными опытами.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Знать изученные свойства оснований. Уметь классифицировать основания по разным признакам.



34.

17.

Свойства амфотерных гидроксидов.


Определение кислотно-основного характера нерастворимого гидроксида. Амфотерность. Свойства амфотерных гидроксидов на примере гидроксида цинка (без

записи уравнений химических реакций).

Лабораторный опыт № 16.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 60–61;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 49

Составлять алгоритм действий по определению кислотно-основного характера нерастворимого гидроксида.

Проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Знать определение амфотерности. Уметь экспериментально доказывать амфотерность предложенного оксида и гидроксида.



35.

18.

Генетический ряд типичного металла.


Генетический ряд. Генетический ряд типичного металла на примерах кальция и свинца. Получение соединений

типичных металлов.

Лабораторный опыт № 17.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 62–63;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 51–52

Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений.

Составить уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических

веществ различных классов.

Проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Знать определения и классификацию веществ генетического ряда металла. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетические ряды металла.



36.

19.

Генетический ряд типичного неметалла.


Генетический ряд типичного неметалла на примерах углерода и кремния. Возможности получения соединений неметаллов из веществ других классов. Генетический ряд металла, образующего

амфотерный гидроксид.

Лабораторный опыт № 18.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 64–65;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54;

тетрадь-практикум, с. 53

Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений.

Составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов.

Проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Знать определения и классификацию веществ генетического ряда металла. Уметь по составу и свойствам классифицировать

неорганические вещества; составлять генетические ряды металла.



37.

20.

Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических веществ»

Ресурсы урока:

Учебник, с. 42–66;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 26–54

Классифицировать изученные вещества по составу и свойствам.

Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений.

Участвовать в обсуждении проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения»




38.

21.

Контрольная работа № 2 по теме «Важнейшие классы неорганических веществ»

Тетрадь-экзаменатор, с. 12–19

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач




Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома (12 часов)

39.

1.

Первоначальное представление о строение атома.


Атом — сложная частица. Опыты

А.А. Беккереля. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Основные частицы атомного ядра. Изотопы. Уточнение понятия «химический элемент».

Ресурсы урока:

Учебник, с. 68–69;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Определять понятия «химический элемент», «изотоп», «изотопия»

Сравнивать содержание понятия «химический элемент» в атомно-молекулярном учении и современное и объяснять причины различий.



40.

2.

Электронные оболочки атомов.

Электронейтральность атома. Распределение электронов в атоме. Ёмкость электронного слоя.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 70–71;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Определять понятия «электронная оболочка», «электронный слой», «ядро атома».

Рассчитывать ёмкость электронного слоя по заданной формуле

Объяснить электронейтральность атома.

Раскрывать смысл понятия «электронный слой».



41.

3.

Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома.

Понятие о внешнем электронном

слое. Устойчивость внешнего электронного слоя. Изменение числа электронов на внешнем электронном слое с увеличением

заряда ядра атома.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 72–73;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Различать понятия «электронный слой» и «внешний электронный слой».

Моделировать строение атомов элементов малых периодов.

Изучать закономерности изменения числа электронов на внешнем электронном слое на моделях атомов

Уметь составлять схемы строения атомов первых 20 элементов.



42.

4.

Естественнонаучная классификация химических элементов.


Классификация химических элементов. Основания классификации. Периодическая система. Периодическая система и

периодические таблицы.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 74–75;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Определять существенные и несущественные основания классификации химических элементов.

Различать понятия «периодическая система химических элементов» и «периодическая таблица

химических элементов»

Уметь объяснять различия понятий «периодическая система химических элементов» и «периодическая таблица».



43.

5.

Периоды.

Период. Физический смысл номера периода. Большие и малые периоды. Периоды в разных формах периодической

таблицы.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 76–77;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Разъяснять физический смысл номера периода.

Сравнивать строение атома с положением химического элемента в периодической таблице (по периодам).

Различать понятия «малый период» и «большой период».

Обобщать понятия «малый период» и «большой период»

Разъяснять физический смысл номера периода

Определять малые и большие периоды в короткой и длинной формах периодической системы.



44.

6.

Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных

ядер химических элементов.


Практическое занятие № 7.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 76–77;

тетрадь-практикум, с. 18

Изучать изменение свойств гидроксидов некоторых химических элементов III периода в ходе практического занятия.

Делать умозаключения о характере изменения кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных химическими элементами одного периода.

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов

Уметь соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории.



45.

7.

Группы.

Группы в короткой и длинной форме периодической таблицы. Главные и побочные подгруппы. А- и В-группы. Физический смысл номера группы для элементов главных подгрупп (А-групп).

Ресурсы урока:

Учебник, с. 78–79;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Различать понятия «главная подгруппа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа».

Обобщать понятия «главная подгруппа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа».

Сравнивать физический смысл номера периода и номера группы (для элементов главных подгрупп).

Определять положение химического элемента в периодических таблицах разных форм.

Описывать и характеризовать структуру короткой и длинной

форм периодической таблицы

Раскрывать смысл понятий «группа», «подгруппа».

Определять положение химического элемента в периодических таблицах разных форм.

Описывать и характеризовать структуру короткой и длинной форм периодической таблицы.



46.

8.

Периодический закон.

Физический смысл порядкового номера химического элемента. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Периодическое изменение числа электронов на внешнем электронном слое и периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений. Современная формулировка периодического закона.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 80–81;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов

атомных ядер.

Сравнивать изменение свойств простых веществ и гидроксидов элементов в периодах и группах (для элементов главных подгрупп)

Знать периодический закон. Объяснять причину периодического изменения свойств химических элементов и их соединений.



47.

9.

Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе периодического закона.

Предсказание свойств «неизвестного» химического элемента на примере алюминия.

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 82–83;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Делать предположения о свойствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периодической системе

Знать определения периода, группы, главной и побочной подгрупп, тенденции изменения свойств простых веществ и соединений химических элементов в периодах, главных и побочных подгруппах периодической системы.

Уметь характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице.



48.

10.

Научный подвиг Д.И. Менделеева.


Основные вехи в жизни Д.И. Менделеева. Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Научный подвиг Д.И. Менделеева.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 84–85;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Структурировать материал о жизни и деятельности Д.И. Менделеева; об утверждении учения о периодичности

Знать о роли периодического закона для обобщения и объяснения уже известных фактов и предсказания новых.

Уметь показать его значение для развития науки и техники.



49.

11.

Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»

Ресурсы урока:

Учебник, с. 68–86;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения.

Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп.

Различать периоды; главные

и побочные подгруппы; А- и

В-группы.

Моделировать строение атома.

Определять изученные понятия.

Описывать и характеризовать

структуры периодических таблиц разных форм.

Делать предположения о свойствах химических элементов и их соединений на основе положения

химического элемента в периодической системе




50.

12.

Контрольная работа № 3 по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»

Тетрадь-экзаменатор, с. 20–27

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе




Количественные отношения в химии (8 ч)

51.

1.

Количество вещества.

Важнейшие характеристики вещества: масса, объём, количество вещества. Единица количества вещества. Число Авогадро. Физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Чтение

уравнений химических реакций. Расчёт количества вещества по известному числу частиц. Расчёт количества вещества по уравнению химической реакции.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 88–89;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70

Различать важнейшие характеристики вещества.

Определять понятия «количество вещества», «моль».

Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций.

Проводить расчёты количества вещества по известному числу частиц; количества вещества по

уравнению химической реакции

Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля.

Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот; по уравнению химической реакции.



52.

2.

Молярная масса.

Масса одного моля вещества. Молярная масса. Расчёт молярной массы вещества по его формуле. Расчёты массы вещества по известному его количеству

и обратные расчёты.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 90–91;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70

Различать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «молярная масса».

Проводить расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты

Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс.

Уметь вычислять массу данного количества вещества и количество вещества по данной массе.



53.

3.

Расчёты по химическим уравнениям.


Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 92–93;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70

Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций средствами естественного

языка.

Проводить расчёты массы одного из участников химической реакции по

известной массе другого участника

Уметь проводить расчёты массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника.



54.

4.

Закон Авогадро.

Молярный объём газов. Закон Авогадро. Расчёт плотности газа по его молярной массе и молярному объёму.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 94–95;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70

Различать понятия «объём», «молярный объём», «молярная масса».

Разъяснять сущность закона Авогадро и изученного следствия из него.

Проводить расчёты плотности газа по его молярной массе и молярную объёму

Знать закон Авогадро и следствие из него.

Уметь определять объём определённого количества вещества газа, а также количество вещества газа, массу газа и число молекул, исходя из объёма газа при нормальных условиях; проводить расчёты плотности газа по его молярной массе и молярному объёму.



55.

5.

Расчёты по химическим уравнениям.


Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 96–97;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70

Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Проводить расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в

газообразном состоянии.

Уметь проводить расчёты по химическим уравнениям.



56.

6.

Объёмные отношения газов

при химических реакциях.


Расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений

газов.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 98–99;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70

Разъяснять сущность объёмных отношений газов как следствие из закона Авогадро.

Проводить расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов

Уметь вычислять объёмы газов, участвующих в химических реакциях.



57.

7.

Решение расчётных задач по теме «Количественные отношения в химии»

Ресурсы урока:

Учебник, с. 98–99;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70–79

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач

Уметь проводить расчёты по уравнениям химических реакций.



58.

8.

Контрольная работа № 4

по теме «Количественные отношения в химии»

Тетрадь-экзаменатор, с. 28–33

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.

Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе




Заключение (2 часа)

59.

1.

Предмет химической науки.

Объект и предмет науки. Объект и

предмет химии. Хемофобия. Обобщение знаний об общих методах естествознания и специфических методах химии.

Лабораторный опыт № 19, 20.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 100–105;

электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70;

тетрадь-практикум, с. 56–59

Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук.

Разъяснять причины возникновения в обществе хемофобии.

Структурировать материал об общих методах естествознания и специфических методах химии.

Фиксировать ход выполнения и результаты, делать выводы из химических экспериментов в ходе выполнения лабораторных опытов

Уметь раскрывать смысл понятий «анализ» и «синтез».



60.

2.

Источники химической ин-

формации.


Наблюдение и эксперимент как источники непосредственной информации о веществах и их свойствах. Научные

полиграфические издания. Средства новых информационных технологий. Оценка достоверности информации, размещённой в Интернете.

Ресурсы урока:

Учебник, с. 106–107;

электронное приложение к учебнику;

тетрадь-тренажёр, с. 70

Приводить аргументы за и против использования различных источников информации в качестве

научного знания.

Принимать участие в обсуждении вопросов, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения»

Уметь оценивать достоверность химической информации, полученной из разных источников.



Резервное время (10 часов)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по химии к УМК СФЕРА Химия 8 класс(70 ч) ФГОС

Автор: Сухоребрик Елена Сергеевна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231144


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства