Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса по учебноку Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса по учебноку Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Рабочая программа разработана по авторской программе по химии Н.Н.Гара,Москва,"Просвящение" 2008г. Включает в себя пояснительную записку, учебно- тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-методическое обеспечение программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса по учебноку Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман»
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089),
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии МО РФ 2004 г.
Авторской программы по химии Н. Н. Гара (Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы Москва
« Просвещение» 2008г)
Изучение учебного предмета осуществляется основании
нормативно-правовых документов:
1) Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования »;
3)Приказа Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;
4)Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ;
5)Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6) Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26.03.15.№ 776 « О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год»;
7) Учебного плана МБОУ «Макаричская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.
8) Годового календарного учебного графика МБОУ «Макаричская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.
Согласно учебному планы школы на 2015 – 2016 учебный год на курс химии в 10 классе отводится 70 часов ( 2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику: «Химия 10 класс, авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Москва « Просвещение» 2012 год.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, устный опрос.
Количество часов, на которые рассчитана программа
Программа предполагает на изучение материала 70 часов в год, 2 часа в неделю
(из расчета 35учебных недель) по программе (4 часа – резервное время),
из них: для проведения контрольных работ -5 часов, практических работ -6 часов.
Цели и задачи изучения предмета:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;
выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.
Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
пп
Наименование раздела
(темы)
Количество часов по программе Н.Н.Гара
Количество часов по рабочей программе
В том числе практических работ
В том числе контрольных работ
1
Тема 1« Теоретические основы органической химии»
4
4
-
-
2
Тема №2 « Предельные углеводороды (алканы)»
7
7
1
1
3
Тема 3« Непредельные углеводороды»
6
6
1
-
4
Тема 4 « Ароматические углеводороды (арены)»
4
4
-
-
5
Тема 5 «Природные источники углеводородов»
6
8 (6+2 из резерва)
-
1
6
Тема 6 «Спирты и фенолы»
6
6
-
-
7
Тема 7 « Альдегиды и кетоны»
3
3
-
-
8
Тема 8« Карбоновые кислоты »
6
7 (6 + 1ч из резерва)
2
1
9
Тема 9 «Сложные эфиры. Жиры»
3
3
-
-
10
Тема 10. «Углеводы»
7
7
1
-
11
Тема 11 «Амины и аминокислоты»
3
3
-
-
12
Тема 12 «Белки»
4
4
-
-
13
Тема 13 «Синтетические полимеры»
7
8 (7+1 ч из резерва)
1
2
Итого
70
70
6
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ», 10 КЛАСС:
Тема 1. Теоретические основы органической химии. 4 часа
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. 1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. 2. Модели молекул органических веществ. 3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.
4. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Углеводороды (25 часов)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы). 7 часов
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Демонстрации. 1. Взрыв смеси метана с воздухом.2. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа.Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды. 6 часов
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены). 4 часа
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. 1. Бензол как растворитель, горение бензола.2. Отношение бензола к раствору перманганата калия.3. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов. 8 часов
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Кислородсодержащие органические соединения (27 часов)
Тема 6. Спирты и фенолы. 6 часов
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека.Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Демонстрации. 1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием. 4. Взаимодействие глицерина с натрием. 5.
Лабораторные опыты. 1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.
Расчетные задачи. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны. 3 часа
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Демонстрации. 1. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. 2. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.
Практическая работа. 1. Получение и свойства карбоновых кислот. 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. 3 часа
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. иры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и СМС. 3.Знакомство с образцами моющих средств. 4.Изучение их состава и инструкций по применению.
Тема 10. Углеводы. 7 часов
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. ахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации.
Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). 2.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 4.Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 5.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Азотсодержащие органические соединения (7 часов)
Тема 11. Амины и аминокислоты. 3 часа
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Тема 12. Белки. 4 часа
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. онятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.
Нуклеиновые кислоты: состав, строение. имия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. 1. Окраска ткани анилиновым красителем. 2. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.
Высокомолекулярные соединения (8 часов)
Тема 13. Синтетические полимеры (8 часов)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. интетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. интетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.
Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа.Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе В результате изучения химии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тема 1. Теоретические основы органической химии
Учащиеся должны знать:
особенности состава и строения органических веществ;
основные положения теории А.М.Бутлерова;
классификацию органических веществ;
понятия «гомолог», «изомер», «функциональная группа», «геометрия молекул».
Уметь:
доказывать положения теории на примерах;
составлять структурные формулы изомеров и гомологов;
уметь изображать пространственные конфигурации молекул органических веществ, исходя из типа гибридизации;
изготавливать модели молекул органических соединений.
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения алканов.
Уметь:
записывать структурные формулы молекул алканов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства алканов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.
Тема 3. Непредельные углеводороды
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения непредельных углеводородов;
состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины;
Уметь:
записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства непредельных углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
Тема 4. Ароматические углеводороды.
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения ароматических углеводородов;
токсическое влияние бензола на организм человека и животных.
Уметь:
записывать структурные формулы молекул ароматических углеводородов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства ароматических углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
Тема 5. Природные источники углеводородов
Учащиеся должны знать:
состав природного газа, нефти, угля;
способы переработки сырья;
области применения продуктов переработки.
Уметь:
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
решать задачи с производственным содержанием.
Тема 6. Спирты и фенолы
Учащиеся должны знать:
понятие об одноатомных и многоатомных спиртах, функциональной группе;
строение молекулы, физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения спиртов, области применения;
состав, строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения;
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства одноатомных спиртов и многоатомных на примере глицерина;
использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека;
характеризовать физические и химические свойства фенола;
Тема 7. Альдегиды и кетоны.
Учащиеся должны знать:
состав альдегидов и кетонов (сходство и отличие), понятие о карбонильной группе;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения альдегидов, области применения.
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства альдегидов;
Тема 8. Карбоновые кислоты
Учащиеся должны знать:
состав карбоновых кислот;
понятие о карбоксильной группе;
нахождение в природе и области применения кислот;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения кислот.
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства кислот;
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.
Учащиеся должны знать:
состав и строение сложных эфиров;
нахождение в природе и области применения жиров и эфиров;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения жиров и эфиров;
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства сложных эфиров;
применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
составлять уравнения реакции этерификации;
составлять структурные формулы жиров;
составлять уравнения реакций получения и гидролиза жиров.
Тема 10. Углеводы.
Учащиеся должны знать:
состав и классификацию углеводов;
состав, физические и химические свойства, получение и применение глюкозы;
состав, физические и химические свойства, получение и применение сахарозы;
состав, физические и химические свойства, получение и применение крахмала и целлюлозы;
Уметь:
характеризовать химические свойства важнейших углеводов;
составлять уравнение реакции гидролиза в общем виде;
доказывать биологическое значение углеводов;
Тема 11. Амины и аминокислоты.
состав, способы получения и области применения аминов;
особенности строения и свойств анилина как ароматического амина;
состав аминокислот, физические и химические свойства, нахождение в природе;
Уметь:
составлять структурные формулы молекул и давать им названия по систематической номенклатуре;
характеризовать свойства аминов в сравнении с аммиаком;
характеризовать физические и химические свойства аминокислот;
Тема 12. Белки.
Учащиеся должны знать
состав белков, структуры белков, понятие о денатурации;
общие понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях;
о проблемах, связанных с применением лекарственных препаратов.
Уметь:
составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза;
проводить качественные реакции для распознавания белков.
Тема 13. Синтетические полимеры.
Учащиеся должны знать:
основные понятия химии высокомолекулярных соединений;
области применения высокомолекулярных соединений на основании их свойств.
Уметь:
характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий;
составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;
экспериментально распознавать пластмассы и волокна.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
• называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
Отметка «5»:
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные
ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Н.Н.Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2008 год.
2. Учебник «Химия 10 класс», авторы:Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман.Москва «Просвещение» 2012 г.
3. .И.Г.Хомченко Решение задач по химии 8-11 классы Москва «Новая волна» Издатель Умеренков 2011 год.
4. Поурочные разработки по химии 10 класс. М.Ю.Горковенко.Москва «ВАКО» 2006 год.
5. Нестандартные уроки. Химия 8-11. Л.М.Брейгер. Волгоград 2002г.
6. Научно-методический журнал «Химия в школе» издательство «Центрхимпресс».
7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 10-11 класс Москва «Интеллект-Центр» 2007 г.
8. Сборник «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ» 2015год Химия, ООО « Издательство Астрель»
9.ЦОРы
10. Электронное приложение к учебнику 10 класса
Тематическое планирование уроков химии 10 класс
№ п/п
Дата
Название темы(раздела)+ количество часов
Тема урока
Учебный материал
Вид учебного занятия
Форма и вид контроля
Домашнее задание
1
Тема1.
Теоретические основы органической химии (4 ч.)
Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ.
Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических
веществ. Химическое строение как порядок соединения атомов в
молекулах. Зависимость свойств
веществ от химического строения. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональная группа.
Гомологический ряд. Гомологи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 1, 2, упр. 1-8, (с. 10)
2
Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления её развития.
Понятие гомологов и изомеров.
Правила написания структурных
формул.
Названия веществ по
номенклатуре ИЮПАК.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 1, 2
3
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.
Сигма и пи – связи. Кратность
связи. Электроотрицательность.
Энергия связи
Направленность ковалентной
связи. Гибридизация орбиталей
атома углерода.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 3, упр. 1-5,
(с. 13)
4
Классификация органических соединений.
Многообразие органических веществ. Принципы классификации веществ.
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос
§ 4-6
5/1
Тема2.
Предельные углеводороды (алканы) (7 ч.)
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура и изомерия.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 17, упр. 11-12, задача 3 (с. 78-79)
24/3
Крекинг нефти..
Крекинг и риформинг.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид контроля -
текущий
Форма контроля- тест в форме ЕГЭ «Природные источники углеводородов, их переработка» 20 мин.
§ 18
25/4
Коксохимическое производство
Комбинированный урок
Вид контроля -
Текущий
§ 19
26/5
Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Алгоритм решения расчетной
задачи
Решение задач
Вид контроля
текущий
Форма контроля – решение задач
Задачи по карточкам
27/6
Генетическая связь между классами углеводородов.
Генетическая связь между классами углеводородов.
Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов.
Комбинированный урок
Вид контроля -
текущий
Форма контроля- работа по индивидуальным карточкам
Задание по карточкам
28/7
Обобщение и систематизация знаний по теме «Непредельные и ароматические углеводороды».
Состав, строение, изомерия и номенклатура непредельных и ароматических углеводородов.
Урок обобщения и систе матизации знаний
Вид контроля -
текущий
Форма контроля- выполнение упражнений
Подготовка к контрольной работе
29/8
Контрольная работа №2 по теме «Непредельные и ароматические углеводороды»
Контроль ЗУН по темам 3-5
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Вид контроля
итоговый
Форма контроля – контрольная работа
30/1
Кислородсодержащие органические соединения (25 часов)
Тема 6. Спирты и фенолы. (6 часов)
Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура.
Спирты и фенолы. Атомность
спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 20-21
31/2
Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека.
Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства. Химические свойства: горение,
окисление до альдегидов,
взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид контроля -
текущий
Форма контроля- С.р. «Предельные одноатомные спирты»
15 мин
§ 20-21, упр. 1-7 (с. 88)
32/3
Получение и применение спиртов. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола.
Комбинированный урок
Вид контроля -
текущий
Форма контроля - решение задач
§ 20-21 (с. 88), задачи
1, 2
33/4
Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.
Решение схем превращений, доказывающих существование генетической связи между спиртами
и УВ.
Комбинированный урок
Вид контроля -
текущий
Форма контроля- решение схем превращений по карточкам
§ 36, упр. 1-2, 4, 7, 8 (с. 98), задачи
1-3
34/5
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных
спиртов. Особенности их
химических свойств, практическое использование
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 22, упр. 1-5,
(с. 92), задачи
1-3
35/6
Строение, свойства и применение фенола.
Фенолы. Строение, отличие по
строению от ароматических спиртов. Физические свойства.
Химические свойства:
взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны
окружающей среды от
промышленных отходов,
содержащих фенол.
Комбинированный урок
Вид контроля -
текущий
Форма контроля - С.р. «Многоатомные спирты» 15 мин
§ 23-24, упр. 1-2, (с. 125)
36/1
Тема7. Альдегиды и кетоны. (3 часа)
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура.
Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее
электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Строение, изомерия, химические
свойства и способы получения
спиртов, фенолов, альдегидов и карбоновых кислот.
Урок обобщения и систематизации знаний
Вид контроля -
текущий
Форма контроля –тест по теме «Карбоновые кислоты»
20 мин
Работа с цепочками органическихсоединений
45/7
Контрольная работа №3 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды, кетоны», «Карбоновые кислоты»
Контроль ЗУН по темам 6-8
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Вид контроля
итоговый
Форма контроля – контрольная работа
46/1
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. (3 часа)
Сложные и свойства сложных эфиров, их применение.
Строение сложных эфиров.
Обратимость реакции
этерификации. Гидролиз сложных
эфиров. Практическое
использование.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 30 вопр. 1-6,
(с. 129), задача 1
47/2
Жиры, их строение ,свойства и применение.
Жиры как сложные эфиры
глицерина и карбоновых кислот.
Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в
организме. Гидролиз и
гидрирование жиров в технике,
продукты переработки жиров.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 31, вопр. 7-12,
(с. 129), задача 3
48/3
Понятие о синтетических моющих средствах.. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Моющие средства. Правила
безопасного обращения со
средствами бытовой химии.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид контроля -
текущий
Форма контроля -тест в формате ЕГЭ «Сложные эфиры. Жиры» 15 мин.
Записи в тетради
49/1
Тема10. Углеводы.
(7часов)
Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе..
Классификация углеводов.
Сахара. Моносахариды.
Брожение. Глюкоза. Строение
глюкозы. Биологическая роль
углеводов. Фотосинтез.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 32 упр. 1-3, (с. 146)
50/2
Химические свойства глюкозы. Применение.
Химические свойства глюкозы.
Основные области применения
глюкозы.
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§ 32, упр. 4-5, (с. 146)
51/3
Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение.
Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников.
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§ 33,
(с. 146), задача 1
52/4
Крахмал ,его строение, химические свойства, применение.
Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические
свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращения крахмала пищи ворганизме. Гликоген.
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§ 34, упр. 15-16, (с. 146-147)
53/5
Целлюлоза ,её строение и химические свойства.
Целлюлоза. Строение макромолекул
из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование
сложных эфиров. Применение
целлюлозы и ее производных.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
§ 35, упр. 16-18, (с. 146-147)
54/6
Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»