4 | Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии. Комбинированный урок. | Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии. | Знать историю химии, великих русских химиков и их вклад в науку. | | Демонстрация портретов | §3, упр5 | | |
5 | ПР№2 Правила ТБ в кабинете химии. «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание» | Правила ТБ в кабинете химии Ознакомиться с химическими и физическими явлениями при горении горящей свечи. | Уметь отличать физические и химические явления. | Практическая работа | | | «Правила работы в лаборатории» (А28) | |
6 | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. Комбинированный урок | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Язык химии. Знаки химических элементов. | Уметь определять положение химического элемента в периодической системе. Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химиче- | | | § 4, упр.4, выучить знаки 20 первых элементов периодической сис- | | |
7 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Комбинированный урок. | Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. | Самостоятельная работа – знаки химических элементов, адрес элемента | | § 5, упр.З, 4. | | |
8 | Расчеты по химической формуле вещества. Комбинированный урок. | Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения. | | | § 5 (повторить), упр.8. | | |
ТЕМА 2. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (14 часов) | |
1 | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: р+; п0 Урок объяснения нового материала. | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны), электроны. | Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. | Самостоятельная работа- определить качественный и количественный состав, тип вещества по формуле: С02, Н2,С6Н12О6 | | §6, упр.1, 5. | «Современные представления о строении атома» (А1) | |
2 | Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре – образование изотопов. Комбинированный урок. | Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Химический элемент.Изменение числа нейтронов в ядре – образование изотопов. | Знать определение понятия «химический элемент». | | | §7упр1-4 | «Современные представления о строении атома» (А1) | |
3-4 | Строение электронных оболочек атомов. Урок объяснения нового материала. | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | | | §8, упр.3-5 | «Современные представления о строении атома» (А1) | |
5-6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Комбинированный урок. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. | Знать формулировку периодического закона. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп Уметь характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. | Работа в парах – элементарный состав элемента. Строение электронных оболочек одного из атомов. | | § 9 (стр.53-55), упр.1. Дать характеристику серы, исходя из её положения в периодической системе. | «ПСХЭ и ПЗ» (А2) | |
7-8 | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента- образование положительных и отрицательных ионов.Ионная связь. Комбинированный урок. | Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях. | Дать характеристику Р, Na, С1 и т.д., исходя из их положения в периодической системе | | § 9 (стр.56-58), Упр-2,3 | «Химическая связь» (А3) | |
9 | Ковалентная неполярная связь. Комбинированный урок. | Ковалентная неполярная связь. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях. | Игра - выберите формулы веществ с ионной связью:NaС1, 02, СaBr2, НР. | | §10, упр.2, 3. | «Химическая связь» (А3) | |
10 | Ковалентная полярная связь. Комбинированный урок. | Ковалентная полярная связь. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях. | | | §11, упр. 2 6. | «Химическая связь» (А3) | |
11 | Металлическая связь. Комбинированный урок. | Металлическая связь. | Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с кова-лентной и ионной связью. | | | §12, упр.З. | «Химическая связь» (А3) | |
12 | Кристаллические решетки. Урок изучения нового материала. | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). | Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки. | Самостоятельная работа - определение вида хим. связи и написание схем образования некоторых веществ | Демонстрации. Модели кристаллических решеток кова-лентных и ионных соединений. | §22,упр.1-6. | | |
13 | Обобщение знаний по темам: «Первоначальные химические понятия» и « Атомы химических элемегнтов» Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | Выполнение упражнений по теме: первоначальные химические понятия и атомы химических элементов | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять полученные знания и умения | | | Повторить §4-12. Подготовиться к контрольной работе. | | |
14 | Контрольная работа№1 по темам «Первоначальные химические понятия» и « Атомы химических элемегнтов» Урок контроля. | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | Контрольная работа. | | | | |
ТЕМА 3. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (9часов) | |
1 | Анализ к/р №1 Простые вещества -металлы. Урок изучения, объяснения нового материала. | Простые вещества - металлы | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами металлов. | | Демонстрации. Образцы типичных металлов и изделий из них. | §13, упр1,3,4 | «Классификация веществ» (А6) | |
2 | Простые вещества -неметаллы. Урок изучения нового материала. | Простые вещества - неметаллы. | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов. | | Демонстрации. Образцы типичных неметаллов. | § 14, упр.З. | «Классификация веществ» (А6) | |
3 | Аллотропия . Комбинированный урок. | Аллотропия в металлах на примере олова и неметаллах на примере кислорода, фосфора. | Знать понятие аллотропии | | | § 14, упр.4 | | |
4 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро». Урок-соревнование. | Количество вещества, число молекул, число Авогадро. | Знать определение числа Авогадро. Уметь вычислять число молекул по его количеству (и обратные задачи). | | | §15, упр.1,2 | «Расчеты количества вещества» (С4) | |
5 | Решение задач с использованием понятий, «молярная масса». Урок-соревнование | Молярная масса | Знать определение молярной массы. Уметь вычислять массу вещества по его количеству (и обратные задачи). | | | § 15, упр.3,4 | | |
6 | Молярный объем газов. Закон Авогадро. Комбинированный урок. | Молярный объем газов. | Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи). | | Демонстрации. Модель молярного объема газов. | § 16, упр.5. | «Расчеты молярных отношений газов» (А30) | |
7 | Урок –упражнение в решении задач по темам: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». Комбинированный урок | Решение задач по темам: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». | Уметь решать задачи использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». | Решение задач | | Повторить §15-16, | | |
8 | Повторение по теме «Простые вещества». Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. | Выполнение упражнений по теме: простые вещества. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять полученные знания и умения | | | Повторить § 13-16. | | |
9 | Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества». Урок контроля. | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | Контрольная работа | | | | |
ТЕМА 4. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (16 часов) | |
1 | Анализ к/р №2 Степень окисления и валентность. Урок объяснения нового материала. | Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления. | Уметь определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. | | | §17, упр.1, 2. | «ЭО, степень окисления» (А4) | |
2 | Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды. Комбинированный урок. | Бинарные соединения. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, сульфидов, хлоридов | | Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов. | §17, упр. 3,4,6 | «Классификация неорганических веществ» (А6) | |
3 | Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения. Комбинированный урок. | Основные классы неорганических соединений - оксиды и летучие водородные соединения. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов. | | Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов. | §18, упр.4, 5. | «Классификация неорганических веществ» (А6) | |
4 | Основания. Комбинированный урок. | Основные классы неорганических соединений - основания. | Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей. | | Демонстрации. Знакомство с образцами оснований. | § 19, упр.4, 5. | «Классификация неорганических веществ» (А6) | |
5 | Кислоты. Комбинированный урок. | Основные классы неорганических соединений - кислоты. | Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот. | | Демонстрации. Знакомство с образцами кислот. | §20, упр.1, 4. Выучить формулы кислот (таблица 5 стр.109). | «Классификация неорганических веществ» (А6) | |
6 | Соли. Комбинированный урок. | Основные классы неорганических соединений - соли. Состав и названия солей | Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их. | | Демонстрации. Знакомство с образцами солей. | § 21, упр 1,.2. Выучить названия солей (таблица 5 стр.109). | «Классификация неорганических веществ» (А6) | |
7 | Важнейшие представители солей. Комбинированный урок. | Расчёты по формулам солей. | Уметь составлять формулы солей Вести расчёты по формулам солей. Знать основных представителей солей NaCl, CaCO3 , Ca3(PO4)2 | | Демонстрации. Образцы солей бескислородных и кислородсодержащих. | § 21, упр 3. | «Классификация неорганических веществ» (А6) | |
8 | Урок – упражнение: составление формул веществ, расчёты по формулам соединений. Работа в группах. | Классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. Упражнение в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений. | Уметь классифицировать сложные вещества, определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам. Составление формул по названиям и названий веществ по формулам. Выполнять расчеты по формулам соединений. | Работа в группах. | | | «Классификация неорганических веществ» (А6) | |
9 | Чистые вещества и смеси. Урок объяснения нового материала. | Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Химический анализ, разделение смесей. | Уметь решать задачи на смеси. | Самостоятельная работа - определение класса вещества, название, характеристика. | | § 23, упр.1-4. | «Правила работы в лаборатории» (А28) | |
10 | Массовая доля компонентов смеси, доля примеси (раствора). Комбинированный урок. | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | | | § 24, упр.2-4. | «Вычисления с понятием «массовая доля» (В9) | |
11 | Объёмная доля компонентов смеси, доля примеси (раствора). Комбинированный урок. | Объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | | | § 24, упр.3-5. | «Вычисления с понятием «массовая доля» (В9) | |
12-13 | Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси. Урок-упражнение с элементами соревнования. | Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь решать задачи на нахождение массовой и объёмной доли смеси. | Самостоятельная работа – решение задач с использованием понятия «доля». | | § 24, упр. 6,7. | «Вычисления с понятием «массовая доля» (В9) | |
14 | ПР№3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». | Правила ТБ в кабинете химии. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | Уметь готовить растворы заданной концентрации. | Практическая работа | | Повт. § 24 упр.7. | «Вычисления с понятием «массовая доля» (В9) | |
15 | Повторение по теме «Соединения химических элементов» . Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | Выполнение упражнений по теме: соединения химических элементов. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять полученные знания и умения | | | Повторить § 17-24. | | |
16 | Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов». Урок контроля. | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | Контрольная работа | | | | |
ТЕМА 5. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (15 часов) | |
1 | Анализ к/р №3 Физические явления. Комбинированный Урок. | Способы разделения смесей. Очистка веществ. Фильтрование. | Знать способы разделения смесей. | | Демонстрации. Коллекция нефти и продуктов ее переработки. Лабораторные опыты. Разделение смесей. | §25. | Анализ к/р №3 Физические явления. Комбинированный Урок. | |
2 | ПР№4 Правила ТБ в кабинете химии Анализ почвы и воды. | Правила ТБ в кабинете химии. Разделение смесей. Очистка веществ. Проводить анализ вещества. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью анализа вещества. | Практическая работа | | Повт. §25. | «Правила работы в лаборатории» (А28) | |
3 | Химические реакции. Комбинированный урок. | Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций. | | Демонстрации. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций. Лабораторные опыты. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). | §26, упр. 1-2. | . | |
4 | Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения. Комбинированный урок. | Классификация химических реакций по поглощению или выделению тепла. Реакции горения. | Знать типы реакций по поглощению или выделению энергии. | | Демонстрации. Горение магния. | §26,упр. 4-6. | | |
5 | Закон сохранения массы веществ. Комбинированный урок. | Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Значение закона сохранения закона массы веществ, роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в открытии и утверждении закона. | Знать, что химическое уравнение - это условная запись химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов. Уметь составлять уравнения химических реакций. | | Демонстрации. Подтверждение закона сохранения массы веществ. | §27, упр.1-2. | | |
6 | Химические уравнения. Комбинированный урок. | Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических реакциях. | Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. | | Демонстрация опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы веществ. | § 27, упр.З, 4. | «Классификация химических реакций» (А19) | |
7 | Реакции разложения и соединения. Комбинированный урок. | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ - реакции разложения. Понятие скорости химической реакции. Катализаторы. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции соединения). Каталитические реакции. | Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. Отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. | Зачёт- решение задач по химическим уравнениям. | Демонстрации. Разложение пер-манганата калия. Разложение перок-сида водорода. Электролиз воды Горение фосфора. Взаимодействие образовавшегося Р205 с водой. | § 27, упр. 3-6. | «Классификация химических реакций» (А19) | |
8 | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Комбинированный урок. | Понятия о скорости химических реакций. Единицы измерения. Скорость гомогенных и гетерогенных процессов. Понятия о катализе, катализаторах и ингибиторах. | Знать зависимость скорости реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ, от природы реагирующих веществ, от температуры, от концентрации реагирующих веществ. Понятия о ферментах, как биологических катализаторах. | | Демонстрации. Разложение перекиси водорода в присутствии MnO2. | § 29,§31, упр.1 - 5 | «Скорость химических реакций» (А20) | |
9 | Обратимые и необратимые реакции. Комбинированный урок. | Понятия об обратимости химических реакций. Понятия о химическом равновесии. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Условия протекания необратимых реакций. | Уметь давать характеристику обратимым реакциям и способы смещения химического равновесия. Знать условия протекания необратимых реакций. | | Демонстрации. Примеры необратимых реакций, протекающих в растворах с образованием Н2О, газа и осадка. | § 32, упр. 1-4 | «Обратимые и необратимые реакции.» (А21, А23) | |
10 | Реакции замещения и обмена. Комбинированный урок. | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ - реакции замещения. Химические свойства металлов - взаимодействие с растворами кислот и солей. | Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца | | Демонстрации. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Взаимодействие NaOH+Ф/ф c HCL, H2SO4 и BaCl2, HCl и AgNO3, NaOH и Fe2(SO4)3. | §27, упр 4-3. | «Классификация химических реакций» (А19) | |
11 | ПР№5 Правила ТБ в кабинете химии Признаки химических реакций. | Правила ТБ в кабинете химии Проведение необратимых химических реакций. | Уметь проведение необратимых химических реакций. | Практическая работа | | ПР№4 | «Правила работы в лаборатории» (А28) | |
12 | Расчёты по химическим уравнениям. Комбинированный урок. | Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества. | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества. | Самостоятельная работа - написание хим.уравнений, определение типа реакции. | | §28, упр3-4 | «решение задач по уравнения» (А26, А27,А28, С4) | |
13 | Расчёты по химическим уравнениям, с использованием «массовой доли» и «объёмной доли». Урок-упражнение с элементами соревнования. | Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества. содержащего определенную долю примесей. | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. | | | §28, упр1-2,5 | «решение задач по уравнения» (А26, А27,А28, С4) | |
14 | Повторение по теме «Изменения, происходящие с веществами» . Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | Выполнение упражнений по теме: изменения происходящие с веществами. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять полученные знания и умения | | | Повт. § 25-33. | «Классификация химических реакций» «А19) 4.12 «Нахождение молекулярной формулы вещества» (А28) | |
15 | Контрольная работа №4 по теме«Изменения, происходящие с веществами». Урок контроля. | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | Контрольная работа. | | | | |
ТЕМА 6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (30 часов) | |
1 | Анализ к/р №4 Растворение - как физико-химический процесс. Урок объяснения нового материала. | Растворы. Процесс растворения. | Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. | | Демонстрации. Растворение веществ в различных растворителях. | § 34 до стр.139 | | |
2 | Растворимость. Типы растворов. Комбинированный урок. | Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества. | Уметь пользоваться таблицей растворимости. | | | § 34, упр.1-7. | | |
3 | Электролитическая диссоциация. Комбинированный урок. | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. | Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. | | Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | § 35,упр. .2-5. | «Диссоциация электролитов в растворах» (А22) | |
4 | Степень электролитической диссоциации. Комбинированный урок. | Степень электролитической диссоциации. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи. | Знать определение степени электролитической диссоциации. | | Демонстрации. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. | § 35, упр. 3 ,6. | «Диссоциация электролитов в растворах» (А22) | |
5-6 | Основные положения теории электролитической диссоциации. Комбинированный урок. | Ионы. Катионы и анионы. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации. | | | §36 (стр. 198-200), упр.1. | «Диссоциация электролитов в растворах» (А22) | |
7 | Ионные уравнения. Комбинированный урок. | Реакции ионного обмена, запись уравнений реакций молекулярных, полных и сокращенных ионных. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакции ионного обмена.. Писать уравнения реакций молекулярные, полные и сокращенные ионные | Самостоятельная работа – диссоциация веществ. | Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты | § 37, упр. 3,4. | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
8 | Упражнения в составлении ионных уравнений реакций. Урок-упражнение с элементами соревнования. | Реакции ионного обмена. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. | | | § 37, упр.5. | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
9 | ПР№6 Правила ТБ в кабинете химии «Ионные реакции» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Уметь проводить реакции ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. | Практическая работа. | | Пр№9 | «Правила работы в лаборатории» (А28) | |
10 | ПР№7 Правила ТБ в кабинете химии Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца | Правила ТБ в кабинете химии Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Уметь проводить реакции между растворами электролитов, идущие до конца и записывать уравнения реакций. | | | Пр№8 | «Правила работы в лаборатории» (А28) | |
11 | Классификация химических реакций. Комбинированный урок. | Различные признаки классификации химических реакций. | Уметь определять различные признаки классификации химических реакций. | Работа в группах. | Демонстрации. Примеры реакций соединения, разложения, замещения, обмена, экзо- и эндотермические, гомо- и гетерогенные, каталитические и некаталитические. | § 43, упр.1-3 | | |
12 | Окислительно-восстановительные реакции. Урок объяснения нового материала. | Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. | Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. | | | §43, упр. 7. | «Реакции окислительно – восстановительные» (А24) | |
13 | Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. Урок-упражнение. | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. | Уметь расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. | | | § 43, упр.4, 5, 6. | «Реакции окислительно – восстановительные» (А24) | |
14 | Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Комбинированный урок. | Определение кислот, как электролитов. Классификация кислот, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Знать классификацию и химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде. | Зачет – умение составлять ОВР, определять окислитель, восстановитель | Лабораторные опыты. Взаимодействие оксида магния с кислотами. | § 38, упр. 4, 5. | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
15-16 | Кислоты в свете ТЭД и ОВР. Комбинированный урок. | Взаимодействие кислот с металлами (электрохимический ряд напряжения металлов); с основными оксидами и основаниями; с солями. | Знать взаимодействие кислот с металлами (электрохимический ряд напряжения металлов); с основными оксидами и основаниями; с солями. Уметь использовать таблицу растворимости для характеристики химических свойств кислот. | Зачет- свойства кислот в свете ТЭД и ОВР. | Лабораторные опыты на примере химических свойств HCl и H2SO4. | § 38, упр. 4, 5. | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
17 | Основания в свете теории электролитической диссоциации. Комбинированный урок. | Определение оснований, как электролитов. Классификация оснований, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Знать классификацию и химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакции, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде. | | Лабораторные опыты. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. | § 39, упр. З, 4. | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
18-19 | Основания в свете ТЭД и ОВР. Комбинированный урок. | Взаимодействие оснований с кислотами. Взаимодействие щелочей с кислотами и кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований. | Знать взаимодействие оснований с кислотами. Взаимодействие щелочей с кислотами и кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований. | Зачет- свойства оснований в свете ТЭД и ОВР. | .Лабораторные опыты характерные для щелочей и нерастворимых оснований. | § 39, упр. 1,5 | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
20 | Оксиды их классификация. Комбинированный урок. | Классификация оксидов, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Знать классификацию и химические свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде. | | Лабораторные опыты. Взаимодействие углекислого газа с известковой кислотой. | §40, упр.1,2,4 | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
21 | Свойства оксидов. Комбинированный урок | Свойства кислотных и основных оксидов. | Знать свойства кислотных и основных оксидов на примере СО2 и СаО. | Зачет- свойства оксидов в свете ТЭД и ОВР. | Лабораторные опыты изучение свойств СаО | §40, упр. 3,5 | Реакции ионного обмена» (А23) | |
22 | Соли в свете теории электролитической диссоциации, их классификация. Комбинированный урок. | Определение солей, как электролитов . Классификация солей, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Знать классификацию и химические свойства средних солей. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде. | | | §41, упр. 1,3,5 | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
23 | Соли в свете ТЭД и ОВР. Комбинированный урок. | Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями, кислотами и щелочами. | Знать взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями, кислотами и щелочами. | Зачет- свойства солей в свете ТЭД и ОВР. | Химические свойства солей. | §41, упр.2,4 | «Реакции ионного обмена» (А23) | |
24-25 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Комбинированный урок. | Химические свойства основных классов неорганических соеди- нений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. | Самостоятельная работа – решение цепочки химических уравнений. | | § 42, упр.1-5. | «Взаимосвязь различных классов» (А13, А18) | |
26 | ПР№8 Правила ТБ в кабинете химии Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | Правила ТБ в кабинете химии Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами. | Практическая работа | | ПР№10 | «Правила работы в лаборатории» (А28) | |
27 | ПР№9 Правила ТБ в кабинете химии Решений экспериментальных задач. | Правила ТБ в кабинете химии Решение задач на определение выданных веществ. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами. | Практическая работа | | ПР№11 | «Правила работы в лаборатории» (А28) | |
28-29 | Повторение и обобщение по темам «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | Выполнение упражнений по теме: растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять полученные знания и умения | | | Повт. § 34-43. | «Диссоциация электролитов в растворах» (А22) | |
30 | Контрольная работа №5 по темам «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Урок контроля. | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | Контрольная работа | | | | |
ТЕМА 7. ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЛЕРЕЯ ВЕЛИКИХ ХИМИКОВ (6 часов) | |
1-2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Комбинированный урок. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. строение атома, характеристика элемента. | Уметь описывать строение атома и давать характеристику элементу на основании его положения в Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | | | | ПСХЭ и ПЗ» (А2) | |
3 | Виды химической связи и типы кристаллических решёток. Комбинированный урок. | Виды химической связи и типы кристаллических решёток. | Уметь определять вид химической связи и тип кристаллический решётки для вещества. | | | | «Химическая связь» (А3) | |
4 | Классификация химических реакций. Комбинированный урок. | Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, обратимые, необратимые, экзо- и эндотермические, гомо- и гетерогенные, каталитические и некаталитические. | Уметь определять тип химической реакции и писать продукты реакции . Давать характеристику реакции. | | | | | |
5-6 | Свойства веществ в свете ТЭД и ОВР. Комбинированный урок. | Реакции ионного обмена, запись уравнений реакций молекулярных, полных и сокращенных ионных. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. | Уметь составлять реакции ионного обмена, запись уравнений реакций молекулярных, полных и сокращенных ионных. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восст-ль. | | | | «Диссоциация электролитов в растворах» (А22) | |