Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
Основными задачами изучения химии на уровне основного общего образования являются:
изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
научить применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
раскрыть роль химии в решении глобальных проблем человечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс О.С.Габриелян »
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МАОУ СОШ №23
г.Липецка
Протокол № 1
от 29.08.2015года
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
________
Е.А. Грацианова
29.08.2015 года
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ №23
г. Липецка
от 29.08.2015 года № 262
Рабочая программа
учебного предмета «Химия»
для учащихся 8А, 8Б классов
на 2014 – 2015 учебный год
Разработчик
рабочей программы к УМК под редакцией О.С.Габриеляна
Коблякова Н.В.., учитель высшей квалификационной категории
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
Основными задачами изучения химии на уровне основного общего образования являются:
изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
научить применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
раскрыть роль химии в решении глобальных проблем человечества.
Нормативные правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).
Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 – 2015 учебный год».
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о рабочей программе
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриеляна.– М.: Дрофа,2011.
Обоснование выбора примерной или авторской программы
Выбор авторской программы О.С. Габриеляна обусловлен тем, что данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В авторскую программу изменения не вносились.
Место и роль предмета
Роль химии в системе школьного образования обусловлена значением науки химии в познании законов природы и материальной жизни общества.
Без химических знаний сегодня невозможно представить научную картину мира, так как окружающий мир - это мир органических и неорганических веществ, претерпевающих различные превращения, лежащие в основе многих явлений природы. Химические процессы лежат в основе многочисленных производств, продукция которых широко применяется в быту. Умелое обращение с химическими веществами в повседневной жизни убережет человека от нанесения ущерба себе, природе.В современном обществе роль химии позитивна, необходима для химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ №23 г.Липецка рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю), из них: для проведения контрольных работ – 4 часов, практических работ – 4 часа.
В разделе «Учебно-тематический план» (Таблица 1) раскрывается последовательность изучения разделов рабочей программы; распределяется время, отведенное на проведение контрольных, практических работ. В приложении к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица 2) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Формы организации образовательной деятельности
Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.
В качестве дополнительных форм организации учебной деятельности используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способности.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивать и корректировать свое поведение в окружающем мире. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: контрольная работа, практическая работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, химический диктант, письменные домашние задания, анализ творческих и исследовательских работ, тестирование.
Темы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применить полученные знания на практике. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с локальным актом школы.
Приложение 2 к рабочей программе содержит оценочные и методические материалы.
Планируемый уровень подготовки учащихся приведен в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся».
Информация об используемом учебнике
Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян.-М.: Дрофа, 2012, Химия - 8 класс.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение (6 часов).
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении.
Практическая работа № 1.
«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории».
Расчетные задачи.
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Требования:
Учащиеся должны знать: определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе, называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Тема 2. Атомы химических элементов (9 часов).
Основные сведения о строении атомов. Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов и строение атомов. Ионная связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. Металлическая связь.
Контрольная работа № 1. «Атомы химических элементов».
Требования:
Учащиеся должны знать
Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.
Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в соединениях.
Тема 3. Простые вещества (7 часов).
Простые вещества – металлы. Простые вещества – неметаллы. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Решение задач по формуле. Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Контрольная работа № 2. Простые вещества
Требования:
Учащиеся должны знать: общие физические свойства металлов, определение понятий «моль», «молярная масса», определение молярного объёма газов.
Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи).
Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов).
Степень окисления. Бинарные соединения. Оксиды. Летучие водородные соединения. Основания. Кислоты. Соли. Основные классы неорганических веществ. Аморфные и кристаллические вещества. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ.
Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Массовая и объемная доля компонентов смеси.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Контрольная работа № 3. Соединения химических элементов.
Требования: Учащиеся должны знать определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.
Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.
Тема № 5. Изменения, происходящие с веществами (10 часов).
Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление уравнений химических реакций. Расчёты по химическим уравнениям. Реакции соединения. Реакции замещения. Реакции разложения. Реакции обмена. Типы химических реакций на примере свойств воды. Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций».
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Контрольная работа № 4. Изменения, происходящие с веществами. Требования:
Учащиеся должны знать:
способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.
Тема № 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16 часов).
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории ТЭД. Ионные уравнения. Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства. Основания в свете ТЭД; их классификация, свойства. Оксиды, их классификация, свойства. Соли в свете ТЭД, их свойства. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Практическая работа № 4. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. Свойства простых веществ − металлов и неметаллов, кислот, солей в свете ОВР. Требования:
Учащиеся должны знать определение понятия «растворы». Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей, определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции.Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.
Тема № 7. Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Обобщение и систематизация знаний, решение расчетных задач.
Требования:
Знать теоретический материал, изученный в курсе химии 8 класса.
Уметь применять полученные знания и умения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1 Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Из них
Практические работы
Контрольные
работы
1.
Введение
6
1
2.
Атомы химических элементов
9
1
3.
Простые вещества
7
1
4.
Соединение химических элементов
14
2
1
5.
Изменения, происходящие с веществами
10
1
6.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
16
1
7.
Обобщение и систематизация знаний
4
8.
Резерв
5
Всего:
70
4
4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения химии учащиеся должны:
знать/понимать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЬЕКТОВ И СРЕДСТВ
МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для изучения предмета «Химия» на уровне основного общего образования, необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
1.Специализированная мебель: стол демонстрационный химический, стол препараторский с полками, стол письменный для учителя, учительский стул, столы двухместные ученические лабораторные по количеству учащихся, стулья ученические по количеству учащихся, шкафы секционные для хранения оборудования, шкафы вытяжные. Доска с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, стенды экспозиционные.
2.Технические средства обучения: компьютер мультимедийный, мультимедийный проектор, экран проекционный.
3.Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по неорганической химии.
3.1.Электронные ресурсы (CD): «Химия элементов», «Химия для гуманитариев», «Дидактический и раздаточный материал. Химия. 10–11 кл.», «Тесты. Химия. 8–11 классы» (авт. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2009–2011). Уроки химии Кирилла и Мефодия 8- 9класс
4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента
4.1.Демонстрационные
Набор флаконов для хранения растворов реактивов (250-300 мл)
Штатив металлический лабораторный ШЛБ
Штатив для демонстрационных пробирок (полимерный)
Столик подъёмно-поворотный
4.2.Специализированные приборы и аппараты
Прибор для получения галоидоалканов.
Прибор по химии для опытов с электрическим током.
Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ.
Прибор для получения растворимых веществ в твёрдом виде.
Аппарат для проведения химических реакций.
Прибор для окисления спирта над медным катализатором.
Прибор комбинированный (аспиратор и прибор для опытов с электрическим током).
Прибор для иллюстрации скорости химической реакции в зависимости от условий.
4.3.Комлекты раздаточного материала для лабораторных опытов и практических работ
Микролаборатория для химического эксперимента, весы, штатив лабораторный химический (металлический) ,спиртовки, термометр жидкостный , приборы для получения газов, пробирки химические, держатели для пробирок .
5.Модели
Демонстрационный набор для составления объёмных моделей молекул.
6.Натуральные объекты и коллекции
Алюминий, волокна, каменный уголь и продукты его переработки , металлы и сплавы , минералы и горные породы, нефть и важнейшие продукты переработки, пластмассы, стекло и изделия из стекла, топливо, чугун и сталь, шкала твёрдости.
7.Пособия на печатной основе
7.1.Комплекты таблиц для средней школы по неорганической и органической химии.
7.2.Серия справочных таблиц по химии
7.3. «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,
«Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах».
9.1. Учебник по химии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2012.,Химия - 8 класс по количеству учащихся.
9.2. «Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса». О.С.Габриелян, С.А.Сладков– М.: Дрофа, 2013 год; по количеству учащихся
9.3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическоепособие.-М.:Дрофа,2011. 9. 4. Химия 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику
О.С. Габриеляна «Химия 8» / О.С. Габриелян, П. Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.-М.:Дрофа,2010. 9.5. Габриелян О. С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. М.: Бликплюс, 2011. 9.6. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях.8-9 кл.-М.:Дрофа, 2011. 9.7. Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 2011
9.8.Энциклопедия для детей. Том 17 Химия.\Глав.ред.В.А.Володин.-М.:Аванта+,2011.-640с.:ил.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Учебник по химии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян. М.: Дрофа, 20010-2013, Химия- 8 класс .
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 8кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2011.
3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику
4. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2011. 5. Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 2011
6.Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. \Глав. ред.В.А.Володин.-М.:Аванта+,2011.-640с.:ил.
Приложение 1
к рабочей программе по предмету «Химия»
на 2014 – 2015 учебный год
для учащихся 8А, 8Б классов
Таблица 2 Календарно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Виды, формы контроля
Информационное сопровождение
Дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема 1. Введение. (6 часов)
1
Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Химия – наука о веществах
1
Урок изучения нового материала
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Простые вещества. Сложные вещества. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент
Различать понятия: «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»
Фронтальный опрос
упр. 3, 8, 9,
с. 5–6
Д. Изделия из стекла и алюминия. Модели молекул.
Компьютерная презентация темы в Power Point, проектор, компьютер
01.09
2
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека
1
Комбини-рованный урок
Химическая реакция. Растворение веществ в различных растворителях
Знать понятие «химическая реакция». Уметь отличать химические реакции от физических явлений
Текущий.
Упр. 1, 2, 3
С.22
Д. Горение магния.
Л. Прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с соляной кислотой
03.09
3
Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов
1
Комбини-рованный урок
Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды
Знать знаки первых 20 химических элементов.
Уметь:
– определять положение химического элемента в Периодической системе;
– называть химические элементы
Фронтальный
Таблица 1, с. 35
Таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева»
08.09
4
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы
1
Комбини-рованный урок
Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении
Знать:
– определение химической формулы вещества;
– формулировку закона постоянства состава.
Понимать и записывать химические формулы веществ.
Уметь:
– определять состав веществ по химической формуле;
– принадлежность к простым и сложным веществам
Работа
с ДМ.
Упр. 1, 2, 8 с.43
Таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева»
10.09
5
Массовая доля элемента в соединении
1
Урок изучения нового материала
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении; установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
Уметь вычислять массовую долю химического элемента в соединении
Работа
по карточкам.
Упр. 6, 7
с.43
Карточки-задания
15.09
6
Практическая
работа 1.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности в химической лаборатории.
Инструктаж по ОТ и ТБ
1
Практическая работа
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять m, V, продукта реакции по m, V, исходного вещества, содержащего примеси
Текущий. Упр. 2.с.149
Таблицы
14.01
35
Решение задач на определение массовой и объёмной доли компонентов смеси
1
Комбини-рованный урок
Массовая доля растворенного вещества
Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять m, V, продукта реакции, решать задачи на вычисление массовой и объёмной доли компонентов смеси
Текущий
ДМ, карточки-задания
19.01
36
Контрольная работа № 3.
Соединения химических элементов
1
Урок контроля
знаний
Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять m, V, продукта реакции по m, V, исходного вещества, содержащего примеси
Контрольная работа №3
ДМ, карточки-задания
21.01
Тема №5 Изменения, происходящие с веществами (10 часов)
37
Химические реакции
1
Комбинированный урок
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии
Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций»
Текущий. Упр. 1−3,с.160
Слайд-лекция, ПК, проектор.
Д. Возгонка йода, примеры химических реакций
26.01
38
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
1
Комбинированный урок
Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнение и схема химической реакции
Знать закон сохранения массы веществ
Текущий, работа
с ДМ.
ДМ
28.01
39
Составление уравнений химических реакций
1
Урок обобщающего повторения
Уравнение и схема химической реакции
Уметь составлять уравнения химических реакций
Письменный. Упр. 1−3,с.166
Карточки-задания
02.02
40
Расчеты по химическим уравнениям
1
Урок обобщающего повторения
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества
Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
Текущий.
§ 28, упр. 3.с.166
§ 27, упр. 4. с.172
Карточки-задания
04.02
41
Реакции разложения. Реакции соединения
1
Комбинированный урок
Реакции разложения. Получение кислорода. Реакции соединения
Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции
Текущий. Упр. 1, 4,с.177. Упр. 3, 8.с.182
Д. Разложение перманганата калия
Д. Горение магния
09.02
42
Реакции замещения
1
Комбинированный урок
Реакции замещения. Общие химические свойства металлов: реакции с кислотами, солями. Ряд напряжений металлов
Уметь:
– составлять уравнения химических реакций;
– характеризовать химические свойства металлов (взаимодействие с кислотами,
солями)
Работа
с ДМ. Упр. 1, 2, 3,с.187
Л. Взаимодействие железа с сульфатом меди (II)
11.02
43
Реакции обмена
1
Комбинированный урок
Реакции обмена
Уметь:
– составлять уравнения химических реакций;
– определять тип реакции, возможность протекания реакций ионного обмена
Текущий. упр. 1, 3, 4,с.191
Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора
16.02
44
Типы химических реакций на примере свойств воды
1
Комбинированный урок
Классификация химических реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции». Вода и ее свойства
Уметь:
– составлять уравнения химических реакций;
– определять тип реакции;
– характеризовать химические свойства воды
Текущий. Упр. 1.с.196
Видеофрагменты презентации «Вода», ПК, проектор
25.02
45
Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»
1
Урок обобщающего повторения
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Химические реакции. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Уравнения химических реакций
Уметь:
– определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
– составлять формулы веществ, уравнения химических реакций;
– определять тип химической реакции;
– решать расчетные задачи на установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
Тематический
ДМ, карточки-задания
02.03
46
Контрольная
работа № 4.
Изменения, происходящие с
веществами
1
Урок контроля
знаний
Основные классы неорганических веществ. Химические реакции. Уравнения химических реакций
Контрольная работа 4
ДМ, карточки-задания
04.03
Тема №6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16 часов)
47
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость
1
Урок изучения нового материала
Растворимость веществ в воде
Знать классификацию веществ по раствори- мости
Текущий. Упр. 2,с.216
ПСХЭ, таблица растворимости
11.03
48
Электролиты и неэлектролиты
1
Комбинированный урок
Электролиты и неэлектролиты
Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»
Текущий. Упр. 1, 4, 5,с.222
ПСХЭ, таблица растворимости
16.03
49
Основные положения теории ЭД
1
Комбинированный урок
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы
Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация»
Фронтальный Упр. 2, 3, 4, 5,с.227
Портреты Аррениуса
и Менделе-
ева
18.03
50
Ионные уравнения
1
Комбинированный урок
Реакции ионного обмена
Уметь:
– составлять уравнения реакций;
– определять возможность протекания реакций ионного обмена;
– объяснять сущность реакций ионного обмена
Работа
с ДМ. Упр. 1−3.с.234
, с. 126
ПСХЭ, таблица растворимости
23.03
51
Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства
2
Комбинированный урок
Кислоты. Электролитическая диссоциация кислот. Реакции ионного обмена. Определение характера среды. Индикаторы. Ряд напряжений металлов
Знать формулы кислот.
Уметь:
– называть кислоты;
– характеризовать химические свойства кислот;
– составлять уравнения химических реакций;
– распознавать опытным путем растворы кислот
Текущий. Упр. 1, 2, 3, 4.с242.
Л. Взаимодействие оксида магния с кисло- тами
25.03
52
Основания в свете ТЭД; их классификация, свойства
2
Комбинированный урок
Основания. ЭД щелочей. Определение характера среды. Индикаторы. Реакции ионного обмена
Уметь:
– называть основания;
– характеризовать химические свойства оснований;
– составлять уравнения химических реакций;
– распознавать опытным путем растворы щелочей
Письменный. Упр. 3, 5.с.247
Л. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов
30.03
53
Оксиды, их классификация, свойства
1
Комбинированный урок
Оксиды
Уметь:
– называть оксиды;
– составлять формулы, уравнения реакций
Текущий. упр. 1, 2, 3,с.252
Д. Образцы оксидов
06.04
54
Соли в свете ТЭД, их свойства
1
Комбинированный урок
Соли. ЭД солей в водных растворах. Ряд напряжений металлов
Уметь:
– называть соли;
– характеризовать химические свойства солей;
– определять возможность протекания реакций ионного обмена
Устный. Упр. 2, 4.с.258
Д. Образцы солей
08.04
55-56
Генетическая связь между классами неорганических веществ
1
Урок применения знаний и умений
Основные классы неорганических веществ
Уметь:
– называть соединения изученных классов;
– составлять уравнения химических реакций
Работа
по карточкам.
Таблицы
13.04
15.04
57
Практическая работа № 4.
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. Инструктаж
по ОТ и ТБ
1
Практическая работа
Уметь:
– обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
– распознавать опытным путем растворы кислот, щелочей
Практическая работа №4
Соляная и серная кислоты, гидроксид натрия, лакмус, оксид меди, железный гвоздь, сульфат меди, спиртовка, спички, карбонат кальция, известковая вода
20.04
58
Окислительно-восстановительные реакции
1
Урок изучения нового материала
Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель
Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление».
Уметь:
– определять степень окисления элемента в соединении;
– составлять уравнения химических реакций
Текущий. Упр. 2, 3,с.262
Слайд-презентация ПК, проектор
22.04
59
Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций
1
Урок обобщающего повторения
Работа
с ДМ.
ДМ
27.04
60
61
Свойства простых веществ − металлов
и неметаллов, кислот, солей в свете ОВР
2
Комбинированный урок
Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель
Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление».
Уметь:
– определять степень окисления элемента в соединении;
– составлять уравнения химических реакций
Текущий. Упр. 4−8,с.268
ДМ
29.04
06.05
Тема № 7. Обобщение и систематизация знаний (4 часа)
62
64
Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса, решение расчетных задач
1
Урок применения знаний и умений
Уметь:
– вычислять массу, объем и количество вещества по уравнениям реакций;
– определять степень окисления элемента в соединении;
– составлять уравнения химических реакций
Тематический
ДМ
13.05
18.05
20.05
65
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
1
Урок применения знаний и умений
Уметь применять знания, умения для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Итоговый
Франгметы видеофильмов
25.05
66
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
1
Урок применения знаний и умений
Уметь применять знания, умения для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.