kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса по выбору "Химия вокруг нас" предназначена для учащихся 9-х классов в рамках предпрфильной подготовки. Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химик - технолог, лаборант, косметолог, строитель, фармоцевт, врач, агроном что позволяет формировать у учащихся систему технологических знаний. Все темы дополняют и расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимися видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33

СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН










Программа курса по выбору для учащихся 9- х классов в рамках предпрофильной подготовки разработана учителем химии МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской Карабак Т.Е.



















2015 год


 Пояснительная записка

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.

      Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

    Этот курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса  химии, систематизирует знания учащихся по биологии, химии и физике.

    Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации, каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов, происходящих вокруг нас.

    Содержание курса раскрывает основные  направления  использования химических веществ: в  быту,  сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом  и на личном приусадебном участке в частности. Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах  бытовой химии, о строительных материалов  о различных видах удобрений, о косметических веществах и их значений в жизнедеятельности.

    Этот курс является ориентационным выборочным курсом.  Современной  молодежи непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных качествах, о необходимых знаниях и умениях.

   Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика – технолога, лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у учащихся систему технологических знаний. Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, презентации составленные учителем и учащимися, материалы из интернета, демонстрационный опыт и обязательное практическое занятие, один раз в каждом разделе.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

Занятия по курсу  выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов, рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.

 

Цели и задачи  курса по выбору

Цели курса:

 - Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

 - Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей – целостности Природы, Жизни, Здоровья  человека.

 -  Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

 - Активизировать теоретические и научно – познавательные способности учащихся, углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.

  - Сообщить дополнительное знания  по химии с использованием новых информационных технологий.

 

Задачи курса:

 - Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.

-  Сообщить дополнительное знания:  о пищевых продуктах и их кулинарной обработке, косметических веществах, о  моющих средствах.  

 - Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся  наукой; раскрыть  возможности  для  внедрения здорового образа жизни  ( чистота, красота) в деятельность;

  - Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной литературой и  уметь применять новых информационных технологий  для расширения знаний в своей жизнедеятельности.

 - Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Требования к уровню усвоения курса по выбору:

 

в  результате изучения данного курса учащиеся должны :

знать :

способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,

химические элементы входящие в состав питательных веществ,

виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода   и их действие на организм,  

правила  безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ бытовой химии,

многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,

уметь: 

приготовить раствор для питательных смесей;

оказать первую помощь при бытовых отравлениях;

приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях;

анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания;

Содержание курса:

Раздел I. Химия и питание. (8 ч.)

Тема 1. Химические элементы,  входящие в состав питательных веществ и их роль (1ч).

Химический  элемент.  Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы: ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).

Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека:  белки, жиры, углеводы (3ч).

Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения. Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.

 Тема 3. Классификация и значение витаминов(2ч).

Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.

Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека ( 2ч).

 Чай: история появления напитка, состав и  свойства. Кофе: история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.


Раздел II. Химия и жизнь. (9 ч.)

Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства (1ч).

Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла. Процесс производства мыла  Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели: оптические и химические.

Тема 6.  Косметика. Искусственная и натуральная косметика (2ч).

Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества.  Пудра. Лак ногтей. Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос  (отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна,  басма). Дезодоранты.

 Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи (3ч).

Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.

  Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений. Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные с использованием удобрений и пестицидов.

  Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика - древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная живопись. Виды растительных масел,  применяемых  в живописи, и их химический состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок.

 Тема 8. Строительные  материалы и их химический состав.(3ч).

Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная.  Мел. Песок. История стекла. Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их использование.


Тематическое планирование.

п/п

№ по теме

Тема занятия

Коли чество часов

Форма занятия



Раздел I. Химия и питание.

8




Тема 1. Химические элементы,  входящие в состав питательных веществ и их роль.

1


1.

1.

Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль. 


Лекция с элементами беседы



 Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека:  белки, жиры, углеводы .


3


2.

1.

Основные проводники жизнедеятельности человека: белки.


Лекция с элементами беседы

3.

2.

Основные проводники жизнедеятельности человека: жиры.


Лекция с элементами беседы

4.

3.

Основные проводники жизнедеятельности человека: углеводы.


Лекция с элементами беседы



Тема 3. Классификация и значение витаминов.

2


5.

1.

Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые.


Лекция с элементами беседы

6.

2.

Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.


Презентация  по теме «Витамины»




 Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека.

2


7.

1.

 Чай, кофе, консерванты, минеральная вода: состав, значение.



Лекция

8.

2.

Обобщающий урок по разделу I «Химия и питание».


Зачет



Раздел II. Химия и жизнь.

9




 Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

1


9.

1.

Основные компоненты различных сортов мыла. Стиральные порошки и отбеливатели: состав и их значение.


Лекция



  Тема 6.  Косметика. Искусственная и натуральная косметика.

2


10.

1.

Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества.  


Лекция

11.

2.

 Пудра. Лак ногтей. Губная помада. Носители запаха. Красители для волос.  Дезодоранты.


Презентация  по теме « Косметические вещества»



 Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи.


3


12.

1.

Химия в медицине.


Лекция с элементами беседы

13.

2.

Химия в сельском хозяйстве. 



14.

3.

Химия и живопись.


Лекция с элементами беседы



 Тема 8. Строительные  материалы и их химический состав.

3


15.

1.

Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная.  Мел.


Лекция с элементами беседы

16.

2.

Песок. История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал.


Презентация  по теме «Стекло».


17.

3.

Обобщение по разделу II « Химия и жизнь».


Зачет


Литература.

Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

В.Г. Денисова. Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию

( разбор типичных заданий, тематические и итоговые тесты). 9 классов. - Волгоград: Учитель, 2007.

Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГ'Э. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Дзудзова Д.Д. Окислительно- восстановительные реакции .- М.: Дрофа, 2007.

Аликберова Л.Ф. Полезная химия: задачи и истории,- М.: Дрофа, 2006.

Новошинский И.И. Переходные элементы и их соединения: теория, упражнения, тесты, задачи, решения: пособие для старшиклассников и абитуриентов,- Краснодар: Совет.Кубань, 2006.

Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8- 11 кл.: Учеб пособие для общеобразоват. учреждений - М: ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство « Мир и Образование», 2012.

Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г. 

М: Владос. 2005.

Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю.  М: Владос. 2005.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

 Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе. – 2007 - №1.- С. 7.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"

Автор: Карабак Татьяна Евгеньевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(55) "proghrammakursapovyborudlia9khklassovkhimiiavokrughnas1"
    ["file_id"] => string(6) "281089"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453466937"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства