Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"
Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"
Программа курса по выбору "Химия вокруг нас" предназначена для учащихся 9-х классов в рамках предпрфильной подготовки. Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химик - технолог, лаборант, косметолог, строитель, фармоцевт, врач, агроном что позволяет формировать у учащихся систему технологических знаний. Все темы дополняют и расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимися видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33
СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Программа курса по выбору для учащихся 9- х классов в рамках предпрофильной подготовки разработана учителем химии МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской Карабак Т.Е.
2015 год
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.
Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.
Этот курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса химии, систематизирует знания учащихся по биологии, химии и физике.
Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации, каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов, происходящих вокруг нас.
Содержание курса раскрывает основные направления использования химических веществ: в быту, сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом и на личном приусадебном участке в частности. Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах бытовой химии, о строительных материалов о различных видах удобрений, о косметических веществах и их значений в жизнедеятельности.
Этот курс является ориентационным выборочным курсом. Современной молодежи непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных качествах, о необходимых знаниях и умениях.
Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика – технолога, лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у учащихся систему технологических знаний. Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, презентации составленные учителем и учащимися, материалы из интернета, демонстрационный опыт и обязательное практическое занятие, один раз в каждом разделе.
Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.
Занятия по курсу выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов, рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.
Цели и задачи курса по выбору
Цели курса:
- Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
- Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей – целостности Природы, Жизни, Здоровья человека.
- Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.
- Активизировать теоретические и научно – познавательные способности учащихся, углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.
- Сообщить дополнительное знания по химии с использованием новых информационных технологий.
Задачи курса:
- Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.
- Сообщить дополнительное знания: о пищевых продуктах и их кулинарной обработке, косметических веществах, о моющих средствах.
- Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся наукой; раскрыть возможности для внедрения здорового образа жизни ( чистота, красота) в деятельность;
- Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной литературой и уметь применять новых информационных технологий для расширения знаний в своей жизнедеятельности.
- Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню усвоения курса по выбору:
в результате изучения данного курса учащиеся должны :
знать :
способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,
химические элементы входящие в состав питательных веществ,
виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода и их действие на организм,
правила безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ бытовой химии,
многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,
уметь:
приготовить раствор для питательных смесей;
оказать первую помощь при бытовых отравлениях;
приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях;
анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания;
Содержание курса:
Раздел I. Химия и питание. (8 ч.)
Тема 1. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль (1ч).
Химический элемент. Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы: ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).
Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека: белки, жиры, углеводы (3ч).
Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения. Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.
Тема 3. Классификация и значение витаминов(2ч).
Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.
Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека ( 2ч).
Чай: история появления напитка, состав и свойства. Кофе: история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.
Раздел II. Химия и жизнь. (9 ч.)
Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства (1ч).
Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла. Процесс производства мыла Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели: оптические и химические.
Тема 6. Косметика. Искусственная и натуральная косметика (2ч).
Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества. Пудра. Лак ногтей. Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос (отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна, басма). Дезодоранты.
Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи (3ч).
Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.
Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений. Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные с использованием удобрений и пестицидов.
Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика - древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная живопись. Виды растительных масел, применяемых в живописи, и их химический состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок.
Тема 8. Строительные материалы и их химический состав.(3ч).
Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная. Мел. Песок. История стекла. Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их использование.
Тематическое планирование.
№
п/п
№ по теме
Тема занятия
Коли чество часов
Форма занятия
Раздел I. Химия и питание.
8
Тема 1. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль.
1
1.
1.
Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль.
Лекция с элементами беседы
Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека: белки, жиры, углеводы .
3
2.
1.
Основные проводники жизнедеятельности человека: белки.
Лекция с элементами беседы
3.
2.
Основные проводники жизнедеятельности человека: жиры.
Лекция с элементами беседы
4.
3.
Основные проводники жизнедеятельности человека: углеводы.
Лекция с элементами беседы
Тема 3. Классификация и значение витаминов.
2
5.
1.
Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые.
Лекция с элементами беседы
6.
2.
Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.
Презентация по теме «Витамины»
Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека.
2
7.
1.
Чай, кофе, консерванты, минеральная вода: состав, значение.
Лекция
8.
2.
Обобщающий урок по разделу I «Химия и питание».
Зачет
Раздел II. Химия и жизнь.
9
Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства.
1
9.
1.
Основные компоненты различных сортов мыла. Стиральные порошки и отбеливатели: состав и их значение.
Лекция
Тема 6. Косметика. Искусственная и натуральная косметика.
2
10.
1.
Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества.
Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГ'Э. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Дзудзова Д.Д. Окислительно- восстановительные реакции .- М.: Дрофа, 2007.
Аликберова Л.Ф. Полезная химия: задачи и истории,- М.: Дрофа, 2006.
Новошинский И.И. Переходные элементы и их соединения: теория, упражнения, тесты, задачи, решения: пособие для старшиклассников и абитуриентов,- Краснодар: Совет.Кубань, 2006.
Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8- 11 кл.: Учеб пособие для общеобразоват. учреждений - М: ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство « Мир и Образование», 2012.
Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г.