kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по химии «Умелое решение задач ЕГЭ» для 10-11классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана для обучающихся 10-11 классов, с периодичностью изучения 1 раз в неделю, всего 34 часа в год. Программа направлена на углубление знаний обучающихся по химии, формирование целостной картины мира, помогает ориентировать обучающихся  на выбор професии, актуальна при проведении элективных предметов по химии в рамках профиля, с выбором внеурочной деятельсти в рамках ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по химии «Умелое решение задач ЕГЭ» для 10-11классов »


Элективный курс по химии «Умелое решение задач ЕГЭ»

для обучающихся 10-11 классов.


Пояснительная записка.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов с периодичностью изучения 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Курс направлен на углубление теоретических знаний обучающихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по химии.

Элективный курс ориентирован на расширение знаний по неорганической и органической химии, умение обучающихся, на основе полученных знаний на уроках химии с 8 класса, обобщать и систематизировать изученный материал, объединять вещества генетической связью, решать экспериментальные задачи.

Цель: совершенствование теоретических навыков по химии.

Задачи:

  • Формировать специальные умения и навыки обращения с веществом.

  • Развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач

  • Создать условия для формирования коммуникативных компетенций.

  • Познакомить учащихся с технологией проектирования.

В ходе изучения программного материала обучающиеся должны овладеть следующими результатами:

Личностными:

- правила техники безопасности при работе в лаборатории.

- способы оказания первой помощи при отравлениях и ожогах.

- понятие чистого вещества:

- правила хранения химических реактивов;

- назначение и название химической посуды;

- общие формулы алканов, алкенов, циклопарафинов, спиртов (одно и многоатомных) альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, фенолов, аминов, особенности строения, химические свойства и способы получения этих классов соединений;

- технологию решения экспериментальных задач.

Предметными:

- соблюдать правила ТБ при работе в химическом кабинете;

- составлять генетические цепочки между органическими и неорганическими веществами

- определить степень чистоты вещества по этикетке;

- пользоваться химической посудой;

- мыть химическую посуду;

- составлять шаростержневые модели молекул алканов, алкенов, циклопарафинов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот;

- доказывать наличие определенного вещества в пробирке при помощи качественных реакций;

- проводить химические реакции, характерные для определенных классов органических веществ;

Метапредметными:

- ставить цели; трансформировать учебную информацию;

- выделять проблему;

- осуществлять комплексный подход к решению проблемы;

- использовать различные информационные источники;

- составлять ход решения экспериментальных задач;

- практически осуществлять решение экспериментальных задач:

- планировать и проектировать свою работу согласно цели и задач;

- оформлять решение экспериментальных задач.

- владеть психологией общения (уметь слушать и слышать)

Оценивание результатов обучения.

  1. Оформление стендового доклада и его защита.

  2. Защита проекта (компьютерная презентация).

  3. Зачет по разделу.

  4. Решение экспериментальной задачи.


Содержание программы.

I .Основы неорганической химии.

1.Строение атома. Раздел рассчитан на 2 часа .Первый час непосредственное изучение строения атома ,с решением задач части А1 ,А2 ,второй час осуществляет плавный переход к изучению изменения степеней окисления и решению задач ЕГЭ части А4 ,В2 .

2.Типы химической связи .Кристаллические решетки .Раздел расчитан на 0,5 часа повторения программы 8класса неорганической химии и 0.5 часа решение задач ЕГЭ А3 ,А5 .

3.Характеристика элементов IА-IIIА групп ПСХЭ Д.И. Менделеева .Способы их получения. Раздел расчитан на 2 часа .Первый час включает изучение подгруппы щелочных и щелочно-земельных металлов ,их способы получения, физические и химические свойства ,отличительные особенности. Характерные свойства амфотерных металлов(алюминия, цинка, берилия) .

Второй час-решение задач ЕГЭ части А7 ,А29 ,В5 .

4.Характеристика элементов IV-VIIА групп ПСХЭ .Способы их получения .

Раздел включает 3 часа: первый-изучение химических ,физических свойств элементов ,их водородные соединения ,оксиды и гидроксиды ; второй –изучение способов получения чистых веществ ,оксидов и гидроксидов; третий час-решение задач ЕГЭ части А7 , А10 ,А11,А13,А29,В5.

5.Классификация неорганических соединений (1ч) . Состав и номенклатура оксидов ,оснований ,кислот ,солей .Классификация оснований по кислотности ,растворимости. Кислотно-основные индикаторы :

фенолфталеин ,универсальный индикатор ,метиловый оранжевый. Классификация кислот по основности, растворимости, содержанию атомов кислорода. Соли: средние, кислые ,

основные .Решение задач ЕГЭ части А6 .

II Основные физико –химические процессы в органической и неорганической химии

1.Электролиз (2ч.)

Электролиз растворов и расплавов .Понятие о гальваническом элементе, аккумуляторе ,топливном элементе .Химическая и электрохимическая коррозия .Защита металлов от коррозии.(задачи ЕГЭ части В3)

2.Гидролиз органических и неорганических соединений (2ч).Реакции в растворах электролитов ,сильные и слабые электролиты .диссоциация воды. Водородный показатель .(задачи ЕГЭ части А25 ,В4)

3.Тепловой эффект химической реакции(2ч.) .Зависимость скорости химической реакции от условий ее проведения .Катализ .Представление о принципе действия катализатора .Принцип Ле Шателье .Химическое равновесие .(задачи ЕГЭ А21) .

4.Окислительно-восстановительные реакции (2ч.). Определение степеней окисления в органических и неорганических соединениях .(задачи ЕГЭ В2, С1) .

III. Основы органической химии

1. Углеводороды(3ч.) .Химические свойства углеводородов (1ч.).Гомологический ряд алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов. Гибридизация ,пространственное строение ,физические свойства .Изомерия ,конформация молекул алканов. Основные и специфичные способы получения углеводородов .Механизмы реакций Sr,Sn1, Sn2, Ae(1 ч).Ароматические углеводороды .Гомологи бензола. Электронное строение молекулы бензола. Энергия сопряжения. Получение бензола и его гомологов .Химические свойства:реакции галогенирования,гидрирования,нитрования,сульфирования,алкилирования. Орто-,мета- и пара-изомеры .Решение задач ЕГЭ части А15,А18,А26,В1,В6,С3,С5 .(1ч.)

2.Кислородо-содержащие органические соединения (4ч.).Строение молекул спиртов .Электронное строение гидроксильной группы . Водородная связь .

Изомерия спиртов : углеродного скелета ,положения функциональной группы ,межклассовая .Основные химические скойства спиртов :реакции окисления ,взаимодействие с щелочными металлами ,внутримолекулярная и межмолекулярная дегидротация .Основные способы получения .Фенол .

Сравнение свойств фенола и этанола .Гидроксильная группа как ориентант I рода. Физические и химические свойства фенола .(1ч.)Альдегиды и кетоны ,их сходства и различия ..Особенности карбонильной группы .Получение альдегидов и кетонов .Окисление альдегидов .Реакции галогенирования .Качественные реакции на альдегиды .Полимеризация метаналя. Поликонденсация формальдегида и фенола .(1ч.) Карбоновые кислоты .Влияние карбоксильной группы на углеводородный радикал .Получение кислот из алканов .Реакция этерификации .Ангидриды хлорангедриды.Щавелевая кислота .Молочная кислота :строение ,свойства.Понятие об оптической изомерии .Бензойная и фталевые кислоты .Понятие о простых и сложных эфирах .Гидролиз эфиров.(1 ч) Решение задач ЕГЭ части А14 ,А16 ,А17,А19 ,А18,А27 ,А28 ,А29 ,В1 ,В7 ,С3.(1ч.)

3. Углеводы (2ч.).Классификация .Строение молекулы сахарозы. Гидролиз.Крахмал и целлюлоза строение молекул. Гидролиз .Решение задач ЕГЭ части В8 ,С3.

4. Азотсодержащие органические соединения (2ч.).Анилин .Получение по реакции Н.Н.Зинина .Реакции с кислотами ,бромной водой .Амиды и их амфотерные свойства .Оптическая изомерия .Аминокислоты .Химические свойства аминокислот .Белки .Гидролиз белков .(1ч.) Решение задач ЕГЭ части В8,В10,С3 ,С5.(1ч.)

IV. Практическая часть (решение задач)

1.Решение задач на тему : «Вывод химической формулы вещества.»

Решение задач ЕГЭ части С5.(2ч.)

2.Решение задач на тему «Массовая доля вещества в растворе (смеси)»(2ч.) Решение задач ЕГЭ части С4,В9,В10 ..

3. Расчеты по уравнениям химических реакций ,если одно из исходных веществ находится в избытке .(2ч.) .Решение задач ЕГЭ части А30 ,В10 ,С4 .




Учебно-тематический план


п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Основы неорганической химии

9

5

4

1

Строение атома

2

1

(1ч.) решение задач части А1,А2 , А4 ,В2 .

2

Типы химической связи. Кристаллические решетки

1

0,5

(0,5ч.) решение задач ЕГЭ А3, А5 .


3

Характеристика элементов IА-IIIА групп ПСХЭ Д.И. Менделеева .

2

1

(1ч.)решение задач ЕГЭ части А7 ,А29 ,В5

4

Характеристика элементов IV-VIIА групп ПСХЭ

3

2

(1ч.)решение задач ЕГЭ части А7 , А10,А11,А13,А29,В5.

5

Классификация неорганических соединений

1

0,5

(0,5ч.) Решение задач ЕГЭ части А6

II

Основные физико –химические процессы в органической и неорганической химии

8

4

4

1

Электролиз

2

1

(1ч.) задачи ЕГЭ части В3

2

Гидролиз органических и неорганических соединений

2

1

(1ч.) задачи ЕГЭ части А25, В4

3

Тепловой эффект химической реакции

2

1

(1ч.) задачи ЕГЭ А21

4

Окислительно-восстановительные реакции

2

1

(1 ч.) задачи ЕГЭ В2 ,С1


III

Основы органической химии

11

7

4

1

Углеводороды

3

2

(1ч.) Решение задач ЕГЭ части А15,А18,А26,В1,В6,С3,С5


2

Кислородосодержащие органические соединения

4

3

(1ч.) Решение задач ЕГЭ части А14 ,А16, А17,А19,А18,А27 ,А28 А29 ,В1 ,В7 ,С3.


3

Углеводы

2

1

(1ч.) Решение задач ЕГЭ части В8 ,С3.


4

Азотсодержащие органические соединения

2

1

(1ч.) Решение задач ЕГЭ части В8,В10,С3 ,С5.


IV

Практическая часть(решение задач)

6


6

1

Решение задач на тему : «Вывод химической формулы вещества.»

2


(2ч.) Решение задач ЕГЭ части С5.


2

Решение задач на тему «Массовая доля вещества в растворе (смеси)»

2


(2ч )Решение задач ЕГЭ части С4,В9,В10

3

Расчеты по уравнениям химических реакций ,если одно из исходных веществ находится в избытке.

2


(2ч.)Решение задач ЕГЭ части А30 ,В10 ,С4 .

всего


34

16

18


Средства обучения.

  • К/ф. "Химический эксперимент. Органическая химия ч. 1 и 2".

  • Таблицы "Техника безопасности при работе в химической лаборатории".

  • Таблицы "Первая помощь при отравлениях и ожогах".

  • Набор для изготовления шаростержневых моделей.

  • Наборы лабораторной посуды разной емкости и назначения.

  • Реактивы с производственными этикетками.

  • Набор реактивов и посуды для проведения лабораторных работ, экспериментальных задач.

Список литературы для учителя.

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Т. "Настольная книга учителя 10 кл.". М. "Блик" и "К" 2001г.

  2. Журин А.А. "Лабораторные опыты и практические работы по химии". М. "Аквариум" 1997 г.

  3. Запольских Г.Ю. "Элективный курс химии в быту". Журнал "Химия в школе" №5 2005 г.

  4. Коробейникова Л.А., Лисичкин Г.В. "Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ". М. Просвещение, 1988 г.

  5. Корсак Г. И."Экспериментальные задачи по химии". Минск "Народная освета",1981 г.

  6. Малолеткова Е. А. "Экспериментальные задачи по неорганической химии". М. Просвещение,1964г.

  7. Маршакова Г. А. "Техника безопасности в школьной химической лаборатории.Сборник инструкций и рекомендаций". М. АРКТИ. 2002г.

  8. Ольгин О. М. "Опыты без взрывов" .М. Химия,1986г.

  9. Руицкая О. П. Элективный курс "Мы в мире химии". Ж. "Химия в школе" №5, 2005г.

  10. Стройкова С. И. "Факультативный курс. Химия и пища". Ж. "Химия в школе". №5, 2005г.

  11. Ширшина И. В. "Сборник элективных курсов". Волгоград. 2005 г.

  12. Штремплер Г. И. "Химия на досуге". М. Просвещение. 1996 г.

  13. Энштейн Д. А. "Факультативные занятия по химии". М. Просвещенин.1971 г.

Литература для учащихся.

  1. Сборники ЕГЭ по химии.

  2. Амегберова Л. Ю., Степаненко Б. Д. "Книга по химии для домашнего чтения". М. Химия, 1975 г.

  3. Габриелян О. С. "Химия" 10 кл., М. Дрофа. 2003 г.

  4. Журин А. А. "Лабораторные опыты и практические работы по химии" М. Аквариум. 1997 г.

  5. "Энциклопедический словарь юного химика". М. 1989 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса по химии «Умелое решение задач ЕГЭ» для 10-11классов

Автор: Ануфриева Ольга Викторовна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144802


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства