Просмотр содержимого документа
«Практикум по химии: «Оптимизация содержания домашнего задания на уроках химии, как условие поддержания здоровьесберегающей среды в школе»»
Практикум на тему: «Оптимизация содержания домашнего задания на уроках химии, как условие поддержания здоровьесберегающей среды в школе»
Добрый день уважаемые коллеги, меня зовут Кузнецова Татьяна Вадимовна, преподаю предмет химия. Хочу представить вашему вниманию оптимизацию содержания домашнего задания на уроках химии, как условие поддержания здоровьесберегающей среды в школе. В данном эксперименте работаю в параллелях 9 – х классах.
Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы такие формы диагностики и контроля, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика, то есть необходима система хорошо продуманных и дидактически выверенных заданий для каждого ученика.
Когда ученики приходят на контрольный урок, они обнаруживают, что структура контрольного задания повторяет структуру домашнего. Зная это, ученики стараются выполнять все задания тематической домашней работы, при этом исчезает тревожность, списывание. Поэтому применение такого подхода к организации домашнего и контролирующих заданий, на мой взгляд, обеспечивает:
∙ формирование у учащихся уверенности в своих силах;
∙ максимальное использование познавательных способностей каждой личности;
∙ углубленное изучение тем по химии каждым ребенком индивидуально;
∙ устранение перегрузки в домашних заданиях;
∙ обеспечение более качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся.
Целями оптимизации домашнего задания на уроках химии является закрепление и осмысление изученного на уроке материала; совершенствование знаний и умений путем, упражнений в решении качественных и расчетных задач, упражнений в составлении химических формул и уравнении; обобщение знаний; развитие умений самостоятельной учебной деятельности, самостоятельного применения знаний к решению практических вопросов и задач. Особо следует отметить, что домашняя работа является продолжением работы учащихся на уроке, определенным звеном целостного процесса обучения, устанавливающим связь между прошедшим и предстоящим занятием.
При планировании домашней работы важно учитывать, как содержание заданий, так и виды: изучение и осмысливание текста учебника, выполнение упражнений на составление химических формул и уравнений, решение качественных и расчетных задач. Планирование домашних заданий позволяет добиться лучшей организаций и избежать перегрузки школьников, предвидеть трудности усвоения учебного материала в процессе работы.
Вашему вниманию хочу представить те домашние задания, которые были разработаны мной для параллели 9- х классов в течении года.
I четверть.
Раздел 9.1A Электролитическая диссоциация.
Тема урока: Электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.
Тема урока
Цели урока
Электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.
9.4.1.1-знать определения и приводить примеры электролитов и неэлектролитов;
9.4.1.2-объяснять зависимость электрической проводимости растворов или расплавов веществ от вида химической связи;
9.4.1.3 -знать основные положения теории электролитической диссоциации;
9.4.1.4-объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионным и ковалентным полярным видами связи;
9.4.1.5-различить кислотность и щелочность растворов;
9.4.1.6-составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, средних и кислых солей.
Задание № 1.
а) Установите соответствие между веществами и их проводимостью.
Вещество
Проводимость вещества
HCl
Электролит
Al2O3
H2O (дистиллированная)
KOH (расплав)
CuSO4 (II) (раствор)
Неэлектролит
C2H5OH
HNO3
CO2
C6H12O6
NaNO3
b) Установите соответствие между веществами и ионами в растворе электролита.
Электролиты
Ионы в растворе электролита
А. Хлорид натрия
1) Cl -
Б. Гидроксид калия
2) H +
В. Азотная кислота
3) OH -
4)Na +
5) NO3-
6) K +
! Проверка домашнего задания:
а) ) Установите соответствие между веществами и их проводимостью.
Вещество
Проводимость вещества
HCl
Электролит
CuSO4 (II) (раствор)
HNO3
KOH (расплав)
NaNO3
Al2O3
Неэлектролит
C2H5OH
CO2
C6H12O6
H2O (дистиллированная)
b) Установите соответствие между веществами и ионами в растворе электролита.
Электролиты
Ионы в растворе электролита
А. Хлорид натрия
4)Na +
1) Cl –
Б. Гидроксид калия
6) K +
3) OH -
В. Азотная кислота
2) H +
5) NO3-
Д ля того чтобы освежить память по теме: «Электролиты и не электролиты» используются различные опорные схемы, таблицы. Также эти опорные схемы и таблицы служат хорошей памяткой для подготовки к итоговой аттестации и ВОУД, например:
II четверть.
Раздел 9.2А Окислительно-восстановительные реакции
Тема урока
Цели урока
Степень окисления.
Окисление и восстановление
Окислительно-восстановительные реакции
9.2.2.3-знать и уметь использовать правила нахождения степеней окисления;
9.2.2.4-понимать, что процессы окисления и восстановления взаимосвязаны и протекают одновременно;
9.2.2.5-понимать окислительно-восстановительные реакции как реакции, протекающие с изменением степеней окисления;
9.2.2.6 -понимать окисление, как процесс отдачи электронов, а восстановление – принятие электронов.
Тема урока: Степень окисления. Окисление и восстановление. Окислительно-восстановительные реакции.
Упражение 1.
1 вариант:
Дана реакция:
Br2 + KI + H2O = KIO3 + HBr
1.
Определить степень окисления веществ в соединении
2.
Определить окислитель
3.
Определить восстановитель
4.
Расставить коэффициенты методом электронного баланса
2 вариант:
Дана реакция:
S + Cl2 + H2O = H2SO4 + HCl
1.
Определить степень окисления веществ в соединении
2.
Определить окислитель
3.
Определить восстановитель
4.
Расставить коэффициенты методом электронного баланса
! Проверка домашнего задания
1 Вариант:
Определяем степень окисления:
Br20 + K+I-1 + H+2O-2 = K+I+5O3-2 + H+Br-1
2Br20 + 2e- → Br-1 6 3 (процесс восстановления)
I-1 - 6e- → I+5 2 1 (процесс окисления)
Определяем окислитель:
Br2 является окислителем.
Определяем восстановитель:
КI является восстановителем
Расставляем коэффициенты методом электронного баланса:
2Br2 + KI + 3H2O = KIO3 + 6HBr
2 Вариант:
Определяем степень окисления:
S0 + Cl20 + H2+O-2 = H2+S+6O4-2 + H+Cl-
S0 - 6e- → S+6 2 1 (процесс окисления)
Cl20 + 2e- → 2Cl-1 6 3 (процесс восстановления)
Определяем окислитель:
S является восстановителем
Определяем восстановитель:
Cl2 является окислителем.
Расставляем коэффициенты методом электронного баланса:
S + 3Cl2 + 4H2O = H2SO4 + 6HCl
III четверть.
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
Тема урока
Цели урока
Азотная кислота.
Специфические свойства азотной кислоты и нитратов
9.1.4.7-знать молекулярную формулу азотной кислоты и объяснять образование химической связи между атомами;
9.2.1.18-составлять уравнения реакций получения азотной кислоты из азота;
9.2.1.19-исследовать свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами;
9.2.1.20-описывать специфичность взаимодействия разбавленной и концентрированной азотной кислоты с металлами и уметь составлять уравнения реакций;
9.2.1.21-объяснять особенности термического разложения нитратов, составлять уравнения.
Тема урока: Азотная кислота. Специфические свойства азотной кислоты и нитратов
Упражнение 1. Запишите следующие реакции:
1 вариант: Взаимодействие Li и Cu с разбавленной азотной кислотой;
2 вариант: Взаимодействие Na и Zn с концентрированной азотной кислотой;
3 вариант: Разложение нитрата ртути и нитрата алюминия;
Для лучшего закрепления данного материала использовались следующие схемы:
Схема 1. Взаимодействие Ме с разбавленной HNO3
Me + HNO3
(разб.)
Щелоч. и щелочнозем. Ме
NH3↑ + соль + H2O
Средней активности Ме
NO↑ + соль + H2O
После Н2
NO↑ + соль + H2O
Схема 2. Взаимодействие Ме с концентрированной HNO3
Me + HNO3
(конц)
Щелоч. и щелочнозем. Ме
N2О↑ + соль + H2O
Средней активности Ме
NO2↑ + соль + H2O
(Бурый газ)
После Н2
NO2↑ + соль + H2O
(Бурый газ)
! На холоде пассивирует Al, Fe, Cr
!Разлагается на воздухе – дымит:
2HNO3 → NO2↑ + H2O + 0,5 O2
Схема 3. Термическое разложение нитратов
Me (NO3)n
До Mg
Me NО2 + O2↑
От Mg до Cu
Me2On + NO2↑ + O2↑
После Cu
Me + NO2↑ + O2↑
Особое значение имеют проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание обязательно проверяется. Проверить выполнение домашнего задания это не только установить качество работы учащегося дома, но и определить состояние его знаний, подготовленность к усвоению нового материала. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока, а формы ее, как показывает опыт учителей, могут быть самыми разнообразными:
Выборочный просмотр письменных домашних заданий во время урока (в начале урока, в конце урока);
Проверка выполнения домашних заданий в виде устного опроса, составления схем, записи и заполнения таблиц, т. п.)
Таким образом, эксперимент по разработке домашних заданий продолжает быть актуальным на сегодняшнее время, который дает учащимся не только углубленное изучение тем по химии, но и минимальную затрату времени. Планирование домашних заданий позволяет добиться лучшей организаций и избежать перегрузки школьников, сохраняя их здоровье, а также предвидеть трудности усвоения учебного материала в процессе работы.