8Б класс
Тема урока:Периодический закон Д.И.Менделеева.
Цели урока:
1. добиться осознания и осмысления учащимися учебного материала по истории открытия периодического закона Д. И. Менделеевым, показать глубину увлеченности человека науки его способности анализировать информацию, самоотверженность.
2. развитие умений выделять главное в тексте и рассказе учителя, анализировать поэтические строки с тем чтобы находить в них научный смысл, переносить в другую знаковую систему учебную информацию.
3. воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну, уважения к интеллектуальному труду и стремления к научной деятельности, формирование интереса к изучаемому предмету.
Эпиграф к уроку:
Жить – это значит узнавать,
Жить – это, значит, мечтать широко и привольно.
Жить – это, значит, творить, трудясь без устали,
С неисчерпаемым вдохновением!
Д.И. Менделеев.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня мы начинаем наше путешествие по стране “Химический элементарий”. Много у неё тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтят законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. добиться осознания и осмысления учащимися учебного материала по истории открытия периодического закона Д. И. Менделеевым, показать глубину увлеченности человека науки его способности анализировать информацию, самоотверженность.
2. развитие умений выделять главное в тексте и рассказе учителя, анализировать поэтические строки с тем чтобы находить в них научный смысл, переносить в другую знаковую систему учебную информацию.
3. воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну, уважения к интеллектуальному труду и стремления к научной деятельности, формирование интереса к изучаемому предмету.
Эпиграф к уроку:
Жить – это значит узнавать,
Жить – это, значит, мечтать широко и привольно.
Жить – это, значит, творить, трудясь без устали,
С неисчерпаемым вдохновением!
Д.И. Менделеев.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня мы начинаем наше путешествие по стране “Химический элементарий”. Много у неё тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтят законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя.
1. Как вы думаете, о какой стране пойдет речь на наших последующих уроках? Периодическая система химических элементов.
2. Когда впервые мы столкнулись с ПСХЭ? Когда начали изучать знаки химических элементов.
3. При изучении, каких тем и выполнении, каких заданий мы пользуемся ПСХЭ? Темы: “Степень окисления”, “Относительная атомная масса” и “Относительная молекулярная масса”; задания: расчёт относительной молекулярной массы или молярной массы, составление химических формул.
3. Этап изучения нового материала и способов деятельности.
Глядя на ровные ряды ПСХЭ, мы часто задумывались над тем, почему именно так расположены химические элементы, какая закономерность лежит в её основе. А закономерность эта была установлена более 130 лет назад нашим соотечественником (Кем? Менделеевым) и получила название “Периодический закон”. Итак, тема сегодняшнего урока…
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Основные этапы классификации элементов.
Давайте с вами совершим путешествие на 2 века назад. И так, мы с вами в 19 веке. К 70-м годам 19 века было известно более 60 элементов. Поэтому возникла потребность в их классификации.
• Первая классификация - на металлы и неметаллы.
- Как бы вы дали определение металлам? Неметаллам?
(Коррекция с помощью учебника).
Такая классификация не удалась, т.к. были обнаружены элементы, оксиды и гидроксиды которых растворялись как в кислотах, так и в щелочах. Поэтому их нельзя было отнести ни к одной из групп.
Опыт 1. Растворение гидроксида цинка в соляной кислоте и в гидроксиде натрия. Учащиеся записывают самостоятельно на доске реакцию с HCl и с помощью учителя с NaOH.
Zn (OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + H2O
Zn (OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2O
Такие элементы назвали амфотерными, т.е. элементами с двойственными свойствами.
• Вторая классификация – деление на группы сходных по свойствам элементов. (Просмотр слайдов 5, 6.)
- Посмотрите в ПСХЭ и подумайте, почему такая классификация была невозможна. (Потому, что были элементы, не укладывающиеся в эту классификацию. Например, железо).
3.3. Открытие периодического закона.
И так, что же было дальше…
Учащиеся читают стихотворение “Маленькая история Большого Дома”
Случилось в Петербурге это,
Профессор университета
Писал учебник для студентов…
Задумался невольно он:
“Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?
Найдётся ль правило простое,
Что целый мир объединит?”
Таблицу Менделеев строит –
Природы ищет Алфавит…
Искали многие решенья,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
“А можно ли закон найти?”
Мир состоит из элементов,
(в то время знали шестьдесят),
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
По порядку, по закону
Элементы стали в ряд.
И выходит, что в колонну
Все похожие стоят!
Кремний стал под Углеродом,
Сера схожа с Кислородом.
Алюминий встал под Бор –
Замечательный подбор!
Металлы под металлами,
Едкие под едкими,
Ковкие под ковкими
Идут своими клетками.
По порядку всё стоит –
Вот природы Алфавит!
Просмотрите слайд № 3 и укажите, какую закономерность увидел Д.И.Меделеев. (Элементы расположены по возрастанию атомных масс.)
Формулировка периодического закона (17 февраля 1869 года).
Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных масс элементов.
- Найдите в таблице пары элементов, в которых эта зависимость не соблюдается. ( K и Ar, Co и Ni, Te и I)
- Подумайте, почему они так расположены? (Опора на знания о строение атома)
Рассказ учителя о предсказаниях Менделеева.
В 1871 году Менделеевым были описаны свойства 3-х элементов: экакремния, экабора, экаалюминия. Эти элементы в последствии были открыты и названы галлий (1875 г.), скандий (1870 г.) и германий (1886 г.)
У химиков переполох!
Ведь Галлий был одним из трёх,
Предсказанных заранее!
И следом, как из-под земли,
Вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет Германий извлекли
(естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят Закон
Открытья будущих времён.
4. Этап первичного закрепления понимания изученного.
5. Этап закрепления изученного.
5.1. Краткий устный опрос.
1. Почему возникла потребность в классификации химических элементов?
2. Какие классификации были предложены?
3. Почему они не могли быть использованы?
4. Кем и когда был открыт периодический закон?
5. Сформулируйте его.
6. Как Менделеев доказал, что его закон единственно верный?
6. Этап применения изученного.
7. Этап обобщения изученного.
Учитель подводит итог. Обращает внимание на эпиграф урока.
- Мне хотелось бы, чтобы вы воспользовались этим эпиграфом как девизом вашей жизненной позиции.
8. Этап информации о домашнем задании.
Параграф
Творческое задание: Подумайте, почему открытие Периодического закона считается открытием гениальным? В чём состоял научный подвиг Д.И.Менделеева?