Просмотр содержимого документа
«Конспект урока«Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ»»
8 класс дата_______
Урок № 1 «Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ»
Цель урока: Сформировать представления о химии как науке, о месте химии среди других наук, о роли химии в жизни и хозяйственной деятельности человека.Знакомство с предметом химии, основными химическими понятиями: вещества, вещества простые и сложные; химические реакции; формирование познавательного интереса к новому предмету; создание позитивного эмоционального настроя.
Оборудование: Образцы веществ разных агрегатных состояний
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап:
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация:
Химия – чудо наука! В любую область простирает руки! В одежде химия, в продуктах и в воде, В жилище, в воздухе, везде! Цвет жидкости быстро изменит, Огонь разведет без спички, Натуральный продукт заменит Человеку нужно знать ее привычки!
Сельское хозяйство, медицина, космос… Всюду на химию спрос. Будем учить ее отныне и до века, Ведь химия - это и организм человека. Служанкой назови ее или царицей, Дело не в имени, Вся наша жизнь –
Познание химии.
Химия – не только область естествознания. Она также область производства человеческой деятельности по получению материалов. Нужных при постройке зданий, для изготовления машин, одежды и обуви, красителей, лекарств.
О, физика – наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире!
Химия – наука экспериментальная.
Как можно распознать воду среди других веществ?
Начинаем с вопроса “ Что вам известно о химии?” В процессе беседы, подводим разговор в русло значения химии. Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы, Облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей. Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной… Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал: ” Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки…” Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту. Мы не можем жить без электричества, но оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди. Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.
Далее подводим учащихся к мысли, что современный человек не может обойтись без того, что даёт ему химия, и чтобы не уподобиться ребенку, который играет с огнём и не понимает, с чем он играет, современный человек должен иметь хотя бы общее представление о предмете химии. Наша задача сегодня выяснить, как возникла эта древняя наука и что же является предметом изучения этой науки?
3. Формирование новых понятий и способов действия:
Что же изучает наука химия? Химия изучает: (запись на доске и в тетради):
Вещества.
Свойства веществ.
Превращения веществ.
Демонстрация коллекции изделий из стекла и отдельно алюминия. - вопрос: что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы, стакан). Ответ: они - из стекла; - вопрос: а почему ту же пробирку нельзя сделать из алюминия? Чем отличаются стекло и алюминий? Ответ – свойствами;
Демонстрация: действием магнита на железные опилки и на серу, помещаем железные опилки и серу в стакан с водой. Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.
Вопрос к классу : что такое физическое тело? Приведите примеры? Выводы:(запись в тетради)
Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Вопрос: зачем надо знать свойства тех или иных веществ? Ответ – чтобы применять их с пользой для себя
Итог этой беседы подводится к схеме:
Вспомним, что мы знаем из физики: вещества состоят из молекул, а молекулы - из мельчайших атомов, которые, в свою очередь, различаются как марки машин : волга, москвич, жигули и т.д. Всего таких видов атомов около 118. Таким образом, запись в тетрадь:
Определенный вид атомов называется химическим элементом.
Объясняем, что каждый химический элемент имеет три формы существования. (переносим схему с доски в тетради)
4. Применение. Формирование умений и навыков:
Экспресс-закрепление:
1. Предлагается учащимся прослушать утверждение и поднять правую руку, если речь идёт о простом веществе, и левую – если об элементе: -азот не поддерживает горения; - железо обладает способностью намагничиваться; - содержание кислорода в оксиде серы(IV) меньше, чем в оксиде серы(VI); - молекула аммиака состоит из азота и водорода; - сера желтого цвета; - железо входит в состав многих поливитаминов.
Контроль усвоения: Тест-самоконтроль с самопроверкой – ответы заранее заготовлены. Об усвоении судим по числу правильных ответов.
1. Любой предмет, нас окружающий – это: а) физическое тело; б) вещество
3. Вещество – это: а) то, из чего состоит физическое тело; б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле? а) он разбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это: а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; б) цвет вещества.
6. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам и к веществам.
5. Этап информации о домашнем задании: При сообщении ребятам домашнего задания надо дать разъяснение о порядке его выполнения. Какие упражнения можно выполнить устно, а какие письменно §1., упр. 5-16 (устно)
6. Подведение итогов урока:
7. Этап рефлексии:
В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню. Сегодня я узнал____________________________________________ Я удивился_________________________________________________ Я хотел бы______________________________________________