Пояснительная записка к программе элективного курса « Старт в химию».
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов и рекомендована для учащихся 8 класса.
Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по технике работы в лаборатории. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
В данном курсе используются элементы интеграции, необходимые в современной системе образования, что позволит учащимся использовать на уроках знания по другим предметам. Согласно требованиям, предъявляемым современным обществом к выпускнику школы, учащиеся должны не только владеть набором базовых знаний, но и уметь применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить. Поэтому весьма актуально уделять больше внимания организации практической, предметной деятельности учеников.
Занятия проводятся с использованием современных педагогических технологии: личностно - ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения, игровых, компьютерных (мультимедийных) технологий.
№ | Тема | Основное содержание занятия | Кол –во часов | Сроки | Примечания |
1 | Химия как часть Естествознания Предмет химия | Взаимоотношения человек с химией. Понятие химия. Рассмотрение свойств веществ с различными агрегатными состояниями. Наличие ядовитых веществ, техника безопасности при работе с ними. | | | Подготовка информации о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую среду. Техника безопасности. |
2 | Наблюдение и эксперимент, как методы изучения естествознания и химии. Практическая работа №1.: Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности. Практическая работа №2: Наблюдение за горящей свечой. | Наблюдение. Условия, необходимые для плодотворной работы. Эксперимент. Изучение строения пламени. Знакомство с лабораторной посудой и оборудованием. | | | Оформление практической работы. Запись правил т/б, роспись в журнале. |
I. | Рассказы по химии (учёные – химики) | | | | |
3. | Михаил Васильевич Ломоносов | Биография учёного. Научные труды. Ломоносов – создатель цветного стекла. Стекольная фабрика. Ломоносов – педагог. Московский университет построен по проекту Ломоносова, который до сих пор носит его имя. Ломоносов – поэт. Ломоносов – метеоролог. Ломоносов – астроном. Ломоносов – физик, химик | | | Подготовка презентации учащимися. |
4 | Дмитрий Иванович Менделеев | Менделеев – чемоданных дел мастер. Создание книги «Органическая химия» Открытие ПЗ,ПС Добыча, утилизация нефти. Метрология (учение о точности измерений) Любитель литературы, искусства. | | | Подготовка презентации |
5 | Александр Михайлович Бутлеров | Биография. Научные труды Бутлеров – биолог. Бутлеров – основоположник чайного производства в Грузии. Бутлеров – инициатор возрождения в России. Бутлеров – великий химик: теория химического строения органических веществ.
| | | Подготовка презентации |
II | Математика в химии | | | | |
6. | Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе | Что такое относительная и молекулярная массы, как они рассчитываются? Определение массовой доли элемента в сложном веществе | | | Упражнения на нахождение Ar, Mr Решение задач по теме |
III 7 | Химия и география | Внутренне строение Земли. Неорганические осадочные породы. Органические осадочные породы. | | | Экспериментальное рассмотрение кусочка гранита под лупой. Коллекции горючих осадочных пород. |
IV 8 | Химия и биология | Химический состав животной и растительной клетки. Процесс фотосинтеза. | | | Демонстрационный эксперимент фотосинтеза Эксперимент, доказывающий состав растений укропа, петрушки, корочки лимона муки, семечки подсолнечника |
V | Химия и физика | | | | |
9 | Строение молекулы. Кристаллическая решётка. Диффузия. Агрегатное состояние веществ | Атомы, ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Жидкие, твёрдые и газообразные вещества. Физические явления. Аморфные явления. | | | Задание – эксперимент на определение скорости распространения газообразного вещества. Рассмотрение кристалликов перманганата калия. Образцы кристаллических решёток алмаза, графита, кварца. Демонстрационный эксперимент на определение массы газа и воздуха. |
VI | Математика в химии | | | | |
10 | Объёмная доля газов в смеси. | Определение объёмной доли газов в смеси. Состав атмосферного воздуха. | | | Решение задач. |
11 | Массовая доля вещества в растворе. | | | | Решение задач |
12 | Практическая работа №3.Приготовление раствора с заданной долей растворённого вещества. | | | | Правила техники безопасности |
13 | Массовая доля примесей. | Определение массовой доли примесей. | | | Решение задач |
VII. | Явления, происходящие с веществами | | | | |
14. | Разделение смесей. Способы разделения смесей по размерам частиц, плотности, магнитным свойствам. Дистилляция или перегонка. Получение дистиллированной воды. | Способы разделения смесей: выпаривание, отстаивание. Фильтрование, действие магнитом, адсорбция | | | Демонстрационный эксперимент на различные способы разделения смесей. Демонстрационный эксперимент – получение дистилляционной воды, получение кристаллизации раствора. |
15 | Практическая работа №4 Очистка поваренной соли | Очистка поваренной соли от различных примесей. | | | Техника безопасности. |
16. | Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. | Химические реакции. Катализатор. | | | Демонстрационный эксперимент получения сульфида железе, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. |
17 | Признаки химических реакций. | Признаки химических реакций. Индикаторы. | | | Демонстрационный эксперимент определения среды раствора с помещением индикатора. |