kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на РМО учителей химии по теме: "Изучение нормативно-правовой документации и методических рекомендаций при подготове к ОГЭ по химии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении рассказывается о нормативных документах, которые должен изучить каждый учитель при подготовке к ОГЭ, а также на что нужно обратить внимание при изучении методических рекомендаций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО учителей химии по теме: "Изучение нормативно-правовой документации и методических рекомендаций при подготове к ОГЭ по химии"»

Выступление «Изучение номативно- правовой документации и методических рекомендаций по подготовке к ОГЭ по химии.


1.Изучение Нормативно-правовой документации по подготовке к ОГЭ по химии

Подготовку к ОГЭ по химии начинаю с изучения нормативно-правовой документации, размещенной на сайте ФИПИ:

1.Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 10.01.2019 № 7/16 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2019 году" (Зарегистрирован 13.03.2019 № 54035)

ПРОЕКТ Расписание ЭКЗАМЕНОВ  ОГЭ В 2019 – 2020 УЧEБНОМ ГОДУ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ РОСОБРНАДЗОРОМ

 

Основной период


Предмет

Дата


Литература

05 июня 2020 г. (пт)

Физика

26 мая 2020 г. (вт), 05 июня 2020 г. (вт)

Русский язык

02 июня  2020 г. (вт)

Математика

09 июня 2020 г. (вт)

Обществознание

29 мая 2020 г. (пт), 30 мая 2020 г.(сб)

Иностранные языки

22 мая июня 2020 г. (пт), 23 мая 2020 г.(сб)

Биология

26 мая 2020 г. (вт)

Информатика

29 мая 2020 г. (пт), 05 июня 2020 г. (пт)

География

29 мая 2020 г. (пт), 05 июня 2020 г. (пт)

История

26 мая 2020 г. (вт)

Химия

26 мая 2020г. (вт), 29 мая 2020 г. (пт)

2. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

5.2.3. ОГЭ по химии

На выбор ОИВ(Органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования) предлагается две модели экзаменационной работы. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов: 

  • экзаменационная модель 1 содержит задание, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;

  • экзаменационная модель 2 содержит задания, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента). 

Проведение лабораторной работы в соответствии с экзаменационной моделью  2 осуществляется в специальном помещении – химической лаборатории, оборудование которой должно отвечать требованиям СанПиН. 

Проверка выполнения одной лабораторной работы осуществляется предметной комиссией, состоящей из двух экспертов. По результатам проверки каждый эксперт независимо друг от друга выставляет балл за технику выполнения эксперимента (критерий К2) в соответствующие поля бланка ответов на задания с кратким ответом.

При проведении экзамена по модели 1 в аудиторию не допускаются специалисты по химии.

При проведении ОГЭ по химии по модели 2 подготовку и выдачу лабораторных комплектов осуществляют специалисты по химии (лаборант кабинета химии).

Для оценки проведения химического эксперимента, предусмотренного моделью 2, в аудиторию обязательно приглашаются эксперты.

Рекомендуется:

  • присутствие  экспертов при проведении эксперимента каждым обучающимся;

  • оценивание эксперимента экспертами непосредственно сразу после его проведения.

В аудитории во время экзамена у каждого обучающегося должны быть следующие материалы и оборудование:

  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

  • таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

  • электрохимический ряд напряжений металлов;

  • непрограммируемый калькулятор;

3. Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе»

4. Методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году (направлены письмом Рособрнадзора № 10-987 от 29.12.2019) 

2.Методические рекомендации для учителей химии образовательных организаций об особенностях подготовки учащихся к ГИА 2020 года по химии

В целях повышения уровня подготовки учащихся к ГИА по химии целесообразно ознакомиться с результатами экзамена прошлого года и использовать материалы анализа при планировании работы по подготовке к экзамену 2020 года.

В работе по подготовке учащихся к экзамену следует опираться на документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по химии 2020 года: кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций; спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения ОГЭ; демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ОГЭ.

При подготовке учащихся к экзамену рекомендуется соотнести темы уроков в календарно-тематическом планировании и задания экзаменационной работы, для выполнения которых необходимо владеть знаниями и умениями, осваиваемыми на данном уроке.

В рамках подготовки учащихся к экзамену необходимо включать аналогичные экзаменационным задания в содержание учебных занятий и использовать на различных этапах урока: при актуализации знаний, объяснении материала и его первичном закреплении, предлагать их в качестве домашнего задания. Рекомендуется использовать задания на уроках обобщения и систематизации знаний и в проверочных работах. Учитывая изменения в экзаменационной работе, целесообразно предлагать задания, обеспечивающие проверку сформированности познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Шире предлагать задания, условия которых сформулированы в новом формате, или если в условие задания включены вещества или реакции, которые не встречались на уроках.

При подготовке учащихся к экзамену целесообразно на учебных занятиях акцентировать внимание учащихся на типичных ошибках и ошибочных подходах к выполнению заданий, формировать у выпускников умения анализировать условия заданий и на основе этого определять верные пути их решения, а также грамотно и корректно записывать решения заданий.

При решении расчётных задач необходимо формировать у учащихся умение разрабатывать многоэтапный алгоритм решения, применять сформированные теоретические знания и расчётные умения с учётом конкретного условия задания. Рекомендуется сделать правилом фиксацию всех этапов решения заданий, что позволяет снизить вероятность случайных ошибок за счёт возможности самоконтроля правильности решения экзаменационного варианта на этапе проверки ответов.

Целесообразно шире использовать задания, требующие от учащихся комплексного применения знаний, умения применять знания в обновлённой ситуации или когда для решения необходимо самостоятельно составить алгоритм решения, отличающийся от ранее отработанных.

Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ

Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму

государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения

соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании

в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения

государственной итоговой аттестации по образовательным программам

основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения

России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ОГЭ

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной

основной образовательной программы основного общего образования

(одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по

общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего

образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089

«Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ОГЭ

Разработка КИМ осуществлялась с учётом следующих общих положений.

КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая

рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания

действующих программ по химии для основной школы. Требования к

результатам обучения определяются в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом основного общего образования.

КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки

подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных

элементов содержания курса химии в VIII–IX классах осуществляется на

трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по

признаку его значимости для общеобразовательной подготовки

выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем

элементам содержания, которые получают своё развитие в курсе химии

X–XI классов.

Содержание заданий разработано по основным темам курса химии,

объединённых в шесть содержательных блоков: «Основные понятия химии

(уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение

вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ»,

«Экспериментальная химия».

Предлагаемая в 2020 г. модель КИМ является переходной, т.е.

включающей задания как экзаменационной модели 2019 г., так и задания

перспективной модели 2021 г. Такой подход позволяет постепенно

переориентировать подготовку экзаменуемых на новые модели заданий.

Главной особенностью экзаменационного варианта 2020 г. является

наличие в нём двух заданий, предполагающих составление уравнений двух

реакций и проведение в соответствии с ними реального химического

эксперимента.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Преемственность модели ОГЭ 2020 г. с КИМ ЕГЭ проявляется как в

содержательной, так и в деятельностной составляющей экзаменационной

модели. Это стало возможным прежде всего благодаря использованию форм и формулировок заданий, аналогичных моделям заданий ЕГЭ. Так, для проверки сформированности усвоения понятий, изучаемых в систематическом курсе химии основной школы, предлагаются задания на сравнение или классификацию предлагаемых объектов, а также на их применение в процессе анализа химической информации.

В вариант ОГЭ также включены задания, предусматривающие проверку

умения прогнозировать возможность протекания химических реакций и состав образующихся продуктов реакций, описывать признаки их протекания или определять реактивы, необходимые для проведения качественных реакций.

Так же, как и варианте ЕГЭ, большое внимание уделено проверке

сформированности системных знаний о химических свойствах неорганических веществ.

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих

самостоятельное формулирование и запись ответа в виде цифры или

последовательности цифр.

Часть 2 содержит 5 заданий. 3 задания этой части подразумевают запись

развёрнутого ответа. 2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.

6. Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым

умениям и способам деятельности

При определении количества заданий КИМ ОГЭ, ориентированных на

проверку усвоения учебного материала отдельных содержательных блоков /

линий, учитывался прежде всего занимаемый ими объём в содержании курса

химии. Например, был принят во внимание тот факт, что в системе подготовки учащихся основной школы наибольший объём знаний, определяющих уровень их подготовки, относится к таким содержательным блокам, как «Многообразие химических реакций» и «Многообразие веществ». По этой причине суммарная доля заданий (от общего количества всех заданий), проверяющих усвоение их содержания, составила 30% по каждому из разделов. Значительная доля заданий, включённых в вариант, относится также к разделу«Экспериментальная химия».


Продолжительность ОГЭ по химии

На выполнение работы по химии отводится 140 минут.

Время, отводимое на решение заданий части 1, не ограничивается.

Рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 – 50 минут, а на

выполнение заданий части 2 – 90 минут (1 час 30 минут), которые включают 25минут, отводимые на выполнение заданий 23 и 24.

9. Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, пользование

которыми разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. На экзамене по химии разрешается использовать следующие материалы и оборудование:

– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

– электрохимический ряд напряжений металлов;

– непрограммируемый калькулятор;

– лабораторное оборудование для проведения химических опытов,

предусмотренных заданиями.

Проведение лабораторных опытов при выполнении задания 24

осуществляется в специальном помещении – химической лаборатории,

оборудование которой должно отвечать требованиям СанПиН.

10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение каждого из заданий 1–5, 7–9, 12, 14–17, 19 оценивается

1 баллом.

За полный правильный ответ на каждое из заданий 6, 10, 11, 13, 18 ставится

2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если

допущено две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение

заданий части 1, равно 24.

Проверка выполнения заданий 20–24 части 2 осуществляется предметной

комиссией. При оценивании каждого из заданий эксперт на основе сравнения

ответа выпускника с образцом ответа, приведённым в критериях оценивания,

выявляет в ответе экзаменуемого элементы, каждый из которых оценивается

1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20

и 22 – по 3 балла; за задания 21 и 23 – по 4 балла; за задание 24 – 2 балла.

Задания
с развёрнутым ответом могут быть выполнены экзаменуемым

разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы

решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.

Это относится прежде всего к способам решения расчётных задач.


Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение

заданий части 2, равно 16.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за

выполнение всех заданий КИМ работы, равно 40.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой

аттестации по образовательным программам основного общего образования

(приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513

зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52953)

«64. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По

результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа

экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.

Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных

экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося.

Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».

Существенным считается расхождение между баллами, выставленными

двумя экспертами за выполнение любого из заданий 20–24, в 2 или более балла.

В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы,

подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

11. Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом

В экзаменационную работу 2020 г. по сравнению с работой 2019 г.

внесены следующие изменения.

1. В целях повышения деятельностной составляющей заданий и

снижения вероятности случайного выбора правильного ответа увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15) и заданий на

установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16).

2. Добавлено 9 з\u1079 задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией, отражающей различия в содержательной нагрузке понятий. В задании требуется выбрать два утверждения, в которых химический термин используется в определённом смысловом значении.

3. Из части 1 экзаменационного варианта исключено задание,

проверяющее сформированность знаний по разделу «Первоначальные сведения об органических веществах».

4. В часть 2 включено задание 21, предусматривающие проверку

понимания существования взаимосвязи между различными классами

неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения

реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности

сокращённое ионное уравнение.

5. В экзаменационный вариант добавлена обязательная для выполнения

практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24. В задании 23из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.

Данный аспект подчёркивает значимость формирования не только предметных, но и метапредметных планируемых результатов, важной составляющей которых являются универсальные учебные действия (УУД), которым уделено значительное внимание во ФГОС второго поколения.

Повышение внимания при подготовке к экзамену названным выше аспектам позволит снизить потери баллов при выполнении заданий экзаменационной работы. Вместе с тем наиболее надёжным вариантом подготовки к экзамену является систематическое изучение курса химии, сопровождающееся отработкой решения в рамках текущего и рубежного контроля различных форм заданий, направленных на проверку химических свойств веществ, в том числе выходящих за рамки моделей, используемых в экзаменационных вариантах ЕГЭ, а также включающих описание химических экспериментов.

























































Сведения об авторе:

ФИО: Иноземцева И.А.

Должность, место работы: учитель химии МКОУ «Симбирская СОШ»

Квалификационная категория: высшая

Контактный телефон: 8-384-593-61-10

8-960-932-56-12

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………...3

Часть 1. Краткий теоретический справочник

    1. Классификация неорганических веществ…………................................4

1.2 Классификация оксидов …………………………………………………..5

1.3 Классификация гидроксидов……………………….................................6

1.4 Классификация кислот…………………………………………………..…7

1.5 Классификация солей……………………………………………………..8

Часть 2. Тренировочные задания

2.1 Классификация простых (сложных) веществ………………………...9-12


2.2 Химические свойства простых веществ……………………………..13-15


2.3 Химические свойства оксидов……………………………………….16-18


2.4 Химические свойства гидроксидов и кислот……………………….19-21


2.5 Химические свойства солей…………………………………………22-24


2.6 Качественные реакции на ионы и признаки реакций……………...25-27


2.7 Практико-ориентированное задание (№22) с решением…………. 28-31


Список литературы………………………………………………………...32


Приложения……………………………………………………………...33-37





Пояснительная записка

Основной государственный экзамен (ОГЭ) — это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов в 9-м классе школы. Подготовка к ОГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит результат наших учеников.   Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.  Задания «мысленного эксперимента» традиционно вызывают затруднения, т.к. требуют учета особенностей проведения эксперимента, агрегатного состояния веществ, правильной интерпретации визуальных эффектов реакций.Основная задача тестирования- не только итоговый контроль, но и своевременная диагностика усвоения знаний. Для решения этой задачи в данном методическом пособии рассматриваются как теоретические основы, так и тестовые задания по разделам, а не по вариантам, так как выполнение заданий по вариантам не формирует общего подхода к их решению, наиболее эффективен поэлементный контроль знаний.

Данные методические рекомендации полностью соответствуют новому образовательному стандарту и предназначены для проверки уровня усвоения знаний по курсу химии основной школы и подготовки обучающихся к выполнению мысленного эксперимента (задание №22).

Цель: оказание методической помощи педагогам-практикам, обучающимся, репетиторам, родителямпо вопросу подготовки обучающихся к выполнению практико-ориентированного задания по химии.

Овладение опытом, предлагаемым данными методическими рекомендациями, может стать основой для создания подобных тематических тестов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по разным образовательным дисциплинам.





3

Часть 1. Краткий теоретический справочник

1.1Классификация неорганических веществ





Пример задания:

К простым веществам относится:

  1. Аммиак

  2. Графит

  3. Вода

  4. Угарный газ







4

1.2Классификация оксидов

Рассмотрим классификацию оксидов. Оксиды - это соединения кислорода с другими элементами. В зависимости от того, с каким элементом кислород образует соединение, оксиды делятся на основные, кислотные и амфотерные. Основные оксиды образуют металлы в степенях окисления +1 и +2, кислотные оксиды - неметаллы, переходные металлы или металлы с валентностью +3 или +4 образуют амфотерные оксиды.

Пример задания:

Основный оксид-это:

1)оксид фосфора (V)

2) оксид кальция

3) оксид углерода (IV)

4) оксид цинка

5

1.3Классификация гидроксидов

Гидроксиды - продукты соединения оксидов с водой. В зависимости от того, какой был оксид, гидроксиды делятся на основания, кислоты и амфотерные основания. Основные оксиды образуют основания, кислотные, соответственно, кислоты, амфотерные оксиды образуют амфотерные основания - вещества, проявляющие свойства и кислот и оснований. В свою очередь основания делятся на растворимые - щелочи, и нерастворимые.

Пример задания:

Формула щёлочи:

  1. MgOHCI

  2. NaCI

  3. HCIO

  4. KOH





6

1.4 Классификация кислот

Кислоты имеют различные классификации. Существуют кислородсодержащие и бескислородные кислоты. Отличие первых от вторых состоит в том, что первые содержат в своей молекуле кислород, а вторые состоят только из элемента и водорода (HCl, например). Бескислородные кислоты образуются непосредственно при взаимодействии элемента (Cl2) и водорода (H2), в то время как кислородсодержащие кислоты образуются взаимодействием оксидов с водой.

Классификация по основности подразумевает количество протонов, отдаваемое молекулой кислоты при полной диссоциации. Одноосновные кислоты диссоциируют с образованием одного протона, двухосновные - двух, и так далее.

Классификация по степени диссоциации показывает, насколько легко проходит диссоциация (отрыв протона от молекулы кислоты). В зависимости от этого различают сильные и слабые кислоты.

Пример задания:

Формула сернистой кислоты:

  1. H2S 3) H2SO3

  2. H2SO4 4) H2S2O7



7

1.5 Классификация солей

С оли делятся на средние, кислые и основные. В кислых солях присутствует протон, в основных - гидрокси-группа. Кислые соли представляют собой продукт взаимодействия избытка кислоты с основанием, основные соли - наоборот - продукт взаимодействия избытка основания с кислотой.

Пример задания:

Соли азотной кислоты называются:

  1. Нитридами

  2. Нитратами

  3. Нитритами

  4. Аммонийными

Подведем небольшой итог:

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород.

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид-ионов.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотных остатков.

8

Часть 2. Тренировочные задания

2.1Классификация простых (сложных) веществ

  1. Гидроксиду натрия  соответствует формула

1)NaH

2)NaOH

3)NaHCO3

4)Na2CO3

  1. Ве­ще­ства, фор­му­лы ко­то­рых — AI(OH)3 и HCIяв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

1) ам­фо­тер­ным гид­рок­си­дом и кис­ло­той

2) ам­фо­тер­ным гид­рок­си­дом и солью

3) ос­но­ва­ни­ем и кис­ло­той

4) ос­но­ва­ни­ем и солью


  1. Ве­ще­ства, фор­му­лы ко­то­рых — SO3 и NaCIяв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

1) ос­нов­ным ок­си­дом и кис­ло­той

2) кис­лот­ным ок­си­дом и солью

3) кис­лот­ным ок­си­дом и кис­ло­той

4) ам­фо­тер­ным ок­си­дом и кис­ло­той


  1. К слож­ным ве­ще­ствам от­но­сит­ся

1) иод

2) гра­фит

3) воз­дух

4) сода


  1. На­зва­ния толь­ко про­стых ве­ществ за­пи­са­ны в ряду:

 1) оксид маг­ния, оксид серы(IV)

2) уг­ле­кис­лый газ, угар­ный газ

3) же­ле­зо, ам­ми­ак

4) алмаз, гра­фит




9

  1. Даны ве­ще­ства: вода, кис­ло­род и ам­ми­ак. Среди них к слож­ным ве­ще­ствам от­но­сит­ся(-ятся):

 1) толь­ко вода

2) толь­ко кис­ло­род

3) кис­ло­род и ам­ми­ак

4) вода и ам­ми­ак


  1. Даны ве­ще­ства: сера, белый фос­фор и азот­ная кис­ло­та. Среди них к про­стым ве­ще­ствам от­но­сит­ся(-ятся)

 1) толь­ко сера

2) толь­ко белый фос­фор

3) белый фос­фор и азот­ная кис­ло­та

4) сера и белый фос­фор


  1. Ве­ще­ства, фор­му­лы ко­то­рых — CaO и HNO3, яв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

1) ам­фо­тер­ным ок­си­дом и солью

2) ос­нов­ным ок­си­дом и кис­ло­той

3) ос­нов­ным ок­си­дом и ос­но­ва­ни­ем

4) ам­фо­тер­ным гид­рок­си­дом и солью


  1. Фор­му­лам NO иCu(OH)2 со­от­вет­ству­ют на­зва­ния

1) оксид азота(I) и гид­рок­сид меди(I)

2) оксид азота(II) и гид­рок­сид меди(I)

3) оксид азота(II) и гид­рок­сид меди(II)

4) оксид aзотa(IV) и гид­рок­сид меди(II)


  1. Кар­бо­нат каль­ция и оксид калия яв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

1) про­стым и слож­ным ве­ще­ства­ми

2) про­сты­ми ве­ще­ства­ми

3) слож­ным и про­стым ве­ще­ства­ми

4) слож­ны­ми ве­ще­ства­ми


  1. Хло­ро­во­до­род и во­до­род яв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

 1) про­сты­ми ве­ще­ства­ми

2) слож­ны­ми ве­ще­ства­ми

3) про­стым и слож­ным ве­ще­ства­ми

4) слож­ным и про­стым ве­ще­ства­ми

10

  1. Азот и ам­ми­ак яв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

1) про­стым и слож­ным ве­ще­ства­ми

2) слож­ным и про­стым ве­ще­ства­ми

3) слож­ны­ми ве­ще­ства­ми

4) про­сты­ми ве­ще­ства­ми


  1. Слож­ным яв­ля­ет­ся каж­дое из двух ве­ществ:

1) кис­ло­род и озон

2) белый фос­фор и азот­ная кис­ло­та

3) сер­ная кис­ло­та и кварц

4) вода и барий


  1. Слож­ным яв­ля­ет­ся каж­дое из двух ве­ществ

1) вода и хлор

2) вода и во­до­род

3) во­до­род и кварц

4) бен­зол и вода


  1. Слож­ным яв­ля­ет­ся каж­дое из двух ве­ществ:

1) азот и озон

2) крас­ный фос­фор и сер­ная кис­ло­та

3) со­ля­ная кис­ло­та и вода

4) во­до­род и ка­ли­е­вая се­лит­ра


  1. Слож­ным яв­ля­ет­ся каж­дое из двух ве­ществ:

1) вода и озон

2) вода и азот­ная кис­ло­та

3) азот и кварц

4) вода и на­трий


  1. Ве­ще­ства, фор­му­лы ко­то­рых — ZnOиAgNO3, яв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

 1) оснόвным ок­си­дом и кис­ло­той

2) ам­фо­тер­ным гид­рок­си­дом и солью

3) ам­фо­тер­ным ок­си­дом и солью

4) оснόвным ок­си­дом и ос­но­ва­ни­ем


11

  1. Ве­ще­ства, фор­му­лы ко­то­рых —  MgOи Mg(OH)2, яв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

1) оснόвным ок­си­дом и кис­ло­той

2) ам­фо­тер­ным гид­рок­си­дом и солью

3) ам­фо­тер­ным ок­си­дом и солью

4) оснόвным ок­си­дом и ос­но­ва­ни­ем


  1. Ве­ще­ства, фор­му­лы ко­то­рых — AI2O3 и Ca(NO3)2 яв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но

1) оснόвным ок­си­дом и кис­ло­той

2) ам­фо­тер­ным гид­рок­си­дом и солью

3) ам­фо­тер­ным ок­си­дом и солью

4) оснόвным ок­си­дом и ос­но­ва­ни­ем


  1. Даны ок­си­ды: А – оксид на­трия, Б – оксид каль­ция, В – оксид цинка. Среди них к оснóвным ок­си­дам от­но­сят

1) толь­ко А

2) толь­ко Б

3) А и Б

4) А, Б и В


















12


2.2 Химические свойства простых веществ


1.Же­ле­зо ре­а­ги­ру­ет с

1) хло­ри­дом каль­ция

2) бро­мом

3) ок­си­дом на­трия

4) гид­рок­си­дом на­трия


2.Хлор ре­а­ги­ру­ет с

1) азот­ной кис­ло­той

2) суль­фа­том алю­ми­ния

3) кис­ло­ро­дом

4) бро­ми­дом каль­ция


3.Фос­фор ре­а­ги­ру­ет с

1) ам­ми­а­ком

2) ок­си­дом уг­ле­ро­да(IV)

3) хло­ром

4) со­ля­ной кис­ло­той


4.Какой из ука­зан­ных ме­тал­лов всту­па­ет в ре­ак­цию с со­ля­ной кис­ло­той?

1) се­реб­ро

2) зо­ло­то

3) алю­ми­ний

4) медь


5.С медью не ре­а­ги­ру­ет

1) хло­рид же­ле­за(II) (р-р)

2) сер­ная кис­ло­та (конц.)

3) кис­ло­род

4) хлор


6.Во­до­род не ре­а­ги­ру­ет с

1) ок­си­дом меди(II)

2) хло­ром

3) гид­рок­си­дом на­трия

4) кис­ло­ро­дом


7.В ре­ак­цию с водой при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре всту­па­ют оба ве­ще­ства пары

1) кис­ло­род и уг­ле­род

2) маг­ний и сера

3) алю­ми­ний и фос­фор

4) на­трий и каль­ций


13

8.Во­до­род ре­а­ги­ру­ет с

 1) медью

2) ок­си­дом меди(II)

3) суль­фа­том меди(II)

4) гид­рок­си­дом меди(II)


9.Кис­ло­род не­по­сред­ствен­но не вза­и­мо­дей­ству­ет

1) хло­ром

2) фос­фо­ром

3) серой

4) же­ле­зом


10.Алю­ми­ний об­ра­зу­ет суль­фат алю­ми­ния при вза­и­мо­дей­ствии с

1) серой

2) сер­ной кис­ло­той

3) сер­ни­стой кис­ло­той

4) се­ро­во­до­ро­дом


11.Фос­фор не ре­а­ги­ру­ет

1) ар­го­ном

2) кис­ло­ро­дом

3) фто­ром

4) хло­ром


12.На­трий об­ра­зу­ет нит­рат на­трия при вза­и­мо­дей­ствии с

1) азо­том

2) ам­ми­а­ком

3) азот­ной кис­ло­той

4) ок­си­дом азота(I)


13.И кис­ло­род, и во­до­род ре­а­ги­ру­ют с

1) ам­ми­а­ком

2) хло­ром

3) сер­ной кис­ло­той

4) на­три­ем


14.Крас­ный фос­фор при не­боль­шом на­гре­ва­нии может всту­пать в хи­ми­че­скую ре­ак­цию с

1) во­до­ро­дом

2) кис­ло­ро­дом

3) уг­ле­ро­дом

4) медью




14


15.Во­до­род при на­гре­ва­нии может всту­пать в хи­ми­че­скую ре­ак­цию с

1) водой

2) ок­си­дом меди(II)

3) хло­ри­дом на­трия

4) ам­ми­а­ком


16.С кис­ло­ро­дом может ре­а­ги­ро­вать

1) медь

2) оксид уг­ле­ро­да(IV)

3) гид­рок­сид на­трия

4) сер­ная кис­ло­та


17.С во­до­ро­дом может ре­а­ги­ро­вать

1) хлор

2) медь

3) гид­рок­сид калия

4) со­ля­ная кис­ло­та


18.С уг­ле­ро­дом при опре­делённых усло­ви­ях может ре­а­ги­ро­вать

1) оксид же­ле­за(III)

2) гид­рок­сид на­трия

3) со­ля­ная кис­ло­та

4) медь


19.С азо­том при опре­делённых усло­ви­ях может ре­а­ги­ро­вать

1) во­до­род

2) же­ле­зо

3) оксид алю­ми­ния

4) сер­ная кис­ло­та

20.Не ре­а­ги­ру­ют друг с дру­гом

1) хлор и во­до­род

2) кис­ло­род и каль­ций

3) азот и вода

4) же­ле­зо и сера















15


2.3Химические свойства оксидов


1.Оксид серы(VI) ре­а­ги­ру­ет с

1) нит­ра­том на­трия

2) хло­ром

3) ок­си­дом алю­ми­ния

4) ок­си­дом крем­ния


2.Оксид серы(IV) ре­а­ги­ру­ет с

1) суль­фи­дом меди(II)

2) уг­ле­ро­дом

3) кис­ло­ро­дом

4) хло­ри­дом же­ле­за(II)


3.Оксид же­ле­за(III) ре­а­ги­ру­ет с

1) гид­рок­си­дом меди(II)

2) хло­ри­дом маг­ния

3) сер­ной кис­ло­той

4) ок­си­дом алю­ми­ния


4.Какое из ука­зан­ных ве­ществ всту­па­ет в ре­ак­цию с ок­си­дом фос­фо­ра(V)?

1) оксид уг­ле­ро­да(II)

2) оксид уг­ле­ро­да(IV)

3) сера

4) вода


5.Хи­ми­че­ская ре­ак­ция воз­мож­на между

1) ок­си­дом серы(IV) и со­ля­ной кис­ло­той

2) ок­си­дом алю­ми­ния и гид­рок­си­дом на­трия

3) ок­си­дом бе­ри­лия и кис­ло­ро­дом

4) ок­си­дом же­ле­за(II) и ок­си­дом калия


6.Оксид серы(IV) ре­а­ги­ру­ет с

1) ок­си­дом крем­ния

2) суль­фа­том бария

3) гид­рок­си­дом на­трия

4) медью


7.Оксид меди(II) не ре­а­ги­ру­ет с

1) во­до­ро­дом

2) со­ля­ной кис­ло­той

3) азо­том

4) ок­си­дом уг­ле­ро­да(II)




16

8.Оксид серы(VI) вза­и­мо­дей­ству­ет с каж­дым из двух ве­ществ:

1) вода и хло­рид на­трия

2) оксид каль­ция и рас­твор гид­рок­си­да на­трия

3) кис­ло­род и оксид маг­ния

4) вода и се­реб­ро


9.Оксид же­ле­за(III) не вза­и­мо­дей­ству­ет с

1) со­ля­ной кис­ло­той

2) водой

3) гид­рок­си­дом на­трия

4) сер­ной кис­ло­той


10.Оксид же­ле­за(II) вза­и­мо­дей­ству­ет с рас­тво­ром

 1) ам­ми­а­ка

2) бро­мо­во­до­ро­да

3) кар­бо­на­та калия

4) хло­ри­да на­трия


11.С каж­дым из ве­ществ, фор­му­лы ко­то­рых HCI, O2 будет вза­и­мо­дей­ство­вать:

 1) ам­ми­ак

2) оксид калия

3) оксид крем­ния(IV)

4) оксид меди(II)


12.Оксид меди(II) вза­и­мо­дей­ству­ет с вод­ным рас­тво­ром

 

1) хло­ри­да калия

2) хло­ро­во­до­ро­да

3) кар­бо­на­та на­трия

4) суль­фа­та маг­ния


13.И оксид алю­ми­ния, и оксид на­трия ре­а­ги­ру­ют с

1) водой

2) со­ля­ной кис­ло­той

3) во­до­ро­дом

4) гид­рок­си­дом калия


14.Оксид алю­ми­ния вза­и­мо­дей­ству­ет с каж­дым из ве­ществ:

1) медью и азот­ной кис­ло­той

2) азо­том и хло­ро­во­до­ро­дом

3) ок­си­дом калия и ок­си­дом серы(VI)

4) гид­рок­си­дом каль­ция и суль­фа­том цинка




17


15.Хи­ми­че­ская ре­ак­ция воз­мож­на между

1) ок­си­дом же­ле­за(III) и кис­ло­ро­дом

2) ок­си­дом серы(VI) и ок­си­дом крем­ния

3) ок­си­дом бария и водой

4) ок­си­дом уг­ле­ро­да(IV) и ок­си­дом фос­фо­ра(V)


16.Оксид маг­ния ре­а­ги­ру­ет с

1) гид­рок­си­дом бария

2) ок­си­дом на­трия

3) сер­ной кис­ло­той

4) хло­ри­дом каль­ция


17.Оксид фос­фо­ра (V) ре­а­ги­ру­ет с

 1) кис­ло­ро­дом

2) водой

3) ок­си­дом уг­ле­ро­да (IV)

4) ок­си­дом крем­ния


18.Оксид крем­ния ре­а­ги­ру­ет с

1) ок­си­дом серы (IV)

2) гид­рок­си­дом на­трия

3) сер­ной кис­ло­той

4) суль­фа­том калия


19.Оксид цинка всту­па­ет в ре­ак­цию с

1) водой и гид­рок­си­дом на­трия

2) со­ля­ной кис­ло­той и гид­рок­си­дом калия

3) хло­ри­дом на­трия и сер­ной кис­ло­той

4) ок­си­дом уг­ле­ро­да(IV) и суль­фа­том меди(II)


20.Оксид же­ле­за(III) ре­а­ги­ру­ет с

1) сер­ной кис­ло­той

2) ок­си­дом алю­ми­ния

3) хло­ри­дом маг­ния

4) гид­рок­си­дом меди(II)









18

2.4Химические свойства гидроксидов и кислот


1.Гид­рок­сид меди(II) ре­а­ги­ру­ет с

 1) ок­си­дом бария

2) со­ля­ной кис­ло­той

3) хло­ри­дом калия

4) гид­рок­си­дом на­трия


2.Для рас­тво­ре­ния гид­рок­си­да же­ле­за(II) можно ис­поль­зо­вать рас­твор

1) хло­ри­да бария

2) сер­ной кис­ло­ты

3) гид­рок­си­да на­трия

4) нит­ра­та на­трия


3.Рас­твор сер­ной кис­ло­ты вза­и­мо­дей­ству­ет

1) толь­ко с ос­нов­ны­ми ок­си­да­ми

2) толь­ко с кис­лот­ны­ми ок­си­да­ми

3) с ос­нов­ны­ми и кис­лот­ны­ми ок­си­да­ми

4) с ос­нов­ны­ми и ам­фо­тер­ны­ми ок­си­да­ми


4.При на­гре­ва­нии гид­рок­сид меди(II) всту­па­ет в ре­ак­цию

1) со­еди­не­ния

2) за­ме­ще­ния

3) раз­ло­же­ния

4) го­ре­ния


5.Гид­рок­сид же­ле­за(III) в от­ли­чие от гид­рок­си­да на­трия

1) легко рас­тво­ря­ет­ся в 

2) раз­ла­га­ет­ся при не­боль­шом на­гре­ва­нии

3) вза­и­мо­дей­ству­ет с фос­фор­ной кис­ло­той

4) ре­а­ги­ру­ет с алю­ми­ни­ем


6.И с се­реб­ром, и с ок­си­дом меди(II) будет ре­а­ги­ро­вать

1) со­ля­ная кис­ло­та

2) фос­фор­ная кис­ло­та

3) азот­ная кис­ло­та

4) уголь­ная кис­ло­та


7.Гид­рок­сид же­ле­за(II) ре­а­ги­ру­ет с рас­тво­ром

1) суль­фа­та на­трия

2) кар­бо­на­та калия

3) хло­ри­да каль­ция

4) бро­мо­во­до­ро­да


19


8.Гид­рок­сид каль­ция ре­а­ги­ру­ет с

1) уг­ле­кис­лым газом

2) кис­ло­ро­дом

3) во­до­ро­дом

4) по­ва­рен­ной солью


9.Сер­ная кис­ло­та в рас­тво­ре всту­па­ет в ре­ак­цию за­ме­ще­ния с

1) же­ле­зом

2) гид­рок­си­дом цинка

3) нит­ра­том бария

4) ок­си­дом меди


10.Вод­ный рас­твор сер­ной кис­ло­ты ре­а­ги­ру­ет с каж­дым из ве­ществ:

1) с же­ле­зом и ок­си­дом уг­ле­ро­да(II)

2) с цин­ком и ок­си­дом на­трия

3) с алю­ми­ни­ем и хло­ри­дом на­трия

4) с медью и гид­рок­си­дом калия


11.Азот­ная кис­ло­та об­ра­зу­ет­ся в ре­ак­ции между сер­ной кис­ло­той и

1) нит­ра­том бария

2) азо­том

3) ок­си­дом азота(II)

4) ам­ми­а­ком


12.Азот­ная кис­ло­та об­ра­зу­ет­ся в ре­ак­ции между со­ля­ной кис­ло­той и

1) ам­ми­а­ком

2) нит­ра­том бария

3) азо­том

4) нит­ра­том се­реб­ра


13.Раз­бав­лен­ная со­ля­ная кис­ло­та рас­тво­ря­ет

1) медь

2) уг­ле­род

3) цинк

4) оксид крем­ния


14.В ре­ак­цию с со­ля­ной кис­ло­той всту­па­ет

1) нит­рат се­реб­ра

2) нит­рат бария

3) се­реб­ро

4) оксид крем­ния





20


15.В ще­ло­чах с вы­де­ле­ни­ем во­до­ро­да рас­тво­ря­ет­ся

1) алю­ми­ний

2) хлор

3) сера

4) маг­ний


16.В кис­ло­тах с вы­де­ле­ни­ем во­до­ро­да рас­тво­ря­ет­ся

1) медь

2) олово

3) фос­фор

4) уг­ле­род


17.В ре­ак­цию с крем­ни­е­вой кис­ло­той всту­па­ет

1) фос­фат калия

2) гид­рок­сид на­трия

3) оксид уг­ле­ро­да (IV)

4) оксид фос­фо­ра (V)


18.С гид­рок­си­дом каль­ция ре­а­ги­ру­ет

1) со­ля­ная кис­ло­та

2) нит­рат на­трия

3) оксид маг­ния

4) гид­рок­сид калия


19.Гид­рок­сид маг­ния ре­а­ги­ру­ет с

1) ок­си­дом уг­ле­ро­да (II)

2) суль­фа­том на­трия

3) алю­ми­ни­ем

4) азот­ной кис­ло­той


20.В ре­ак­цию с рас­тво­ром сер­ной кис­ло­ты всту­па­ет

1) нит­рат на­трия

2) нит­рат бария

3) азот

4) кис­ло­род











21


2.5Химические свойства солей


1.В ре­ак­цию и с гид­рок­си­дом каль­ция, и с нит­ра­том се­реб­ра всту­па­ет

1) кар­бо­нат маг­ния

2) хло­рид ам­мо­ния

3) нит­рат на­трия

4) суль­фат бария


2.С нит­ра­том меди(II) может вза­и­мо­дей­ство­вать

1) оксид уг­ле­ро­да(IV)

2) гид­рок­сид каль­ция

3) гид­рок­сид же­ле­за(II)

4) со­ля­ная кис­ло­та


3.Осу­ще­ствить пре­вра­ще­ние Na2O →Na2SO4 можно с по­мо­щью

1) суль­фи­да на­трия

2) суль­фи­та калия

3) сер­ни­стой кис­ло­ты

4) ок­си­да серы(VI)


4.В от­ли­чие от суль­фа­та на­трия, суль­фат меди ре­а­ги­ру­ет с

1) водой

2) хло­ри­дом бария

3) нит­ра­том каль­ция

4) гид­рок­си­дом калия


5.Пре­вра­тить CaO в CaCO3  можно с по­мо­щью

1) уг­ле­кис­ло­го газа

2) угар­но­го газа

3) кар­бо­на­та ам­мо­ния

4) кар­бо­на­та каль­ция


6.Пре­вра­тить H2SO4 в BaSO4  можно с по­мо­щью

1) се­ро­во­до­ро­да

2) суль­фи­та бария

3) суль­фи­та на­трия

4) сер­ни­сто­го газа


7.Раствор хлорида меди(II) не реагирует с

1) Na2CO3

2) Na2SO4

3) Na2S

4) NaOH



22


8.Раствор фосфата калия реагирует с

1) CaCl2

2) BaSO4

3) KOH

4) Na2CO3


9. Сульфат цинка образуется в результате взаимодействия

1)Ca(NO3)2иZnO

2)ZnCl2и H2S

3)CuSO4и Zn

4)Na2SO4 иZn(OH)2


10. Хлорид бария не реагирует с раствором

1)H2SO4

2)AgNO3

3) KOH

4) Na2CO3


11. С раствором карбоната калия реагирует

1)HCl

2)KOH

3) Na2SO4

4) O2


12. Сульфат натрия реагирует с

1)KOH

2)Ba(OH)2

3)NaCl

4)H2CO3


13. Хлорид меди(II) не реагирует с

1)H2S

2) K2S

3)H2CO3

4) AgNO3


14. Соль, которая может реагировать и с соляной кислотой, и с нитратом кальция,

1)CuSO4

2) KBr

3) BaSO4

4) Na2CO3




23


15. Соль, которая в водном растворе может реагировать и с серной кислотой, и с нитратом серебра —

1) NaF

2)Cu(NO3)2

3)MgCl2

4)BaBr2


16. NH4NO3 в водном растворе взаимодействует с

1)HCl

2)CO2

3)NaOH

4)MgSO4


17. Нитрат меди(II) при нагревании разлагается с образованием

1)Cu

2) Cu(NO3)2

3) Cu(NO2)2

4)CuO


18. Хлорид железа(II) в водном растворе может реагировать с

1)K2S

2)CO2

3)SiO2

4)Cu


19. Раствор хлорида цинка реагирует с каждым из двух веществ:

1) C и H2SO4

2) Mg и KOH

3) Cu и AlPO4

4) Fe и CaCO3


20.Сульфат алюминия вступает в реакцию с каждым из двух веществ:

1)BaCl2и KOH

2)NaClи Cu(OH)2

3)Ba(NO3)2и HNO3

4) Na3PO4иHCl










24

2.6Качественные реакции на ионы и признаки химических реакций


1.Со­кращённое ион­ное урав­не­ние …NH4++OH-→NH3 +H2O…со­от­вет­ству­ет вза­и­мо­дей­ствию

1) хло­ри­да ам­мо­ния с гид­рок­си­дом цинка

2) нит­ра­та ам­мо­ния с водой

3) ам­ми­а­ка с водой

4) суль­фа­та ам­мо­ния с гид­рок­си­дом калия


2.Со­кращённое ион­ное урав­не­ниеCa2+ + CO32-→ CaCO3со­от­вет­ству­ет вза­и­мо­дей­ствию

1) нит­ра­та каль­ция и кар­бо­на­та на­трия

2) фос­фа­та каль­ция и кар­бо­на­та калия

3) нит­ра­та каль­ция и кар­бо­на­та бария

4) ок­си­да каль­ция и ок­си­да уг­ле­ро­да(IV)


3.Со­кращённое ион­ное урав­не­ние  Fe2+ + 2OH- → Fe(OH)2↓   со­от­вет­ству­ет вза­и­мо­дей­ствию

1) ок­си­да же­ле­за(III) и гид­рок­си­да на­трия

2) нит­ра­та же­ле­за(III) и гид­рок­си­да меди(II)

3) хло­ри­да же­ле­за(III) и гид­рок­си­да бария

4) хло­ри­да же­ле­за(II) и гид­рок­си­да калия


4.Оса­док об­ра­зу­ет­ся при вза­и­мо­дей­ствии вод­ных рас­тво­ров

1) нит­ра­та ам­мо­ния и гид­рок­си­да калия

2) со­ля­ной кис­ло­ты и гид­рок­си­да бария

3) нит­ра­та се­реб­ра и бро­ми­да каль­ция

4) азот­ной кис­ло­ты и кар­бо­на­та на­трия


5.Газ не вы­де­ля­ет­ся в ходе ре­ак­ции между

1) сер­ной кис­ло­той и кар­бо­на­том калия

2) сер­ной кис­ло­той и гид­рок­си­дом каль­ция

3) суль­фи­том на­трия и со­ля­ной кис­ло­той

4) суль­фа­том ам­мо­ния и гид­рок­си­дом на­трия


6.Прак­ти­че­ски пол­но­стью в вод­ном рас­тво­ре вза­и­мо­дей­ству­ют ве­ще­ства:

1) нит­рат се­реб­ра и хло­ро­во­до­род

2) нит­рат каль­ция и хло­рид калия

3) хло­ро­во­до­род и нит­рат на­трия

4) хло­ро­во­до­род и нит­рат калия





25


7.Со­кращённое ион­ное урав­не­ние Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3↓ со­от­вет­ству­ет вза­и­мо­дей­ствию

1) хло­ри­да же­ле­за(II) и гид­рок­си­да калия

2) хло­ри­да же­ле­за(III) и гид­рок­си­да бария

3) нит­ра­та же­ле­за(III) и гид­рок­си­да меди(II)

4) ок­си­да же­ле­за(III) и гид­рок­си­да на­трия


8.При­зна­ком про­те­ка­ния хи­ми­че­ской ре­ак­ции между рас­тво­ра­ми нит­ра­та се­реб­ра и хло­ри­да каль­ция яв­ля­ет­ся

1) вы­де­ле­ние газа

2) об­ра­зо­ва­ние осад­ка

3) рас­тво­ре­ние осад­ка

4) по­яв­ле­ние за­па­ха


9.При­зна­ком про­те­ка­ния хи­ми­че­ской ре­ак­ции между рас­тво­ра­ми нит­ра­та меди(II) и гид­рок­си­да на­трия яв­ля­ет­ся

1) по­яв­ле­ние за­па­ха

2) рас­тво­ре­ние осад­ка

3) вы­де­ле­ние газа

4) об­ра­зо­ва­ние осад­ка


10.При­зна­ком про­те­ка­ния хи­ми­че­ской ре­ак­ции между рас­тво­ра­ми нит­ра­та же­ле­за(III) и гид­рок­си­да бария яв­ля­ет­ся

1) об­ра­зо­ва­ние осад­ка

2) вы­де­ле­ние газа

3) рас­тво­ре­ние осад­ка

4) по­яв­ле­ние за­па­ха


11. Какой из приведенных реакций не соответствует сокращенное ионное уравнение: Ba2+ + SO42- = BaSO4?

1) BaCl2 + H2SO4= BaSO4+ 2HCl

2) Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O

3) 3BaCl2 + Al2(SO4)3 = 3BaSO4 + 2AlCl3

4) Ba(NO3)2+ K2SO4 = BaSO4+ 2KNO3


12. Какой из приведенных реакций соответствует сокращенное ионное уравнение Ca2+ + CO32- = CaCO3?

1) CaCl2 + Na2CO3= CaCO3 + 2NaCl

2) Ca(OH)2 + CO2= CaCO3 + H2O

3) Ca(HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O

4) CaO + CO2 = CaCO3





26


13. Реакция между какой парой веществ сопровождается одновременным выпадением осадка и образованием воды?

1) Нитрат калия и хлорид кальция

2) карбонат бария и соляная кислота

3) гидроксид бария и соляная кислота

4) гидроксид бария и серная кислота


14. Реакция между какой парой веществ сопровождается одновременным выделением газа и образованием воды?

1) сульфид натрия и соляная кислота

2) силикат натрия и соляная кислота

3) карбонат натрия и соляная кислота

4) хлорид натрия и серная кислота


15. Какая пара ионов не может одновременно присутствовать в растворе?

1) Cu2+ и Cl-

2) Cu2+ и S2-

3) Al3+ и SO42-

4) Zn2+ и NO3-


16. При сливании каких двух растворов в воде практически не остается ионов?

1) BaCl2и Na2SO4

2) H2SO4иBa(OH)2

3) HNO3 + Ba(OH)2

4) HCl + Ba(OH)2


17. При добавлении какого вещества к раствору гидроксида натрия происходит выделение газа?

1) NH4 Cl

2) CuCl2

3) ZnSO4

4) H3PO4













27



2.7 Практико-ориентированное задание (№22) с решением


1. Даны вещества: FeCl3, H2SO4(конц), Fe, Cu, NaOH, CuSO4

Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.


Решение:

1. Fe + CuSO4 → FeSO4 +Cu↓

2. FeSO4 + 2NaOH → Na2 SO4 + Fe(OH)2

3. Для первой реакции: изменение окраски раствора, выпадение осадка красноватого цвета.

4. Для второй реакции: выпадение осадка зелёного цвета

5. Fe2+ + 2OH- →Fe (OH)2↓`


2.Даны вещества Mg, HCl(разб), Fe, Al, KOH, CuSO4. используя воду и необходимые вещества только из этого списка получите в две стадии гидроксид магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции


Решение:

1. Mg +2HCI→ MgCI2 + H2

2. MgCI2 + 2KOH → Mg(OH)2 ↓ + 2KCI

3. Для первой реакции: выделение газа

4. Для второй реакции: выпадение осадка белого цвета

5. Mg2+ + 2OH-→Mg(OH)2


3.Даны вещества: Fe, NaHCO3, HCl(р-р), CI2, NaOH, H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа (III). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.


Решение:

  1. 2Fe + 3CI2↑→2 FeCI3

  2. FeCI3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCI

  3. Для первой реакции: изменение цвета

  4. Для второй реакции: выпадение осадка оранжевого цвета

  5. Fe3+ + 3OH-→ Fe(OH)3

28




4.Даны вещества HNO3, AgNO3, Fe, Cu, NaOH, CuSO4 Используя необходимые вещества только из этого списка, получите гидроксид меди(II). Опишитеаапризнакипроводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции

Решение:

1. Cu +2 AgNO3→ Cu(NO3)2 +2Ag↓

2. Cu(NO3)2 +2NaOH →2 NaNO3 + Cu(OH)2

3. Для первой реакции: выпадение осадка серебристого цвета

4. Для второй реакции: выпадение осадка голубого цвета

5. Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2


5.Даны ве­ще­ства:Cu, CuO, NaCl, HCl, AgNO3, Ba(NO3)2. Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого спис­ка, по­лу­чи­те в две ста­дии нит­рат меди(II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых ре­ак­ций. Для вто­рой ре­ак­ции на­пи­ши­те со­кращённое ион­ное урав­не­ние ре­ак­ции.


Решение:

1. CuO + 2HCI→CuCI2 +H2O

2. CuCI2 + 2AgNO3 → 2AgCI↓ + Cu(NO3)2

3. Для первой реакции: изменение окраски раствора с чёрного на голубой

4. Для второй реакции: выпадение белого творожистого осадка

5. CI- + Ag+ → AgCI↓



6.Для про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та пред­ло­же­ны сле­ду­ю­щие ре­ак­ти­вы: со­ля­ная кис­ло­та, рас­тво­ры гид­рок­си­да на­трия, нит­ра­та на­трия, нит­ра­та бария, суль­фа­та же­ле­за (II). Ис­поль­зуя не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого спис­ка, по­лу­чи­те в ре­зуль­та­те двух по­сле­до­ва­тель­ных ре­ак­ций гид­рок­сид же­ле­за (II).Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых ре­ак­ций. Для вто­рой ре­ак­ции на­пи­ши­те со­кращённое ион­ное урав­не­ние.


Решение:

  1. FeSO4 +Ba(NO3)2 → BaSO4↓ +Fe(NO3)2

  2. Fe(NO3)2 +2NaOH → Fe(OH)2↓ + 2NaNO3

  3. Для первой реакции: выпадение осадка белого цвета

  4. Для второй реакции: выпадение осадка зелёного цвета

  5. Fe2+ + 2OH- → Fe (OH)2↓`




29


7.Даныве­ще­ства: Cu, AgNO3,H2SO4,NaOH,H2O2. Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого спис­ка, по­лу­чи­те в две ста­дии гид­рок­сид меди (II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых ре­ак­ций. Для ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на на­пи­ши­те со­кращённое ион­ное урав­не­ние.


Решение:

1. Cu +2 AgNO3→ Cu(NO3)2 +2Ag↓

2. Cu(NO3)2 +2NaOH →2 NaNO3 + Cu(OH)2

3. Для первой реакции: выпадение осадка серебристого цвета

4. Для второй реакции: выпадение осадка голубого цвета

5. Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2


8.Для про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та пред­ло­же­ны сле­ду­ю­щие ре­ак­ти­вы: цинк (гра­ну­ли­ро­ван­ный), оксид меди (II), рас­твор ам­ми­а­ка, рас­твор суль­фа­та цинка, со­ля­ная кис­ло­та. Ис­поль­зуя не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого спис­ка, по­лу­чи­те в ре­зуль­та­те двух по­сле­до­ва­тель­ных ре­ак­ций оксид цинка.Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых ре­ак­ций. Для пер­вой ре­ак­ции на­пи­ши­те со­кращённое ион­ное урав­не­ние.


Решение:

1.ZnSO4 +2NH4OH → Zn(OH)2↓ + (NH4)2SO4

2.Zn(OH)2↓→ZnO + H2O

3.Для первой реакции: выпадение осадка белого цвета

4. Для второй реакции: образование порошкообразного вещества белого цвета

5. Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2


9.Дляпро­ве­де­нияэкс­пе­ри­мен­тапред­ло­же­нысле­ду­ю­щиере­активы: Ca(OH)2, CaCl2, Ba(NO3)2, HNO3, HCl, Na2CO3

Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого спис­ка, по­лу­чи­те в две ста­дии нит­рат каль­ция. Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых ре­ак­ций.

Для вто­рой ре­ак­ции на­пи­ши­те со­кращённое ион­ное урав­не­ние.


Решение:

1.CaCI2 + Na2CO3 → 2NaCI + CaCO3

2.CaCO3↓ +2HNO3 → Ca(NO3)2 + CO2↑+H2O

3.Для первой реакции: выпадение осадка белого цвета

4.Для второй реакции: растворение осадка, выделение газа, образование воды.

5.CaCO3↓ + 2H+ → Ca2+ + CO2↑ +H2O





30



10.Даныве­ще­ства: FeCl3, H2SO4, Fe, Cu, NaOH, CuSO4. Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого спис­ка, по­лу­чи­те в две ста­дии гид­рок­сид же­ле­за(II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых ре­ак­ций. Для ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на на­пи­ши­те со­кращённое ион­ное урав­не­ние ре­ак­ции.


Решение:

1. Fe + H2SO4 → FeSO4 +H2

2. FeSO4 + 2NaOH → Na2 SO4 + Fe(OH)2

3. Для первой реакции: образование прозрачного, бесцветного газа, в 14,5 раз легче воздуха

4. Для второй реакции: выпадение осадка зелёного цвета

5. Fe2+ + 2OH- →Fe (OH)2↓`
































31

Список литературы



  1. Большой энциклопедический словарь, Химия.–М.:«Большая Российская энциклопедия», 1998

  2. Добротин, Д.Ю.Тематические и типовые экзаменационные варианты,

[ Текст] / Д.Ю.Добротин, -М.: Национальное образование, 2015.-152с.

  1. Доронькин,В.Н. Подготовка к ГИА-9 [Текст]/ В.Н.Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралева.-М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.-184с.

  2. Чунихина, Л.Л. Тематические тренировочные задания уровня А,В,С,

[Текст ] / Л.Л.Чунихина. – М.: Экзамен, 2011.-111с.



Интернет-ресурсы:

  1. http://www.fipi.ru

  2.  http://reshuege.ru

  3.  http://www.moeobrazovanie.ru

  4.  http://www.examen.ru

  5. http://egetestonline.ru,

  6. http://www.master-multimedia.ru

  7.  http://onlinetestpad.com .





















32

П риложение 1

Приложение 2

33

П риложение 3

П риложение 4

34

П риложение 5



П риложение 6





35

П риложение 7



П риложение 8

36

П риложение 9

37



















































































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Хаёрова Наталия Леонидовна

Дата: 08.11.2019

Номер свидетельства: 526208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства