Выступление на РМО учителей химии по теме: "Изучение нормативно-правовой документации и методических рекомендаций при подготове к ОГЭ по химии"
Выступление на РМО учителей химии по теме: "Изучение нормативно-правовой документации и методических рекомендаций при подготове к ОГЭ по химии"
В данном выступлении рассказывается о нормативных документах, которые должен изучить каждый учитель при подготовке к ОГЭ, а также на что нужно обратить внимание при изучении методических рекомендаций
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО учителей химии по теме: "Изучение нормативно-правовой документации и методических рекомендаций при подготове к ОГЭ по химии"»
Выступление «Изучение номативно- правовой документации и методических рекомендаций по подготовке к ОГЭ по химии.
1.Изучение Нормативно-правовой документации по подготовке к ОГЭ по химии
Подготовку к ОГЭ по химии начинаю с изучения нормативно-правовой документации, размещенной на сайте ФИПИ:
1.Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 10.01.2019 № 7/16 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2019 году" (Зарегистрирован 13.03.2019 № 54035)
ПРОЕКТ Расписание ЭКЗАМЕНОВ ОГЭ В 2019 – 2020 УЧEБНОМ ГОДУ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ РОСОБРНАДЗОРОМ
Основной период
Предмет
Дата
Литература
05 июня 2020 г. (пт)
Физика
26 мая 2020 г. (вт), 05 июня 2020 г. (вт)
Русский язык
02 июня 2020 г. (вт)
Математика
09 июня 2020 г. (вт)
Обществознание
29 мая 2020 г. (пт), 30 мая 2020 г.(сб)
Иностранные языки
22 мая июня 2020 г. (пт), 23 мая 2020 г.(сб)
Биология
26 мая 2020 г. (вт)
Информатика
29 мая 2020 г. (пт), 05 июня 2020 г. (пт)
География
29 мая 2020 г. (пт), 05 июня 2020 г. (пт)
История
26 мая 2020 г. (вт)
Химия
26 мая 2020г. (вт), 29 мая 2020 г. (пт)
2. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
5.2.3. ОГЭ по химии
На выбор ОИВ(Органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования) предлагается две модели экзаменационной работы. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
экзаменационная модель 1 содержит задание, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
экзаменационная модель 2 содержит задания, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).
Проведение лабораторной работы в соответствии с экзаменационной моделью 2 осуществляется в специальном помещении – химической лаборатории, оборудование которой должно отвечать требованиям СанПиН.
Проверка выполнения одной лабораторной работы осуществляется предметной комиссией, состоящей из двух экспертов. По результатам проверки каждый эксперт независимо друг от друга выставляет балл за технику выполнения эксперимента (критерий К2) в соответствующие поля бланка ответов на задания с кратким ответом.
При проведении экзамена по модели 1 в аудиторию не допускаются специалисты по химии.
При проведении ОГЭ по химии по модели 2 подготовку и выдачу лабораторных комплектов осуществляют специалисты по химии (лаборант кабинета химии).
Для оценки проведения химического эксперимента, предусмотренного моделью 2, в аудиторию обязательно приглашаются эксперты.
Рекомендуется:
присутствие экспертов при проведении эксперимента каждым обучающимся;
оценивание эксперимента экспертами непосредственно сразу после его проведения.
В аудитории во время экзамена у каждого обучающегося должны быть следующие материалы и оборудование:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
электрохимический ряд напряжений металлов;
непрограммируемый калькулятор;
3. Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе»
4. Методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году (направлены письмом Рособрнадзора № 10-987 от 29.12.2019)
2.Методические рекомендации для учителей химии образовательных организаций об особенностях подготовки учащихся к ГИА 2020 года по химии
В целях повышения уровня подготовки учащихся к ГИА по химии целесообразно ознакомиться с результатами экзамена прошлого года и использовать материалы анализа при планировании работы по подготовке к экзамену 2020 года.
В работе по подготовке учащихся к экзамену следует опираться на документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по химии 2020 года: кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций; спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения ОГЭ; демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ОГЭ.
При подготовке учащихся к экзамену рекомендуется соотнести темы уроков в календарно-тематическом планировании и задания экзаменационной работы, для выполнения которых необходимо владеть знаниями и умениями, осваиваемыми на данном уроке.
В рамках подготовки учащихся к экзамену необходимо включать аналогичные экзаменационным задания в содержание учебных занятий и использовать на различных этапах урока: при актуализации знаний, объяснении материала и его первичном закреплении, предлагать их в качестве домашнего задания. Рекомендуется использовать задания на уроках обобщения и систематизации знаний и в проверочных работах. Учитывая изменения в экзаменационной работе, целесообразно предлагать задания, обеспечивающие проверку сформированности познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Шире предлагать задания, условия которых сформулированы в новом формате, или если в условие задания включены вещества или реакции, которые не встречались на уроках.
При подготовке учащихся к экзамену целесообразно на учебных занятиях акцентировать внимание учащихся на типичных ошибках и ошибочных подходах к выполнению заданий, формировать у выпускников умения анализировать условия заданий и на основе этого определять верные пути их решения, а также грамотно и корректно записывать решения заданий.
При решении расчётных задач необходимо формировать у учащихся умение разрабатывать многоэтапный алгоритм решения, применять сформированные теоретические знания и расчётные умения с учётом конкретного условия задания. Рекомендуется сделать правилом фиксацию всех этапов решения заданий, что позволяет снизить вероятность случайных ошибок за счёт возможности самоконтроля правильности решения экзаменационного варианта на этапе проверки ответов.
Целесообразно шире использовать задания, требующие от учащихся комплексного применения знаний, умения применять знания в обновлённой ситуации или когда для решения необходимо самостоятельно составить алгоритм решения, отличающийся от ранее отработанных.
Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ
Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму
государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения
соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения
России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ОГЭ
Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной
основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).
В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
«Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ОГЭ
Разработка КИМ осуществлялась с учётом следующих общих положений.
КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая
рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания
действующих программ по химии для основной школы. Требования к
результатам обучения определяются в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки
подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных
элементов содержания курса химии в VIII–IX классах осуществляется на
трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по
признаку его значимости для общеобразовательной подготовки
выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем
элементам содержания, которые получают своё развитие в курсе химии
X–XI классов.
Содержание заданий разработано по основным темам курса химии,
объединённых в шесть содержательных блоков: «Основные понятия химии
(уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение
вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ»,
«Экспериментальная химия».
Предлагаемая в 2020 г. модель КИМ является переходной, т.е.
включающей задания как экзаменационной модели 2019 г., так и задания
перспективной модели 2021 г. Такой подход позволяет постепенно
переориентировать подготовку экзаменуемых на новые модели заданий.
Главной особенностью экзаменационного варианта 2020 г. является
наличие в нём двух заданий, предполагающих составление уравнений двух
реакций и проведение в соответствии с ними реального химического
эксперимента.
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Преемственность модели ОГЭ 2020 г. с КИМ ЕГЭ проявляется как в
содержательной, так и в деятельностной составляющей экзаменационной
модели. Это стало возможным прежде всего благодаря использованию форм и формулировок заданий, аналогичных моделям заданий ЕГЭ. Так, для проверки сформированности усвоения понятий, изучаемых в систематическом курсе химии основной школы, предлагаются задания на сравнение или классификацию предлагаемых объектов, а также на их применение в процессе анализа химической информации.
В вариант ОГЭ также включены задания, предусматривающие проверку
умения прогнозировать возможность протекания химических реакций и состав образующихся продуктов реакций, описывать признаки их протекания или определять реактивы, необходимые для проведения качественных реакций.
Так же, как и варианте ЕГЭ, большое внимание уделено проверке
сформированности системных знаний о химических свойствах неорганических веществ.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
Работа состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих
самостоятельное формулирование и запись ответа в виде цифры или
последовательности цифр.
Часть 2 содержит 5 заданий. 3 задания этой части подразумевают запись
развёрнутого ответа. 2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.
6. Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым
умениям и способам деятельности
При определении количества заданий КИМ ОГЭ, ориентированных на
проверку усвоения учебного материала отдельных содержательных блоков /
линий, учитывался прежде всего занимаемый ими объём в содержании курса
химии. Например, был принят во внимание тот факт, что в системе подготовки учащихся основной школы наибольший объём знаний, определяющих уровень их подготовки, относится к таким содержательным блокам, как «Многообразие химических реакций» и «Многообразие веществ». По этой причине суммарная доля заданий (от общего количества всех заданий), проверяющих усвоение их содержания, составила 30% по каждому из разделов. Значительная доля заданий, включённых в вариант, относится также к разделу«Экспериментальная химия».
Продолжительность ОГЭ по химии
На выполнение работы по химии отводится 140 минут.
Время, отводимое на решение заданий части 1, не ограничивается.
Рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 – 50 минут, а на
выполнение заданий части 2 – 90 минут (1 час 30 минут), которые включают 25минут, отводимые на выполнение заданий 23 и 24.
9. Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, пользование
которыми разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. На экзамене по химии разрешается использовать следующие материалы и оборудование:
– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
– электрохимический ряд напряжений металлов;
– непрограммируемый калькулятор;
– лабораторное оборудование для проведения химических опытов,
предусмотренных заданиями.
Проведение лабораторных опытов при выполнении задания 24
осуществляется в специальном помещении – химической лаборатории,
оборудование которой должно отвечать требованиям СанПиН.
10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–5, 7–9, 12, 14–17, 19 оценивается
1 баллом.
За полный правильный ответ на каждое из заданий 6, 10, 11, 13, 18 ставится
2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если
допущено две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение
заданий части 1, равно 24.
Проверка выполнения заданий 20–24 части 2 осуществляется предметной
комиссией. При оценивании каждого из заданий эксперт на основе сравнения
ответа выпускника с образцом ответа, приведённым в критериях оценивания,
выявляет в ответе экзаменуемого элементы, каждый из которых оценивается
1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20
и 22 – по 3 балла; за задания 21 и 23 – по 4 балла; за задание 24 – 2 балла.
Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены экзаменуемым
разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы
решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.
Это относится прежде всего к способам решения расчётных задач.
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение
заданий части 2, равно 16.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за
выполнение всех заданий КИМ работы, равно 40.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования
(приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513
зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52953)
«64. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По
результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа
экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных
экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося.
Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».
Существенным считается расхождение между баллами, выставленными
двумя экспертами за выполнение любого из заданий 20–24, в 2 или более балла.
В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы,
подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
11. Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
В экзаменационную работу 2020 г. по сравнению с работой 2019 г.
внесены следующие изменения.
1. В целях повышения деятельностной составляющей заданий и
снижения вероятности случайного выбора правильного ответа увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15) и заданий на
установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16).
2. Добавлено 9 з\u1079 задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией, отражающей различия в содержательной нагрузке понятий. В задании требуется выбрать два утверждения, в которых химический термин используется в определённом смысловом значении.
3. Из части 1 экзаменационного варианта исключено задание,
проверяющее сформированность знаний по разделу «Первоначальные сведения об органических веществах».
4. В часть 2 включено задание 21, предусматривающие проверку
понимания существования взаимосвязи между различными классами
неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения
реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности
сокращённое ионное уравнение.
5. В экзаменационный вариант добавлена обязательная для выполнения
практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24. В задании 23из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.
Данный аспект подчёркивает значимость формирования не только предметных, но и метапредметных планируемых результатов, важной составляющей которых являются универсальные учебные действия (УУД), которым уделено значительное внимание во ФГОС второго поколения.
Повышение внимания при подготовке к экзамену названным выше аспектам позволит снизить потери баллов при выполнении заданий экзаменационной работы. Вместе с тем наиболее надёжным вариантом подготовки к экзамену является систематическое изучение курса химии, сопровождающееся отработкой решения в рамках текущего и рубежного контроля различных форм заданий, направленных на проверку химических свойств веществ, в том числе выходящих за рамки моделей, используемых в экзаменационных вариантах ЕГЭ, а также включающих описание химических экспериментов.
Сведения об авторе:
ФИО: Иноземцева И.А.
Должность, место работы: учитель химии МКОУ «Симбирская СОШ»
2.2 Химические свойства простых веществ……………………………..13-15
2.3 Химические свойства оксидов……………………………………….16-18
2.4 Химические свойства гидроксидов и кислот……………………….19-21
2.5 Химические свойства солей…………………………………………22-24
2.6 Качественные реакции на ионы и признаки реакций……………...25-27
2.7 Практико-ориентированное задание (№22) с решением…………. 28-31
Список литературы………………………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………...33-37
Пояснительная записка
Основной государственный экзамен (ОГЭ) — это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов в 9-м классе школы. Подготовка к ОГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит результат наших учеников. Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Задания «мысленного эксперимента» традиционно вызывают затруднения, т.к. требуют учета особенностей проведения эксперимента, агрегатного состояния веществ, правильной интерпретации визуальных эффектов реакций.Основная задача тестирования- не только итоговый контроль, но и своевременная диагностика усвоения знаний. Для решения этой задачи в данном методическом пособии рассматриваются как теоретические основы, так и тестовые задания по разделам, а не по вариантам, так как выполнение заданий по вариантам не формирует общего подхода к их решению, наиболее эффективен поэлементный контроль знаний.
Данные методические рекомендации полностью соответствуют новому образовательному стандарту и предназначены для проверки уровня усвоения знаний по курсу химии основной школы и подготовки обучающихся к выполнению мысленного эксперимента (задание №22).
Цель: оказание методической помощи педагогам-практикам, обучающимся, репетиторам, родителямпо вопросу подготовки обучающихся к выполнению практико-ориентированного задания по химии.
Овладение опытом, предлагаемым данными методическими рекомендациями, может стать основой для создания подобных тематических тестов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по разным образовательным дисциплинам.
3
Часть 1. Краткий теоретический справочник
1.1Классификация неорганических веществ
Пример задания:
К простым веществам относится:
Аммиак
Графит
Вода
Угарный газ
4
1.2Классификация оксидов
Рассмотрим классификацию оксидов. Оксиды - это соединения кислорода с другими элементами. В зависимости от того, с каким элементом кислород образует соединение, оксиды делятся на основные, кислотные и амфотерные. Основные оксиды образуют металлы в степенях окисления +1 и +2, кислотные оксиды - неметаллы, переходные металлы или металлы с валентностью +3 или +4 образуют амфотерные оксиды.
Пример задания:
Основный оксид-это:
1)оксид фосфора (V)
2) оксид кальция
3) оксид углерода (IV)
4) оксид цинка
5
1.3Классификация гидроксидов
Гидроксиды - продукты соединения оксидов с водой. В зависимости от того, какой был оксид, гидроксиды делятся на основания, кислоты и амфотерные основания. Основные оксиды образуют основания, кислотные, соответственно, кислоты, амфотерные оксиды образуют амфотерные основания - вещества, проявляющие свойства и кислот и оснований. В свою очередь основания делятся на растворимые - щелочи, и нерастворимые.
Пример задания:
Формула щёлочи:
MgOHCI
NaCI
HCIO
KOH
6
1.4 Классификация кислот
Кислоты имеют различные классификации. Существуют кислородсодержащие и бескислородные кислоты. Отличие первых от вторых состоит в том, что первые содержат в своей молекуле кислород, а вторые состоят только из элемента и водорода (HCl, например). Бескислородные кислоты образуются непосредственно при взаимодействии элемента (Cl2) и водорода (H2), в то время как кислородсодержащие кислоты образуются взаимодействием оксидов с водой.
Классификация по основности подразумевает количество протонов, отдаваемое молекулой кислоты при полной диссоциации. Одноосновные кислоты диссоциируют с образованием одного протона, двухосновные - двух, и так далее.
Классификация по степени диссоциации показывает, насколько легко проходит диссоциация (отрыв протона от молекулы кислоты). В зависимости от этого различают сильные и слабые кислоты.
Пример задания:
Формула сернистой кислоты:
H2S 3) H2SO3
H2SO4 4) H2S2O7
7
1.5 Классификация солей
С оли делятся на средние, кислые и основные. В кислых солях присутствует протон, в основных - гидрокси-группа. Кислые соли представляют собой продукт взаимодействия избытка кислоты с основанием, основные соли - наоборот - продукт взаимодействия избытка основания с кислотой.
Пример задания:
Соли азотной кислоты называются:
Нитридами
Нитратами
Нитритами
Аммонийными
Подведем небольшой итог:
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород.
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид-ионов.
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотных остатков.
8
Часть 2. Тренировочные задания
2.1Классификация простых (сложных) веществ
Гидроксиду натрия соответствует формула
1)NaH
2)NaOH
3)NaHCO3
4)Na2CO3
Вещества, формулы которых — AI(OH)3 и HCIявляются соответственно
1) амфотерным гидроксидом и кислотой
2) амфотерным гидроксидом и солью
3) основанием и кислотой
4) основанием и солью
Вещества, формулы которых — SO3 и NaCIявляются соответственно
1) основным оксидом и кислотой
2) кислотным оксидом и солью
3) кислотным оксидом и кислотой
4) амфотерным оксидом и кислотой
К сложным веществам относится
1) иод
2) графит
3) воздух
4) сода
Названия только простых веществ записаны в ряду:
1) оксид магния, оксид серы(IV)
2) углекислый газ, угарный газ
3) железо, аммиак
4) алмаз, графит
9
Даны вещества: вода, кислород и аммиак. Среди них к сложным веществам относится(-ятся):
1) только вода
2) только кислород
3) кислород и аммиак
4) вода и аммиак
Даны вещества: сера, белый фосфор и азотная кислота. Среди них к простым веществам относится(-ятся)
1) только сера
2) только белый фосфор
3) белый фосфор и азотная кислота
4) сера и белый фосфор
Вещества, формулы которых — CaO и HNO3, являются соответственно
1) амфотерным оксидом и солью
2) основным оксидом и кислотой
3) основным оксидом и основанием
4) амфотерным гидроксидом и солью
Формулам NO иCu(OH)2 соответствуют названия
1) оксид азота(I) и гидроксид меди(I)
2) оксид азота(II) и гидроксид меди(I)
3) оксид азота(II) и гидроксид меди(II)
4) оксид aзотa(IV) и гидроксид меди(II)
Карбонат кальция и оксид калия являются соответственно
1) простым и сложным веществами
2) простыми веществами
3) сложным и простым веществами
4) сложными веществами
Хлороводород и водород являются соответственно
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Решение:
1. Fe + CuSO4 → FeSO4 +Cu↓
2. FeSO4 + 2NaOH → Na2 SO4 + Fe(OH)2↓
3. Для первой реакции: изменение окраски раствора, выпадение осадка красноватого цвета.
4. Для второй реакции: выпадение осадка зелёного цвета
5. Fe2+ + 2OH- →Fe (OH)2↓`
2.Даны вещества Mg, HCl(разб), Fe, Al, KOH, CuSO4. используя воду и необходимые вещества только из этого списка получите в две стадии гидроксид магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции
Решение:
1. Mg +2HCI→ MgCI2 + H2↑
2. MgCI2 + 2KOH → Mg(OH)2 ↓ + 2KCI
3. Для первой реакции: выделение газа
4. Для второй реакции: выпадение осадка белого цвета
5. Mg2+ + 2OH-→Mg(OH)2↓
3.Даны вещества: Fe, NaHCO3, HCl(р-р), CI2, NaOH, H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа (III). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Решение:
2Fe + 3CI2↑→2 FeCI3
FeCI3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCI
Для первой реакции: изменение цвета
Для второй реакции: выпадение осадка оранжевого цвета
Fe3+ + 3OH-→ Fe(OH)3↓
28
4.Даны вещества HNO3, AgNO3, Fe, Cu, NaOH, CuSO4 Используя необходимые вещества только из этого списка, получите гидроксид меди(II). Опишитеаапризнакипроводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции
Решение:
1. Cu +2 AgNO3→ Cu(NO3)2 +2Ag↓
2. Cu(NO3)2 +2NaOH →2 NaNO3 + Cu(OH)2↓
3. Для первой реакции: выпадение осадка серебристого цвета
4. Для второй реакции: выпадение осадка голубого цвета
5. Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2↓
5.Даны вещества:Cu, CuO, NaCl, HCl, AgNO3, Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Решение:
1. CuO + 2HCI→CuCI2 +H2O
2. CuCI2 + 2AgNO3 → 2AgCI↓ + Cu(NO3)2
3. Для первой реакции: изменение окраски раствора с чёрного на голубой
4. Для второй реакции: выпадение белого творожистого осадка
5. CI- + Ag+ → AgCI↓
6.Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: соляная кислота, растворы гидроксида натрия, нитрата натрия, нитрата бария, сульфата железа (II). Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций гидроксид железа (II).Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.
Решение:
FeSO4 +Ba(NO3)2 → BaSO4↓ +Fe(NO3)2
Fe(NO3)2 +2NaOH → Fe(OH)2↓ + 2NaNO3
Для первой реакции: выпадение осадка белого цвета
Для второй реакции: выпадение осадка зелёного цвета
Fe2+ + 2OH- → Fe (OH)2↓`
29
7.Данывещества: Cu, AgNO3,H2SO4,NaOH,H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид меди (II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение.
Решение:
1. Cu +2 AgNO3→ Cu(NO3)2 +2Ag↓
2. Cu(NO3)2 +2NaOH →2 NaNO3 + Cu(OH)2↓
3. Для первой реакции: выпадение осадка серебристого цвета
4. Для второй реакции: выпадение осадка голубого цвета
5. Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2↓
8.Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: цинк (гранулированный), оксид меди (II), раствор аммиака, раствор сульфата цинка, соляная кислота. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций оксид цинка.Опишите признаки проводимых реакций. Для первой реакции напишите сокращённое ионное уравнение.
Решение:
1.ZnSO4 +2NH4OH → Zn(OH)2↓ + (NH4)2SO4
2.Zn(OH)2↓→ZnO + H2O
3.Для первой реакции: выпадение осадка белого цвета
4. Для второй реакции: образование порошкообразного вещества белого цвета
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат кальция. Опишите признаки проводимых реакций.
Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.
Решение:
1.CaCI2 + Na2CO3 → 2NaCI + CaCO3↓
2.CaCO3↓ +2HNO3 → Ca(NO3)2 + CO2↑+H2O
3.Для первой реакции: выпадение осадка белого цвета
4.Для второй реакции: растворение осадка, выделение газа, образование воды.
5.CaCO3↓ + 2H+ → Ca2+ + CO2↑ +H2O
30
10.Данывещества: FeCl3, H2SO4, Fe, Cu, NaOH, CuSO4. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Решение:
1. Fe + H2SO4 → FeSO4 +H2↑
2. FeSO4 + 2NaOH → Na2 SO4 + Fe(OH)2↓
3. Для первой реакции: образование прозрачного, бесцветного газа, в 14,5 раз легче воздуха
4. Для второй реакции: выпадение осадка зелёного цвета
5. Fe2+ + 2OH- →Fe (OH)2↓`
31
Список литературы
Большой энциклопедический словарь, Химия.–М.:«Большая Российская энциклопедия», 1998
Добротин, Д.Ю.Тематические и типовые экзаменационные варианты,