Внеурочное мероприятие «Химическое состязание».Класс: 8
Цель: расширение знаний учащихся по предмету, развитие творческих способностей учащихся и коммуникативных навыков, пробуждение интереса к химии, воспитание сплоченности в классном коллективе.
Оборудование:
1.приборы и реактивы для опытов (см. в разделе «Занимательные опыты»)
2.карточки с баллами для жюри
3. карточки для конкурса пантомим
4. секундомер (песочные часы).
Ведущий:
Химия – это наука, умеющая творить чудеса. В этом чудесном определении химии, которое не вошло в учебники, нужно усвоить, что: химия – это наука, и, как всякая наука требует серьезного к себе отношения. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами. Секрет этой магии – знание химии.
Насколько же наши участники овладели этой магией? Мы сегодня с вами это увидим.
Итак, свои знания, умения, смекалку, находчивость, юмор готовы продемонстрировать команды: 8-А класса! Поприветствуем их! И команда 8-Б класса! Ваши аплодисменты!
По традиции первый конкурс «Приветствие».
Приветствие команды 8 –А класса:
Название команды - АЛМАЗ.
Девиз: алмаз – самый дружный класс,
мы заткнем за пояс вас!
Песня:
Сера моя – я твой калий,
ртуть ты моя – я твой таллий,
цезий ты мой – я твой барий,
литий ты мой – я твой натрий.
Стронций ты мой – я твой магний,
Кадмий ты мой – я твой скандий,
Ты плутоний – я твой никель,
Мы навсегда с тобою, химия!
Припев:
Я ночами плохо сплю
Потому что химию учу,
Потому что химию зубрю,
Потому что я давно ее люблю!
Сера моя- я твой калий.
Бронза моя – я твой барий,
Никель ты мой – я твой таллий,
Стронций ты мой – я твой радий.
Ты NaCl - я растворитель,
ты мой металл – я окислитель,
ты Н2О – я испаритель,
я ученик – Вы мой учитель!
Приветствие команды 8-Б класса:
Название: «алхимики»
Девиз: все загадки разгадаем,
И все формулы поймем,
Все тайны химии узнаем,
И сейчас мы вам споем!
Песня:
Химии, реакциям, кислотам мы поем.
За уроки химии с честью мы умрем.
Утром просыпаемся, пробирки мы берем,
Кофе нахимичим и быстренько уйдем.
А где-нибудь за городом идет кислотный дождь,
Мы опять химичим, а сердце все поет.
Девушки с оксидами, юноши с водой,
Люди в лаборантской кивают головой.
Припев:
А за окном мелькают дни,
Уже со счету сбились мы,
Ах реактивы вы мои,
Мои штативы и спирты.
А на дворе цветет весна,
Из-за гормонов не до сна.
Лежим и мучаемся мы
И все о химии мечты.
Группа поддержки:
Химию любим, в победу мы верим,
Наша команда – вперед к своим целям!
Слово жюри (оценка этого конкурса по 5-бальной системе).
2 конкурс- разминка
Каждой команде будет задано по 10 вопросов.
Отвечать может любой игрок. При незнании ответа капитан говорит «дальше». Отвечать сразу, время на обдумывание не отводится. За каждый верный ответ- 1 балл.
Вопросы команде 8-а класса.
1.самый легкий металл (литий)
2.оксид водорода (вода)
3.больше всего в воздухе содержится (азота)
4.вещества, ускоряющие химические реакции (катализаторы)
5.какой химический элемент называет себя лесом (бор)
6.с помощью какого газа делают воду газированной (углекислого)
7.какой газ имеет запах тухлых яиц (сероводород)
8. как удалить скорлупу с яйца, не разбив его (опустить в кислоту)
9.кто автор стихотворения и о ком оно:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
(Н.А. Некрасов о Ломоносове М.В)
10.какого цвета сера (желтого)
Вопросы команде 8-Б класса.
1.металл, жидкий при комнатной температуре (ртуть)
2.самый легкий газ (водород)
3.название какого элемента состоит из двух животных (мышьяк)
4.какая кислота находится в желудке человека (соляная)
5. какая жидкость получается из газов (вода)
6.с помощью какого насекомого производят расчеты в химии (моль)
7.чем обрабатываю ожог кислотой (раствором соды)
8. что в химии называют пестиком (предмет для измельчения веществ в ступке)
9. что общего между веществами хлор и хлорофилл (зеленый цвет)
10. в название какого элемента входит дерево (никель, дубний)
Слово жюри.
Ведущий: а сейчас свою находчивость и сообразительность продемонстрируют капитаны команд.
Задание: назвать лишнее в цепочке слов. Капитаны отвечают по очереди. Капитан, не давший ответа на вопрос, выбывает из конкурса. Капитану - победителю - 5 баллов.
1.стакан, тарелка, колба
2.катализатор, лакмус, фенолфталеин
3.кислород, углерод, водород
4.моль, грамм, бабочка
5.Менделеев, Павлов, Ломоносов
6.кальций, фтор, железо
7.сера, фосфор, калий
8.сернистый газ, углекислый газ, «веселящий газ»
9.мел, поваренная соль, едкий натр
10. КОН, С2Н5ОН, NaOH
11.азот, водород, хлор
12.серная кислота, азотная кислота, угольная кислота
Следующий конкурс - конкурс пантомим.Участникам необходимо изобразить формулу указанного вещества (Н2О, NO, СО2 итп). Пока команды будут готовиться за дверью, проведем конкурс болельщиков.
Задание – за 1 минуту написать как можно больше названий химической посуды и оборудования. По истечении 1 минуты листы сдаются на проверку жюри. Выигравшие болельщики принесут 1 балл своей команде.
Ведущий: итак, команды готовы показать свое задание. Жюри оценивает оригинальность и артистичность по 3-бальной системе.
В следующем конкурсе может участвовать любой участник команды, кроме капитана. Задание:зачеркнуть формулы, написанные на доске с ошибками, затратив на это не более 1 минуты. Участник, верно выполнивший задание приносит команде 3 балла.
Задание для команды «алмаз»:
K(OH)2, Ba(OH)2,HCl,H2SO4, NaCO3, Zn3PO4,CaSO4,MgO, SO2, C2, Al(OH)3, MgCl,
ZnO2, Na2SO4, H3PO4, N2, CO2 ,H3SiO3, KCl2 ,Ca(NO3)2.
Задание для команды «алхимики»:
KO2, Ba(OH)2,HCl,СuSO4, NaCO3, ZnS,KSO4,MgO, SO2, O2, Mg(OH)2, CaCO3, CO,
ZnO2, NaS, B2O3, N2, CO2 , H2SO3, KCl2 ,Ca(O H)2,PO, H2CO4 ,H2S, H3, NaOH
Ba3 (PO4) 2, AlOH.
Ведущий: и последний, самый интересный конкурс –домашнее задание. Команды подготовили и продемонстрируют нам инсценированные занимательные опыты. Жюри оценивает это задание по 5-бальной системе.
Занимательные опыты по химии
1.Сноп искр
Оборудование: щтатив с кольцом, треугольником, тигель, спиртовка.
Реактивы: 1 - 2 чайные ложки железа, уголь, перманганат калия.
Ход работы:
В тигель поместить смесь из равных количеств порошка железа, угля, перманганата калия. Тигель нагреть на спиртовке. Через какое-то время появляется сноп искр.
2.Фараонова змея
Реактивы: таблетки норсульфазола, сухое горючее.
Ход работы.
На мелкие кусочки сухого горючего положить таблетку норсульфазола, поджечь. Образуется "змея" ~25 см.
3.Фиолетовое облако
Оборудование: фарфоровая чашка, вата
Реактивы: магний порошок, йод кристаллический, вода.
Ход работы.
Магний смешать с йодом в соотношении 1:1. Добавить каплю воды (из ваты).
4.Самовозгорание.
Оборудование: фарфоровая чашка, стеклянная палочка.
Реактивы: перманганат калия, концентрированная серная кислота, этиловый спирт.
Ход работы:
Небольшое количество перманганата калия смешать с концентрированной серной кислотой, капнуть спиртом. Происходит самовозгорание смеси.
5.Обугливание сахара
Оборудование: стакан, стеклянная палочка.
Реактивы: концентрированная серная кислота, сахарная пудра, вода.
Ход работы.
Смешать 20 г сахарной пудры, 3 мл воды, 10 мл серной кислоты, оставить стеклянную палочку в стакане. Наблюдается обугливание массы и увеличение ее в объеме.
6.Кровавая рана.
Оборудование: скальпель, вата
Реактивы: хлорид железа(III), роданид аммония, фторид натрия.
Ход работы.
Смазать руку хлоридом железа(III),провести по ней скальпелем, смоченным в растворе роданида аммония - "сочится кровь". Излечивание раны - смазать раствором фторида натрия.
7.Окраска пламени борно-этиловым эфиром.
Оборудование: Колба круглая, тренога, пробка с трубкой, спиртовка, лучина
Реактивы: борная кислота, концентрированная серная кислота, этиловый спирт.
Ход работы:
В круглую колбу насыпать 5-10 г борной кислоты, затем прилить 50-100 мл этилового спирта, затем 5-10 мл концентрированной серной кислоты. Колбу закрыть пробкой с газоотводной трубкой. Смесь в колбе нагревать до кипения на сетке. Пары эфира поджечь у отверстия трубки. Наблюдаем ярко-зеленое пламя.
8.Дымный порох.
Оборудование: сетка асбестовая, лучина
Реактивы: 16 граммов нитрата калия, 2 грамма серы, 2 грамма угля.
Ход работы.
Cмесь поджечь лучиной. Сильное горение.
9.Вулкан.
Реактив: дихромат аммония.
Поджечь дихромат аммония.
Слово жюри. Подведение итогов, награждение победителей.
Литература.
1.Л.А.Савина. Я познаю мир: детская энциклопедия. Москва АСТ, 1995.
2.В.Н.Верховский. Техника и методика химического эксперимента в школе. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Ленинград, 1970.