kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное мероприятие для старшеклассников "Прогулка по ЭКОПАРКУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается внеурочное мероприятие по химии для учащихся старших классов «Прогулка по ЭКОПАРКУ» как одна из форм формирования экологической грамотности и культуры личности, и  воспитания чувства ответственности у учащихся для решения экологических проблем.В школе  среди прочих знаний формируется химическая культура, которая предполагает не только наличие у человека определенных знаний, убеждений, готовности, а также и его практических действий. Поэтому хочется разнообразить мероприятия, проводить их в интересной  для  современного школьника  форме.  Я предлагаю «симбиоз» (средств и серьезного глубокого содержания материала) интересной для молодого поколения формы занятия – станционную игру (станционная, потому что проходит по строго определенным этапам-станциям). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Задания для каждой игровой станции



  • «Дартс – клуб» – попасть дротиком в, понравившийся вам, шарик и ответить на вопрос, помещенный в шаре;

  • «Минное поле» - ответить на вопросы экологической викторины;

  • «Озеро удачи» - с помощью удочки (на конец веревки помещен магнит, а на рыбу – скрепка) «поймать» рыбку, на которой написана задача с экологическим содержанием, следует отметить, что размер рыбки указывает на сложность решения задачи;

  • «Тест – контроль» - необходимо ответить на вопросы теста, и определить уровень развития вашего экологического сознания;

  • «Экспериментальная» - провести опыт, согласно предложенной инструкции;

  • «Кинозал»- последний этап игры - представление творческих работ, проектов с экологическим содержанием.


Следует отметить, что на прохождение каждого этапа отводится не более 5 минут. Если кто-то справиться раньше, вашему вниманию предлагается книжная выставка, где можно познакомиться с новинками книгопечатания. Не следует торопить ваших товарищей – ждите освобождения этапа и уважайте других участников игры. По мере прохождения этапов игры, набранное количество баллов вносится в маршрутный лист, а по завершению всей игры, необходимо подсчитать общее количество баллов. Победителей ждут призы.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение № 1

Индивидуальное творческое задание группам


Основой для создания работы служат средства программы Microsoft Office PowerPoint , Publisher (мультимедийные презентации, буклеты и т.п.), а также литературное творчество (рассказы, стихи и т.п.).


Алгоритм работы по составлению

  1. Определите наиболее интересующий вас вопрос на тему: «Химия и экология».

  2. Подберите необходимую информацию.

  3. Составьте текст, раскрывающий суть вопроса.

  4. Придумайте сопроводительный уточняющий текст.

  5. Подберите иллюстративный материал, размер и тип шрифта.

  6. Скомпонуйте текст и иллюстрации с учётом сообраз­ности их размещения и удобочитаемости.

  7. Подготовьтесь к публичной защите.

Алгоритм публичной защиты

Подготовьтесь к публичному выступлению (имидж» репетиция перед зеркалом, проговаривание текста собесед­нику и т. д.).

Собственно защита-презентация:

  • назовите тему;

  • представьте план своего изложения;

  • определите время изложения;

  • выскажите основную идею темы;

  • обоснуйте достоинства темы;

  • кратко изложите содержание с включением цитат;

  • выскажите собственную позицию к содержанию по теме;

  • сделайте выводы;

  • ответьте на предложенные вопросы.

Рекомендации для публичного выступления

  1. Для хорошего выступления самое главное — ощуще­ние контакта с аудиторией.

  2. Чтобы казаться естественным, оратор должен, высту­пая перед слушателями затрачивать больше энергии, чем когда он говорит с одним человеком.

  3. Акцентируйте внимание на важных словах во фразе.

  4. Меняйте тон голоса и темп речи в зависимости от содержания выступления.

  5. Делайте паузу до и после важных мыслей, которые вы хотите подчеркнуть.

  6. Вкладывайте душу в свое выступление. Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность.

  7. Любой человек может произносить речь, если перед этим хорошо проработано её содержание.

  8. Многие факторы влияют на позитивное выступление например: выступающий смотрит поверх голов слушате­лей или в пол. Такое поведение убивает доверительную беседу и, в целом, публичное выступление.


Желаю творческих успехов!

Просмотр содержимого документа
«Приложение 10»

Приложение № 11 а (для членов жюри)

Эколого-психологический тест

«Развитость моего экологического сознания»

Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Позволяет определить склонность к экоцентризму или антропоцентризму.

Инструкция: Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.



Утверждения

Полностью согласен

Не уверен, что согласен

Не знаю

1. Высшую ценность представляет человек

0

2

1

2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.

2

0

1

3. Необходимо сохранять природу ради неё самой.

2

0

1

4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.

0

2

1

5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет, как продолжать их строить.

0

2

1

6. Сохраним природу для наших детей.

0

2

1

7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным.

0

2

1

8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.

0

2

1

9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.

2

0

1

10. Природа – это окружающая среда.

0

2

1

11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса.

2

0

1

12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса..

0

2

1

13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.

0

2

1

14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание «чистых» производств, принятие природоохранных законов.

0

2

1

15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов.

2

0

1

16. Природа полезна для человека.

0

2

1

17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия.

0

2

1

18. Бывают вредные и полезные жуки.

0

2

1





Оценочная шкала.

Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.

От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности, бесполезности и даже вредности её для человека.

Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами определяя свое поведение вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с экоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.



Приложение № 11б (для учеников)

«Развитость моего экологического сознания»

Инструкция: Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.



Утверждения

Полностью согласен с утверждением

Не уверен, что полностью согласен

Не знаю

1. Высшую ценность представляет человек

0

2

1

2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.

2

0

1

3. Необходимо сохранять природу ради неё самой

2

0

1

4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.

0

2

1

5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить.

0

2

1

6. Сохраним природу для наших детей

0

2

1

7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным

0

2

1

8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.

0

2

1

9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.

2

0

1

10. Природа – это окружающая среда

0

2

1

11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса

2

0

1

12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса.

0

2

1

13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.

0

2

1

14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями.

0

2

1

15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов.

2

0

1

16. Природа полезна для человека.

0

2

1

17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия.

0

2

1

18. Бывают вредные и полезные жуки.

0

2

1











Приложение № 11 в (для учеников)

Оценочная шкала.

Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.

От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности, бесполезности и даже вредности её для человека.

Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами определяя свое поведение вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с экоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.



3



Просмотр содержимого документа
«Приложение 11»

Приложение № 11


Методика проведения эксперимента для определения приближенного

значения рН почвенного раствора


Содержание исследования.

1. Приближенное определение рН среды раствора с помощью универсального индикатора.

Оборудование и реактивы.

Универсальная индикаторная бумага, штатив с пробирками, фильтр, воронка фильтровальная, лабораторный штатив.

Экспериментальная часть.

Приближенное определение рН среды раствора с помощью универсального индикатора.

В пробирку поместите почву (столбик почвы должен быть 2-3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1-2 минуты. Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте полученный почвенный раствор. Опустите в фильтрат полоски универсальной индикаторной бумажки, полученную окраску сравните с цветной шкалой или таковой на обложке упаковки. Полученное значение рН определяем с точностью до 0,5-1,0 единиц шкалы рН.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 »

Приложение № 2


ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ


1. Что такое кислотные осадки?
2. Какие вещества являются причиной выпадения кислотных осадков?
3. Каковы основные природные и антропогенные источники кислотообразующих выбросов?
4. Какие процессы происходят с оксидами серы и азота при попадании их в атмосферу?
5. К каким последствиям для водной системы приводит выпадение кислотных осадков?
6. Появление ионов каких химических элементов в воде приводит к гибели рыб? 7. Как влияют кислотные осадки на почву и почвенные микроорганизмы?
8. Как влияют кислотные осадки на численность популяций птиц?
9. Назовите основные способы предотвращения попадания кислотообразующих выбросов в атмосферу и ликвидации последствий закисления окружающей среды?

10. Какие вещества являются разрушителями озонового слоя?

11. В чем состоит двойственная роль химических средств защиты растений?

12. Что происходит с веществами, составляющими бытовой мусор?

13.Каковы основные направления безотходного производства?

14. Что такое парниковый эффект?



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение № 3

Кислотность почвы

Проникая в почву, атмосферная вода, содержащая в своем составе в незначительных количествах углекислый газ, аммиак, азотистую и азотную кислоты и т.п., превращается в почвенный раствор. Почвенный раствор принимает непосредственное участие в биохимических и физико-химических реакциях почвы, в обмене и круговороте различных веществ, а также в питании растений. По своему химическому составу почвенные растворы весьма различны: в них могут быть обнаружены различные неорганические соединения - нитраты, нитриты, сульфаты, сульфиды, карбонаты, бикарбонаты, хлориды, фосфаты, а также закисные соединения алюминия, марганца, железа и т.п. Кроме неорганических соединений, в почвенном растворе встречаются: креновая кислота и ее соли, сахара, растворимые белковые соединения, аминокислоты и т.п. Концентрация растворов солей зависит от климатических условий и от времени года.

В зависимости от содержания солей и кислот почвенный раствор по своей химической реакции может быть или нейтральным, или щелочным, или кислотным. Нейтральный раствор характеризуется наличием в почве щелочей, нейтрализующих почвенную кислоту. Излишки извести вызывают щелочную реакцию, наоборот, недостаток ведет к повышению кислотности почвы. В почвоведении принято считать три вида кислотности: активную, обменную и гидролитическую. В почве могут находиться в свободном состоянии как органические, так и неорганические кислоты. От их присутствия и зависит наличие активной кислотности. Увеличение степени кислотности почвы зависит также от содержания СО 2 в почвенном воздухе, наоборот, сокращению кислотности способствует наличие в почве карбонатов и бикарбонатов. Кислотность почвенных растворов выражают величиной рН. При анализе почвы в зависимости от величины рН устанавливают степень кислотности.

Разные почвы могут иметь рН от 4,5 до 10 и они подразделяются на шесть групп:

  • сильнокислые рН 3 – 4;

  • кислые рН 4 – 5;

  • слабокислые рН 5 – 6;

  • нейтральные рН 6 – 7;

  • слабощелочные рН 7 – 8;

  • сильнощелочные рН 8 – 9.

  • По значению рН можно судить о содержании в почве питательных веществ, а также о том, какие растения могут успешно расти на данной почве (таблица 1).

  • Таблица 1

Растения и рН

Растение

Значение рН

Люпин

4 - 6

Картофель, овес

4 - 8

Рожь, лен

4 - 7

Клевер, горох, пшеница, яблоня

5 - 8

Свекла, люцерна, фасоль, салат, черная смородина

6 - 8


Кислые почвы обычно менее богаты питательными веществами, поскольку хуже удерживают в себе катионы металлов, необходимые растениям. Например, попавшие в почву ионы водорода вытесняют из нее связанные ионы Са2+. А вытесненные из глинистых (алюмосиликатных) пород ионы алюминия в больших концентрациях токсичны для сельскохозяйственных культур. Для раскисления кислых почв используют их известкование – внесение веществ, постепенно связывающих избыток кислоты. Таким веществом могут служить природные минералы – мел, известняк, доломит, а также известь, шлак с металлургических заводов. Количество внесенного раскислителя зависит от буферной емкости почвы. Например, для известкования глинистой почвы требуется больше раскисляющих веществ, чем для песчаной. Если же почвы отличаются повышенной щелочностью, то для ее устранения проводят гипсование – внесение размолотого гипса

CaSO4 H2O.





1



Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение №


Маршрутный лист №1


Тест- контроль


(рекреация)


Баллы________

Минное поле

(каб. химии)


Баллы________

Дартс Клуб

(рекреация)


Баллы________













Общее количество баллов________________




Озеро удачи


(рекреация)


Баллы________


Кинозал


(каб. химии)

Баллы________

Экспери-ментальная

(каб. химии)


Баллы________










Маршрутный лист №2


Озеро удачи

(рекреация)


Баллы________

Тест- контроль

(рекреация)


Баллы________

Минное поле


(каб. химии)


Баллы________













Общее количество баллов________________




Экспери-ментальная


(каб. химии)


Баллы________


Кинозал


(каб. химии)


Баллы________

Дартс клуб

(рекреация)


Баллы________












Маршрутный лист №3


Экспери-ментальная


(каб. химии)


Баллы________

Озеро удачи

(рекреация)


Баллы________

Тест- контроль

(рекреация)


Баллы________













Общее количество баллов________________





Дартс клуб

(рекреация)


Баллы________

Кинозал


(каб. химии)


Баллы________

Минное поле

(каб. химии)


Баллы________












Маршрутный лист №4


Дартс клуб

(рекреация)


Баллы________

Экспери-ментальная


(каб. химии)


Баллы________

Озеро удачи

(рекреация)


Баллы________
















Общее количество баллов________________



Минное поле

(каб. химии)


Баллы________

Кинозал


(каб. химии)


Баллы________

Тест- контроль

(рекреация)


Баллы________












Маршрутный лист №5


Минное Поле

(каб. химии)


Баллы________

Дартс клуб

(рекреация)


Баллы________

Экспери-ментальная

(каб. химии)



Баллы________














Общее количество баллов________________



Тест- контроль


(рекреация)


Баллы________

Кинозал

(каб. химии)



Баллы________


Озеро удачи

(рекреация)


Баллы________











Просмотр содержимого документа
«Приложение 6»


Критерии оценок


  • «Дартс – клуб»

      • правильный и полный ответ - 3 балла;

      • ответ правильный, но содержит неточность – 2 балла;

      • ответ полный, но содержит ошибку - 1 балл;

      • отсутствие ответа -0 баллов.


  • «Минное поле» -

      • количество баллов определяется количеством пройденных этапов, максимально возможное – 6 баллов.



  • «Озеро удачи»

      • Уровень А

      • задача решена рациональным способом – 10 баллов;

      • задача решена, но допущена несущественная ошибка –8 баллов;

      • в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но существенные ошибки в математических расчетах - 6 баллов

      • имеются существенные ошибки в логическом рассуждении – 4 балла;

      • отсутствует всякий ход рассуждения, но составлено уравнение реакции – 2 балла;

      • отсутствие всякого ответа – 0 баллов.

      • Уровень Б

      • задача решена рациональным способом – 5 баллов;

      • задача решена, но допущена несущественная ошибка – 4 балла;

      • в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но существенные ошибки в математических расчетах - 6 баллов

      • имеются существенные ошибки в логическом рассуждении – 3 балла;

      • отсутствует всякий ход рассуждения, но составлено уравнение реакции – 1 балл;

      • отсутствие всякого ответа – 0 баллов.


  • «Тест – контроль»

      • количество баллов не идет в общий зачет. Определяют уровень развития вашего экологического сознания.


  • «Экспериментальная»

      • работа выполнена полностью, правильно, сделаны правильные наблюдения и соблюдены правила техники безопасности – 5 баллов;

      • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения, соблюдены правила техники безопасности, но допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием – 4 балла;

      • работа выполнена правильно, но допущена существенная ошибка в работе с веществами и оборудованием или в соблюдении правил техники безопасности – 3 балла;

      • в ходе экспериментальной работы допущены существенные ошибки – 2 балла;

      • отсутствие экспериментальной работы – 0 баллов.


  • «Кинозал»

      • материал имеет актуальное, глубокое научное представление, изложен в определенной логической последовательности, литературным языком и красочно оформлен - 10 баллов;

      • материал имеет актуальное, глубокое научное представление, изложен в определенной логической последовательности, литературным языком и красочно оформлен, но имеет несущественные ошибки в изложении или в представлении творческого проекта – 8 баллов;

      • материал имеет научное представление, изложен в логической последовательности, литературным языком, но при этом имеет ряд ошибок – 6 баллов;

      • при представлении материала обнаружено непонимание учащимися содержания творческого проекта, имеется существенные ошибки в оформлении, изложении и представлении – 4 баллов;

      • отсутствие творческой работы – 0 баллов.


Оценки


Макс. –34 балла

«5» - 27-34 балла

«4» - 20-27 баллов

«3» - до 20 баллов





3


Просмотр содержимого документа
«Приложение 7»

Приложение № 7 а

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ
ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ



1. Каким образом выбросы оксида серы(IV) металлургических заводов могут повлиять на численность глухарей, обитающих в лесах?


2. На заводе по производству азотных минеральных удобрений, расположенном вблизи реки Днепр, произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида азота(IV). К каким последствиям для обитателей водоема это может привести и как их можно предотвратить?



3. Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными?



4. Биоаккумуляцию каких веществ в водных организмах вызывает закисление водоемов? Каковы последствия этого процесса для водной экосистемы?


5. Приведите примеры современных способов очистки веществ в промышленности и быту.



6. Дайте понятия фреонам. Какова их роль в воздействии на атмосферу?

7. Что вызывает эвтрофикацию в водоемах?


8. Что происходит с веществами, составляющими бытовой мусор? Проследите «экологический путь» батарейки.



9. Дайте пояснения термину «безотходный процесс».



10. Перечислите парниковые газы.



11. Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?

























Приложение № 7 б

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ
ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

1. Каким образом выбросы оксида серы(IV) металлургических заводов могут повлиять на численность глухарей, обитающих в лесах?


Ответ. В результате работы металлургического завода в окружающую среду выбрасывается большое количество оксида серы(IV), который претерпевает в атмосфере следующие превращения:
а) взаимодействуя с влагой воздуха, превращается в сернистую кислоту:

SO2 + Н2O = Н2SO3;

б) окисляясь кислородом атмосферы, превращается в оксид серы(VI):

2SO2 + О2 = 2SO3;

в) оксид серы(VI) в атмосфере превращается в серную кислоту:

SO3 + Н2O = Н2SO4;

г) сернистая кислота окисляется в атмосфере до серной кислоты:

2SO3 + О2 = 2Н2SO4.

Эти кислоты выпадают в виде осадков на поверхность земли.
Глухари, обитающие в лесах, – гнездовые птицы, откладывающие яйца под открытым небом, поэтому их потомство будет подвержено воздействию кислотных осадков. При попадании агрессивных дождевых капель на кладку птиц скорлупа яиц будет разрушаться. Это можно описать уравнением химической реакции:

Таким образом потомство глухарей будет наиболее подвержено изменению погодных условий, а также воздействию различных болезнетворных микроорганизмов, что приведет к их гибели, а следовательно, и сокращению численности глухарей.


2. На заводе по производству азотных минеральных удобрений, расположенном вблизи реки Днепр, произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида азота(IV). К каким последствиям для обитателей водоема это может привести и как их можно предотвратить?

Ответ. Оксид азота(IV), попавший в атмосферу в результате аварии на очистных сооружениях завода по производству минеральных удобрений, будет растворяться во влаге воздуха, образуя кислоты:

Осадки, попадая в водоем, могут привести к гибели фито- и зоопланктона, моллюсков, ракообразных, различных видов рыб. Массовая гибель организмов, населяющих пострадавший водоем, будет причиной бурного роста и развития различных микроорганизмов, а также нарушит устоявшиеся пищевые цепи и повлияет на жизнедеятельность прибрежных птиц и млекопитающих. При значениях водородного показателя pH


3. Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными?

Ответ. Чтобы фосфаты были доступны для фитопланктона, они должны находиться в водоеме в растворенном состоянии. При возрастании кислотности среды в водоеме ионы тяжелых металлов и алюминия, легче реагируют с фосфатами, переводя их в нерастворимое состояние. Таким образом, фосфаты становятся недоступны для фитопланктона и водных растений:

Фитопланктоном питаются рыбы, моллюски, ракообразные, следовательно, его гибель приводит к сокращению их пищевой базы и снижению численностей их популяций.


4. Биоаккумуляцию каких веществ в водных организмах вызывает закисление водоемов? Каковы последствия этого процесса для водной экосистемы?


Ответ. Биоаккумуляция – прогрессирующее накопление загрязняющих веществ в тканях организмов, являющихся высшими звеньями пищевых цепей.
Закисление водоемов вызывает накопление в водных организмах ионов тяжелых металлов и алюминия, которые появляются в водоемах:

Это приводит к отравлению рыбы, моллюсков, ракообразных, фито- и зоопланктона и их гибели.

5. Приведите примеры современных способов очистки веществ в промышленности и быту.

Ответ. Современные методы очистки веществ: фильтрация, пыле- и газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), биологическая очистка (с помощью микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение, перевод веществ в малорастворимое или нерастворимое соединение, перекристаллизация, использование ионообменных колонок и т.д.



6. Дайте понятия фреонам. Какова их роль в воздействии на атмосферу?

Ответ. Фреоны – это фтор- или полифторуглеводороды, часто содержащие атомы хлора, реже – атомы брома. Эти газы или легкокипящие жидкости обладают уникальным набором свойств: химически инертны, негорючи, взрывобезопасны, нетоксичны, не растворяются в воде и растворяются в органических растворителях. Применение фреонов открыло новые возможности для хранения продуктов питания в промышленных и бытовых холодильниках, для хранения и дозирования жидкостей (в виде аэрозолей). Их используют также в системах автоматического пожаротушения и как растворители. Они оказывают влияние на озоновый слой.

7. Что вызывает эвтрофикацию в водоемах?

Ответ. Минеральные удобрения, в результате попадания в водоем вызывают эвтрофикацию. То есть неумеренное разрастание водной растительности (водоем со зловонной зеленой жидкостью).


8. Что происходит с веществами, составляющими бытовой мусор? Проследите «экологический путь» батарейки.



Ответ. Сухая батарейка, содержащая ртуть, покупается, используется по назначению и «выбрасывается». Но что происхо­дит с нею дальше? Сначала она попадает в мусорный контейнер. Затем контейнер отвозят на мусо­росжигательную станцию. Здесь ртуть нагревается, она образует ртутные пары, которые выбрасы­ваются через трубу. Ртутные па­ры токсичны. Ветер подхватывает их, и, в конце концов, они осажда­ются на землю с дождем или снегом. Попав, скажем, в реку или озеро, ртуть конденсируется и опускается на дно. Здесь ее пере­рабатывают бактерии, превращая в метилированную ртуть. Она растворяется в воде и поглощает­ся рыбой; поскольку ртуть не участвует в метаболизме, она на­капливается в органах и в мясе рыбы. Рыба вылавливается и съе­дается человеком, и ядовитая ртуть откладывается в его орга­нах. И так далее.

Вещи, ставшие бесполезными, просто «исчезают», когда их выбрасы­вают. Ничто не «исчезает», то или иное вещество просто перемещает­ся с места на место, происходит превращение одних веществ в дру­гие, оказывая влияние на жизнен­ные процессы любого организма, частью которого оно становится на некоторое время.


9. Дайте пояснения термину «безотходный процесс».


Ответ. Наиболее радикальный способ рационального использования при­родных ресурсов и защиты окру­жающей среды от выбросов про­мышленных предприятий — coздание технологических процессов. Сегодня многие предприятия, прежде чем выбросить промыш­ленные стоки и газы, пропускают их сквозь мощные отстойники, аэраторы, фильтры, циклоны и множество других устройств. Сегодня выделяют основные направления развития безотход­ных процессов: бессточные систе­мы, системы переработки отходов, принципиально новые физико-хи­мические процессы, устраняющие причины образования отходов, без­отходные территориально-промыш­ленные комплексы.

Например:

В настоящее время разработана технология пе­реработки сернистых нефтей, поз­воляющих получать весь ассор­тимент топлива, масел и других продуктов, не уступающих по ка­честву продуктам из несернистых нефтей. В результате каталити­ческой гидроочистки сернистые соединения извлекают в виде то­варного продукта — серы, более чистой и дешевой, чем природная сера. Возможно также получение серной кислоты. Реализация этих продуктов удешевляет переработ­ку нефти. Прекратилось выделе­ние сероводорода в атмосферу.

Вторичное использование ме­таллов. Металл, вып­лавляемый из металлолома, помо­гает решить проблему отходов и оказывается дешевле выплавляе­мого из руды. Каждая тонна метал­ла, полученная из металлолома, экономит до 3/4 электроэнергии, загрязнение воздуха уменьшается на 86%, расход пресной воды сни­жается на 25 т, сокращается коли­чество производственных отходов на 2,7 т.

В доменных газах и колошни­ковой пыли содержатся железо, свинец, кальций, магний, марга­нец, ртуть, медь, мышьяк.

Основной вид переработки до­менных шлаков — превращение их в гранулы с последующим исполь­зованием в промышленности строй­материалов. Важное экономичес­кое значение имеет применение шлаков в дорожном строительстве. Во мно­гих случаях сталеплавильные шла­ки превосходят по своим качествам гранитные материалы.


10. Перечислите парниковые газы.


Ответ. Водяной пар — основной естественный парниковый газ, ответственный более, чем за 60 % эффекта.

Углекислый газ (CO2)- источниками углекислого газа в атмосфере Земли являются вулканические выбросы, жизнедеятельность организмов, деятельность человека.

Метан (CH4)- основными антропогенными источниками метана являются пищеварительная ферментация у скота, рисоводство.

Озон (О3)

Оксид углерода (СО)

Фреоны


11. Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?

Ответ. Нефть - это природная горючая маслянистая жидкость, которая состоит из смеси углеводородов самого разнообразного строения. Их молекулы представляют собой и короткие цепи атомов углерода, и длинные, и нормальные, и разветвленные, и замкнутые в кольца, и многокольчатые. Кроме углеводородов нефть содержит небольшие количества кислородных и сернистых соединений и совсем немного азотистых. Нефть включает в себя большую и сложную группу жидких, газообразных и твердых углеводородов, т.е. соединения углерода и водорода, а также иных примесей (азот, кислород и серу). При горении нефти в атмосферу будет выделяться большое количество различных газов. Что непременно скажется на экологической обстановке района катастрофы.





4



Просмотр содержимого презентации
«Приложение 8»

Минное поле

Минное поле

Выберите вопрос! 4 3 5 6 2 1

Выберите вопрос!

4

3

5

6

2

1

Вопрос №1   После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использование реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите?       выльете свои реактивы туда же, куда и он объясните ему, почему этого не следует делать расскажете о его действиях учителю

Вопрос №1

  После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использование реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите?  

выльете свои реактивы туда же, куда и он

объясните ему, почему этого не следует делать

расскажете о его действиях учителю

Молодцы! Смело ступайте дальше. Вы заработали один бонус Далее…

Молодцы!

Смело ступайте дальше.

Вы заработали один бонус

Далее…

Хм...... Похоже у кого-то проблемы ..... Игра окончена

Хм......

Похоже у кого-то проблемы .....

Игра окончена

Выберите вопрос! 4 3 5 6 2 1

Выберите вопрос!

4

3

5

6

2

1

Вопрос №2  Мальчик разбил градусник в отсутствие родителей. Как ему следует поступить?   выбросить остатки градусника в ведро оставить все, как есть, до прихода родителей вызвать представителей СЭС

Вопрос №2

Мальчик разбил градусник в отсутствие родителей. Как ему следует поступить?

выбросить остатки градусника в ведро

оставить все, как есть, до прихода родителей

вызвать представителей СЭС

Молодцы! Смело ступайте дальше. Вы заработали один бонус Далее…

Молодцы!

Смело ступайте дальше.

Вы заработали один бонус

Далее…

Хм...... Похоже у кого-то проблемы ..... Игра окончена

Хм......

Похоже у кого-то проблемы .....

Игра окончена

Выберите вопрос! 4 3 5 6 2 1

Выберите вопрос!

4

3

5

6

2

1

Вопрос №3    Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле  старого кострища?       не обратили бы на него внимания очистили  бы берег, выбросив ведро в воду отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали бы его в землю

Вопрос №3

Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле старого кострища?    

не обратили бы на него внимания

очистили  бы берег, выбросив ведро в воду

отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали бы его в землю

Молодцы! Смело ступайте дальше. Вы заработали один бонус Далее…

Молодцы!

Смело ступайте дальше.

Вы заработали один бонус

Далее…

Хм...... Похоже у кого-то проблемы ..... Игра окончена

Хм......

Похоже у кого-то проблемы .....

Игра окончена

Выберите вопрос! 4 3 5 6 2 1

Выберите вопрос!

4

3

5

6

2

1

Вопрос №4  Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите?        скажете директору и, если он не примет мер, будете  активно действовать сами: сообщите рабочим, сотрудникам заводской газеты, соберете людей на митинг и т.д. сообщите  директору завода, чтобы он сам принял решение сделаете вид, что вам  ничего неизвестно о неисправности

Вопрос №4

Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите?

 

скажете директору и, если он не примет мер, будете  активно действовать сами: сообщите рабочим, сотрудникам заводской газеты, соберете людей на митинг и т.д.

сообщите  директору завода, чтобы он сам принял решение

сделаете вид, что вам  ничего неизвестно о неисправности

Молодцы! Смело ступайте дальше. Вы заработали один бонус Далее…

Молодцы!

Смело ступайте дальше.

Вы заработали один бонус

Далее…

Хм...... Похоже у кого-то проблемы .... Игра окончена

Хм......

Похоже у кого-то проблемы ....

Игра окончена

Выберите вопрос! 4 3 5 6 2 1

Выберите вопрос!

4

3

5

6

2

1

Вопрос №5 В колхозе из-за превышения нормы азотных удобрений, внесенных в почву, у двух человек произошло отравление нитратами. Как должен поступить председатель колхоза ?    сократить количество  вносимых в почву удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами посчитать происшествие случайностью запретить использование минеральных удобрений на колхозных полях

Вопрос №5

В колхозе из-за превышения нормы азотных удобрений, внесенных в почву, у двух человек произошло отравление нитратами. Как должен поступить председатель колхоза ?  

сократить количество  вносимых в почву удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами

посчитать происшествие случайностью

запретить использование минеральных удобрений на колхозных полях

Молодцы! Смело ступайте дальше. Вы заработали один бонус Далее…

Молодцы!

Смело ступайте дальше.

Вы заработали один бонус

Далее…

Хм...... Похоже у кого-то проблемы ..... Игра окончена …

Хм......

Похоже у кого-то проблемы .....

Игра окончена …

Выберите вопрос! 4 3 5 6 2 1

Выберите вопрос!

4

3

5

6

2

1

Вопрос №6   Один из путей защиты биосферы от загрязнения - очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективно, но дорогостоящи. Как вы поступили бы, если бы были директором крупного завода, и имели в своем распоряжении значительную сумму денег?    часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим вложили бы деньги в строительство очистных сооружений положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды, это выгоднее строительства очистных сооружений

Вопрос №6

  Один из путей защиты биосферы от загрязнения - очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективно, но дорогостоящи. Как вы поступили бы, если бы были директором крупного завода, и имели в своем распоряжении значительную сумму денег?  

часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим

вложили бы деньги в строительство очистных сооружений

положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды, это выгоднее строительства очистных сооружений

Молодцы! Смело ступайте дальше. Вы заработали один бонус Вы успешно справились со всеми заданиями.

Молодцы!

Смело ступайте дальше.

Вы заработали один бонус

Вы успешно справились со всеми заданиями.

Хм...... Похоже у кого-то проблемы .... Игра окончена

Хм......

Похоже у кого-то проблемы ....

Игра окончена


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное мероприятие для старшеклассников "Прогулка по ЭКОПАРКУ"

Автор: Пронченкова Елена Александровна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247990


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства