kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 9 класса «химические элементы на службе родине»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 9 – х классов, имеет широкую практическую направленность.

Цель мероприятия:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить знания по теме «Металлы», изучаемой в базовом курсе химии 9 класса; формировать умения работы с дополнительной литературой, популяризировать химическую науку как одну из составляющих цикла естественных наук;
  • развивать навыки проведения публичного эксперимента, уметь его комментировать, развивать логическое мышление учащихся;
  • воспитывать стойкий интерес к изучению химии, содействовать формированию химической речи, прививать культуру коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 9 класса «химические элементы на службе родине»»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ХИМИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

«ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ НА СЛУЖБЕ РОДИНЕ»


Т.С.Новак,

ГБОУ ЛНР «СГ №7», г.Стаханов

gimnaziya_7@mail.ru


Аннотация

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 9 – х классов, имеет широкую практическую направленность. Расширит знания учащихся по теме «Металлы», активизирует интерес к химии как к предмету.

Ключевые слова

Внеклассное мероприятие, занимательная химия, металлы

Цель мероприятия:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить знания по теме «Металлы», изучаемой в базовом курсе химии 9 класса; формировать умения работы с дополнительной литературой, популяризировать химическую науку как одну из составляющих цикла естественных наук;

  • развивать навыки проведения публичного эксперимента, уметь его комментировать, развивать логическое мышление учащихся;

  • воспитывать стойкий интерес к изучению химии, содействовать формированию химической речи, прививать культуру коммуникации.



План проведения мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Сообщения учащихся, сопровождающиеся показом химических опытов.

  3. Подведение итогов.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

О том, что «широко простирает химия руки свои в дела человеческие», говорил еще М. В. Ломоносов. Наша жизнь сегодня - наглядное тому подтверждение. Ведь все: от еды и одежды до интерьера в наших домах, средств коммуникации - это все химия. Сегодня, накануне Дня Победы, хотелось бы обратить внимание на тот вклад, который внесли химики в годы войны в дело оснащения армии, триумфальной победы в Великой Отечественной войне и продолжает работать на благо обороны, а значит и защиты мирной жизни людей. Трудно охватить весь материал, касающийся нашей темы. Это, по сути, вся таблица Д. И. Менделеева. Поэтому мы с ребятами выбрали наиболее известные металлы и хотим о них рассказать.



2. Сообщения учащихся, сопровождающиеся показом химических опытов.

Н Гидроген, №1. Простое вещество, образованное этим элементом, называется водород (Н2). В своем названии оно отражает важнейшее свойство - рождать воду при горении в кислороде.

2 + О2 → 2Н2О

Эта реакция не так уж безопасна, так как стехиометрическое соотношение компонентов (2:1) представляет собой «гремучую смесь», что само за себя говорит. Но горение мыльных пузырей вполне можем осуществить. - пропускаем водород через мыльный раствор и поджигаем образовавшиеся мыльные пузыри. Водород – самый легкий газ, его использовали для наполнения дирижаблей. Но когда в 1937 году взорвался немецкий дирижабль «Гинденбург», крупнейший в то время, - эра водородных дирижаблей закончилась. Водород заменили гелием. Жидкий водород – наиболее эффективное ракетное топливо.

Li Литий, №3. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития (LiН) стал стратегическим. Гидрид лития бурно реагирует с водой с выделением водорода

LiН + Н2О → LiОН + Н2

Добавка гидроксида лития LiОН в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляют сине-зеленый след.

Na Натрий, №1. Натрий применяется в авиамоторах для отводки тепла из клапанов, в сигнальных огнях. Перекись натрия используется в системах по очистке воздуха (на подводных лодках, где доступ чистого воздуха ограничен)

2Na2О2 + 2СО2 → 2Na2СО3 + О2

Ве Бериллий, №4. Бериллиевая бронза (сплав углерода и 1% бериллия) используется в самолетостроении. А сплав бериллия, магния, алюминия и титана незаменим в создании ракет и скорострельных авиационных пулеметов, впервые примененных в годы Великой Отечественной войны.

Какой химический элемент называют миллионером и почему?

С Карбон, №6. Карбон действительно называют миллионером, так как уже известно около 5 млн. его соединений. Это все виды топлива, горючие, смазочные и взрывчатые вещества, лаки, краски, мыла, лекарственные препараты, строительные материалы, каучуки, резина, пластмассы. Это вся органическая химия!

- работа с раздаточным материалом «Пластмассы», «Топливо», «Волокна», «Каучуки», работа со стендом «Многоотраслевая наука химия», где представлены органические вещества и предметы, прочно вошедшие в нашу жизнь. --демонстрируем «фараоновы змеи»

С12Н22О112SO4 конц) → 12C + 11Н2О

N Нитроген, №7. Этот элемент входит в состав взрывчатых веществ, таких как селитра, тротил, нитроглицерин, пироксилин. Нитраты (соли азотной кислоты) бария, стронция, свинца использовались как сигнальные огни, цветные ракеты.

- демонстрируем выжигание на бумаге: предварительно высушенный текст, написанный на плотной бумаге раствором селитры, нагреваем в пламени спиртовки.

Не Гелий, №10. Гелий используют для установки маяков, указывающим красно-оранжевым цветом путь морякам и воздушным кораблям.

А это- металл пиротехники!

Mg Магний, №12. На основе магния и алюминия изготовлялись прочные, сверхлегкие сплавы для самолетостроения. Магний использовался для сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, для изготовления зажигательных смесей.

- демонстрируем горение магния.

Какой металл называют крылатым?

Al Алюминий, №13. Алюминий называют «крылатым» металлом, так как его сплавы с магнием, марганцем, бериллием, натрием и кремнием используют в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для изготовления горючих и взрывчатых смесей.

- демонстрируем взаимодействие алюминиевой пудры с йодом в присутствии катализатора (капли воды)

Si Силиций, №14. Кремний- основа производства стекла, которое используется для изготовления различных оптических приборов –биноклей, прожекторов, прицелов.

- работаем с раздаточным материалом «Стекла»

Р Фосфор, №15. Фосфор входит в состав зажигательных смесей, дымовых шашек, спичек.

- демонстрируем горение красного фосфора.

4P + 5О2→ 2P2O5

Кстати, эту реакцию мы наблюдаем каждый раз, когда зажигаем спички, так как фосфор входит в состав смеси, нанесенной на боковую сторону спичечного коробка

5KClO3 + 6P → 5KCl + 3P2O5



S Сульфур, №16. Простое вещество сера необходимо при производстве черного пороха, каучука, резины. Сера входит в состав различных фармацевтических препаратов. Горит сера красивым голубоватым пламенем.

- демонстрируем горение серы в кислороде

S + О2 → SО2

О каком химическом элементе идет речь: «Убийца, спрятавшийся в солонке»?

Cl Хлор, №17. Хлор впервые использовали как химическое оружие во время Первой мировой войны. В 1915 году вблизи французского городка Ипр немецкие войска одновременно открыли 6000 баллонов с хлором. За 5 минут образовалось огромное, массой 180 т., белое облако, которое накрыло окопы англо- французских войск. Хлор поразил 15 тыс. солдат, из них-5 тыс. насмерть. В дальнейшем отравляющее вещество хлорорганического происхождения назвали «ипритом».

Название этого металла спрятано в названии судна, потерпевшего самую большую катастрофу в истории человечества.

Ti Титан, №22. Сплав титана (до 88%) с другими металлами идет на изготовление танковой брони. Другие сплавы используют для изготовления винтов самолетов, вертолетов. Титан применяют в радиотехнике. Соединение TiCl4 используют для дымовых завес.

V Ванадий, №23. Ванадий называют «автомобильным» металлом. Из ванадиевой стали изготовляют солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды, паровозные цилиндры, тормозные колодки, глиссеры, гидросамолеты, морские корабли.

Cr Хром, №24.Хромовые стали нужны для изготовления огнестрельных орудий, броневых плит, корпусов подводных лодок, пружин, шарикоподшипников.

- демонстрируем «вулканчик»

(NH4)2Cr2O7 → Cr2O3 + N2 + 4H2O

Cr2O3 входит в состав пасты для чистки медных изделий, в том числе медных пряжек на солдатских ремнях.

Этот металл связан с «Кутубским чудом»

(в Индии Кутубская башня, изготовленная из сплава железа, не ржавеет уже более века)

Fe Феррум, №26. Более 90% всех металлов, которые использовались в годы Великой Отечественной войны, приходится на железо. Fe- главная составная часть чугунов и сталей. Сколько этого металла было сброшено в снарядах, бомбах, минах и гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только бомбы, война и разрушение. Железо –металл созидания! Fe – основа всей черной металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения и других грандиозных инженерных сооружений.

- демонстрируем набор «Сплавы»

Со Кобальт, №27. Кобальт называют металлом чудесных жаропрочных и острорежущих сплавов. Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

Ni Никель, №28. Из сплава никеля с железом изготовляют сердечники для телефонных аппаратов. Сплавы никеля с Fe, Co, Cr, Cu, Zn, Mn, C – идут на изготовление корабельной брони.

Cu Купрум, №28. В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав Cu(90%)и Sn(10%) является пушечным. Сплав Cu(68%)и Sn(32%)- латунь, которая использовалась для изготовления гильз, артиллерийских снарядов и патронов. Сплав Cu, Zn, Sn- морские латуни.

- демонстрируем «превращение железного гвоздя в медный»

Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu

Zn Цинк, №30. Более половины добываемого цинка расходуется на изготовление оцинкованного железа и оцинкованной проволоки для канатов. Сплавы баббит и гарт используются в полиграфической промышленности. Соединения цинка используются в фармацевтической и лакокрасочной промышленности.

Ge Германий, №32. Без германия не было бы радиолокаторов. В начале Великой Отечественной войны советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов. Эти генераторы работали на основе свойства германия превращать тепловую энергию в электрическую.

Sr Стронций, №38 Стронций окрашивает пламя в красный цвет, поэтому использовался в сигнальных ракетах, «участник» салютов и фейерверков.

Zr Цирконий, №40. Смесь металлического циркония с горючими веществами применяется для изготовления осветительных ракет. Циркониевая сталь используется для изготовления броневых плит и щитов.

Mo Молибден, №42. Молибден называют «военным» металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавлением молибдена очень прочны, из них изготовляют стволы орудий, винтовок, ружей. Введение молибдена в состав сталей, в сочетании с хромом и вольфрамом, необычайно повышает их твердость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка; из нее изготавливали клинки, сабли, мечи, ножи.

Государство в Южной Америке носит имя этого элемента.

Ag Аргентум, №47. Аргентум (простое вещество-серебро) в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны). Зеркала применяли врачи, сигнальщики, подводники. Обеззараживающие свойства серебра и его соединений используются в медицине, в фильтрах для очистки питьевой воды.

-проводим «реакцию серебряного зеркала» c формалином

НСНО + Ag2O(NH3) → HCOOH + 2Ag↓

Этот металл может болеть чумой

Sn Станнум, №50. Олово называют металлом «консервной банки». Сплав олова с другими металлами используют для изготовления подшипников. Хлорид олова (ІV) – жидкость для дымовых завес.


Ва Барий, №56. Барий дает зеленое пламя, что используется в сигнальных ракетах, салютах.


La Лантан, №57. Сплав лантана, церия и железа дает так называемый кремень, который использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно и ночью наблюдать за их полетом). Лантановые стекла применяются в полевых оптических приборах.


Этот элемент древние алхимики изображали в виде волчьей пасти

W Вольфрам, №74. Из вольфрамовых сталей изготовляют танковую броню, оболочки торпед, снарядов, наиболее важные детали самолетных двигателей. Вольфрам - самый тугоплавкий металл, поэтому используется для изготовления нитей накаливания в электрических лампах.


Pb Плюмбум, №82. Простое вещество – свинец. С тех пор как изобрели огнестрельное оружие, из свинца начали отливать дробь, пули для ружей, винтовок, пистолетов. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом. Азид свинца Pb(N3)2- взрывчатое вещество.


U Уран, №92. Величайшее достижение науки- овладение атомной энергией -породило величайшую трагедию человечества. Первая атомная бомба (урановая) была создана в США и сброшена на город Хиросиму 6 августа 1945 года. Но безгранична мирная перспектива использования урана: атомные электростанции, ледоколы на атомных двигателях, подводные лодки и многое другое.


Pu Плутоний, №94. Первая плутониевая бомба была изготовлена в США. 9августа 1945года была сброшена на г. Нагасаки. ЕЕ взрыв повлек десятки тысяч смертей и сотни тысяч тяжелых увечий. Последствия взрыва сказываются и сейчас на новых поколениях.


3.Подведение итогов.

Сегодня вы убедились в том, насколько многогранна и интересна наука химия. Хочется поблагодарить учащихся 9 класса за огромный труд, вложенный в подготовку и проведение этого мероприятия. В нашей библиотеке, в кабинете есть много интересной научной и популярной литературы по химии. Интересуйтесь, изучайте, обращайтесь по интересующим вас вопросам. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!



Список использованных источников

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. _ М.: Просвещение,1980.

  2. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. _ Волгоград: Учитель, 2003.

  3. Василега Н.Д. Занимательная химия_ 2-е издание, переработанное и дополненное _ К.:Рад. школа, 1989.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Новак Татьяна Саввовна

Дата: 30.11.2017

Номер свидетельства: 441537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства