kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Химико-литературный турнир "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химико-литературный турнир.

Цель: Повторить, углубить и расширить знания учащихся по химии, биологии и литературе. Формирование и развитие познавательного интереса к предметам, развитие эрудиции, умений сравнивать и сопоставлять. Повышение уровня эстетического воспитания обучающихся, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, электронная версия турнира, призы и подарки.

Правила проведения турнира.

В этом турнире принимают участие 2 соревнующие сборные команды обучающихся старших классов (8- 11кл). Ведущие раздают комплект карточек с №  от 1до6 двух цветов. Участники выбирают их  и прикалывают номерки булавками. Таким образом, проводится жеребьевка. Перед каждым этапом турнира ведущий напоминает участникам правила игры и оценки участников. Правильный ответ 1 балл, выдаются соответствующие жетоны. В конце игры при подсчете определяется команда победителей турнира и ведется награждение.

1 тур.

Вопрос 1.

Что доказывает Лукреций Кар в поэме      «О природе вещей» этими строками: 

«.Далее, запахи мы обоняем различного рода, хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.И, наконец, на морском-берегу,   разбивающем волны, платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает.»(доказывает существование невидимых частиц, говорится о диффузии молекул)

Вопрос 2.

О каком газе пишет Ж. Верн в произведении «Опыты доктора Окса»:

«.Этот газ совершенно бесцветный, лишенный запаха, вдыхаемый в большом количестве, вызывает ряд серьезных нарушений в организме. Человек, живущий в атмосфере, пересыщенной им, приходит в крайнее возбуждение и быстро сгорает».(Это кислород)

Вопрос 3.

О каком веществе так эмоционально и красочно говорит    А. С. Экзюпери в произведении «Маленький принц»:

«Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются не ведая, что ты такое. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились»(Вода).

Вопрос 4.

На знании, какого свойства воды основывались подпольщики в романе А. Фадеева «Молодая гвардия»:отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего «трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала».(способность расширятся при замерзании)

Вопрос 5.

А. Ахматова пишет: «На рукомойнике моем позеленела медь, но так играет луч на нем, что весело глядеть».

Какой химический процесс происходит на рукомойнике?(Это окислительно-восстановительный процесс, образование защитной пленки-патины,т.е идет коррозия металла)

Вопрос 6.

Что объединяет все вещества о которых идет речь в поэме С. Кирсанова «Герань - миндаль -фиалка»: «И нитроглицерин, и бравый, с выправкой тринитротолуол.

и нетерпеливая нитроклетчатка»(это взрывчатое свойство этих веществ)

Вопрос 7.

Чему посвятил оду великий русский ученый М.В. Ломоносов:

«Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые его чуть ниже минералов. Приманчивым лучом, блистающим в глаза: не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.»(Стекло)

Вопрос 1.
Ночевала тучка ______ на груди утеса- великана.
(М.Ю. Лермонтов)(золотая )

Вопрос 2.

А орешки не простые, все скорлупки ______

(А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)(золотые)

Вопрос 3.

В багрец и  ______ одетые

леса.   (Пушкин. А.С. «Осень»)(золото)

Вопрос 4

Меня сумеешь ты назвать,

Для этого — ты должен знать,

Что первый слог - людей собою греет,

А слог второй - людей собирать воедино умеет.(Углерод)

Вопрос 5

Среди металлов самый славный

Важнейший древний элемент.

В тяжелой индустрии главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в пламенной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии

Он нужен всей стране родной.(железо)

Вопрос 6

От всех металлов отличаюсь и в медицине применяюсь,

Когда случайно я прольюсь, в блестящий шарик обращусь.(ртуть)

Вопрос 7

Металл я людям всем известный,

в быту и технике полезный,

А с медью разлившись — латунь я рождаю.

Железо от порчи всегда отражаю.(цинк)

Вопрос 8

Металл я самый тугоплавкий на планете. Тверже сплавов нет на свете,    

Кто я?

Тебе подскажу:

Как только лампочку включаешь, меня ты мигом накаляешь.(вольфрам)

Вопрос 9

Ты найдешь его везде:

в воздухе, парах, воде.

Входит он в состав веществ

и любых живых существ.

Это самый легкий газ,

с кислородом смесь дает,

Что взрывается тотчас.(водород)

Вопрос 1

Из чего была сделана скатерть в произведении Е.А. Федорова «Каменный пояс»?

Что вы знаете об этом материале?

Разыгрывая неловкость, Никита неожиданно опрокинул блюдо с жирной подливкой.

Царь поморщился: «Экий ты, братец, неловкий!» -усмехнулся Петр Алексеевич. «Ничего сей скатерти не станет. Разреши, государь выстирать ее огнем!» Никита бросил скатерть в пылающий камин. Быстро выгорели жировые и винные пятна, и Демидов выхватил ее из огня, встряхнул и снова покрыл стол.»(Скатерть сделана из асбеста)

Вопрос 2

В сказке «Мороз Иванович» есть следующие строки:

« - А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься? -А я затем в окошки стучусь, чтоб не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать; я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закроют не во время, когда не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит».

Почему нельзя закрывать трубу, когда не все угольки прогорели?(Образуется угарный газ,оксид углерода (II) токсичен)

Вопрос 3

В стихотворении С. Щипачева «Прачки» есть следующие строки:

«Бьется в корыте белая вьюга, сильные руки в воде горят.»

 Почему у женщин, долго занимающихся стиркой, руки опухшие, красные?(мыло –это соль щелочного металла и слабой орг.кислоты при растворен в воде идет гидролиз,при этом образуется щелочь которая разъедает кожу рук )

Вопрос 1

«Да! Это была собака, огромная черная, как

смоль. Из ее отверстной пасти вырывалось

пламя, глаза метали-искры, по морде и

загривку переливался мерцающий огонь. Я

дотронулся до этой светящейся головы и,

отняв руку, увидел что мои пальцы тоже

засветились в темноте. «Фосфор»,-сказал я».

В чем заключается химическая ошибка

автора «Собаки Баскервиллей»Конан Дойла? (Это белый фосфор он светится в темноте,он ядовит и самовоспламеняется на воздухе,если  им намазана собака то она получила бы ожоги)

Вопрос 2

Найдите ошибку в высказывании поэта С. Сельвинского:

«.Видишь мрамор? Это просто кальций. Мрамор. Химия. Породистый кристалл»(Это минерал мрамор СаСО3)

Вопрос3

В чем заключается ошибка

известной поэтессы Веры Инбер:

 «Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, - точно также мысль и чувство. образуют воздух, которым дышит поэзия»(Воздух.-это смесь газов,а не соединение)

Вопрос 4

В своем произведении «Путешествие к центру Земли» Жюль Верн допустил серьезный просчет с точки зрения химии. Найдите его и объясните химическим языком эту ошибку:

«Хэмфри Дэви.изготовил металлический шар из щелочных металлов.Когда этот шар слегка обрызгивали водой, поверхность его вздувалась, окислялась.шар до того раскалялся, что его нельзя было удержать в руке.»(Калий, натрий и др.щел. металлы нельзя брать в руки,т.к они взаимодействуют с кожей,они вызывают ожоги)

Вопрос 5

 В произведении У.Коллинз «Женщина в белом»

есть следующие строки: «Посмотрите, Габриэль,

сказала мисс Рэйчел и поднесла сверкающий

алмаз к солнечному лучу. Блеск, струившийся

из него, походил на сияние полной луны. Один

мистер Годфри сохранил самообладание

.снисходительно посматривая, то на алмаз, то

на меня, сказал: «Уголь, Беттередж! Просто

уголь, мой добрый друг!».

Объясните с химической точки зрения

ошибочность высказывания мистера Годфри (Алмаз это не уголь,а аллотропная модификация углерода)

Задание 1.

Ничего,ни здесь,другого,нет,ни там,в природе,в космических, глубинах,все,до планет,из,от, песчинок,элементов,малых, состоит,единых.

(С. Щипачев«Читая Менделеева»)

Задание 2.

Океана,ширь,и,пруда,тихая,

безбрежная,заводь,водопада, струя,и,фонтана,только,брызги, и,все,это,вода,только

(Л. Мартынов «Вода»)

Ответ на задание 1.

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет

 -Из элементов состоит единых.

Ответ на задание 2.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана.

И все это - только вода.

Подведение итогов турнира.Награждение победителей.

Ну вот и всё на сегодня…

Чтобы умным и талантливым вам быть

Непременно нужно химию учить!

Не расстраивайтесь сильно,

Если что-то не получится.

Просто каждая наука

Заставляет нас помучиться!

Все параграфы учите,

Но ни капли не зубрите.

Чтоб её не просто знать,

А ещё и ПОНИМАТЬ!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Химико-литературный турнир " »

Химико-литературный турнир.

Цель: Повторить, углубить и расширить знания учащихся по химии, биологии и литературе. Формирование и развитие познавательного интереса к предметам, развитие эрудиции, умений сравнивать и сопоставлять. Повышение уровня эстетического воспитания обучающихся, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, электронная версия турнира, призы и подарки.

Правила проведения турнира .

В этом турнире принимают участие 2 соревнующие сборные команды обучающихся старших классов (8- 11кл). Ведущие раздают комплект карточек с № от 1до6 двух цветов. Участники выбирают их и прикалывают номерки булавками. Таким образом, проводится жеребьевка. Перед каждым этапом турнира ведущий напоминает участникам правила игры и оценки участников. Правильный ответ 1 балл, выдаются соответствующие жетоны. В конце игры при подсчете определяется команда победителей турнира и ведется награждение.

1 тур.

Вопрос 1.

Что доказывает Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» этими строками:

«...Далее, запахи мы обоняем различного рода, хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают....И, наконец, на морском-берегу, разбивающем волны, платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает...»(доказывает существование невидимых частиц, говорится о диффузии молекул)

Вопрос 2.

О каком газе пишет Ж.. Верн в произведении «Опыты доктора Окса»:

«...Этот газ совершенно бесцветный, лишенный запаха, вдыхаемый в большом количестве, вызывает ряд серьезных нарушений в организме. Человек, живущий в атмосфере, пересыщенной им, приходит в крайнее возбуждение и быстро сгорает».(Это кислород)

Вопрос 3.

О каком веществе так эмоционально и красочно говорит А. С. Экзюпери в произведении «Маленький принц»:

«Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются не ведая, что ты такое. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились»(Вода).

Вопрос 4.

На знании, какого свойства воды основывались подпольщики в романе А. Фадеева «Молодая гвардия»:отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего «трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала».(способность расширятся при замерзании)

Вопрос 5.

А. Ахматова пишет: «На рукомойнике моем позеленела медь, но так играет луч на нем, что весело глядеть».

Какой химический процесс происходит на рукомойнике?(Это окислительно-восстановительный процесс, образование защитной пленки-патины,т.е идет коррозия металла)

Вопрос 6.

Что объединяет все вещества о которых идет речь в поэме С. Кирсанова «Герань - миндаль -фиалка»: «И нитроглицерин, и бравый, с выправкой тринитротолуол...

и нетерпеливая нитроклетчатка»(это взрывчатое свойство этих веществ)

Вопрос 7.

Чему посвятил оду великий русский ученый М.В. Ломоносов:

«Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые его чуть ниже минералов. Приманчивым лучом, блистающим в глаза: не меньше польза в нем, не меньше в нем краса...»(Стекло)

Вопрос 1.
Ночевала тучка ______ на груди утеса- великана...
(М.Ю. Лермонтов)(золотая )

Вопрос 2.

А орешки не простые, все скорлупки ______

(А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)(золотые)

Вопрос 3.

В багрец и ______ одетые

леса... (Пушкин. А.С. «Осень»)(золото)

Вопрос 4

Меня сумеешь ты назвать,

Для этого — ты должен знать,

Что первый слог - людей собою греет,

А слог второй - людей собирать воедино умеет.(Углерод)

Вопрос 5

Среди металлов самый славный

Важнейший древний элемент.

В тяжелой индустрии главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в пламенной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии

Он нужен всей стране родной.(железо)

Вопрос 6

От всех металлов отличаюсь и в медицине применяюсь,

Когда случайно я прольюсь, в блестящий шарик обращусь.(ртуть)

Вопрос 7

Металл я людям всем известный,

в быту и технике полезный,

А с медью разлившись — латунь я рождаю.

Железо от порчи всегда отражаю.(цинк)

Вопрос 8

Металл я самый тугоплавкий на планете. Тверже сплавов нет на свете,

Кто я?

Тебе подскажу:

Как только лампочку включаешь, меня ты мигом накаляешь.(вольфрам)

Вопрос 9

Ты найдешь его везде:

в воздухе, парах, воде.

Входит он в состав веществ

и любых живых существ.

Это самый легкий газ,

с кислородом смесь дает,

Что взрывается тотчас.(водород)

Вопрос 1

Из чего была сделана скатерть в произведении Е.А. Федорова «Каменный пояс»?

Что вы знаете об этом материале?

Разыгрывая неловкость, Никита неожиданно опрокинул блюдо с жирной подливкой...

Царь поморщился: «Экий ты, братец, неловкий!» -усмехнулся Петр Алексеевич. «Ничего сей скатерти не станет. Разреши, государь выстирать ее огнем!» Никита бросил скатерть в пылающий камин. Быстро выгорели жировые и винные пятна, и Демидов выхватил ее из огня, встряхнул и снова покрыл стол...»(Скатерть сделана из асбеста)

Вопрос 2

В сказке «Мороз Иванович» есть следующие строки:

« - А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься? -А я затем в окошки стучусь, чтоб не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать; я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закроют не во время, когда не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит».

Почему нельзя закрывать трубу, когда не все угольки прогорели?(Образуется угарный газ ,оксид углерода (II) токсичен)

Вопрос 3

В стихотворении С. Щипачева «Прачки» есть следующие строки:

«Бьется в корыте белая вьюга, сильные руки в воде горят...»

Почему у женщин, долго занимающихся стиркой, руки опухшие, красные?(мыло –это соль щелочного металла и слабой орг.кислоты при растворен в воде идет гидролиз ,при этом образуется щелочь которая разъедает кожу рук )

Вопрос 1

«Да! Это была собака, огромная черная, как

смоль.. Из ее отверстной пасти вырывалось

пламя, глаза метали-искры, по морде и

загривку переливался мерцающий огонь. Я

дотронулся до этой светящейся головы и ,

отняв руку, увидел что мои пальцы тоже

засветились в темноте. «Фосфор»,-сказал я».

В чем заключается химическая ошибка

автора «Собаки Баскервиллей»Конан Дойла? (Это белый фосфор он светится в темноте,он ядовит и самовоспламеняется на воздухе,если им намазана собака то она получила бы ожоги)

Вопрос 2

Найдите ошибку в высказывании поэта С. Сельвинского:

«...Видишь мрамор? Это просто кальций. Мрамор. Химия. Породистый кристалл»(Это минерал мрамор СаСО3)

Вопрос3

В чем заключается ошибка

известной поэтессы Веры Инбер:

«Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, - точно также мысль и чувство... образуют воздух, которым дышит поэзия»(Воздух.-это смесь газов,а не соединение)

Вопрос 4

В своем произведении «Путешествие к центру Земли» Жюль Верн допустил серьезный просчет с точки зрения химии. Найдите его и объясните химическим языком эту ошибку:

«Хэмфри Дэви...изготовил металлический шар из щелочных металлов...Когда этот шар слегка обрызгивали водой, поверхность его вздувалась, окислялась ...шар до того раскалялся, что его нельзя было удержать в руке...»(Калий, натрий и др .щел. металлы нельзя брать в руки ,т.к они взаимодействуют с кожей ,они вызывают ожоги)

Вопрос 5

В произведении У.Коллинз «Женщина в белом»

есть следующие строки: «Посмотрите, Габриэль,

сказала мисс Рэйчел и поднесла сверкающий

алмаз к солнечному лучу... Блеск, струившийся

из него, походил на сияние полной луны. Один

мистер Годфри сохранил самообладание

...снисходительно посматривая, то на алмаз, то

на меня, сказал: «Уголь, Беттередж! Просто

уголь, мой добрый друг!».

Объясните с химической точки зрения

ошибочность высказывания мистера Годфри (Алмаз это не уголь,а аллотропная модификация углерода)

Задание 1.

Ничего,ни здесь,другого,нет,ни там,в природе,в космических, глубинах,все,до планет,из,от, песчинок,элементов,малых, состоит,единых.

(С. Щипачев«Читая Менделеева»)

Задание 2.

Океана,ширь,и,пруда,тихая,

безбрежная,заводь,водопада, струя,и,фонтана,только,брызги, и,все,это,вода,только

(Л. Мартынов «Вода»)

Ответ на задание 1.

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет

-Из элементов состоит единых.

Ответ на задание 2.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана.

И все это - только вода.


Подведение итогов турнира .Награждение победителей.

Ну вот и всё на сегодня…

Чтобы умным и талантливым вам быть

Непременно нужно химию учить!

Не расстраивайтесь сильно,

Если что-то не получится.

Просто каждая наука

Заставляет нас помучиться!

Все параграфы учите,

Но ни капли не зубрите.

Чтоб её не просто знать,

А ещё и ПОНИМАТЬ!!!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие "Химико-литературный турнир "

Автор: Андрусенко Татьяна Ивановна

Дата: 02.07.2015

Номер свидетельства: 222091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства