ХИМИЧЕСКИЙ БАТЛ
(для учащихся 8 класса)
Цель: Обобщение знаний.
Основные задачи: развитие познавательной активности обучающихся, формирование коллектива учащихся, воспитание выдержки, занятие досуга обучающихся.
Участвуют две команды.
Задания командам.
1. Выбирають капитана.
2. Придумать название, эмблему для своей команды.
3.Подготовить кроссворд об ученых и химических элементах.
Проведение вечера.
На сцену выходят двое ведущих, приветствуют собравшихся, объявляют о начале вечера, представляют состав жюри.
Председатель жюри приветствует всех участников, членов команд и болельщиков, объявляет, что каждый конкурс будет оцениваться по 5-бальной системе.
Ведущий приглашает капитанов на сцену, проводятся жеребевка.
1 конкурс. Представление команд (презентация) 1 мин.
2 конкурс. Конкурс домашнего задания (кроссворды об ученых и химических элементах) 3-5 мин.
3 конкурс. Разминка для команд (по одному человеку от каждой команды).
I. Найди лишнее: (1 мин.)
А) Н2; О2; СО2; Fе; N2;
(лишнее – СО2)
Б) Nа; К; Сu; Н; Li; О;
(лишнее – О)
В) Выделение теплоты, изменение окраски, появление запаха, образование осадка, замерзание воды, сгорание топлива (лишнее – замерзание воды).
II. Найдите формулы всех оксидов (2 мин), которые можно составить из записей в приведенных карточках. Число карточек равно числу оксидов. Запишите формулы этих оксидов.
Ca
S
O
O2
C
Al2
Mg
O3
N
Fe2
III. Если вы определите правильно химическую природу химических элементов, знаки которых приведены в таблице, то сумма ответов будет равна относительной молекулярной массе гидроксида натрия (Mr (NaOH)). Запишите эту сумму под таблицей. (1 мин).
Знак химического элемента
Металл
Неметалл
C
1
2
Ca
3
4
O
5
6
Al
7
8
N
9
10
H
11
12
IV. Составьте формулы и вычислите относительные молекулярные массы веществ. (1 мин).
1 команда.
НS (S- II); РН ( Р – III); Аl Cl ( Al – III)
Mr(H2S) = 34 Mr(РН3) = 34; Мr(AlCl3)= 133.5
2 команда.
NaS (S – II) PO (P- V) CuO (Cu – I)
Mr(Na2S) = 78 Mr(P2O3) = 142 Mr(Cu2O) = 144
V. Задача. Модель. (2 минуты)
Собрать шаростержневую модель молекулы по описанию.
4 конкурс. Командный.
Расставьте коэффициенты. (На местах). (2 мин).
I команда.
Н2 + N2 = NH3
Cu + S = Cu2S
Zn + O2 = ZnO
C + H2 = CH4
Mg + HCl = MgCl2 + H2
II команда.
Al + Cl2 = AlCl3
Li + O2 = Li2O
Mg + O2 = MgO
H2S + O2 = S + H2O
Fe2O3 + Al = Fe + Al2O3
Результаты жюри.
5 конкурс. «Самый быстрый». (3 мин).
При определении каждого следующего шага следует иметь ввиду, что можно выбрать только один из камней, непосредственно прилегающих к предыдущему.
Запишите этот путь под пирамидой в виде, например: SO3 → H2SO4 → и т.д.
SO3
СaSO4
H2SO4
CuSO4
H2CO3
Fe2O3
CH4
NO
H2O
C2H6
6 конкурс. Техника безопасности (2-3 мин).
Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось одно из правил техники безопасности, говорящее об осторожности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Запишите его под таблицей. Каждая клетка может быть использована только один раз.
Р
Б
А
В
К
О
Й
А
З
Я
Л
Н
О
С
И
К
Я
Е
Е
Т
Т
С
Л
Т
Ь
Е
У
Р
Т
О
А
В
Й
У
Д
У
В
Л
И
В
В
О
Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Запишите его под таблицей. Каждая клетка может быть использована только один раз.
Х
И
Р
Е
А
К
П
Р
О
Б
О
У
С
И
М
Е
И
И
Т
Я
З
Ь
А
В
К
В
Ч
Е
С
К
В
Ы
Н
Е
Л
Т
Ь
Н
А
7 конкурс. Конкурс капитанов (проведение опыта по инструкции).
При работе в химической лаборатории из-за нарушения Т/Б неопытным лаборантом разбились сосуды, в которых хранилась глюкоза и порошок железа.
Необходимо очистить глюкозу от примесей железа и стекла. Исследовать химические свойства ее раствора.
Для этого, вам предстоит с помощью оборудования выделить чистую глюкозу и провести опыт по инструкции.
Прилейте к раствору глюкозы (№1) объемом 2 мл. 4-5 капель раствора сульфата меди (II) (№2) и раствор гидроксида калия (№3) в объеме 12 капель. Перемешайте. Раствор должен изменить окраску. Отметьте цвет раствора. Образуется ли осадок?
Затем, нагрейте полученную смесь, соблюдая правила Т/Б. Что вы наблюдате? Сначала должен образоваться желтый осадок CuOH, который с течением времени изменяет свою окраску на ярко-красную (Cu2O).
Глюкоза при этом окисляется до глюконовой кислоты.
8 конкурс. Конкурс болельщиков. (Во время конкурса капитанов).
I. Блиц – турнир.
Команды отвечают по очереди.
1. Смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы вещества, входящих в смесь называют…. (однородными)
2. Вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами называются……(чистыми)
3. Явления, при которых данное вещество не превращается в другое, а обычно изменяется их агрегатное состояние называются……(физическими)
4. Мельчайшие неделимые частицы вещества называются ……. (атомы)
5. Вещества, которые образованы атомами разного вида называются ….(сложными)
6. Определенный вид атомов -……(химический элемент)
7. Условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов называется….(химической формулой)
8. Масса веществ. Вступающих в химическую реакцию равна массе образовавшихся веществ – это закон …(сохранения массы веществ)
9. Каждое химически чистое вещество независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же состав – это закон…….(постоянства состава веществ)
10. Реакция, при котором из одного вещества образуются несколько простых или сложных веществ,называется……(разложение)
2. «Крестики-Нолики».
Вы, конечно, умеете играть в «Крестики и нолики». В этой игре в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведенных в этих клетках.
Укажите выигрышный путь, который составляют в:
А) химические знаки элементов одного и того же периода;
Б) химические знаки элементов одной и той же главной подгруппы;
В) химические знаки элементов, находящихся рядом в периодической системе.
А)
Б)
Be
N
Si
Zn
Cl
Al
Al
Na
C
Be
Mg
Ca
Cl
Mg
Ge
Si
S
Na
В)
Mg
Ar
Fe
Na
K
N
Cl
Ca
O
3. Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которых приведены в левом столбце.
Запишите пары внизу в виде, например: 1д, 1б, 2е и т.д.
1) P2O5
а) Оксид серы (IV)
2) CO2
б) Оксид фосфора (V)
3) SO2
в) Оксид железа (II)
4) FeO
г) оксид меди (II)
5) K2O
д) Оксид углерода (IV)
6) CuO
е) Оксид калия
Проверка конкурса капитанов.
9 конкурс. Батл.
(демонстрируется фрагмент из мультфильма «ВУНШПУНШ» без звука, команды должны вредложить вариант своей озвучки на тему химического эксперимента).
Подведение итогов.