kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа Элективного курса по химии «Химия для любознательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширение круговора школьников и оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Элективного курса по химии «Химия для любознательных»»



















Рабочая программа

Элективного курса по химии «Химия для любознательных»

Срок реализации 1 год



Программу составила:

Климова Елена Николаевна

педагог дополнительного образования





















2025 год.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для элективного курса по химии составлена на основе программы элективных курсов «Химия для любознательных» 8-9 классов общеобразовательных учреждений коллектива авторов: Р.Г. Ивановой, М.В. Зуевой, Н.В. Лавровой, Е.П. Рощиной.

Программа опубликована издательством «Дрофа», 2007 г. – Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение/ авт.-сост. Г.А. Шипарева.

Программа рассчитана на 35 часов в 8 классе, из них для проведения практических работ выделены – 15 часов.

Данный курс направлен на развитие общей культуры учащихся, расширение и углубление предметных знаний по химии, на развитие общеучебных приемов интеллектуальной деятельности и познавательной активности; предназначен для ознакомления учащихся с дополнительными знаниями по истории химии.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи курса

Цели курса:

расширение кругозора школьников; оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи курса:

  • развитие и укрепление интереса к предмету;

  • совершенствование экспериментальных умений;

  • развитие мыслительных процессов, склонностей, способностей учащихся;

  • развитие умения самостоятельно получать знания.

Содержание данного элективного курса представлено тремя темами-модулями: «Вещества и материалы в нашем доме», «Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле», «Химия - наука экспериментальная».

Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире; информация об истории открытий, о необычных свойствах известных веществ; описание исследовательского химического практикума.

Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся, семинарские занятия, дискуссии и т.д. Важную роль играет химический эксперимент (демонстрационный и лабораторный), который будет и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций, и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в усвоении материала курса.

Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 ст.Незлобной» Георгиевского района Ставропольского края.

Общий объём учебного времени в 8 классах (основное общее образование) —35 учебных часов. Базисный учебный план для 8 классов ориентирован на 35 учебных недель в год. Программа. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение/ авт.- сост. Г.А. Шипарева. -М.: Дрофа, 2007 , рассчитана на 32 часа. В связи с этим в рабочую программу добавлено 3 часа в теме № 3, в практикум добавлены 2 теоретических урока «Техника лабораторных работ», «Качественный и количественный анализ» и итоговое занятие.

Учебно-тематический план



п\п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по плану

Тема 1. Вещества и материалы в нашем доме

10

10

Тема 2. Геохимические циклы в природе: вечное движение

химических элементов на Земле

10

10

Тема 3. Химия — наука экспериментальная. Практикум

12

15

Итого

32

35



Содержание курса



Тема 1. Вещества и материалы в нашем доме (10 ч)

История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски. Мыла и синтетические моющие средства (CMC). Чистящие препараты и пятновыводители.

Клеи, их состав и действие на разные материалы.

Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними.

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Демонстрации. 1. Физические свойства солей, используемые в быту (KMn04, CaC03, Na2C03, NaHC03, NaCl и др.). 2. Фильтрование загрязненной воды и показ ее прозрачности. 3. Образцы природных и искусственных строительных материалов. 4. Различные виды спичек. 5. Чернила для тайнописи. 6. Получение мыла. 7. Чистящие средства, пятновыводители и клеи.

Лабораторные опыты. 1. Жесткость воды и способы ее устранения в домашних условиях. Удаление накипи с внутренней поверхности эмалированной посуды. 2. Рассмотрение кристаллов солей с помощью лупы. 3. Распознавание солей (KMn04, NaCl, CuS04*5H20, СаС03 — мел в виде порошка и др.) по характерным физическим свойствам. 4. Затвердевание цемента (или гипса) при смешивании с водой. 5. Сравнение мыла и CMC по образованию пены. Подбор CMC, подходящих для определенного вида ткани и загрязнения. 6. Подбор средств для выведения пятен жира, ржавчины, фруктового сока с тканей. 7. Подбор клеев по справочной таблице для склеивания различных материалов (древесины, металлов, кожи, фарфора и др.).

Практические работы. 1. Как подобрать необходимые CMC для стирки в домашних условиях. 2. Удаление пятен



Тема 2. Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле (10 ч)

Предмет геохимии. Оболочки Земли. Химический состав земных сфер. Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых телах. Вода —

необходимое условие всех природных химических процессов. Геохимические процессы в океане. Круговороты углекислого газа, азота, кислорода.

Биогенные элементы — связующее звено между живой и неживой природой.

Расчетные задачи. Вычисление массовых долей химических элементов в соединениях, участвующих в природных геохимических циклах.

Демонстрации. 1. Горные породы и минералы. 2. Растворение в воде солей, газов (углекислого газа, аммиака). 3. Обнаружение кислорода,

выделяемого зеленым растением на свету.

Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие оксида углерода (IV) с гидроксидом кальция в растворе. 2. Получение гидрокарбоната кальция и

разложение его при нагревании. 3. Обнаружение карбонатов в горных породах (качественная реакция на карбонат-ион). 4. Определение рН почвенной вытяжки, растворов кислот и щелочей. 5. Распознавание солей натрия и калия. 6. Распознавание сульфатов, хлоридов.



Тема 3. Химия — наука экспериментальная.

Практикум (12 ч)

Техника лабораторных работ. Простейшие стеклодувные работы. Качественный анализ. Очистка воды перегонкой. Почвенная вытяжка и определение ее рН. Определение наличия ионов в почвенной вытяжке.

Количественный анализ. Определение загрязненности продукта (поваренной соли). Количественное определение масс продуктов реакции (при разложении малахита).

Определение концентрации хлора в сосуде иодометрическим методом. Получение, собирание и идентификация газов, монтаж приборов.

Практические работы. 1. Обращение со стеклом (сгибание стеклянной трубки, изготовление: пипетки; капилляров; простейших узлов; простейших приборов). 2. Очистка воды перегонкой. 3. Очистка воды от загрязнений. 4. Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН. 5. Определение степени засоленности почвы. 6. Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат-ионов в почвенной вытяжке. 7. Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов; проведение качественных реакций на аналитические группы катионов и анионов. 8. Количественное определение загрязненности вещества. 9. Определение массы оксида меди (И), обнаружение оксида углерода (IV) и воды, получаемых при разложении основного карбоната меди (малахита). 10. Определение концентраций хлора в воздухе йодометрическим методом. 11. Получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака), монтаж соответствующих приборов.

Разделение смеси веществ с помощью бумажной хроматографии.

Формы и средства контроля

1. Устные ответы.

2. Практическая деятельность.

3. Тестирование.

4. Уроки презентаций.

5. Работа в малых группах.

Требования к результатам обучения

После изучения элективного курса «Химия для любознательных» учащиеся должны:

знать физические свойства воды, виды воды, отличия в их составе и применении, способы предупреждения загрязнения воды бытовыми отходами, правила хранения и применения некоторых солей в домашних условиях, наиболее часто используемые строительные материалы в домашних условиях, их состав и назначение, условия горения и тушения горящих веществ, правила техники безопасности в работе с веществами, используемыми в быту, CMC, чистящие средства, пятновыводители, клеи, используемые дома, понятие «круговорот веществ в природе», или геохимический цикл;

оболочки Земли (сферы), примеры горных пород или минералов; биогенные элементы;

схемы круговоротов кислорода, углерода, азота, углекислого газа, воды;

сущность фотосинтеза, значение геохимических циклов, понятие электролит и неэлектролит, катион и анион, способы выражения концентрации (молярная и нормальная), способы очистки веществ (перегонка, фильтрование, адсорбция), понятие о рН растворов;

уметь вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; объяснять роль воды в жизни живых организмов;

характеризовать свойства солей, на основе которых их применяют в быту, различать их по внешнему виду;

характеризовать природные и искусственные строительные материалы, готовить раствор цемента;

объяснять различие свойств мыла и CMC, подбирать подходящие CMC с учетом ткани и вида загрязнения, применять простейшие чистящие средства, пятновыводители и клеи, используя справочные таблицы и сопровождающие их инструкции;

распознавать натрий, калий в соединениях, карбонат-, хлорид-, сульфат-ионы, определять рН растворов, пользоваться необходимым оборудованием, проводить различные лабораторные операции (нагревание, растворение, измельчение и очистка веществ).

Календарно-тематическое планирование

(32ч +3 ч)

п/п

Дата

Тема занятия

Тема 1. Вещества и материалы в нашем доме (10 ч)


История развития бытовой химии. Техника безопасности при выполнении лабораторных и практических работ по химии


Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие


Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений


Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма


Мыла и синтетические моющие средства (CMC). Чистящие препараты и пятновыводители


Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними


Практическая работа 1. Как подобрать необходимые CMC для стирки в домашних условиях


Практическая работа 2. Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств


Клеи, их состав и действие на разные материалы


Практическая работа 3. Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов

Тема 2. Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле (10 ч)


Предмет геохимии. Оболочки Земли


Химический состав земных сфер


Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых телах


Вода — необходимое условие всех природных химических процессов


Геохимические процессы в океане


Круговороты углекислого газа, азота, кислорода


Биогенные элементы — связующее звено между живой и неживой природой


Решение расчетных задач. Вычисление массовых долей химических элементов в соединениях, участвующих в природных геохимических циклах.


Решение расчетных задач. Вычисление массовых долей химических элементов в соединениях, участвующих в природных геохимических циклах.


Решение расчетных задач. Вычисление массовых долей химических элементов в соединениях, участвующих в природных геохимических циклах.

Тема 3. Химия — наука экспериментальная. Практикум (15 ч)


Техника лабораторных работ


Качественный и количественный анализ


Практическая работа 4. Обращение со стеклом (сгибание стеклянной трубки, изготовление: пипетки; капилляров; простейших узлов; простейших приборов)


Практическая работа 5. Очистка воды перегонкой


Практическая работа 6. Очистка воды от загрязнений


Практическая работа 7. Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН


Практическая работа 8. Определение степени засоленности почвы


Практическая работа 9. Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат-ионов в почвенной вытяжке


Практическая работа 10. Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов; проведение качественных реакций на аналитические группы катионов и анионов


Практическая работа 11. Количественное определение

загрязненности вещества


Практическая работа 12. Определение массы оксида меди (II),обнаружение оксида углерода (IV) и воды, получаемых при разложении основного карбоната меди (малахита)


Практическая работа 13. Определение концентраций хлора в воздухе йодометрическим методом


Практическая работа 14. Получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака), монтаж соответствующих приборов


Практическая работа 15. Разделение смеси веществ с помощью бумажной хроматографии.


Итоговое занятие

Итого:

35 часов

Литература.

1. Александровская Е. И. Историческая геохимия окружающей среды // Химия в школе. — 2001. — № 1. — С. 3.

2. Боровский Е. Э. Парниковый эффект и его последствия // Химия в школе. — 2002. — № 1. — С. 7.

3. Боровский Е. Э. Вода на Земле // Химия в школе. - 2002..- № 5. - С. 4.

4. Боровский Е. Э. Озоновый слой Земли: проблемы и прогнозы // Химия в школе. — 2000. — № 5. — С. 4.

5. Груздева Н. В., Лаврова В. Н., Муравьев А. Г. Занимательные опыты с веществами вокруг нас. — СПб.: Крисмас, 2003.

6. Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. — Ярославль: Академия К0, 2000.

7. Зуева М. В., Гара Н. Н. Школьный практикум по химии. 8—9 кл. — М: Дрофа, 1999.

8. Иванова Р. Г. Химия. 8—9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002. — С. 129-135.

9. Иванова Р. Г. Химия. 8—9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002. —С. 140-141.

10. Иванова Р. Г. Химия. 8—9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2003. — С. 270-274.

11. Колтун М. М. Земля. Экспериментальное учебное пособие. — М.: МИРОС, 1994.

12. Кузнецов В. И. Химия на пороге нового тысячелетия // Химия в школе. — 1999. — № 1. — С. 5.

13. Леенсон И. А. Занимательная химия. — М.: Рос-мэн, 2000.

14. Малышкина В. Занимательная химия. — СПб.: Тригун, 1998.

15. Мартыненко Б. В., Михалева М. В. Химия планетарных процессов // Химия в школе. — 2001. — № 7. - С. 3.

16. Муравьев А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум. — СПб.: Крисмас плюс, 2003.

17. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. — М.: Дрофа, 2004.

18. Турлакова Е. В. Определение показателей качества воды // Химия в школе. — 2001. — № 7. — С. 64.

19. Харлампович Г. Д., Семенов А. С, Попов В. А. Многоликая химия. — М.: Просвещение, 1992.__20. Харьковская Н. Л., Асеева 3. Г. Анализ воды из природных источников // Химия в школе. — 1997. — №3.-С61.

21. Шаброва Е. В. Современные экологические проблемы с точки зрения химика // Химия в школе. — 1997.-№1.-С. 14.

22. Штремплер Д. И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1996.

23. Энциклопедический словарь юного химика. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа Элективного курса по химии «Химия для любознательных»

Автор: Климова Елена Николаевна

Дата: 14.05.2025

Номер свидетельства: 669783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства