kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся с ОВЗ "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Методическая разработка внеклассного мероприятия  «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»   для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.                                                                                                      

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся с ОВЗ "Периодический закон Д.И. Менделеева"»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Цели:

  1. Активизировать и расширить субъектный опыт обучающихся.

  2. Мотивировать обучающихся на успех и творчество, коллективное и индивидуальное.

  3. Развивать аналитико-синтезирующее мышление, умение действовать самостоятельно.

  4. Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету положительное отношение к знаниям.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, доска с магнитами, карточки с заданиями, таблица для фиксации ответов, творческие работы обучающихся. Предварительная подготовка: на первых уроках темы преподаватель объявляет о предстоящем уроке - КВН, группа делится на две подгруппы.

При формировании команд, необходимо использовать смешанный состав обучающихся: 1-2 обучающихся с нарушениями слуха и несколько слышащих обучающихся.

Каждая подгруппа (команда) выбирает себе капитана. В дальнейшем капитаны готовят свои команды, а преподаватель работает с капитанами. Преподаватель нацеливает обучающихся на то, что должны знать и уметь к обобщающему уроку. В кабинете вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Предлагаются возможные темы рефератов. Интересные доклады поощряются дополнительными баллами при подведении итогов игры. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, девиз, готовит приветствие и домашнее задание.

При проведении мероприятий используется:

Для слабослышащих и слабовидящих обучающихся: презентация на экране телевизора (увеличенный шрифт). Ход мероприятия. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали прогрессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использованию их на благо человечества. В истории человеческих знаний немало человеческих подвигов. Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений – периодического закона Д.И. Менделеева. Мир сложен. Он полон событий, сомнений, И тайн бесконечных, и смелых догадок. Как чудо Природы Является гений И в хаосе этом Наводит порядок... Законы природы, открытые человеком, различны. Их трудно сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному – по возможности предсказания неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки. Многие ученые предсказывали существование и описывали неизвестные химические элементы, их свойства, основываясь на периодическом законе. 1-й ведущий: Соревнуются две команды: команда «Радон»

2-й ведущий: и команда «Неон» 1-й ведущий: В каждой команде по 4 человека. 2-й ведущий: Команды просим выйти на сцену. 1-й ведущий: Болельщикам из зала разрешается вносить поправки и добавления к ответам команд. За существенное дополнение жюри прибавит очко. 2-й ведущий объявляет состав жюри.

Ход соревнования.

I конкурс «Приветствие».

Во время приветствия каждая команда должна представить свое название, свой девиз, свою эмблему.

II конкурс «Разминка».

Преподаватель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднимет руку. За правильный ответ – три бала, за дополнение – 1 балл.

1. Кем и когда был открыт периодический закон?

2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?

3. Происхождение фамилии Менделеева.

4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удалось?

5. Какое высшее заведение окончил Д.И. Менделеев?

6. Кем и где работал Д.И. Менделеев?

7. Как читается периодический закон по Менделееву?

8. В чем вы видите значение периодического закона для науки?

9.Существование каких 11 химических элементов предвидел Менделеев?

Ответы:

1. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менделеевым по старому стилю 1 марта 1869 года, по новому стилю 17 февраля 1869 года. Этой работе Менделеев посвятил 15 лет непрерывного труда.

2. Менделеев родился 27 января 1834г. в Тобольске. В семье он был 17-ым ребенком. Его отец был директором гимназии, а мама управляла небольшим стекольным заводом.

3. В родословной записано «фамилию нередко давали учителя духовного училища, фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по созвучию «мену даю» вписал и отца под фамилией Менделеев».

4. Менделеев подал документы в медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше; он не выдержал первого испытания – присутствие в атомическом театре. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем.

5. В 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге с золотой медалью.

6. Профессор химии Петербургского университета, автор учебников по органической и аналитической химии.

7. Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

8. Периодический закон позволил ученым предвидеть ряд фактов и явлений. С помощью периодического закона стало возможным предсказание и открытие новых химических элементов, открытие радиоактивных изотопов, широко используемых в современной технике, медицине и сельском хозяйстве. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атома. Кроме того, в периодическом законе и периодической системе химических элементов проявляются общие законы развития природы, закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, всеобщая закономерность развития по спирали.

9. Галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний, франций, астат.

III конкурс «Расскажи мне обо мне».

Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточки с заданием.

1. Дать характеристику элементу №15, используя план характеристики.

2. Дать характеристику элементу №17

Пока команды коллективно выполняют задание, от каждой команды вызывается один человек для выполнения следующего конкурса.

IVконкурс «Составление формул».

Составьте и назовите формулы соединений, используя следующие карточки:


Fe2


Al2


(SO4)3


O3


Ca


H


Cl2


NO3

Подводятся итоги коллективного и индивидуального заданий. Итоги отражаются на доске.

V конкурс «Капитанов»

Мои соседи.

Необходимо указать знаком ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках химических элементов. Объясните свои результаты.

а) Be б) в) B

Na Mg Al Mg Mg А1 Si

Ca K Ca Sc Ga

Sr


Подводятся итоги конкурса Капитанов.

VI конкурс «Что в имени моем?»

Какие химические элементы названы в честь ученых, в честь стран и континентов?

Ответ:

Магний (Магнезия – город в Греции)

Гольмий (Стокгольм – от лат. Holmia)

Дубний (г. Дубна, Россия)

Германий (Германия)

Рутений (лат. Ruthtnia – Россия)

Полоний (Польша)

Плутоний (Плутон (планета))

Франций (Франция)

Нобелий (А.Нобель)

Гелий (Гелиос – солнце)

Борий (Нильс Бор)

Селен (луна)

Резерфордий (Эрнст Резерфорд)

Теллур (земля)

VII игра с болельщиками

1. Назовите о каких элементах идет речь.

а) Какой элемент всегда рад? (радон).

б) Какой неметалл является лесом? (бор).

в) Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных? (мышьяк).

г) Название кого химического элемента напоминает о веселом зрелище? (цирконий).

д) Какой металл по древней мифологии обречен на «вечные муки?» (тантал).

е) В состав какого металла входит новогоднее дерево? (никель).

ж) В каком металле содержится кость, из которой согласно Библии Бог создал Еву? (серебро).

2. Загадки.

1.Птичий мех, но не пух,

И без букв последних двух,

Плюс раствор для смазки ссадин,

Что сажают дети за день.

Вместе – ряд горизонтальный

Получаем моментально! (период)

2.Три буквы плода треугольного,

Две буквы от стола, от школьного,

«П» - между этими фрагментами,

Все вместе – столбик с элементами! (группа)

3.Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Свет зажег, нагрел утюг

... – наш лучший друг.

Если в атом он попал –

То, считай, совсем пропал.

Он с утра и до утра

Носится вокруг ядра (электрон)


3. Отгадайте ребусы.







Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.


1. Сликодор – без этого элемента не проживете и десяти минут. (Кислород.)

2. Мникрей– этот элемент ищите среди камней. (Кремний.)

3. Орребес – блестит, а не золото. (Серебро).

4. Цинвес – у этого элемента действительно большой удельный вес. (Свинец.)

5. Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня. (Углерод.)

6. Довордо – этот элемент входит в состав воздуха. (Водород.)




Подведение итогов.

Жюри объявляет команду победителей и вручает грамоты и призы самому находчивому участнику из команды болельщиков. Жюри отмечают лучшие творческие работы обучающихся.


Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.







Литература

  1. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера, 2007.

  2. Сергеева М.П. Внеклассная работа по химии: Вечера, факультативные и кружковые занятия. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.

  3. Химия в школе.1984. №1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Воинова Нина Анатольевна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410400

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства