Методическая разработка игрового занятия "Брейн-ринг по химии"
Методическая разработка игрового занятия "Брейн-ринг по химии"
Методическая разработка для учащихся, начинающих изучать химию, предназначена для дополнительного образования или внеклассного мероприятия. В игровой форме дети легче усваивают такой сложный предмет, как химия. Дух соревнования и тесная связь вопросов заданий с жизнью повышают мотивацию, интерес к предмету и творческую активность обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка игрового занятия "Брейн-ринг по химии" »
Брейн-ринг. Внеклассное мероприятие по химии
8 класс
Чернова Н.А., учитель химии
I. Оформление класса:
Над доской – плакат:
“ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ВСЕГО ИЗУЧАЙТЕ ХИМИЮ”
На доске размещены плакаты для конкурсов и написаны названия конкурсов:
Стихи о химии 6. Черный ящик
Аукцион знаний 7. Угадайте
Немое кино 8. Превращения
Ребусы 9. Кто первый?
5. Игра слов 10. Суперигра
На отдельной парте оформлена выставка работ учащихся, на которой представлены лучшие рефераты, доклады, поделки и рисунки.
II. Подготовка команд:
Команды располагаются на стульях вокруг своей парты каждая, но таким образом, чтобы всем участникам было видно доску. На парте у команд должен быть простой карандаш и эмблема с названием команды.
III. Подготовка жюри:
Из лучших учеников выбрано жюри (3 человека), которое представляется учителем перед началом конкурсов всем участникам и зрителям. Члены жюри заранее знакомятся со всеми заданиями конкурсов, правильными ответами и критериями оценок.
IV. Проведение конкурсов:
Порядок участия команд в каждом конкурсе можно разыгрывать жеребьевкой или первенством поднятия таблички с названием команды ее капитаном.
Перед каждым конкурсом учитель должен уточнять, как оценивается данный конкурс (высший балл, критерии). После каждого конкурса слово предоставляется жюри.
1 конкурс – Стихи о химии.
К этому конкурсу команды готовятся заранее (домашнее задание) и затем читают свои стихотворения. Вот одно из них:
Химия, химия – классный предмет!
Лучше химии предмета нет.
Учим мы здесь состав вещества
И получаем пятерки всегда!
2 конкурс – Аукцион знаний.
Учитель задает вопросы, а команды отвечают. Каждый правильный ответ приносит команде один балл, а неправильный ответ – наоборот, отнимает балл. (Часть вопросов была взята из школьной программы по химии, а часть из дополнительной литературы, например из книги “Занимательная химия”).
3 конкурс – Немое кино.
Командам предлагается в виде пантомимы изобразить круговорот воды в природе.
4 конкурс – Ребусы.
На альбомных листах нарисованы картинки, в которых зашифрованы названия химических элементов. Учитель поочередно их показывает, а команды отгадывают химический элемент.
5 конкурс – Игра слов.
Учитель задает вопросы:
– Какой элемент не имеет постоянной “прописки“ в системе Д. И. Менделеева?
– Какой элемент всегда рад?
– Какой газ утверждает, что он – это не он?
– Какой неметалл является лесом?
– Какой элемент состоит из двух животных?
– Какой элемент вращается вокруг Солнца?
– Какой элемент является настоящим гигантом?
– Какие химические элементы утверждают, что могут ”другие вещества рождать”?
– Название какого металла несет в себе волшебника?
– Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое был вынужден красить Том Сойер?
6 конкурс – Черный ящик
В ящике лежит упаковка поваренной соли. Учитель говорит, что здесь находится то, что у большинства народов издавна служило символом постоянства и нерушимой дружбы.
После того, как загадка будет разгадана, нужно сказать, что соль – это вещество, не изменяющееся даже в огне, не поддающееся порче, а наоборот, предохраняющее от нее продукты питания. Наши предки встречали гостей хлебом и солью.
7 конкурс – Угадайте…
Какое слово закрыто на табло? Карточки, на которых написано слово “ХИБИНЫ” перевернуты обратной стороной, как в игре “Поле чудес”.
Учитель дает пояснение.
Это месторождение называют Жемчужиной Заполярья. Это месторождение апатитов, нефелина и других ценных ископаемых: сфена, из которого добывают титан, ловчоррита, железных, ванадиевых и молибденовых руд.
Ученики могут отгадать слово целиком, что, конечно, сложно, а могут называть буквы.
8 конкурс – Превращения
Мы знаем, как превратить соль (медный купорос) в медь реакцией замещения. А теперь нужно превратить слово “соль” в слово “медь” и слово “медь” в “болт”, меняя в слове каждый раз по одной букве.
с
о
л
ь
м
о
л
ь
м
е
л
ь
м
е
д
ь
м
е
д
ь
м
е
л
ь
м
о
л
ь
б
о
л
ь
б
о
л
т
9 конкурс – Кто первый?
Командам раздаются пробирки (в штативах) с растворами хлорида бария и хлорида натрия, а также реактивы: серная и соляная кислоты и гидроксид натрия. Ученики определяют, в какой из пробирок находится каждая соль. Ответы нужно дать как можно быстрее.
10 конкурс – Суперигра
Каждая команда получает одинаковые карточки с предлагаемыми вариантами ответов на 5 вопросов. Правильный ответ нужно отметить после того, как учитель прочитает вопрос. После последнего вопроса карточки нужно сдать жюри.
Предлагаемые вопросы и ответы:
Какие известные два газа не ядовиты, но в них гибнут животные?
– Углекислый газ и кислород.
– Азот и кислород.
– Углекислый газ и азот.
– Кислород и аммиак.
Какие металлы называются благородными?
– Хром, золото, платина.
– Серебро, гафний, платина.
– Золото, серебро, молибден.
– Серебро, золото, платина.
Почему они так называются?
– Из них изготавливают украшения.
– Они пригодны для использования в медицине.
– Химически стойки и не вступают в реакции.
– Химически нестойки и вступают в реакции.
Оксиды каких из перечисленных металлов не применяются как краски?
– Оксид цинка – (цинковые белила)
– Оксид хрома (III) – (зеленый пигмент)
– Оксид свинца (IV) – (свинцовые белила)
– Оксид железа (II, III) – (мумия)
Что надо делать, если загорелось масло на сковороде?
– Тушить водой.
– Тушить солью.
– Ждать, когда сгорит.
– Закрыть сковородку крышкой.
После этого конкурса жюри проверяет правильность ответов и подсчитывает баллы за конкурс, а также подводит итоги. В это время учитель знакомит всех с составом каждой команды и объявляет, что все участники получат “пятерки” по химии, а команде-победительнице – по две “пятерки”. После объявления результатов участники получают призы.