В мероприятии принимают участие обучающиеся 7-9 классов. Двое учащихся 8 класса и один учащийся 9 класса, сдающий экзамен по химии готовят демонстрацию химических экспериментов и объясняют их, повторяя темы «Химические и физические явления», «Признаки химических реакций», «Химические свойства соединений».
Цель: познакомить учащихся 7 класса с предметом химии, дать представление о значении химии в жизни человека.
Задачи:
Обучающая: формирование знаний у учащихся о науке химии, химических превращениях.
Развивающая: совершенствование познавательного интереса учащихся, умения самостоятельной работы.
Воспитывающая: привитие интереса к химии, формирование представлений о роли химии для человека, развитие творческой активности школьников.
Образовательная технология: проектно-исследовательская деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Химия - добрая волшебница" »
Тема: «Химия - добрая волшебница»
В мероприятии принимают участие обучающиеся 7-9 классов. Двое учащихся 8 класса и один учащийся 9 класса, сдающий экзамен по химии готовят демонстрацию химических экспериментов и объясняют их, повторяя темы «Химические и физические явления», «Признаки химических реакций», «Химические свойства соединений».
Цель: познакомить учащихся 7 класса с предметом химии, дать представление о значении химии в жизни человека.
Задачи:
Обучающая: формирование знаний у учащихся о науке химии, химических превращениях.
Развивающая: совершенствование познавательного интереса учащихся, умения самостоятельной работы.
Воспитывающая: привитие интереса к химии, формирование представлений о роли химии для человека, развитие творческой активности школьников.
Образовательная технология: проектно-исследовательская деятельность.
Ход занятия:
I. Учитель: Добрый день. Сегодня вы приглашены в этот кабинет для того, чтобы ребята 7 класса познакомились с новым предметом, который в следующем году вам предстоит изучать, а ребята восьмого и девятого класса в этом помогут.
Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса. Но значит ли это, что чудес на свете не бывает? Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней. Если говорить о чудесах, то среди всех наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей, “индустрией чудесных превращений”.
Вопросы учащимся: А что изучает химия? (Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях).
А как называются явления, при которых происходят превращения одних веществ в другие? (Химические явления или химические реакции).
А какие явления называются физическими? Учащиеся отвечают.
Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции.
А вы можете привести примеры химических реакций? Для этого необходимо знать пять признаков химических реакций. Если хотя бы один из них наблюдается, то такое явление можно отнести к химическим. Карточки (чтение примеров химических и физических явлений).
Итак, мы теперь знаем, что изучает химия. А какова же роль химии в жизни человека? Она огромна. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаемы. Химия нас кормит, одевает и обувает. Мы постоянно имеем дело с моющими средствами, парфюмерией, средствами защиты от насекомых, продуктами питания. ( Образцы на демонстрационном столе). Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая. Однако, многие химические производства сопровождаются загрязнением окружающей среды различными вредными веществами. И виновны в этом люди, использующие достижения химии во вред себе и нашему общему дому – планете Земля. И чаще всего делают это из-за химической неграмотности. Поэтому, согласитесь, очень важно знать и правильно использовать достижения современной химии.
Сегодня вы увидите некоторые фокусы, которые вы сможете объяснить. Но прежде, чем приступить к выполнению опытов, мы должны познакомить вас с правилами техники безопасности. Вы должны знать, что можно делать в этом кабинете, а чего делать нельзя. (Учащийся 8 класса читает правила техники безопасности в кабинете химии.)
А сейчас, не забывая правила техники безопасности, проведем опыты, которые конечно объясним, а ребята 8 и 9 классов допишут уравнения химических реакций. (Листочки на столах)
II. Демонстрация опытов.
1. «Шесть стаканов». (Провидит и комментирует учащийся 9 класса).
В первом стакане – 100 мл воды, воду переливают во второй стакан, содержащий 2–3 кристалла хлорида железа(III), кристаллы растворяются. Этот раствор переливают в третий стакан, где находится 1 мл раствора гексацианоферрата(II) калия. Появляется голубая окраска вследствие образования берлинской лазури. Переливают голубой раствор в четвертый стакан, куда помещены 3–4 гранулы гидроксида натрия. При этом во всем объеме возникает бурое окрашивание, обусловленное гидроксидом железа(III). Содержимое четвертого стакана переливают в пятый стакан с 5 каплями раствора фенолфталеина. Раствор приобретает малиновую окраску. Эту жидкость переливают в шестой стакан, на дне которого – 5–6 капель концентрированной соляной кислоты. В результате нейтрализации щелочи кислотой фенолфталеин теряет окраску, но вновь появляется голубая окраска берлинской лазури.
8. С помощью самого распространенного вещества на Земле, можно проводить много химических опытов. А какое самое распространенное вещество на Земле?
Учащиеся: Вода.
Учитель:
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Знаете ли вы, что… (Читает учащийся)
- первый закон России об охране вод был написан Петром I;
- в человеческом организме среднего веса около 5 ведер воды;
- без воды нет жизни, ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться;
- без воды не может в зеленом листе образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества;
- вода – вечный двигатель живой и мертвой природы; вода осуществляет движение, регулирует температуру климатических зон и определяет климатические пояса;
- при испарении вода увеличивает свой объем в тысячи раз, поэтому она в виде пара используется для получения электричества на тепловых электростанциях;
- если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км;
- чистота и прозрачность байкальской воды – специфическая особенность Байкала как экосистемы – есть, в частности, результат ее биофильтрации рачками эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год.
Формула воды? Н2О. Проведем опыт с водой.
9. Опыт «Несгораемый платок» (Проводит учитель)
( Учащиеся приводят объяснение)
10. Примерзание стакана (Проводит учитель)
Раствор нитрата аммония (1:1) в химическом стакане устанавливаем на мокрую гладкую поверхность кусочка тонкой фанеры. Через некоторое время стакан примерзает к данной поверхности.
11.Опыт « Вулкан» (Проводит учитель)
Взять дихромат аммония и насыпать его горкой на асбестовую сетку. Сверху сделать «кратер», в который поместить небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт поджечь.
Учащиеся 8 и 9 классов сдают листочки с записями уравнений химических реакций к опытам № 3,6,7. Работы проверяют учащиеся, которые демонстрировали опыты.
Мероприятие заканчивается цитатой М.В. Ломоносова «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания».