kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему "Вклад ученых-химиков в разгром фашизма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вклад ученых Ленинграда. лесо-техническая академия.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Вклад ученых-химиков в разгром фашизма"»

ГБПУ «ВПТ"















РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ХИМИЯ»



По теме: «Жизнь и деятельность Марии Складовской-Кюри»





Исполнитель: Александрова Г.В.













Волжский 2018 г.



Содержание

Введение 3

1. Биография и научная деятельность 4

2. Наследники Марии и Пьера Кюри 8

3. Память о Марии Кюри 10

Заключение 10

Список литературы 11



































Введение.


Значение ядерной физики в жизни советского общества огромно. Она обогатила науку новыми знаниями и позволила глубже проникнуть в тайны природы. В эволюции человечества развитие атомной энергетики играет огромную роль. Сегодня слова «атомная энергия, радиоактивность» известны даже школьникам. Атом прочно вошел в жизнь человека. Те, кто расширял область человеческого познания, делали это открытие ценой собственной жизни. Мария Кюри вместе с мужем Пьером стояли у истоков ее возникновения. Они положили начало новой эре в истории человечества – эре изучения и применения атомной энергии.

Мария Кюри – физик и химик, педагог, общественный деятель. Среди ученых она пользовалась огромной популярностью и дважды становилась лауреатом Нобелевской премии. Человечество развивается благодаря науке. Многие считают, что открывать новые горизонты – удел мужчин. Но жизнь и деятельность Марии Кюри опровергла это.

Лауреат Нобелевской премии И.М.Франк писал: « Нельзя не чувствовать отвагу и твердость этой женщины, шедшей наперекор всем трудностям к поставленным ею целям. Ее мечта – это совсем не мечтательность. Это мечта деятельная, требующая напряжения воли и сосредоточения всех сил, мечта, претворяемая в жизнь. Это не только мечта о подвиге, но и сам подвиг».

В прошлом году исполнилось 150 лет со дня рождения Марии Кюри. Ее называли « женщина – легенда». Согласно опросу проведенному журналом «New Seientist» в 2009 году, Склодовская была названа самой вдохновляющей женщиной науки.

Цель реферата: ознакомиться с биографией, научными открытиями Марии Кюри, понять ее роль и место в науке

В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:

- изучить биографию Марии Кюри;

- ознакомиться с ее научными достижениями,наследием.


1. Биография.


Мария родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве в семье учителя. Она была пятым ребенком в семье. Ее отец преподавал физику, а мать была директором гимназии. Когда девочки исполнилось 11 лет, мать умерла от туберкулеза. Уже в школьные годы Мария отличалась исключительным трудолюбием, упорством и прилежанием. В 1883 году она с золотой медалью окончила русскую гимназию. Но интенсивные занятия подорвали ее здоровье. На семейном совете решили, что ей надо отдохнуть и отправили ее к родственникам в деревню .Еще в юном возрасте ей нравилось заниматься научной работой ,она с огромным желание работала в химической лаборатории у двоюродного брата. Менделеев, он был другом отца, увидев ее в химической лаборатории, предсказал ей блестящее будущее. Семья жила очень скромно, лишних денег не было.

Поэтому для того чтобы получить высшее образование, они с сестрой Броней договорились по очереди отработать гувернантками. Сначала работала Мари, а Броня училась на врача, затем Броня помогала ей.

В 1894 году Мария Кюри поступила на факультет естественных наук Пражского университета ( Сорбонны ). А в 1894 году она получает два диплома лиценциата – по физике и математике.

В этом же году она встречает Пьера Кюри. Это поистине была судьбоносная встреча. Он заведовал лабораторией при Муниципальной школе. Сблизившись на научной почве, через год они вступили в брак, а в свадебное путешествие отправились на велосипедах. К этому времени Пьер защитил докторскую диссертацию.

Вскоре у них родилась дочь Ирэн. К этому времени Мария получила звание

преподавателя, написала работу по магнитным свойствам закаленных сталей.

Следующая ступень – докторская диссертация. Надо было выбирать тему для диссертации. В 1896 году французский физик Анри Беккерель установил, что соли урана самопроизвольно испускают лучи неизвестного происхождения. Мари решила заняться изучением свойств этих солей. В марте 1898 года Пьер отложил все свои исследования и подключился к Марии. Он понял, что она находится на пороге грандиозного открытия.

После нескольких недель работы был получен первый результат – непонятное излучение атомного происхождения. Они исследовали и другие элементы, оказалось, что соединения тория также испускают подобные лучи. Мария предложила назвать это явление радиоактивностью, а уран и торий радиоэлементами.

Напряженная совместная работа дала блестящий результат. Они открыли полоний, а затем и радий. Мария и Пьер установили, что испускаемые лучи относятся к трем разным категориям: альфа, бета и гамма лучи. 26 декабря 1898 года во Французской Академии наук Кюри объявили об открытии радия и полония. Но открытие было теоретическим, надо было для подтверждения получить их опытным путем. Для этого в холодном сарае они переработали тонны руды. Четыре года тяжелой работы, в ходе которой они получали ожоги, которые они не связывали с радиацией. О вредном воздействии на организм тогда еще не было известно.

В сентябре 1902 года Мария и Пьер объявили, что им удалось получить одну десятую грамма радия. Полоний получить им не удалось, так как он оказался продуктом распада радия. Соль радия испускает голубоватое свечение и тепло. Цены на радиевые источники резко поднялись в цене. Его промышленное производство могло приносить высокую прибыль. А вот секрет его выделения был известен только Марии и Пьеру. Они должны были запатентовать методику и стать собственниками радия, но Мария сказала: «Радий принадлежит не мне, а всему миру». Супруги Кюри не стали оформлять патент на открытый ими радий , чтобы не препятствовать развитию новой сферы в промышленности и технике.

В 1903 году им, а также Анри Беккерелю присуждается Нобелевская премия по физики. Кроме того, Лондонское Королевское общество наградило их медалью.

В октябре 1904 года Пьер был назначен профессором физики в Сорбонне, а через месяц Мария стала заведующей его лабораторией. В декабре у них родилась вторая дочь, Ева.

Мария была счастлива. У нее было все: признание, любимая работа, достаток, любовь и поддержка Пьера. Но в 1906 году, в возрасте 47 лет, Пьер Кюри трагически погиб в результате несчастного случая на улице. Она осталась одна с ребенком на руках. Некоторое время находилась в депрессии, но затем, нашла в себе силы продолжить их общее дело. После гибели мужа Мария продолжает исследования прерванные смертью Пьера. Она преподает в Сорбонне и Севре, читает лекции по радиоактивности, выпускает в свет работы своего мужа.

В 1906 году Мария Кюри становится первой женщиной – преподавателем Сорбонны. Ей присвоили звание профессора и передали кафедру физики, созданную для Пьера. Она добивается строительства новой лаборатории, о которой так мечтал Пьер, ежегодно объявляет конкурс, проводит собственные исследования.

В 1910 году Мария Кюри выделила чистый металлический радий и тем самым доказала, что радий является химическим элементом. В этом же году она выпускает свой основной труд – «Руководство по радиоактивности», изготовила первый эталон радия, хранящийся в Международной палате мер и весов.

В конце 1910 года кандидатура Кюри была выдвинута на выборах во Французскую академию наук. За всю историю Французской академии наук ни одна женщина не была ее членом. После нескольких месяцев обсуждений ее кандидатура была отклонена на выборах большинством в 1 голос. А через месяц Шведская королевская академия наук присудила Марии Кюри Нобелевскую премию по химии за « выдающиеся заслуги в развитии химии: открытии элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого элемента». Она стала первым дважды лауреатом Нобелевской премии.

Но не все восхищались ее талантом и успехами, некоторые завистники не скрывали враждебных чувств к ней, стремясь ее очернить и уничтожить, они представляли ее иностранкой, явившейся в Париж с целью захватить высокое положение. Мария всегда гордилась своими польскими «корнями», но газеты всегда замалчивали ее польское происхождение и называли ее «посланницей Франции».

Все это подрывало и без того слабое ее здоровье. Она была на грани нервного срыва. Надо было что-то делать. И друзья решили увести ее на отдых в Италию. Два месяца она боролась с болезнью, затем операция на почках. Здоровье надолго оказалось подорванным. Вместе с дочерьми и известным физиком Альбертом Энштейном она предприняла путешествие пешком в Альпы. С Энштейном ее связывала двадцатилетняя дружба.

Светской жизни Мария не вела, очень редко ходила в гости, так как это было для нее утомительным и скучным. Она настолько была увлечена работой, что все остальное для нее не имело никакого значения, поэтому не искала ни светских связей, ни связей с влиятельными людьми.

Перед началом Первой мировой войны, в августе 1914 года, Парижский университет совместно с Пастеровским институтом учредили Радиевый

институт, в котором Кюри получила должность директора отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности. В этом институте профессор Клод Рего занимался изучением рака, а также лечением больных.

Началась Первая мировая война. Она не могла остаться в стороне и чем могла помогала армии. Все ее накопления пошли для покупки необходимого оборудования и создания в прифронтовой зоне рентген-аппаратов «на колесах». Мария стала руководителем подразделения радиологии при Красном Кресте и обучала военных медиков практическому применению радиологии, а именно, обнаружению шрапнели в теле раненных с помощью рентгеновских лучей. За четыре года она создала около 200 рентгеновских установок, тем самым, спасла или облегчала состояние не одной сотни раненых. Но, к сожалению, правительство Франции не заметила этого факта и благодарности за активное участие в помощи армии она не дождалась.

Закончилась война. Началась мирная жизнь и Мария вернулась в институт радия. Она продолжила свою исследовательскую работу, читала лекции в Испании, Италии, Бразилии,Англии, занималась общественной деятельностью, ездила за границу, принимала участие в создании института радия в своей любимой Варшаве, директором института стала ее сестра Броня, написала и опубликовала биографию Пьера Кюри.

В следствии того, что много лет Мария работала с радием, пренебрегая правилами техники безопасности, здоровье ее стало катастрофически ухудшаться. И 4 июля 1934 года она скончалась от лучевой анемии.Радий принес ей мировую славу, но забрал жизнь.


2. Наследники Марии и Пьера Кюри.


Несмотря на длительное воздействие радиации, у них родились две абсолютно здоровые дочери, Ирэн и Ева. Мария была заботливой и любящей матерью. Она хотела чтобы дети знали родной язык и для этого пригласила польских гувернанток. С детства девочки были приучены к самостоятельности. Всего в жизни они добились сами.

Старшая дочь Ирэн – ученый – химик, пошла «по стопам» родителей. Во время войны работала в госпитале, помогала матери делать рентгенограммы. После войны работала в институте радия. С 1921 года проводила самостоятельные исследования, а в 1925 году ей была присуждена докторская степень.

В 1926 году Ирэн вышла замуж за своего коллегу Фредерика Жолио. Их совместная работа в 1935 году увенчалась открытием искусственной радиоактивности и присуждением им Нобелевской премии по химии за «выполненный синтез новых радиоактивных элементов».

Через год она стала профессором Сорбонны, читала лекции, занималась общественной работой.

В 1946 году Ирен стала директором Института радия .

Умерла 17 марта 1956 году от острой лейкемии. Она разделила судьбу матери.

Вторая дочь, Ева, была пианистка, писательница, журналистка, музыкальный критик и общественный деятель

В 1937 году она написала книгу «Мадам Кюри» о жизни своей матери.

Во время Второй мировой войны она была военным корреспондентом, ездила по фронтам, писала очерки. Принимала активное участие в движении Сопротивления.

С 1952 года по 1954 год была советником Генерального секретаря НАТО. Вышла замуж за американского посла в Греции. Пятнадцать лет руководила Детским Фондом ООН.

С 1962 года по 1965 год руководила ЮНИСЕФ в Греции.

С 1958 года жила в Нью-Йорке. Там и умерла в возрасте 102 года.

Ирэн и Ева были очень разными. Каждая по –своему любили и заботились о матери. Но важно отметить, что до последних дней они были вместе с Марией, оберегали ее. Это были достойные наследницы Марии и Пьера.


3. Память о Марии Кюри.


Всю свою жизнь она не щадя своих сил и здоровья трудилась на благо человечества и ее труд увенчался успехом.В ее честь названы:

- минералы;

- онкологический центр;

- колледж и улица в Варшаве;

- университет в Люблине;

- институт Кюри и станция метро в Париже;

-искусственный химический элемент – кюрий;

- в Варшаве в доме, где она родилась, организован музей Складовской-Кюри.


Заключение.


Среди великих людей во французском Пантеоне Мария Кюри единственная женщина. В 1995 году ее прах был перезахоронен по инициативе президента страны. И она, бесспорно, имела на это право.

Мария Кюри прожила яркую жизнь, которую она посвятила служению науки, вошла в число величайших людей мира. Она верила в то, что наука может избавить человечество от страданий и надеялась, что ее открытие принесет больше пользы, чем вреда.

Для многих ученых, да и простых людей, Мария стала примером. Ее целеустремленность, настойчивость, преданность своему делу не может не восхищать.

И в заключении мне хотелось бы привести слова самой Марии Кюри: «Жизнь нелегка, но что поделаешь – надо иметь упорство, а главное верить в себя, надо верить, что ты родился на свет ради какой –то цели, и добиваться этой цели, чего бы это не стоило».

Список литературы:

1.Абрахам К. Великие души. Гл.7: Мария кюри //www.theosophy.ru /lib/veldush7.htm

2. Бутромеев Л.Е.,Всемирная история в лицах, М.:ОлМа-Пресс,1999.

3. Гернек Ф.Пионеры атомного века. Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1974.

4. ИоффеА.Ф. Мария Складовская-Кюри, Л., «Наука»,1977.

5. Кюри Е.Мария Кюри.-М.: Атомиздат, 1973.














.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка на тему "Вклад ученых-химиков в разгром фашизма"

Автор: Александрова Галина Владимировна

Дата: 30.05.2019

Номер свидетельства: 512844

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства