Методическая разработка. Интерактивный мастер - класс "Химическая лаборатория пигментов и красителей"
Методическая разработка. Интерактивный мастер - класс "Химическая лаборатория пигментов и красителей"
В данной методической разработке приведен сценарий увлекательного, и при этом научного мастер - класса, на котором учащиеся 1 - 6 классов смогут самостоятельно получить с помощью химических реакций пигменты и окрасить ими ткань. У всех детей получается красивый результат и все дети гордятся своим произведением химического "Искусства".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Интерактивный мастер - класс "Химическая лаборатория пигментов и красителей"»
Методическая разработка
Интерактивный научный мастер – класс по теме: «Химическая лаборатория пигментов и красителей»
Автор: Михеева Елена Леонидовна, учитель химии МБОУ СОШ №4
г. Мыски, Кемеровская область.
Цели и задачи научного мастер класса:
Цель: сформировать первоначальные представления о деятельности химика, химических способах получения пигментов и красителей и возможности их использовании в окрашивании тканей
Задачи:
сформировать представление о различных компонентах красок, а также о пигментах как основном компоненте красок
сформировать представление о стойких и нестойких пигментах, а также откуда (из какого сырья) в древности люди смогли получить стойкие пигменты
познакомить с техникой окрашивания ткани “tie – dye”, которая появилась в VI в. н.э. и окрасить салфетку этим способом
Предполагаемые предметные результаты
1.учащиеся узнают:
что раньше пигменты получали из камней, растений и животных, но это было трудно и дорого
состав красок: гуашевые краски состоят из пигмента (отвечают за цвет), белил (отвечают за плотность, непрозрачность) и клея
сегодня большинство пигментов и красителей получают химическим путем
о различных компонентах красок, а также о пигментах как основном компоненте красок
о стойких и нестойких пигментах, а также откуда (из какого сырья) в древности люди смогли получить стойкие пигменты
познакомятся с техникой окрашивания ткани “tie – dye”, которая появилась в VI в. н.э.
2. учащиеся смогут:
получить краску с помощью химических реакций
окрасить салфетку химическими пигментами, используя технику окрашивания ткани “tie – dye” и создать высокохудожественное произведение с помощью химических реакций
Целевая возрастная категория: учащиеся 1-6 классов
Опыт №1 Получаем гуашь
Оборудование
На одно рабочее место:
поднос
4 склянки с солями, заполнены целиком (Пигмент-1, Пигмент-2, Белила-1, Белила-2) + 1 банка-капельница с клеем ПВА
штатив с 2 стеклянными пробирками
2 стаканчика + 2 воронки
перчатки
На 4 подноса:
1 пластиковый стакан с эппендорфами
1 пластиковый стакан с кисточками и палочками
1 чашка Петри с фильтрами
1 прозрачная форма для зиплоков
1 стеклянный купол с раковиной и камнем
В склянки на 125 мл налить 3% растворы: хлорида железа (III), желтой кровяной соли, сульфата цинка и пищевой соды. Вставить пипетки Пастера, крышки убрать.
Заменить заводские наклейки банок-капельниц с клеем ПВА на наклейки из полиграфии “Клей поливинилацетат».
В пластиковые стаканы налить воды и поставить туда кисточки (вниз головой) и палочки.
Положить кусочки обоев или бумаги
Лабораторные халаты
Очки
Тайминг научного мастер - класса
№
Тайминг точки для ведущего
Тайминг точки для ассистента
время (мин)
действия
время (мин)
действия
1
1
Здоровается, рассаживает
Рассаживает детей/пересетап
2
1-2
Теория - состав красок
пересетап
3
2-6
Теория - виды пигментов
пересетап
4
6-8
Получение пигмента
помощь детям
5
8-10
Получение белил
помощь детям
6
10-14
Фильтрация осадков
помощь детям
7
14-18
Приготовление гуаши
помощь детям
8
19-24
Рисование на обоях
помощь детям
9
25-27
Упаковка пробирок в зиплоки
помощь детям (дети не могут открыть зиплок в перчатках)
Опыт 2
10
28- 32
Пошаговая инструкция для опыта 2
пересетап
11
33-50
Выполнение опыта 2
помощь детям
12
51-60
Подведение итогов
Подробный сценарий научного мастер - класса
№
Текст ведущего
Используемый реквизит действия ассистента/ведущего
Действие детей
1
― Здравствуйте, ребята! Меня зовут… По правилам техники безопасности в химической лаборатории необходимо работать в лабораторных халатах. Возьмите химические лабораторные халаты на спинках стульев и наденьте их.
― Испачкались
2.
Садитесь, надевайте перчатки, но пока больше ничего не трогайте.
3
. Что такое краски, как вы думаете? Из чего они состоят?
― Из пигмента
4
― Прежде всего это пигмент, он дает краске цвет. Пигменты бывают красные, синие, зеленые, серо-буро-малиновые... Чтобы краска красила, крошечные кусочки пигмента нужно между собой...что сделать?
― Соединить
5
― Соединить! Для этого раньше использовали мед, смолу деревьев, а сейчас - специальные клеи, например, ПВА, слышали про такой? Пигмент, клей...что еще? В состав гуашевой краски, которую мы будем сегодня готовить, входят еще белила, чтобы краска ложилась более плотным слоем. Рисовали когда-нибудь акварелью? А гуашью? Какая между ними разница? Правильно, акварель прозрачная, а гуашь - нет. А все из-за белил. Итого 3 компонента: пигмент для цвета, белила для плотности, клей для склеивания.
Акварель прозрачная, гуашь - нет
6
― Отлично, теперь мы знаем, из чего состоят краски. А где нам взять самое главное - пигмент? Как вы думаете, откуда берутся цветные пигменты?
― Из растений, камней...
7
― Самые первые пигменты добывали из камней. Видите красивые камни на слайде в презентации? Они называются азуриты. Древние египтяне перетирали азурит, смешивали с яйцом и получали изумительно синюю краску. Посмотрите на эту картину. Она нарисована такой краской.
камень азурит, древнеегипетская картина
дети смотрят на камни, рассматривают картину
8
― Еще красители можно получать из животных и растений! Как вы думаете, из каких?
― Цветы
9
― Видите ракушки на слайде? В средние века из таких моллюсков добывали красно-фиолетовый краситель пурпур. Он стоил дороже золота и поэтому считался цветом царей и императоров. (На слайде показать картину вельможи в пурпурном плаще)
ракушка, древнеримская картина
дети смотрят на ракушки, рассматривают картину
10
― В наше время мучить моллюсков и перетирать камни не обязательно, большинство красок получают химическим путем в лаборатории (ведущий показывает на колбы и пробирки на столах). Именно этим мы сегодня и займемся. Сегодня мы приготовим гуашь, чтобы покрасить обои (кусочек обоев), приготовим краски для тканей и создадим высокохудожественное произведение)/
1.Для того, чтобы получить гуашь, нам надо будет получить синий пигмент, который называется берлинская лазурь, белила и добавить немного клея. Ну что, все готовы? Тогда приступим!
11
― Возьмите одну из 2 пустых стеклянных пробирок. Найдите банку, на которой написано Пигмент-1. Возьмите пипетку и перенесите немного раствора из этой банки в пробирку примерно на половину. Теперь найдите стеклянную банку, на которой написано Пигмент-2. Перенесите немного второго раствора в нашу пробирку. Видите что происходит? Мы смешали 2 прозрачные жидкости и выпал осадок ярко-синего цвета. Произошла химическая реакция. Мы смешали вещества хлорид железа (3) и желтую кровяную соль. Железо вступило в реакцию с солью и выпало в такой необычный осадок. Мы получили краситель, который называется берлинская лазурь. Угадайте, где его впервые получили?
Правильно, в Берлине. Отсюда и название. Пока отставим его сторону и займемся белилами.
Дети смешивают в пробирке растворы Пигмент-1 и Пигмент 2
12
― Приготовим цинковые белила. Найдите стеклянную банку, на которой написано Белила-1. Возьмите пипетку и перенесите немного раствора из этой банки в новую чистую пробирку. Теперь найдите стеклянную банку, на которой написано Белила-2. Перенесите второй раствор в нашу пробирку. Видите, что происходит? Мы опять смешали 2 прозрачные жидкости и выпал осадок белого цвета. Это и есть наши цинковые белила. Цинковыми они называются потому, что в их составе есть металл цинк. А еще выделился газ. Мы провели химическую реакцию. В первой банке содержался раствор солей цинка. Цинк прореагировал с веществом из второй банки (это была обычная сода) и выпал в белый осадок.
Дети смешивают в пробирке растворы Белила-1 и Белила-2
13
― Ну что же, теперь самое время отфильтровать наши осадки. Возьмите на столе фильтры и сверните их пополам, а потом еще раз пополам (ведущий показывает, как свернуть фильтры). Отогните один лепесток. Положите фильтры в воронки, стоящие в стаканчиках. Осторожно налейте туда наши растворы. В один стаканчик вам надо налить ваш синий пигмент, в другой - белила. Не торопитесь, лейте раствор очень медленно!
Дети фильтруют осадки
14
― Дело за малым. Нам осталось смешать наши осадки с клеем. Возьмите из прозрачного стакана маленькую пробирку и перенесите туда немного клея из банки, на которой написано “Клей”. Теперь возьмите стеклянную палочку, обмакните ее в клей и добавьте немного синего пигмента и белил. Старайтесь делать это осторожно, чтобы не проткнуть фильтр. Как следует перемешайте. Гуашь готова!
Дети переносят клей в эппендорф и добавляют синий и белый пигменты палочкой.
15
― Теперь давайте проверим, как она красит! Возьмите кисточку и попробуйте порисовать на обоях, которые сзади вас. Хорошо ли ложится краска? Устраивает ли вас цвет? Отлично! Краска готова!
Дети рисуют кисточкой на обоях
16
― Возьмите на столах прозрачный пакетик и положите туда пробирку с краской, чтобы забрать домой.
Дети кладут эппендорф в зиплок
17
Сейчас мы с вами сделаем еще один красивый эксперимент – покрасим ткань
18
Опыт №2 Химический батик (подробно см. ниже)
19
― Итак, друзья, мы закончили наши эксперименты. Как вы сами увидели, в результате некоторых химических реакций получаются очень красивые осадки. Их можно использовать для получения красок. Мы с вами получили пигмент синего цвета, который называется берлинская лазурь, и белый пигмент - цинковые белила. Если смешать их с клеем, получается настоящая гуашь.
А еще мы смогли создать красивый рисунок на ткани с помощью различных химических реакций.
Опыт №2 Химический батик
Покрасьте платок с помощью ярких химических реакций!
Проводите опыт исключительно на подносе и в защитных перчатках.
Мы работали без перчаток, но когда дети начинали работать с растворами, говорили им, что теперь ткань трогать руками нельзя, берем и переворачиваем только пинцетами.
Вымочите ткань в воде. Дети вымачивают кусочки белой х/б ткани в контейнере с чистой водой и отжимают. Сухая ткань не пропитывается растворами.
Положите ткань на чашку Петри, возьмите деревянную палочку, поставьте ее на середину ткани, закрутите и зафиксируйте ткань. Мы помогали детям это делать, не у всех детей это получается. Здесь важно немного прижимать ткань при закручивании, чтобы получилась более-менее плоская «розочка». Фиксировали канцелярскими резинками, главное, чтобы эти комочки-розочки не рассыпались. Положите свои комочки в чашку Петри.
Нанесите гексацианоферрат(III) калия K3[Fe(CN)6] на ткань.
Возьмите пипетку, наберите в нее раствор красной кровяной соли и полностью пропитайте этим раствором свои комочки-бомбочки-розочки. Сначала с одной стороны, потом с помощью пинцета переверните и пропитайте с другой стороны.
А теперь приступим к самому главному и интересному.
Наберите в одну пипетку р-р сульфата железа, а в другую р-р сульфата меди. И начинайте капать эти растворы в разные места своих комочков. Переверните с помощью пинцета и продолжайте окрашивать с другой стороны.
И сульфат железа(II) FeSO4, и сульфат меди CuSO4 реагируют с гексацианоферратом(III) калия K3[Fe(CN)6] с образованием ярко окрашенных веществ — синий с Fe3[Fe(CN)6]2 и коричневый с Cu3[Fe(CN)6]2.
Теперь возьмите свои окрашенные комочки пинцетом и прополосните их в контейнере с чистой водой. Разверните, посмотрите, у всех получись разные рисунки: спиральки, цветочки, птички, мордочки животных,… Ведущий прополаскивает ткань еще раз в чистой воде в большой емкости, отжимает и просушивает в бумажных полотенцах, отдает детям и дети радуются. Свои произведения искусства дети забирают с собой в зиплоке.
В процессе промывки ткани рассказываем детям, что же произошло с научной точки зрения.
Оба этих соединения (Fe3[Fe(CN)6]2 и Cu3[Fe(CN)6]2) нерастворимы в воде, поэтому остаются внутри ткани даже после ополаскивания. Такие нерастворимые вещества насыщенных цветов используются для окрашивания материалов и называются пигментами.
Утилизация
Твердые отходы эксперимента утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте ее водой.
Что произошло
Каким образом ткань окрашивается?
Мы используем в качестве красителей растворы гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6], сульфата железа(II) FeSO4 и сульфата меди CuSO4. Сами по себе эти вещества не оставят яркого следа на ткани, и их можно легко смыть. Поэтому нам нужно «помочь» им закрепиться! Для этого мы и добавляем эти вещества в особой последовательности: вначале раствор гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6], а затем уже два других вещества. Вот тогда-то ткань и сохранит свои яркие синий и коричневый цвета! Все это происходит вследствие образования двух новых нерастворимых пигментов.
Когда гексацианоферрат(III) калия K3[Fe(CN)6] взаимодействует с сульфатом железа(II) FeSO4, образуется нерастворимый синий пигмент.
KFe[Fe(CN)6] — известный с давних времен пигмент берлинская лазурь. Некоторые другие его названия — прусская синь, парижская лазурь и милори. Это соединение хорошо сопротивляется воздействию атмосферного воздуха, света и кислот, но легко разрушается даже самыми слабыми щелочами. Поэтому у берлинской лазури ограниченное количество практических областей применения. Ее используют для получения печатных чернил или бумаги для технических чертежей (синьки), а также для окрашивания бесцветных полимеров (например, полиэтилена).
А вот коричневый цвет появляется вследствие образования слаборастворимого гексацианоферрата меди (II).
Как использовать этот метод окрашивания тканей?
Ткань скучивается при помощи палочки — без этого не получится создать этот характерный узор-спираль. Чем туже закрутить ткань, тем лучше будет рисунок — линии будут более ровными и отчетливыми. Но ткань необходимо намочить, чтобы красителям было легче ее пропитать. Более того, так переходы из цвета в цвет становятся более плавными! Если плохо промочить ткань, то между разными цветами останутся четкие белые границы.
Такая техника окрашивания на английском языке называется «tie-dye» (читается «тай-дай»). Это техника древняя: известно, что она использовалась еще в VI–IX веках нашей эры. Новый всплеск популярности этот метод пережил в 60-е годы прошлого века.
Увиденное нами не кажется чем-то экстраординарным: красители для того и созданы, чтобы что-либо окрашивать, верно? Но какой же механизм стоит за этим простым, на первый взгляд, процессом? Почему красители закрепляются в ткани? Молекулы красителей образуют химические связи с молекулами материала, из которого сделана ткань.
Однако каждому красителю подходит только «своя» ткань! Хлопок состоит в основном из целлюлозы, к которой легко прикрепляются многие пищевые красители. А вот шерсть и шелк — это по большей части белки́, и им требуется уже другой тип красителей. Так работает химия, и в следующий раз, когда у вас на одежде появится неотстирываемое пятно, не расстраивайтесь, а порадуйтесь за себя — теперь вы знаете, что именно произошло!
Это интересно
Почему красители не смываются с ткани?
Ткань в наборе сделана из хлопка — натурального материала, состоящего в основном из целлюлозы. Красящие частицы в нашем опыте образуются непосредственно внутри самих волокон ткани, где и оседают, надежно с ней сцепляясь. Поскольку эти вещества практически нерастворимы в воде, их очень сложно вымыть из ткани. Такие красители и называют пигментами. Как вы могли уже заметить, пищевые красители тоже хорошо закрепляются в хлопке. Все потому, что они химически взаимодействуют с волокнами ткани.
Рекомендации и примечания от автора.
1.Если у вас ограничено время для мастер - класса, рекомендуем провести только последний опыт. Детям очень понравилось собственное произведение, которое у них получилось и они с радостью понесли его домой, чтобы показать родным и близким свой результат.
2. Еще одна рекомендация: заготовьте побольше канцелярских резинок, необходимых для фиксации тканей во время окрашивания. Они часто рвутся.
3. Химические формулы реагентов детям писать на доске и называть не нужно, пока сами не спросят. Если спросят – ответить, конечно.