kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Интерактивный мастер - класс "Химическая лаборатория пигментов и красителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке  приведен сценарий  увлекательного, и при этом научного мастер - класса, на котором учащиеся 1 - 6 классов смогут  самостоятельно получить с помощью химических реакций пигменты и окрасить ими ткань.  У всех детей получается  красивый  результат и все дети гордятся своим произведением химического "Искусства". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Интерактивный мастер - класс "Химическая лаборатория пигментов и красителей"»



Методическая разработка

Интерактивный научный мастер – класс по теме: «Химическая лаборатория пигментов и красителей»

Автор: Михеева Елена Леонидовна, учитель химии МБОУ СОШ №4

г. Мыски, Кемеровская область.

Цели и задачи научного мастер класса:



Цель: сформировать первоначальные представления о деятельности химика, химических способах получения пигментов и красителей и возможности их использовании в окрашивании тканей

Задачи:

  • сформировать представление о различных компонентах красок, а также о пигментах как основном компоненте красок

  • сформировать представление о стойких и нестойких пигментах, а также откуда (из какого сырья) в древности люди смогли получить стойкие пигменты

  • познакомить с техникой окрашивания ткани “tie – dye”, которая появилась в VI в. н.э. и окрасить салфетку этим способом


Предполагаемые предметные результаты

1.учащиеся узнают:

  • что раньше пигменты получали из камней, растений и животных, но это было трудно и дорого

  • состав красок: гуашевые краски состоят из пигмента (отвечают за цвет), белил (отвечают за плотность, непрозрачность) и клея

  • сегодня большинство пигментов и красителей получают химическим путем

  • о различных компонентах красок, а также о пигментах как основном компоненте красок

  • о стойких и нестойких пигментах, а также откуда (из какого сырья) в древности люди смогли получить стойкие пигменты

  • познакомятся с техникой окрашивания ткани “tie – dye”, которая появилась в VI в. н.э.

2. учащиеся смогут:

  • получить краску с помощью химических реакций

  • окрасить салфетку химическими пигментами, используя технику окрашивания ткани “tie – dye” и создать высокохудожественное произведение с помощью химических реакций

Целевая возрастная категория: учащиеся 1-6 классов







Опыт №1 Получаем гуашь



Оборудование

  • На одно рабочее место:

  • поднос

  • 4 склянки с солями, заполнены целиком (Пигмент-1, Пигмент-2, Белила-1, Белила-2) + 1 банка-капельница с клеем ПВА

  • штатив с 2 стеклянными пробирками

  • 2 стаканчика + 2 воронки

  • перчатки

  • На 4 подноса:

  • 1 пластиковый стакан с эппендорфами

  • 1 пластиковый стакан с кисточками и палочками

  • 1 чашка Петри с фильтрами

  • 1 прозрачная форма для зиплоков

  • 1 стеклянный купол с раковиной и камнем

  • В склянки на 125 мл налить 3% растворы: хлорида железа (III), желтой кровяной соли, сульфата цинка и пищевой соды. Вставить пипетки Пастера, крышки убрать.

  • Заменить заводские наклейки банок-капельниц с клеем ПВА на наклейки из полиграфии “Клей поливинилацетат».

  • В пластиковые стаканы налить воды и поставить туда кисточки (вниз головой) и палочки.

  • Положить кусочки обоев или бумаги

  • Лабораторные халаты

  • Очки

Тайминг научного мастер - класса

Тайминг точки для ведущего

Тайминг точки для ассистента


время (мин)

действия

время (мин)

действия

1

1

Здоровается, рассаживает


Рассаживает детей/пересетап

2

1-2

Теория - состав красок


пересетап

3

2-6

Теория - виды пигментов


пересетап

4

6-8

Получение пигмента


помощь детям

5

8-10

Получение белил


помощь детям

6

10-14

Фильтрация осадков


помощь детям

7

14-18

Приготовление гуаши


помощь детям

8

19-24

Рисование на обоях


помощь детям

9

25-27

Упаковка пробирок в зиплоки


помощь детям (дети не могут открыть зиплок в перчатках)



Опыт 2



10

28- 32

Пошаговая инструкция для опыта 2


пересетап

11

33-50

Выполнение опыта 2


помощь детям

12

51-60

Подведение итогов




Подробный сценарий научного мастер - класса


Текст ведущего

Используемый реквизит действия ассистента/ведущего

Действие детей

1

― Здравствуйте, ребята! Меня зовут… По правилам техники безопасности в химической лаборатории необходимо работать в лабораторных халатах. Возьмите химические лабораторные халаты на спинках стульев и наденьте их.


― Испачкались


2.

Садитесь, надевайте перчатки, но пока больше ничего не трогайте.



3

. Что такое краски, как вы думаете? Из чего они состоят?


― Из пигмента

4

― Прежде всего это пигмент, он дает краске цвет. Пигменты бывают красные, синие, зеленые, серо-буро-малиновые... Чтобы краска красила, крошечные кусочки пигмента нужно между собой...что сделать?


― Соединить

5

― Соединить! Для этого раньше использовали мед, смолу деревьев, а сейчас - специальные клеи, например, ПВА, слышали про такой? Пигмент, клей...что еще? В состав гуашевой краски, которую мы будем сегодня готовить, входят еще белила, чтобы краска ложилась более плотным слоем. Рисовали когда-нибудь акварелью? А гуашью? Какая между ними разница? Правильно, акварель прозрачная, а гуашь - нет. А все из-за белил. Итого 3 компонента: пигмент для цвета, белила для плотности, клей для склеивания.


Акварель прозрачная, гуашь - нет

6

― Отлично, теперь мы знаем, из чего состоят краски. А где нам взять самое главное - пигмент? Как вы думаете, откуда берутся цветные пигменты?


― Из растений, камней...

7

― Самые первые пигменты добывали из камней. Видите красивые камни на слайде в презентации? Они называются азуриты. Древние египтяне перетирали азурит, смешивали с яйцом и получали изумительно синюю краску. Посмотрите на эту картину. Она нарисована такой краской.

камень азурит, древнеегипетская картина

дети смотрят на камни, рассматривают картину

8

― Еще красители можно получать из животных и растений! Как вы думаете, из каких?


― Цветы

9

― Видите ракушки на слайде? В средние века из таких моллюсков добывали красно-фиолетовый краситель пурпур. Он стоил дороже золота и поэтому считался цветом царей и императоров. (На слайде показать картину вельможи в пурпурном плаще)

ракушка, древнеримская картина

дети смотрят на ракушки, рассматривают картину

10

― В наше время мучить моллюсков и перетирать камни не обязательно, большинство красок получают химическим путем в лаборатории (ведущий показывает на колбы и пробирки на столах). Именно этим мы сегодня и займемся. Сегодня мы приготовим гуашь, чтобы покрасить обои (кусочек обоев), приготовим краски для тканей и создадим высокохудожественное произведение)/


1.Для того, чтобы получить гуашь, нам надо будет получить синий пигмент, который называется берлинская лазурь, белила и добавить немного клея. Ну что, все готовы? Тогда приступим!



11

― Возьмите одну из 2 пустых стеклянных пробирок. Найдите банку, на которой написано Пигмент-1. Возьмите пипетку и перенесите немного раствора из этой банки в пробирку примерно на половину. Теперь найдите стеклянную банку, на которой написано Пигмент-2. Перенесите немного второго раствора в нашу пробирку. Видите что происходит? Мы смешали 2 прозрачные жидкости и выпал осадок ярко-синего цвета. Произошла химическая реакция. Мы смешали вещества хлорид железа (3) и желтую кровяную соль. Железо вступило в реакцию с солью и выпало в такой необычный осадок. Мы получили краситель, который называется берлинская лазурь. Угадайте, где его впервые получили?

Правильно, в Берлине. Отсюда и название. Пока отставим его сторону и займемся белилами.


Дети смешивают в пробирке растворы Пигмент-1 и Пигмент 2

12

― Приготовим цинковые белила. Найдите стеклянную банку, на которой написано Белила-1. Возьмите пипетку и перенесите немного раствора из этой банки в новую чистую пробирку. Теперь найдите стеклянную банку, на которой написано Белила-2. Перенесите второй раствор в нашу пробирку. Видите, что происходит? Мы опять смешали 2 прозрачные жидкости и выпал осадок белого цвета. Это и есть наши цинковые белила. Цинковыми они называются потому, что в их составе есть металл цинк. А еще выделился газ. Мы провели химическую реакцию. В первой банке содержался раствор солей цинка. Цинк прореагировал с веществом из второй банки (это была обычная сода) и выпал в белый осадок.


Дети смешивают в пробирке растворы Белила-1 и Белила-2

13

― Ну что же, теперь самое время отфильтровать наши осадки. Возьмите на столе фильтры и сверните их пополам, а потом еще раз пополам (ведущий показывает, как свернуть фильтры). Отогните один лепесток. Положите фильтры в воронки, стоящие в стаканчиках. Осторожно налейте туда наши растворы. В один стаканчик вам надо налить ваш синий пигмент, в другой - белила. Не торопитесь, лейте раствор очень медленно!


Дети фильтруют осадки

14

― Дело за малым. Нам осталось смешать наши осадки с клеем. Возьмите из прозрачного стакана маленькую пробирку и перенесите туда немного клея из банки, на которой написано “Клей”. Теперь возьмите стеклянную палочку, обмакните ее в клей и добавьте немного синего пигмента и белил. Старайтесь делать это осторожно, чтобы не проткнуть фильтр. Как следует перемешайте. Гуашь готова!


Дети переносят клей в эппендорф и добавляют синий и белый пигменты палочкой.

15

― Теперь давайте проверим, как она красит! Возьмите кисточку и попробуйте порисовать на обоях, которые сзади вас. Хорошо ли ложится краска? Устраивает ли вас цвет? Отлично! Краска готова!


Дети рисуют кисточкой на обоях

16

― Возьмите на столах прозрачный пакетик и положите туда пробирку с краской, чтобы забрать домой.


Дети кладут эппендорф в зиплок

17

Сейчас мы с вами сделаем еще один красивый эксперимент – покрасим ткань



18

Опыт №2 Химический батик (подробно см. ниже)




19

― Итак, друзья, мы закончили наши эксперименты. Как вы сами увидели, в результате некоторых химических реакций получаются очень красивые осадки. Их можно использовать для получения красок. Мы с вами получили пигмент синего цвета, который называется берлинская лазурь, и белый пигмент - цинковые белила. Если смешать их с клеем, получается настоящая гуашь.

А еще мы смогли создать красивый рисунок на ткани с помощью различных химических реакций.







Опыт №2 Химический батик



Покрасьте платок с помощью ярких химических реакций!



Оборудование:

  • Сульфат меди(II)

  • Сульфат железа(II) или хлорид железа III

  • Гексацианоферрат(III) калия (красная кровяная соль).

  • Подносы

  • Кусочки х/б ткани 15х15 (на каждого ребенка)

  • Пипетки Пастера

  • Резинки канцелярские или нитки

  • Контейнеры с водой и ведро для слива

  • Пинцеты

  • Стеклянные палочки

  • Чашки Петри

  • Стакан с водой каждому ребенку

  • Большая емкость с водой для ведущего

  • 1 Зиплок каждому ребенку



Безопасность

  • Перед началом опыта наденьте очки.

  • Проводите эксперимент на подносе.


Пошаговая инструкция для опыта №2



Проводите опыт исключительно на подносе и в защитных перчатках.

Мы работали без перчаток, но когда дети начинали работать с растворами, говорили им, что теперь ткань трогать руками нельзя, берем и переворачиваем только пинцетами.



Вымочите ткань в воде. Дети вымачивают кусочки белой х/б ткани в контейнере с чистой водой и отжимают. Сухая ткань не пропитывается растворами.

Положите ткань на чашку Петри, возьмите деревянную палочку, поставьте ее на середину ткани, закрутите и зафиксируйте ткань. Мы помогали детям это делать, не у всех детей это получается. Здесь важно немного прижимать ткань при закручивании, чтобы получилась более-менее плоская «розочка». Фиксировали канцелярскими резинками, главное, чтобы эти комочки-розочки не рассыпались. Положите свои комочки в чашку Петри.

Нанесите гексацианоферрат(III) калия K3[Fe(CN)6] на ткань.

Возьмите пипетку, наберите в нее раствор красной кровяной соли и полностью пропитайте этим раствором свои комочки-бомбочки-розочки. Сначала с одной стороны, потом с помощью пинцета переверните и пропитайте с другой стороны.

А теперь приступим к самому главному и интересному.



Наберите в одну пипетку р-р сульфата железа, а в другую р-р сульфата меди. И начинайте капать эти растворы в разные места своих комочков. Переверните с помощью пинцета и продолжайте окрашивать с другой стороны.



И сульфат железа(II) FeSO4, и сульфат меди CuSO4 реагируют с гексацианоферратом(III) калия K3[Fe(CN)6] с образованием ярко окрашенных веществ — синий с Fe3[Fe(CN)6]2 и коричневый с Cu3[Fe(CN)6]2.

Теперь возьмите свои окрашенные комочки пинцетом и прополосните их в контейнере с чистой водой. Разверните, посмотрите, у всех получись разные рисунки: спиральки, цветочки, птички, мордочки животных,… Ведущий прополаскивает ткань еще раз в чистой воде в большой емкости, отжимает и просушивает в бумажных полотенцах, отдает детям и дети радуются. Свои произведения искусства дети забирают с собой в зиплоке.



В процессе промывки ткани рассказываем детям, что же произошло с научной точки зрения.



Оба этих соединения (Fe3[Fe(CN)6]2 и Cu3[Fe(CN)6]2) нерастворимы в воде, поэтому остаются внутри ткани даже после ополаскивания. Такие нерастворимые вещества насыщенных цветов используются для окрашивания материалов и называются пигментами.

Утилизация

Твердые отходы эксперимента утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте ее водой.

Что произошло

Каким образом ткань окрашивается?

Мы используем в качестве красителей растворы гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6], сульфата железа(II) FeSO4 и сульфата меди CuSO4. Сами по себе эти вещества не оставят яркого следа на ткани, и их можно легко смыть. Поэтому нам нужно «помочь» им закрепиться! Для этого мы и добавляем эти вещества в особой последовательности: вначале раствор гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6], а затем уже два других вещества. Вот тогда-то ткань и сохранит свои яркие синий и коричневый цвета! Все это происходит вследствие образования двух новых нерастворимых пигментов.

Когда гексацианоферрат(III) калия K3[Fe(CN)6] взаимодействует с сульфатом железа(II) FeSO4, образуется нерастворимый синий пигмент.

KFe[Fe(CN)6] — известный с давних времен пигмент берлинская лазурь. Некоторые другие его названия — прусская синь, парижская лазурь и милори. Это соединение хорошо сопротивляется воздействию атмосферного воздуха, света и кислот, но легко разрушается даже самыми слабыми щелочами. Поэтому у берлинской лазури ограниченное количество практических областей применения. Ее используют для получения печатных чернил или бумаги для технических чертежей (синьки), а также для окрашивания бесцветных полимеров (например, полиэтилена).

А вот коричневый цвет появляется вследствие образования слаборастворимого гексацианоферрата меди (II).





Как использовать этот метод окрашивания тканей?



Ткань скучивается при помощи палочки — без этого не получится создать этот характерный узор-спираль. Чем туже закрутить ткань, тем лучше будет рисунок — линии будут более ровными и отчетливыми. Но ткань необходимо намочить, чтобы красителям было легче ее пропитать. Более того, так переходы из цвета в цвет становятся более плавными! Если плохо промочить ткань, то между разными цветами останутся четкие белые границы.

Такая техника окрашивания на английском языке называется «tie-dye» (читается «тай-дай»). Это техника древняя: известно, что она использовалась еще в VI–IX веках нашей эры. Новый всплеск популярности этот метод пережил в 60-е годы прошлого века.




















Увиденное нами не кажется чем-то экстраординарным: красители для того и созданы, чтобы что-либо окрашивать, верно? Но какой же механизм стоит за этим простым, на первый взгляд, процессом? Почему красители закрепляются в ткани? Молекулы красителей  образуют химические связи с молекулами материала, из которого сделана ткань.

Однако каждому красителю подходит только «своя» ткань! Хлопок состоит в основном из целлюлозы, к которой легко прикрепляются многие пищевые красители. А вот шерсть и шелк — это по большей части белки́, и им требуется уже другой тип красителей. Так работает химия, и в следующий раз, когда у вас на одежде появится неотстирываемое пятно, не расстраивайтесь, а порадуйтесь за себя — теперь вы знаете, что именно произошло!



Это интересно

Почему красители не смываются с ткани?

Ткань в наборе сделана из хлопка — натурального материала, состоящего в основном из целлюлозы. Красящие частицы в нашем опыте образуются непосредственно внутри самих волокон ткани, где и оседают, надежно с ней сцепляясь. Поскольку эти вещества практически нерастворимы в воде, их очень сложно вымыть из ткани. Такие красители и называют пигментами. Как вы могли уже заметить, пищевые красители тоже хорошо закрепляются в хлопке. Все потому, что они химически взаимодействуют с волокнами ткани.





Рекомендации и примечания от автора.

1.Если у вас ограничено время для мастер - класса, рекомендуем провести только последний опыт. Детям очень понравилось собственное произведение, которое у них получилось и они с радостью понесли его домой, чтобы показать родным и близким свой результат.

2. Еще одна рекомендация: заготовьте побольше канцелярских резинок, необходимых для фиксации тканей во время окрашивания. Они часто рвутся.

3. Химические формулы реагентов детям писать на доске и называть не нужно, пока сами не спросят. Если спросят – ответить, конечно.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Михеева Елена Леонидовна

Дата: 02.12.2024

Номер свидетельства: 660637


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства