МАСТЕР – КЛАСС «Определение рН растворов» с использованием модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий РROLOG
МАСТЕР – КЛАСС «Определение рН растворов» с использованием модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий РROLOG
Данный мастер- класс может быть полезен учителям химии, работающих с оборудованием учебного кабинета естественно- научных дисциплин.
Цель мастер-класса: демонстрация методов и приемов работы c модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий РROLOG при выполнении исследований на уроках и внеурочной деятельности по химии при переходе на ФГОС.
Задачи:
познакомить с программой обработки экспериментальных данных PROLOG;
познакомить с результатами апробации лаборатории во внеурочной деятельности;
провести практикум по использованию модульной системы;
Особенности проведения мастер-класса:
вовлечение участников мастер-класса в активную экспериментальную деятельность;
организация группового взаимодействия и обсуждение результатов эксперимента;
рефлексия в процессе мастер-класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР – КЛАСС «Определение рН растворов» с использованием модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий РROLOG »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г.Тайшета
МАСТЕР – КЛАСС
«Определение рН растворов»
с использованием модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий РROLOG
Крупская Т.А., учитель
первой квалификационной категории
Цель мастер-класса: демонстрация методов и приемов работы cмодульной системы экспериментов на базе цифровых технологий РROLOG при выполнении исследований на уроках и внеурочной деятельности по химии при переходе на ФГОС.
Задачи:
познакомить с программой обработки экспериментальных данных PROLOG;
познакомить с результатами апробации лаборатории во внеурочной деятельности;
провести практикум по использованию модульной системы;
Особенности проведения мастер-класса:
вовлечение участников мастер-класса в активную экспериментальную деятельность;
организация группового взаимодействия и обсуждение результатов эксперимента;
рефлексия в процессе мастер-класса.
Структура мастер-класса:
Подготовительно-организационный.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования в одном из пунктов, касающихся результатов освоения основной образовательной программы по физике, химии, биологии, предполагает приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения природных явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов. Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий РROLOG является одной из современных систем, способных обеспечить достижение учащимися указанных в стандарте результатов. Новейшее оборудование позволяет проводить эксперименты, которые без него в школе выполнить было невозможно. Учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность, самостоятельно решая поставленную задачу. Это способствует формированию познавательного интереса, логического мышления, творческой самостоятельности, более ранней профессиональной ориентации учащихся, позволяет устанавливать причинно-следственные связи, тренирует навыки учащихся по выполнению инструкций, описывающих реальные экспериментальные действия. Интеграция предметов (физика, химия, биология) способствует целостному восприятию проблемы с точки зрения естественных наук.
Задачи для участников мастер-класса:
изучить методы и приемы работы с модульной системой экспериментов на базе цифровых технологий РROLOG
выполнить эксперимент с использованием датчика pH;
предложить варианты использования данной лаборатории в рамках своего предмета.
Основная часть.
Цифровые лаборатории – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов и лабораторных работ. Использование компьютера в сочетании с цифровыми лабораториями расширяет и обогащает образовательную деятельность, углубляя его практическую направленность. Наилучшие результаты достигаются при выполнении учебных экспериментов, в исследовательской и проектной деятельности. Цифровые лаборатории позволяют проводить учебные эксперименты не только в классе, но и на природе, что особенно актуально для исследований по естественным наукам. При этом результаты измерений могут быть обработаны и проанализированы непосредственно во время проведения работы без подключения к компьютеру или сохранены в памяти для проведения дальнейшей обработки и исследований на компьютере. На современном этапе учебные занятия проходят с применением ИКТ. Школьные кабинеты оснащаются компьютерной техникой. Начинается настоящее господство Интернета и информационных технологий. Мы вторгаемся в виртуальное пространство все глубже и глубже. Изучая естественные науки, педагоги ставят перед учениками демонстрационные опыты в виртуальных лабораториях, а учащиеся выполняют лабораторные и практические работы на экранах компьютеров, используя виртуальные приборы, инструменты и материалы. Эксперимент является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов. Такие науки как физика, химия, биология не могут изучаться только теоретически, им обязательно нужна практическая подоплека. Эксперимент позволяет учащимся самим убедиться в справедливости существующих законов природы, а также в верности выдвинутой научной гипотезы или наоборот, в ее ошибочности. Для того, чтобы повысить эффективность эксперимента, необходимо использовать современные приборы, ведь именно они регистрируют данные, которые и являются основой вычислений. К таким современным приборам относятся всевозможные датчики, призванные различные виды физических величин, в том числе звук, свет, силу, давление и другие, перевести в электрические сигналы. Полученные электрические сигналы подаются через специальное устройство, называемое регистратором, на компьютер, где программным образом обрабатываются и могут быть представлены нам в самой разнообразной форме, как в виде стилизованных аналоговых или цифровых приборов, так и в виде графиков. Последние имеют гораздо большую наглядность при изучении происходящих процессов и избавляют исследователей от рутинной работы по снятию показаний и заполнения таблиц. Тем более, что в ходе измерений данные в таблицу вносятся автоматически, и экспериментаторам остается только обработать полученные результаты. Вот к таким современным средствам измерения и относится цифровая модульная система экспериментов PROLOG. Цифровые лаборатории — это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они предоставляют возможность:
сократить время, которое затрачивается на подготовку и проведение фронтального или демонстрационного эксперимента;
повысить наглядность эксперимента и визуализацию его результатов, расширить список экспериментов;
проводить измерения в полевых условиях;
модернизировать уже привычные эксперименты.
Выполнение практической части заданий по определению pH средств личной гигиены (мыло, гель для душа), разных напитков.
Краткая характеристика показателя pH и его значение
Величина рН определяется количественным соотношением в воде ионов Н+ и ОН-, образующихся при диссоциации воды. Если в воде пониженное содержание свободных ионов водорода (рН7), по сравнению с ионами ОН-, то вода будет иметь щелочную реакцию, а при повышенном содержании ионов Н+ (рН
Уровень pH кожного покрова отражают барьерные функции кожи, являются показателями ее защитной функции.
Кислую реакцию поверхности кожи формируют в основном молочная и уксусные кислоты. В большинстве научных источников приводится значение pH кожи 5,4 - 5,9.
При использовании средств для умывания или мытья молочная и уксусная кислоты, определяющие величину рН кожи, полностью расщепляются и быстро удаляются с ее поверхности. Это сдвигает pH в нейтральную сторону к показателю 7.
Практическая часть (выполняется в группах)
I группа.
Описание эксперимента
Определение рН в различных растворах средств личной гигиены. Для измерения в работе используется датчик рН.
При проведении данного эксперимента необходимо после каждой пробы промывать датчик в дистиллированной воде и фиксировать результаты эксперимента в таблицу 1.1:
Таблица 1.1
Сравнительная таблица pH средств гигиены
№
Средство гигиены (гель)
Показатель рН
Реакция среды
Вывод
1
Водопроводная вода
2
Раствор жидкого мыла «Весна»
3
Раствор твердого мыла «Весна»
4
Гель для душа SHOWER CREM (Орифлейм)
Оборудование: персональный компьютер c установленным ПО РROLOG; модуль сопряжения USB-200; измерительный модуль рН;
4 мерных стакана с растворами средств; 3 стакана с дистиллированной водой.
II группа.
Описание эксперимента
Определение рН в различных напитках. Для измерения в работе используется датчик рН.
При проведении данного эксперимента необходимо после каждой пробы промывать датчик в дистиллированной воде и фиксировать результаты эксперимента в таблицу 1.2:
Таблица 1.2
Сравнительная таблица pH напитков
№
Исследуемый напиток
Показатель рН
Реакция среды
Вывод
1
Водопроводная вода
2
Компот из сухофруктов
3
Сок апельсиновый «Добрый»
Оборудование: персональный компьютер c установленным ПО РROLOG; модуль сопряжения USB-200; измерительный модуль рН;
3 мерных стакана с растворами средств; 3 стакана с дистиллированной водой.
Рефлексия по индивидуальным картам в течение мастер-класса.
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Лист рефлексии. «Лестница компетентности».
На начальном этапе участники мастер-класса указывают на листе рефлексии уровень своей компетентности по данной теме. После выполнения практической части и обсуждения вновь возвращаются к листам рефлексии и отмечают свое перемещение по «лестнице компетентности».
Подведение итогов.
На занятиях по химии в старшей школе можно рекомендовать проведение таких исследований как «Измерение калорийности пищи», «Зависимость скорости реакций от температуры», «Изучение эндотермических реакций», «Влияние примесей на температуру замерзания» и др. Учащимся, которые только приступили к изучению, или еще будут изучать предмет, работы «Изучение пламени», «Проводимость раствора соли» и прочих повысят интерес учеников к изучению химии.
После окончания мастер-класса участникам предлагается метод «Неоконченного предложения»: