Межпредметные связи: химии с биологией, валеологией, медициной, социологией, информатикой.
Проблема исследования сводится к изучению химического состава чипсов, как излюбленного продукта подростков и влияние этого продукта на организм.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в программе Power Рoint.
Объект исследования: чипсы Lay’s с зеленым луком.
Этапы урока:
Организационный момент (1 мин)
Постановка темы и цели занятия (1 мин)
Ход занятия (15 мин)
Закрепление (1 мин)
Рефлексия (1 мин)
Заключительная часть (1 мин)
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать это утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе. Я предлагаю вам отправиться за покупками в наш импровизированный магазин, который называется «Кормилец».
(Ребята совершают покупки).
Давайте посмотрим, что же вы приобрели.
(Учитель подходит к каждому столу и комментирует выбранные ребятами продукты).
Неудивительно, что на каждом столе оказались любимые всеми ребятами чипсы.
Этот продукт является широкорекламируемым в настоящее время. Полезен он или нет?
Реклама утверждает, что есть эти продукты здорово и модно. Родители считают, что эти продукты вредны для нашего организма.
А как считаете вы? (ответы обучающихся).
Действительно, вы правы, ребята. А как вы думаете, как называется тема сегодняшнего воспитательного мероприятия.
Обучающиеся: «Риски употребления широкорекламируемых продуктов питания». (Дети самостоятельно называют тему мастер -класса)
Как вы думаете, какая цель нашего мероприятия?
ЦЕЛЬ: изучить химический состав чипсов и влияние этого продукта на здоровье людей.
Учитель: И поможет нам достигнуть этой цели наше мероприятие, которое мы проведем в форме исследования. Но прежде чем мы начнем наши исследования, я хотела бы вас спросить: каким образом появились чипсы на прилавках наших магазинов?
(ответы обучающихся)
Они появились на прилавках наших магазинов несколько лет назад.
Впервые чипсы были приготовлены примерно 160 лет назад в США для одного американского мультимиллионера Вандербильта. Во время остановки в городке Саратога придирчивый Вандербильт остался недоволен обедом в гостиничном ресторане. Он вызвал к себе повара и публично стал ругать того за не прожаренную картошку. Повар нарезал картошку так тонко, как только мог, и, зажарив в масле до хруста, преподнес получившееся блюдо клиенту. Так в результате и родились чипсы.
Учитель: А теперь приступаем к практической части.
ЗАДАНИЕ 1. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Обращали ли вы внимание на то, что написано на ярких и красочных упаковках чипсов. Я предлагаю вам провести первое исследование, и узнать из чего состоит этот продукт.
Мы будем исследовать чипсы «Lays» со вкусом зеленого лука.
Таблица 1
Чипсы «Lays» со вкусом зеленого лука
№
п.п
Основные показатели
Состав продукта
Чипсы «1.
Основной компонент
2.
Жир
3.
Пищевые добавки
4.
Соль
5.
Усилители вкуса и аромата
6.
Красители
7.
Агент отслеживающий
8.
Энергетическая ценность
9.
Белки
10.
жиры
11
Углеводы
Таблица 2
Результаты определения состав чипсов Чипсы «Lays» со вкусо зеленого лука
Вывод: анализируя состав данных чипсов мы обнаружили в них пищевые добавки. А что это за вещества?
Обучающиеся: Пищевые добавки - это природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и сохранения их качества.Это комплексные пищевые добавки «Зеленый лук», «Сыр», «Краб», «Курица».
Учитель: А теперь приступим к заданию 2.
Определение Е в составе чипсов.
А сейчас мы с вами изучим, какие добавки влияют на организм человека.
Таблица 3
№
Наименование чипсов
Пищевые добавки
Характеристика
Влияние на организм
Чипсы «Lays» со вкусом лука
1.
Таблица 4
Влияние пищевых добавок на организм
№
п.п
Индекс
Пищевые добавки
Характеристика
Влияние на организм
1.
Е 160 с
Экстракт паприки
Вредная пищевая добавка, краситель, запрещен в ряде стран
Вреден для кожи, вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта
2.
Е 621
Глутамат натрия
Запрещен к использованию в детском питании
Вызывает аллергию, раздражение глаз и кожных покровов, выводит кальций из костной ткани, вызывает заболевание остеопороз, заболевания желудочно-кишечного тракта
3.
Е627
5'-гуанилат натрия 2-замещенный
Запрещено вводить в детское питание!
Заболевания желудочно-кишечного тракта
4.
Е631
5' - инозинат натрия 2-замещенный
Запрещен для использования в детском питании!
Заболевания желудочно-кишечного тракта
5.
Е635
5'-рибонуклеотид натрия
Запрещен для использования в детском питании
Заболевания желудочно-кишечного тракта
6.
Е 330 -
Лимонная кислота
Запрещена в применении
Данное вещество способно провоцировать образование опухолей
7.
E150d
Сахарный колер
Аллергические реакции
8.
Е 100
Куркумин
-
-
Учитель: В ходе исследования мы можем сделать следующий вывод: исходя из сравнительных данных таблицы мы видим, что в состав всех чипсов входит усилитель вкуса Е 621 глутамат натрия, а Е 627 гуанилат натрия в чипсах «Lays» со вкусом краба и рибонуклеотид натрия в супер чипсах «Русская картошка» со вкусом курицы и чипсах «Lays» со вкусом краба 5' рибонуклеотид натрия. Е 631 экстракт паприки во всех исследуемых пробах. Все эти добавки вызывают заболевания желудочно- кишечного тракта, их можно назвать ударом по кишечнику. Из литературных источников известно, что данные компоненты входящие в состав чипсов отрицательно влияют на организм человека. Представьте себе пакетик чипсов совершенно без добавок. Вы будете это есть? Так что же вы любите: чипсы? Или химическое вещество?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет все здорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да!
«Красота – залог здоровья!»
Занимайтесь на здоровье!»
Итак, ребята, давайте сделаем вывод по нашему занятию. Полезны ли чипсы? И стоит ли их употреблять в пищу?
(ответы обучающихся)
В картофельных чипсах нет абсолютно никакой пользы: ни витаминов, ни минералов, ни полезных микроэлементов – ничего такого, что могло бы укрепить ваш организм или дать ему какую-то пользу. Мы должны понимать, что чипсы – это не разновидность жареной картошки. Чтобы избежать ожирения, заболевания печени, почек, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, гипертонии, лучше исключить этот продукт из своего питания или уменьшить. Замена чипсам есть – это полезные «вкусняшки»: фрукты, сухофрукты, овощи.
Учитель: Я хочу вам сказать, что народная мудрость гласит: «Ты то, что ты ешь». Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это правильное питание. Во все времена главной жизненной ценностью является здоровье человека. Его не купишь ни за какие деньги.
«Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам» (Брехман).. Я благодарю вас за работу и хочу у вас спросить было ли вам сегодня интересно на нашем мероприятии.
Ответы обучающихся.
Хочу пожелать вам всем здоровья.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум», - так говорил Геродот.
Спасибо за внимание!
Квест – игра.
Тема: «Мое здоровье в моих руках»
Целевая аудитория: 8 класс классы.
Цель игры: развивать в обучающихся внимательное и бережное отношение к своему здоровью, путем решения заданий, научить оказывать помощь своим близким.
Оборудование: ленты трех цветов, жетоны, материалы для станций, картинки органов человека,
Ход мероприятия
– Здравствуйте, уважаемые участники квеста. Если вы готовы провести это время весело и с пользой, то поехали. Для того, чтобы разделиться на команды вам нужно взять по одной ленточке из коробочки. (Организатору нужно заранее узнать количество участников, каждый цвет ленточки приготовить в одинаковом количестве).
– Здорово! Вот мы и поделились на команды, завяжите ваши ленточки на руки, придумайте своей команде название и речевку. Итак, мы стартуем, капитаны команд берут маршрутные листы, главное условие пройти быстро, качественно и на каждой станции называть свою команду и речевку. УДАЧИ обучающиеся объединения Ставропольского края!
Маршрутные листы:
Команда 1
Станция 1
Станция 2
Станция 3
Станция 6
Станция 5
Команда 2
Станция 2
Станция 3
Станция 1
Станция 5
Станция 4
Команда 3
Станция 3
Станция 1
Станция 2
Станция 4
Станция 5
Станция 1. «Мы – команда»
Принадлежности: карандаши.
Команда должна выполнить задание вместе. Учащиеся встают в круг и указательными пальцами держат карандаш, далее приседают . команда зарабатывает жетон , если при выполнении задания ни один карандаш не упадет.
– Ребята, эта станция называется «Вкусно и полезно» на столе вы видите разные продукты питания. Сейчас вы соберете в один пакет все продукты, которые считаете полезными. Команда получает жетон, если за 1 минуту соберет все полезные продукты.
Станция 3. «Мы – за ЗОЖ»
Принадлежности: листочки с пословицами, разделенными на части.
Учащимся даются листочки с пословицами, они соединяют начало и конец пословицы. Команда зарабатывает жетон, если за 1 минуту соединит правильно все пословицы.
Примерные пословицы:
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна.
В здоровом теле здоровый дух.
Паруса да снасти у спортсмена во власти.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом – богат и делом.
Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Станция 4. «Самый-самый»
Принадлежности: мата, секундомер
Команда приходит в спортзал, каждый ученик из команды качает пресс, количество всех учеников суммируется.
Станция 5. «Народная медицина»
Принадлежности: карточки с названиями растений, карточки с названиями заболеваний.
Учащиеся получают карточки с названиями растений и карточки с названиями болезней.
Ромашка – ангина
Малина – высокая температура
Подорожник – порезы, ссадины
Мать-и-мачеха – кашель
Крапива – радикулит
Чистотел – кожные заболевания
Чеснок – грипп
Черника – болезни глаз
Валериана – нервное расстройство
Каланхоэ – насморк
Станция 6. «Первая помощь»
Принадлежности: бинт, вата, ножницы.
Капитан команды выбирает билет, в котором описана рана больного. Одного ученика выбирают для перевязки, и одного в роли врача. Жетон дается , если рана перевязана правильно, быстро и аккуратно.
Станция 7. «Что? Где? Почему?»
Принадлежности: доска с нарисованным силуэтом человека, рисунки органов (сердце, легкие, печень, мозг, желудок)
Учащиеся за 2 минуты должны расположить все органы на свои места и назвать их главные функции. Жетон дается, если ученики справляются вовремя.
– Все большие молодцы! Ребята, давайте подсчитаем жетоны и подведем итоги.