Добрый день, наши дорогие умники и умницы! Добрый день, уважаемое жюри, гости!
Мы приветствуем вас на нашем химическом марафоне «Эрудит».
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он —
Весь мир бессловесных ему подчинен.
Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а нашим девизом будут вольные интерпретации русской поговорки: «Плох тот ученик, который не мечтает стать выпускником» и «Плох тот конкурсант, который не мечтает стать победителем»! Но вы не волнуйтесь, вы уже победители, раз вы попали на нашу игру.
Эрудит – это человек всесторонних знаний. Он может ответить на вопрос о том, с какой скоростью растут волосы человека, какое море нашей планеты самое соленое, какая кислота содержится в лимонаде и т.д.
Сегодня здесь собрались те, кто не равнодушен к окружающему миру, те, кто любит читать, узнавать новое, те, кто проявил свою высокую эрудицию в изучении такого замечательного предмета, как химии.
Знакомство.
Но прежде чем начать игру, нам необходимо познакомиться с правилами конкурса. Игра будет проходить в несколько основных этапов.
Первый - всем знакомая игра: «Что? Где? Когда?»
Второй – «Ребусы».
Третий – «Мозговой штурм»
Четвертый – «Расчетные задачи»
Пятый - «Конкурс для зрителей»
На каждом этапе вы получаете определенное количество балов, затем эти баллы суммируются, и определяется победитель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химический марафон "Эрудит"»
Сценарий проведения химического марафона «Эрудит»
Добрый день, наши дорогие умники и умницы! Добрый день, уважаемое жюри, гости!
Мы приветствуем вас на нашем химическом марафоне «Эрудит».
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он —
Весь мир бессловесных ему подчинен.
Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а нашим девизом будут вольные интерпретации русской поговорки: «Плох тот ученик, который не мечтает стать выпускником» и «Плох тот конкурсант, который не мечтает стать победителем»! Но вы не волнуйтесь, вы уже победители, раз вы попали на нашу игру.
Эрудит – это человек всесторонних знаний. Он может ответить на вопрос о том, с какой скоростью растут волосы человека, какое море нашей планеты самое соленое, какая кислота содержится в лимонаде и т.д.
Сегодня здесь собрались те, кто не равнодушен к окружающему миру, те, кто любит читать, узнавать новое, те, кто проявил свою высокую эрудицию в изучении такого замечательного предмета, как химии.
Следить за работой наших эрудитов сегодня будет уважаемое жюри в составе: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знакомство.
Но прежде чем начать игру, нам необходимо познакомиться с правилами конкурса. Игра будет проходить в несколько основных этапов.
Первый - всем знакомая игра: «Что? Где? Когда?»
Второй – «Ребусы».
Третий – «Мозговой штурм»
Четвертый – «Расчетные задачи»
Пятый - «Конкурс для зрителей»
На каждом этапе вы получаете определенное количество балов, затем эти баллы суммируются, и определяется победитель.
I этап. Игра «Что? Где? Когда?»
Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?» Итак, начнем приятную процедуру нашей игры. Каждый правильный ответ оценивается в баллах. Максимальный балл 2. ( В этой игре можно получить и бонусные баллы, но об это попозже)
Мы приготовили для вас самые разнообразные вопросы, будьте начеку, потому что они могут быть как сложными, так и весьма комичными.
Презентация «Что?Где?Когда?»
А сейчас команды поочередно будут отвечать на вопросы, начинаем с команды школы_№________
Вопросы для игры«Что?Где?Когда?»
Вопрос №1 Кроссворд
соли
Задание: Заполнить ячейки кроссворда названиями солей во множественном числе.
Вопрос №2 Атом любого химического элемента – как бы
крохотная Солнечная система. Поэтому
такую модель атома, предложенную
английским химиком, называют
планетарной. Кто этот химик? (Даниэль Резерфорд (1871-1937))
Вопрос №3
Этот химический элемент долго искали на Солнце и даже заранее присвоили ему соответствующее название, а нашли в атмосферном воздухе. Что это за элемент?
(гелий)
Вопрос №4
Газ, образующийся в верхних слоях атмосферы Земли и защищающий живые организмы от губительного воздействия жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. Что это за газ? Назовите формулу этого вещества (озон; О3)
Вопрос №5
Удивить готов он нас - Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что он – графит. Грамотный народ поймет То, что это … (углерод)
Вопрос №6
Без него мы жить не можем,
Он всегда нам всем поможет.
Он находится везде –
И на суше и в воде.
Кто же скажет мне из вас,
Как зовётся этот газ? (кислород)
Вопрос №7
Какой неметалл является лесом? (бор)
Вопрос №8
Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)
Вопрос №9
Металл, который поможет измерить температуру, если вы, простудитесь.
Что это за металл? (ртуть)
Вопрос №10
Сколько нейтронов в атоме железа? (30 нейтронов)
Вопрос №11
Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (угольную)
Вопрос №12
Когда (в каком году) и кем был открыт периодический закон химических элементов? (1869, Д.И.Менделеев)
Вопрос №13
Какой химический элемент состоит из двух животных?(мышьяк)
Вопрос №14
В состав, названия какого металла входит дерево? (никель)
Вопрос №15
Определите степени окисления всех элементов в перманганате калия
KMnO4
(K+1Mn+7O4-2 )
Вопрос №16 Что за элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 6 ?
(сера)
Вопрос №17
Какой галоген входит в состав зубной эмали?(фтор)
Загадки
Загадка№1 - 5 баллов
Я – газ, простое вещество, Двузначен номер мой. А слог мой первый – божество,
Река – вот слог второй. (ра-дон)
Загадка№2 - 5 баллов
Горючий продукт я, «Живу» на болотах. Но есть одна буква
В названье коротком. Прыжок её быстрый – И всё изменилось: Я стал элементом. Так чудо свершилось! (торФ -Фтор)
Один древнейший неизвестный автор писал так: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!..»
Но мы до седин ждать не будем и уже по окончанию первого тура, подсчитаем баллы у каждой команды. Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами попробуем разгадать ребусы
IIэтап. « Ребусы »
Согласно словарю С.И. Ожегова - "Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков"
Вашему вниманию предлагаются ребусы. Вам дается на каждый ребус 1 минута времени. За правильно решенный ребус - 1 балл. Ответ на каждый ребус пишите на листке и передаете жюри.
Не забывайте указать № школы и помните, если жюри засомневается в вашем ответе, необходимо объяснить, как вы решали ребус.
Ребята, прошло два этапа нашей игры и мы предоставляем слово жюри.
III этап. «Мозговой штурм»
Начинаем игру «Мозговой штурм»
Выбираем из таблицы номер вопроса по теме. Каждый правильный ответ оценивается определенным количеством балов.
Это тур мы начинаем с команды школы № ____________.
Вопросы для игры «Мозговой штурм»
Тема: Строение атома
10б
Сколько электронов в атоме ртути? (восемьдесят электронов)
20б
Определите количество неспаренных электронов в атомах серы и азота?
(В атоме серы – два, в атоме азота – три )
30б
Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2,8, 4.(кремний – Si)
40б
Назовите частицы, из которых состоит атом.
(атом состоит из протонов (p+ ); нейтронов (n0) и электронов (е-))
50б
По какой формуле можно определить максимальное (наибольшее) число электронов, находящихся на энергетическом уровне? Каково максимальное число электронов на 1-4 энергетических уровнях?
(Nmax = 2n2, где n – номер уровня.Максимальное число электронов на энергетических уровня: I – 2; II – 8; III – 18; IV – 32)
Тема: ПСХЭ им. Менделеева
10б
Чему равна относительная атомная масса хлора? (Аr (Cl) = 35,5)
20б
У элементов одного периода не изменяется:
радиус атома,
электроотрицательность,
число электронов,
число электронных слоев?
(число электронных слоев)
30б
Чему равно число электронов на последнем энергетическом уровне у химических элементов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева?
(номеру группы)
40б
Как изменяются свойства элементов в группе сверху вниз?
(металлические свойства нарастают; убывают неметаллические свойства)
50б
Как изменяются свойства элементов в периоде с увеличением порядкового номера? (убывают металлические; нарастают неметаллические)
Тема: Химический элемент
10б
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (кислород)
20б
Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (хлор)
30б
Первый слог мой- отрицанье,
Слог второй- местоименье,
Отгадай мое названье,
Поскорей, я жду решенья! (не - он)
40б
Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать. (Натрий)
50б
Агрессивнейший в команде.
Всех способен окислять, Только с кем-нибудь в комплекте
Сможем в деле применять. С ним получим алюминий,
Вазы матовый узор, Удалим оксид при пайке.
Безусловно это… (фтор)
Тема:Классы соединений
10б
Как называют соли кремниевой кислоты? (силикаты)
20б
Назовите следующее химическое вещество, к какому классу соединений оно относится – Ca(NO2)2 (соль – нитрит кальция)
30б
Какие значения может иметь степень окисления?
(отрицательное, положительное или нулевое значения)
40б
Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека? Назовите формулу и название этой кислоты (Соляная кислота - HCl )
50б
Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, дыме, я везде!
О каком соединении идет речь?(Углекислый газ – СО2)
Тема: Химический ералаш
10б
Этот галоген был открыт с помощью домашнего кота. О каком веществе идет речь? (иод)
20б
Нота плюс женское имя, а в целом напишем … (ре-Зина)
30б
Какая вода содержит меньше примесей дождевая или минеральная?
Назовите не менее трех произведений, в заглавии которых используется
название химических элементов или веществ.
Медный всадник
Золотой теленок
Человек в железной маске
Гранатовый браслет
Изумрудный город
Малахитовая шкатулка
Продавец воздуха
Серебряное копытце
Закончился 3 этап и вновь слово - жюри.
IVэтап. «Расчетные задачи»
На решение задач вам отводиться 7 мин. Каждая правильно решенная задача оценивается в 5-ть баллов.
Задача №1.
Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял. Что понял ученик?
Задача №2.
Масса раствора равна 57 г с массовой долей поваренной соли 30%. Вычислите массу вещества и массу воды , которую необходимо взять для получения раствора.
Команды прошли все этапы и, пока жюри подводит итоги, в игру вступают группы поддержки. Для вас мы приготовили фотопортреты. Балл получает тот, кто правильно и быстро даст ответ.
V этап. « КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ »
Болельщики команд отвечают на фотовопросы. Баллы приплюсовываются командам. ( самый активный болельщик награждается грамотой)
ПОСЛЕДНИЙ СЛАЙД С МУЗЫКОЙ
Наша игра завершена. Слово за жюри.(подведение итогов, награждение победителей).
Спасибо всем за игру. До свидания, до новых встреч!