Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Мир вокруг нас"»
Методическая разработка
игры-викторины «Мир вокруг нас»
Дисциплина: Химия и Биология
Аннотация
На основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования резко возрастает значение внеаудиторной работы. Достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные интеллектуальные и интерактивные игры.
Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.
Положительное влияние на личность студентов оказывает также и групповая деятельность. Ключевой особенностью викторины является ориентация на коллективную работу с объектом. Викторина рассчитана на работу сразу нескольких пользователей и способна выделять различные аспекты работы людей в группе: как соревновательные, так и объединяющие.
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 1-2 курса. В викторину включены вопросы по дисциплине Химия и Биология.
Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным темам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения смежных дисциплин, дополнительных занятиях и общая эрудиция.
В ходе викторины обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.
Этапы подготовки и проведения интерактивной викторины «Мир вокруг нас»
Цели игры:
обучающая: расширение кругозора студентов, активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры; формирование внимательного отношения к дисциплинам.
развивающая: формирование умений обдумывать и принимать решения, развитие мышления, памяти, эрудиции.
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у студентов самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность современного специалиста.
Задачи игры:
- повторение и обобщение полученных ранее знаний.
- формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией
Оборудование и материалы, необходимые для проведения мероприятия:
компьютер;
мультимедийный проектор с экраном;
бланки для подсчетов баллов;
таблички с названиями команд;
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
Организация подготовки к игре и правила:
В игре могут принимать участие 2-3 команды по нескольку человек.
Игра состоит из 5 туров. Начинает игру команда, которая раньше остальных поднимет флажок. После выбора вопроса команде дается 30 секунд на обдумывание ответа. При неправильном ответе ход переходит к другой команде, поднявшей флажок. У доски ведущие игры (2 человека) записывают, и очки и наблюдают за поднятыми флажками. Игра закачивается, когда разыграны все вопросы (35-40 мин).
Подводим итоги, поздравляем победителей и участников игры.
Заключение
Обучающимся на викторине было интересно, так как использовался метод соревнования, который заставляет активизироваться учащихся. Считаем, что цель достигнута – выявлен победитель.
Подростки, переступив порог техникума, ждут от нас чего-то совершенно нового, необычного. Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, путь к профессии. Производству требуется не пассивный исполнитель, а ответственный деятель, способный развивать производство, удерживать динамику профессии, стремиться к профессионализму.Литература и источники:
Дорофеев А.И. и др. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие. – Л.: Химия, 1990.
Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 2005.
Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 2010.
Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.
Подборка журналов «Химия в школе» разных лет.
Энциклопедия для детей. Химия. – М.: Аванта +, 2005
Леенсон И.А. Происхождения названий химических элементов и терминов "Химия и жизнь - 21 век" [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.xenoid.ru
Ход игры
1-й ведущий:
О, химия, наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть будет биология очами. Не разлучайте этих двух сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанья человеческие шире.
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня собрались с вами, чтобы прославить самую удивительную из наук – химию и только химию.
2-й ведущий: Ну, вы не правы, разве можно прожить без литературы или истории? Ну, а химию вовсе и знать не обязательно?
1-й ведущий: Ах так! А мы сейчас посмотрим? Ну-ка, отгадайте наши загадки!
1. Не фокус это – все мы знаем,
Что цепи длинные глотаем. (Полимеры: белки, углеводы)
2. В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился. (Сахар)
3. Он с морской капустой дружит и лекарством людям служит.
Знает, знает весь народ – коль ушиб, то нужен… (йод)
4. Если жар у человека, поищи его в аптеке.
И от гриппа, от ангин вам поможет… (аспирин)
5. Это что за наказание – выключается сознание.
Заплетаются слова, закружилась голова.
Я на солнышке лежал, вдруг сознанье потерял.
Как откачали – не помню я, знаю лишь, что мне помог
Гидроксид … (аммония)
6. Его придумал Макентош, когда ходил он в том под дождь
Надевал он всем в пример натуральный полимер. (Каучук)
7. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад. (Известняк)
8. Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи.
Стоит только сделать вдох, чтобы я явиться смог,
Но если дверь, окно закрыты и приглашаешь ты друзей,
Смотри – потом не пожалей! (Углекислый газ)
2 ведущий:Внимание! Внимание! Приглашаем всех на викторину «Перекрестки естественных наук»!
1 ведущий:Наши участники уже прибыли. Это лучшие химики и биологи, которые никогда не унывают, хорошо считают и решают задачи.
2 ведущий:Команды заняли свои места и через несколько минут представят нам свои названия и капитанов. А я тем временем представлю вам наше строгое, но справедливое жюри.
Представление команд
1 ведущий:I тур – «Разминка»
Команды выбирают вопрос и отвечают на него, за каждый правильный ответ получают 1 балл.
2 ведущий:II тур –«Кто есть кто»
Команды будут представлены портреты ученых, внесших немалый вклад в развитие химии и биологии. К портретам приведены факты из биографии ученых. Если команда определит ученого с первой подсказки, то получит 3 балла, со второй – 2 балла, с третье – 1 балл.
1 ведущий:IIIтур –«Черный ящик»
Вниманию команд будут предложены черные ящики и даны комментарии по поводу, находящихся в них предметов. Команды должны написать на листках свои варианты ответов. Время на размышления 30 секунд. По истечении времени листки с ответами надо передать жюри. Правильный ответ – 3 балла.
2 ведущий: Вы, пожалуй, правы. Ни одной отрасли промышленности не обойтись без знаний по химии. И всё же уморили вы нас своими заданиями. Пора и отдохнуть.
1 ведущий: Ну это запросто! Вы фокусы любите?
(выходит «фокусник»)
Опыт « Несгораемый платок»
1вариант. Платок пропитать раствором силиката натрия и высушить. Смочить спиртом, поджечь. Спирт сгорает, платок остаётся невредимым.
2 вариант. Влажный платок смочить спиртом. Эффект тот же самый.
Опыт « Вулкан»
На асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония. Для лучшего эффекта подогреть вещество снизу, а сверху в горку вставить раскаленную стеклянную палочку. Вулкан начинает действовать с места, где стеклянная палочка, т.е. с середины. Образующийся зеленый пепел необходимо собрать, поэтому прибор ставим на широкий поднос. По окончании опыта тщательно убрать пепел.
Опыт « Дым без огня».
Два больших химических стакана ополоснуть концентрированной соляной кислотой и нашатырным спиртом и накрыть каждый стеклом. Для проведения опыта поместить их отверстиями друг к другу и убрать стекла. При смешивании этих веществ образуется обильный «дым». Следить, чтобы стакан с кислотой был вверху, а с аммиаком внизу.
1 ведущий:IV тур- «Угадай-ка»
Участникам команды предстоит разгадать ребусы.
2 ведущий:V тур – «Цветные элементы»
Командам предстоит определить о каком элементе идет речь.
2 ведущий: Что-то пить хочется!
1 ведущий: Ну, это можно. Чего бы ты хотел выпить?
2 ведущий: Ну не знаю. Может молока (выносят стакан с «молоком» опыт № 1,2 и ещё несколько «пустых» стаканов)
1 ведущий: Запросто!
2 ведущий: Нет лучше водички (опыт № 2)…нет или компотику (опыт № 3)… нет или лучше газировки (опыт № 4)…
Опыт « Превращение молока в воду, компот, газировку»
1. Раствор хлорида кальция и соляной кислоты («молоко»).
2. Добавить несколько капель соляной кислоты, Жидкость вскипает и становится бесцветной (вода).
3. Перелить полученный раствор в другой стакан, стенки которого смочены раствором лакмуса. Изменение окраски раствора лакмуса в кислой среде (красный – «компот»).
4. Перелить в стакан, на дне которого тонким слоем (незаметно) насыпан порошок мела или известняка (выделение углекислого газа – «газировка»).
2 ведущий: Здорово! А как это у вас получается?
1 ведущий: Будешь дружить с химией – узнаешь! Наша викторина подошла к завершению. Пока жюри подсчитывает баллы, у нас есть для вас еще одно задание.
2 ведущий: Да, переводил я пословицы с иностранного языка, и какая-то ерунда получилась. Может поможете?
Перевёртыши
Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)
Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит.)
Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.)
В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)
Вот здорово, а я бы вовек не догадался. Спасибо вам за интересную игру. Теперь и я буду дружить с такой замечательной наукой!