kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…» (Мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие предназначено для учащихся 8 классов, начинающих изучать химию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Я знак бессмертия себе воздвигнул…» (Мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)»

Мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения

М.В. Ломоносова.

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

(8 классы)

Ведущий: Вот уже три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа – М.В. Ломоносов. Простой русский человек, сын архангельского крестьянина – помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

Он совершил столько научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов. По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных.

Сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы вспомнить этого великого человека и те деяния, которые были сделаны им во благо России. Наша встреча пройдет в форме устного журнала, из которого вы не только узнаете что-то новое о жизни и творчестве великого ученого, но и, надеюсь, будете активно участвовать в беседе. Предлагаю открыть первую страничку нашего устного журнала.


1 страничка

«Крестьянский сын Михайло Ломоносов, родившийся под северной звездой»

краткий очерк о жизни ученого

1 ученик: Архангельский край, как и весь Русский Север, с давних пор был заселен многочисленными племенами. Вдоль полноводных рек строились укрепленные города и посады, промысловые селения. В устье Северной Двины в Холмогорском уезде расположилась деревня Мишанинская. Здесь-то в семье зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой, дочери дьякона, 8 ноября 1711 году родился сын Михаил.

2 ученик: С десятилетнего возраста Ломоносов уходил с отцом, опытным помором, в далекие плавания по Белому и Северному морям, а иногда и Ледовитому океану, приобщаясь к трудному и опасному делу. Кто знает, как называлось судно семьи Ломоносовых? («Чайка»).

3 ученик: Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. Учиться грамоте он начал поздно, лет в 12, «дивное устройство окружающей природы» волновало его, хотелось учиться». Ребята, назовите первые книги, по которым учился Ломоносов. Он выучил их наизусть и назвал «вратами учености». («Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого).

4 ученик: Ломоносову шел 19-й год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение. Какое? (Московская Славяно-греко-латинская академия. Второе название – Спасские школы). Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть свое крестьянское происхождение.

5 ученик: Это было тяжелое время для Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «…Несказанная бедность: имел один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет, и наук не оставил». В конце 1735 года в Московскую Академию пришел приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов.

6 ученик: В сентябре 1736 году Ломоносов для продолжения учебы был послан за границу. Его зачислили в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и философии. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам.

7 ученик: В 1741 году Михаил Васильевич Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию. Какую должность ему предложили? (Адъюнкт, помощник профессора). Но работать было сложно. Против Ломоносова ополчилась группа профессоров-иностранцев во главе с Шумахером, руководившим тогда Академией. Они не могли простить крестьянскому сыну гордости, независимости, гениальности. Ему не выплачивали вовремя жалование, а однажды посадили даже под арест.

8 ученик: И что же? Этот период оказался едва ли не самым плодотворным в жизни ученого. Вынужденный сидеть дома, он написал столько, сколько его недруги не смогли бы сочинить за всю свою жизнь. Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один – химик, другой – поэт и историк. Тяжело заболев в марте 1765 года, он говорил академику Я. Штелину: «Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества…». 4 апреля 1765 сердце Ломоносова перестало биться.


Ведущий: Ломоносов – ученый, Ломоносов - поэт и историк. Кто же он на самом деле? Академик Келдыш писал: « Трудно назвать какую-либо отрасль из существовавших в XVIII в., в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время». Многое сделал Ломоносов для русской науки. Он ввел множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил Ломоносов: квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник и т.д. Но, наверное, о его открытиях нам лучше расскажут ребята 7 б класса.

2 страничка

Ломоносов - великий ученый

«Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, был сам первым русским университетом». (Пушкин А.С.)

«Далеко простирает руки свои химия в дела человеческие!" (Михайло Ломоносов).


Ведущий: Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде. Русский язык Ломоносов знал и любил и многое сделал для его совершенствования.

3 страничка

Ломоносов – поэт.

«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом…, он был ее Петром Великим». (В.Г.Белинский)


1 ученик: В 1739 году (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет ее в Петербург в Российское собрание при Академии наук. Это было как гром среди ясного неба! Впоследствии Белинский сказал: «Новая русская литература началась с «Оды на взятие Хотина». Дело в том, что Ломоносов открыл для литературы силлабо-тоническую систему стихосложения, которая перевернула представление о поэзии. Появились такие размеры, как ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий. Один из современников Ломоносова вспоминал о первом прочтении его стихов: «Мы были очень удивлены таким еще не бывалым в русском языке размером стихов… Все читали и удивлялись новому размеру».

2 ученик: Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, к русским людям, к науке. В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов прославляет науку. Давайте все вместе вспомним отрывок из оды: (на экране)

… юношей питают,

Отраду … подают,

В счастливой жизни украшают,

В … случай берегут,

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в …,

В … шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.


3 ученик: В XVIII веке оды Ломоносова гремели на всю страну. Многим его стихам подражали поэты XIX века. Послушайте стихотворение Ломоносова. Как оно называется? Какой известный поэт XIX века продолжил эту тему?

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой,

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

(«Памятник», А.С.Пушкин «Памятник)

4 ученик: Ломоносов знал и любил русский язык. О красоте русского языка он писал:«Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»

5 ученик: Ломоносов заложил основы современного русского разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка. Это «Российская грамматика» и «Краткое руководство к риторике». Много поколений русских людей учились по этим учебникам.


Ведущий: Надо сказать, что язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка. Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова.

- покажите мне ланиты (щеки)

- покажите мне длань (ладонь, рука)

- покажите десницу (правая рука)

- сколько ног у желны (дятел – 2)

- простоволосый – это кто? (с непокрытой головой)

- покажите, где носят клобук: на голове, на шее или в кармане (это высокий головной убор).

Ведущий: Выдающийся ученый, выдающийся поэт 18 века – Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю как один из самых выдающихся людей России. Даже после его смерти вот уже 300 лет звезда его достижений не меркнет, его имя продолжает служить на благо своего народа

4 страничка

А знаете ли вы …

«Дерзайте Отчизну мужеством прославить!» М.В.Ломоносов

  1. Знаете ли вы, что в честь Ломоносова назван целый город, и расположен он на южном побережье Финского залива.

  2. Знаете ли вы, что в Архангельске в 1829 году на деньги, собранные путем всероссийской «подписки» был сооружен памятник М. В. Ломоносову скульптором И.П.Мартосом.

  3. Знаете ли вы, что учреждение университета в Москве стало возможным благодаря М.В.Ломоносову. Это произошло в 1755 г.

  4. Знаете ли вы, что в МГУ установлен суперсовременный компьютер, которому дали имя «Ломоносовский»

  5. Знаете ли вы, что М.В. Ломоносов в совершенстве знал двенадцать языков, а ещё на девятнадцати иностранных языках мог сносно разговаривать.

  6. Знаете ли вы, что создана большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова, которая является высшей наградой Российской академии наук.


Н.И.Рыленков «Ломоносов».


Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашел слова, звучащие как медь!

Доколь же иноземное засилье

Придется в Академии терпеть?

В нее вошел, достойный славы Россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Михаил Васильевич Ломоносов — не просто выдающийся ученый, просветитель и общественный деятель. Это один из символов России. Он воплотил в себе огромный творческий и интеллектуальный потенциал, сильный характер, стремление служить Отечеству и умение реализовать это стремление на деле, несмотря на трудности и препятствия. Ломоносов рожден был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать".



1 ученик: Архангельский край, как и весь Русский Север, с давних пор был заселен многочисленными племенами. Вдоль полноводных рек строились укрепленные города и посады, промысловые селения. В устье Северной Двины в Холмогорском уезде расположилась деревня Мишанинская. Здесь-то в семье зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой, дочери дьякона, 8 ноября 1711 году родился сын Михаил.


2 ученик: С десятилетнего возраста Ломоносов уходил с отцом, опытным помором, в далекие плавания по Белому и Северному морям, а иногда и Ледовитому океану, приобщаясь к трудному и опасному делу. Кто знает, как называлось судно семьи Ломоносовых? («Чайка»).


3 ученик: Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. Учиться грамоте он начал поздно, лет в 12, «дивное устройство окружающей природы» волновало его, хотелось учиться». Ребята, назовите первые книги, по которым учился Ломоносов. Он выучил их наизусть и назвал «вратами учености». («Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого).


4 ученик: Ломоносову шел 19-й год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение. Какое? (Московская Славяно-греко-латинская академия. Второе название – Спасские школы). Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть свое крестьянское происхождение.


5 ученик: Это было тяжелое время для Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «…Несказанная бедность: имел один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет, и наук не оставил». В конце 1735 года в Московскую Академию пришел приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов.


6 ученик: В сентябре 1736 году Ломоносов для продолжения учебы был послан за границу. Его зачислили в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и философии. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам.


7 ученик: В 1741 году Михаил Васильевич Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию. Какую должность ему предложили? (Адъюнкт, помощник профессора). Но работать было сложно. Против Ломоносова ополчилась группа профессоров-иностранцев во главе с Шумахером, руководившим тогда Академией. Они не могли простить крестьянскому сыну гордости, независимости, гениальности. Ему не выплачивали вовремя жалование, а однажды посадили даже под арест.


8 ученик: И что же? Этот период оказался едва ли не самым плодотворным в жизни ученого. Вынужденный сидеть дома, он написал столько, сколько его недруги не смогли бы сочинить за всю свою жизнь. Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один – химик, другой – поэт и историк. Тяжело заболев в марте 1765 года, он говорил академику Я. Штелину: «Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества…». 4 апреля 1765 сердце Ломоносова перестало биться.

1.Знаете ли вы, что в честь Ломоносова назван целый город, и расположен он на южном побережье Финского залива.


2.Знаете ли вы, что в Архангельске в 1829 году на деньги, собранные путем всероссийской «подписки» был сооружен памятник М. В. Ломоносову скульптором И.П.Мартосом.


3.Знаете ли вы, что учреждение университета в Москве стало возможным благодаря М.В.Ломоносову. Это произошло в 1755 г.


4.Знаете ли вы, что в МГУ установлен суперсовременный компьютер, которому дали имя «Ломоносовский».


5.Знаете ли вы, что М.В. Ломоносов в совершенстве знал двенадцать языков, а ещё на девятнадцати иностранных языках мог сносно разговаривать.


6.Знаете ли вы, что создана большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова, которая является высшей наградой Российской академии наук.









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карлушина Марина Петровна

Дата: 14.08.2016

Номер свидетельства: 339301


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства